Психологические особенности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ……………………… 5

1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей………………………………………………………… 5

1.2 Особенности организации отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе……………………………………………………… 8

1.3. Особенности организации отдыха детей из неблагополучных семей………………………………… 14

ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ…………………………… 17

2.1. Особенности интересов детей из неблагополучных семей

………………………………………………………………17

2.2 Организация отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе с учётом интересов детей……… 22

2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 32

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные дети нуждаются в понимании и признании, сохранении их индивидуальности в широком поле личностного развития.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации оздоровительных компаний. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных социальных и экономических условиях. Кроме того, правильная организации отдыха детей способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.

Отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека с учётом реалий современной жизни.

8 стр., 3723 слов

Проблемы социализации детей в неполных семьях

... А.И. Ковалевой, И.Л. Первовой, А.Н. Яковлевой и др. Семья признается основным институтом социализации детей. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах А. Карлсона, Т. Парсонса, Д. ... городском социуме; 4. Проанализировать роль Центра социальной помощи семье и детям в решении проблем социализации детей в неполных семьях. Поставленные цель и задачи обусловили выбор таких методов ...

Отдых детей должен быть насыщенным, полным событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Отдых и игры должны побуждать подростков к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.

Важно, чтобы маленький человек почувствовал себя взрослым в то же время остался ребёнком со своими радостями и интересами.

Таким образом, проблема организации детского отдыха во внеклассной работе является актуальной. Особенно она важна в отношении детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей. Младшие школьники ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. И, если детям в благополучной семье полноценно проводить каникулы помогают родители и другие члены семьи, то дете из неблагополучных семей находятся в совершенно другой ситуации, что требуют от педагогов особого подхода к организации содержательного детского отдыха.

Объект исследования — отдых детей из неблагополучных семей в школе.

Предмет исследования — специфика организации отдыха детей из неблагополучных семей в школе.

Цель курсовой работы – разработать и апробировать программу организации отдых детей из неблагополучных семей в школе.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть психолого-педагогические и социально-психологические особенности организации отдыха неблагополучных детей во внеклассной деятельности в школе

2.Отобразить опыт организации отдыха неблагополучных детей внеклассной работы в школах.

3.Проанализировать организацию внеклассной деятельности школы по обеспечению отдыха детей из неблагополучных семей.

4.Разработать и внедрить программу организации отдыха неблагополучных детей внеклассной деятельности школы.

Гипотеза:организация отдыха детей младшего школьного возраста с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе.

Методы исследования:

-​ опытно – экспериментальная работа;

-​ исследовательская беседа;

-​ анкетирование;

-​ методика «Исследование эмоционального потенциала коллектива», автор А.Н. Лутошкин;

-​ математическая обработка данных.

База исследования: опытно – экспериментальная работа проводилась на базе СШ № 199 г. Минск в сентябре 2015. В нём приняли участие 30 человек детей младшего школьного возраста; 4 педагога.

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Психологические особенности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей

Ю.А. Стрельцов утверждает что границы младшего школьного возраста, совпадающие с этапом обучения в начальной школе, установлены в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста у ребёнка начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для детей начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [29, с. 316].

4 стр., 1958 слов

Понятие рекреации, физической рекреации, отдых, досуг, рекреационная ...

... течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска». Культурно-досуговая деятельность – это специфическая активность людей во время ... – это восстановление, выздоровление и отдых, связанные с физическими упражнениями. Но кроме этих упражнений ее составляют другие виды деятельности, досуга и т.п. (С.В. ...

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смысла — ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определенным нормам, или не приведет к поставленной цели.

Пятаков описывает, что развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию, благодаря чему усиленно впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие нравственных чувств младшего школьника, ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни [27, с. 322].

Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает переживать свою уникальность, осознает себя личностью. Это проявляется во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности. Они учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми [39, с. 248]. Они стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для них компании, чтобы выделиться в ней, добиться успеха. Мотив достижения успеха является основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, выражающаяся в просоциальном поведении,

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов. Индивидуальный подход, учёт интересов детей особенно необходимы, когда речь идёт о детях из неблагополучных семей

Ребёнок из неблагополучной семьи, может иметь различные проблемы развития.

Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов: неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитом мышлении (наглядно-образном, абстрактно-логическом, вербальном и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).

Л. Н. Галигузова утверждает что отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе в связи с диагнозом «задержка психического развития». А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути его социализации в обществе [7, с. 18].

Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений — мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

Трудности социализации, нередко приводят к безответственности, к недостаточному пониманию или непринятию детьми моральных норм, правил и ограничений, кразличного рода девиациям уже в младшем школьном возрасте.

Л.С. Жаркова говорит — Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в особом, гуманном к ним отношении, в профессиональном сопровождении. Ребенку из неблагополучной семьи нужен друг, способный к пониманию, — тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни [13, с. 126].

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение заключаются в умении воспитать у детей правильную позицию по отношению к людям, к миру и к самим себе.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... появляется необходимость изучения деструктивного влияния педагогической деятельности на личность учителя, проявляющегося в стагнации, профессиональных кризисах ... учителя иногда не только не способствуют развитию ребенка, но и сами становятся невосприимчивы к ... деятельности, отношением администрации к учителям – стремлением (или отсутствием такового) создать оптимальные условия для труда и отдыха ...

Таким образом, основные достижения младшего школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Однако результаты психологических исследований свидетельствуют о значительных проблемах развития личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семьях. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Коррекция данных нарушений должна быть предустотрена при организации отдыха детей из неблагополучных семей.

Особенности организации отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе

В подходах к пониманию сущности отдыха до сих пор нет полного единства. Существует три основных взгляда на сущность отдыха [15, с. 22 – 24]:

1)​ деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где “отдых” и “внерабочее” (внеучебное) время рассматриваются как одно и то же;

2)​ отождествление понятий “отдых” и “свободное время”;

3)​ отдых – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с развитием личности. Мы придерживаемся третьего подхода к пониманию отдыха.

Ещё до начала XX века понятие «отдых» означало способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

Когда люди говорят о отдыхе, чаще всего они имеют в виду свободное от работы, учёбы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации отдыха населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.П. Иванов,С.М. Курганский и др.).

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

-​ на производственно — трудовые функции, или учебную деятельность, включая дорогу к месту работы (учёбы), и обратно;

-​ физиологический отдых (ночной сон);

-​ оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;

-​ покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

-​ приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

-​ воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его отдых, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

Таким образом, понятия “отдых” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «отдых» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

36 стр., 17733 слов

Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации ...

... работы является социальная работа с детьми-инвалидами. социальная работа инвалид детский Предметом изучения является социальная работа с детьми-инвалидами (на примере деятельности общественных организаций). Цель исследования - рассмотреть социальную работу общественных организаций с ... расширением - перечня медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом, и которые были ведены в 1991 ...

Г.А. Аванесова утверждает что существует множество разнообразных типологий современного отдыха. Наиболее распространено деление отдыха на: [1, с. 19].

-​ деятельный и созерцательный;

-​ ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;

-​ домашний и внедомашний;

— индивидуально организованный и коллективно – организованный.

Важную роль в социализации детей, подростков и юношества играет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие оптимальному осуществлению этого процесса: «обществоведение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и др. Однако этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно целенаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы проводятся во всех общеобразовательных школах.

Внутришкольные вечера, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет массового характера в связи со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных заинтересовать детей и подростков, профессионально организовать их отдых.

В. Е. Триодин трактует что важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность [33, с. 119].

Отдых может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключен его воспитательный потенциал. Но свободное время, не организованное должным образом, может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира человека, и даже к таким проявлениям девиантного поведения, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

А.А. Аронов говорит что досуговая деятельность подрастающего поколения должна базироваться на определённых принципах.

К ним относятся: [4, с. 46 – 47].

1. Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.

20 стр., 9579 слов

Игровая деятельность младших школьников как условие реализации ...

... реализации коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 1.1 Понятие об игровой деятельности младших школьников Игра - естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой ... образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Объект ...

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при организации их отдыха. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника отдыховой акции.

4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать отдых детей, подростков и юношества. Важно направлять детей и подростков на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.

5. Принцип преемственности — предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали им в организации отдыха, учили философии отдыха..

Реализация принципов организации детского отдыха на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

Отдых – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности младших школьников в контактах.

Такие формы отдыха, как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях отдыха формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Отдых для младших школьников – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.

Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время отдыха дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В такой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.

15 стр., 7286 слов

Изучение взаимоотношений между детьми в семье

... взаимоотношениях между детьми в семье; - провести практическое исследование взаимоотношений между детьми разного возраста в семье; - разработать рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей; - разработать ...

В сфере отдыха дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное.

В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации детского отдыха выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).

Данная форма организации отдыха детей пришла к нам из за рубежа.

Деятельность аниматора может быть разносторонней или иметь определенную воспитательную направленность. Важно, что любая организуемая деятельность не является самоцелью – это лишь средство для создания среды, в которой каждый человек может успешно развиваться. Особенно важно это для детей, так как правильно организованная социальная среда оказывает большое влияние на повышение общего уровня культуры личности. По мнению многих ученых, педагогическая анимация пробуждает у человека веру в свои силы и возможности, активизирует процессы общения, самосознания, самопризнания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, соответствующих потребностям человечества во всех видах деятельности.

А.Д. Жарков утверждает что анимация, тесно взаимодействуя с социальным воспитанием, выполняет функции:

-​ приспособления и включения, ее цель – обеспечить социализацию личности и подготовить ее к многочисленным изменениям, которые несет индустриальное общество, как в экономическом, так и в культурном плане;

-​ рекреационная, которая связана с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;

-​ воспитательная;

-​ критическая: выступает катализатором поисков новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни;

-​ культурная: в которой педагогическая анимация предстает как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией [13, с. 134 – 136].

На основе вышесказанного можно вывести следующие основные характеристики отдыха детей младшего школьного возраста:

— отдых имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без ...

... реабилитации несовершеннолетних Заключение Библиографический список Приложение Введение Дети из неблагополучных семей и дети, оставшиеся без попечения родителей - это социально ... социально-психологической реабилитации несовершеннолетних 1. Основные понятия социально-психологической реабилитации детей 2. Неблагополучная семья 3. Основные принципы и методы социально-психологической реабилитации ...

— отдых основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

— отдых предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

— отдых формирует и развивает личность;

— отдых способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

— отдых формирует потребность детей в свободе и независимости;

Таким образом, можно констатировать, что сущностью отдыха детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами — специалистами в области организации детского отдыха совместно с другими взрослыми

Особенности организации отдыха детей из неблагополучных семей

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей.

Педагогически направленная социализация детей из неблагополучных семей должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.

Стержнем адаптации и интеграции детей из неблагополучных семей в общество является воспитание у них чувства дружбы, готовности к взаимопомощи. Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности развития детей из неблагополучных семей, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияние семьи.

А.Д. Жарков утверждает что каникулярное время относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности, когда можно практически для каждого ребёнка создать ситуацию успеха. Именно успех придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которых невозможно становление здоровой психики [13, с. 119].

Досуговая деятельность детей в связи с этим должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.

Л. Н. Галигузова говорит поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время отдыха необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Для этого важно расширять конкретно – чувственный опыт: увеличивать “пространство обитания”, в каникулярное время чаще совершать с детьми прогулки за территорию школы, всевозможные экскурсии, менять обстановку, в которой дети занимаются досуговой деятельностью [7, с. 23].

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, которые предназначены для развития различных сторон психики младшего школьника. Огромное значение для развития детей данного возраста имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объёмов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно – образные представления ребёнка о величине, форме, строении предметов.

Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Для развития вербального интеллекта важно, чтобы дети рассказывали какие – ни будь истории, сочиняли сказки, рассказы, стихи.

Взрослый во время занятий с детьми должен быть предельно доброжелателен, поощрять малейший успех каждого ребёнка.

Л. Н. Галигузова утверждает что пассивность и неверие детей в то, что время после занятий можно провести интересно и с пользой для себя, обычно помогают преодолеть такие формы организации отдыха, как театрализация, анимация. С их помощью дети проигрывают различные жизненные ситуации, учатся ориентироваться в них, проявлять находчивость, сопереживать товарищу. Они полезны для развития общения со взрослыми и сверстниками, позволяют отработать навыки поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Полезно учить детей не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и даёт, по существу, возможность овладеть этой ситуацией).

Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребёнок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его поступок. Можно разыгрывать подобные сюжеты по типу театральных сюжетов[7, с.25].

Таким образом, отказ от авторитарного стиля общения с детьми, от жёсткой регламентации содержания и форм досуговой деятельности позволяет преодолеть формализм, сделать отдых детей интересным.

Выводы по 1 главе

1. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимы для того, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме, нашёл своё место в жизни. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

2. Результаты психологических исследований показывают, что большинство детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей имеют значительные проблемы личностного развития. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально — волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к серьёзным проблемам адаптации этих детей.

3. Понятия “отдых” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, имеют ввиду потенциальную возможность использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «отдых» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

4. Отдых может стать средством развития личности ребёнка, в чём заключены его воспитательные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. Организация детского отдыха должна вылиться в крупномасштабную социальную акцию, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, профилактика девиантного поведения.

5.Сущностью отдыха детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, обусловленное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами совместно с другими взрослыми.

6. При организации досуговой деятельности необходимо учитывать следующие факторы: быструю утомляемость детей, их неспособность сосредоточиться на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности.

Особенности интересов детей из неблагополучных семей

Исследование проводилось на базе СШ № 199 г. Минск. В нём приняли участие 30 человек детей младшего школьного возраста; 4 педагога в сентябре 2015 г..

Для выявления особенностей интересов детей младшего школьного возраста в сфере проведения отдыха были разработаны анкеты, предложенные детям из неблагополучных семей и детям из обычных семей, а также педагогам (Приложение 1 – 3)

В анкетировании приняли участие дети младшего школьного возраста.

В результате анкетирования мы выяснили, что 94 % детей знают, когда будут осенние каникулы; 6% — не знают.

На каникулах дети, по их словам:

-​ играют – 47%;

-​ гуляют – 40%;

-​ читают- 20%;

-​ занимаются интересными делами вместе с учителем – 13%;

-​ ходят на экскурсии – 13%;

-​ просто отдыхают – 13%;

-​ ходят в кино – 7%.

Дети хотели бы провести каникулы:

-​ дома — 53%;

-​ у бабушки – 27 %;

-​ на юге – 7%;

-​ в Минске – 7%;

-​ в походе, путешествии – 13 %.

Дети хотели бы провести каникулы:

-​ весело –27%;

-​ сходить на каникулах в бассейн – 27%;

-​ играть в различные увлекательные игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего» — 13%;

-​ гулять в парке — 7%;

-​ устроить праздник – 7%;

-​ ходить по магазинам – 7%;

-​ гулять с мамой – 7 %;

-​ нет никаких желаний – 7%.

20% детей на вопрос «Как ты хочешь провести каникулы?» ответили так же, как и на вопрос «Где ты хочешь провести каникулы?» – дома, то есть эти дети не разграничивают эти вопросы.

Осуществить свои пожелания, связанные с организацией отдыха на каникулы, по мнению детей, можно (Приложение 4):

-​ не знают – 53 %;

-​ с помощью учителя – 13 %;

-​ с помощью водителя автобуса, который отвозит детей – 13 %;

-​ с помощью директора – 7%;

-​ с помощью мамы – 7 %;

-​ с помощью друзей – 7%.

Любимые занятия детей:

-​ играть – 47%;

-​ рисовать – 33%;

-​ заниматься спортом – 20%;

-​ мастерить различные поделки, шить 13 %;

-​ танцевать – 13%;

-​ гулять – 7 %.

Таким образом, подавляющее большинство детей знает, когда у них будут осенние каникулы.

Большинство детей считают, что на каникулах они играют и гуляют; некоторые – просто отдыхают, читают, занимаются интересными делами с учителем, ходят на экскурсии, в кино.

Большинство детей хотело бы провести каникулы дома, остальные – у бабушки, на юге, на даче, в Минске, в походе, в лагере, то есть все дети хотели бы провести каникулы за пределами школы.

Не все дети различают вопросы «Как бы ты хотел провести каникулы?» и «Где ты хочешь провести каникулы?». На оба эти вопроса некоторые дети ответили – дома. Это говорит о том, что понятие «дом» значит для них очень много. Это для них и место, где они хотели провести каникулы, и вид отдыха. Некоторым детям очень хочется провести каникулы с мамой (7%).

Для некоторых детей (27 %) важно не то, чем они будут заниматься в каникулы, а то, что бы им было весело, то есть у них на первый план выходят эмоции, хорошее настроение.

Остальные хотели бы сходить на каникулах в бассейн, играть в различные увлекательные игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего», гулять в парке, устроить праздник, ходить по магазинам.

Есть и такие (хотя их и немного), которые ничего не хотят, что является очень тревожным сигналом.

Любимые занятия детей: играть (у большинства), рисовать, заниматься спортом, мастерить различные поделки, шить, танцевать, гулять.

Интересны данные анкетирования, полученные у детей из обычных семей.

94 % детей, знают, когда будут осенние каникулы; 7% — не знают.

На каникулах дети:

-​ смотрят телевизор и играют в компьютерные игры – 80%;

-​ просто играют 73%;

-​ играют с друзьями, братьями или сёстрами – 27%;

-​ гуляют – 60%;

-​ просто отдыхают – 13%;

-​ ходят в гости – 13%;

-​ помогают по хозяйству – 7 %.

Дети хотели бы провести каникулы:

— в Египте, Сочи, на Чёрном море, в круизе, в Минске

–​ 47%;

–​ дома – 27%;

–​ в гостях у родственников – 7 %.

Во время каникул дети хотели бы заниматься:

-​ играть в компьютерные игры, смотреть телевизор – 73%;

-​ кататься на велосипеде – 37%;

-​ плавать, купаться – 27%;

-​ ходить в кино – 13%;

-​ гулять с друзьями 13 %;

-​ путешествовать – 7%.

Любимые занятия детей:

-​ компьютерные игры – 73%;

-​ спортивные занятия – 27%;

-​ чтение – 13%;

-​ домашние дела – 7%.

Таким образом, большинство детей также знают, когда у них будут осенние каникулы.

На каникулах дети чаще всего смотрят телевизор и играют в компьютерные игры, просто играют, гуляют. Иногда они играют с друзьями, братьями или сёстрами, просто отдыхают, ходят в гости, помогают по хозяйству.

Большинство детей хотели бы провести каникулы в Египте, Сочи, на Чёрном море, в круизе, в Минске, то есть вне дома, хотели бы сменить обстановку. Часть детей хотела бы провести каникулы дома или в гостях у родственников.

Большинство детей во время каникул хотели бы играть в компьютерные игры, смотреть телевизор. Остальные — кататься на велосипеде, плавать, купаться, ходить в кино, гулять с друзьями, путешествовать.

Любимое занятие большинства детей — компьютерные игры. Остальные любят спортивные занятия, чтение, заниматься домашними делами.

Анкетирование детей из неблагополучных семей и детей, воспитывающихся в обычной семье, показало, что интересы детей из неблагополучных семей в сфере отдыха отличаются от интересов детей, воспитывающихся в обычной семье.

Дети из неблагополучных семей предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства родители лишены родительских прав).

Дети из обычных семей в большинстве своём хотели бы куда-нибудь поехать (в Египет, Сочи и т. д.).

Дети из неблагополучных семей имеют традиционные интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить поделки, танцевать, хотят праздника. Дети из обычных семей в большинстве своём всем занятиям предпочитают играть в компьютерные игры и смотреть телевизор (Приложение 5).

Педагоги планируют провести осенние каникулы:

-​ учитывая желания детей — 50%;

-​ организовать походы в лес, в кино – 50%;

-​ организовать поход в театр, спортивные мероприятия – 25%.

На вопрос о том, как проходили каникулы раньше, педагоги ответили:

-​ проводились различные мероприятия – 50%;

-​ по плану – 25%;

Педагоги встречают следующие трудности в организации отдыха в каникулярное время:

-​ недостаточное финансирование – 50%;

-​ слишком разные интересы у детей – 25%;

-​ вопрос оставили без ответа – 25%.

Возникающие трудности педагоги разрешают:

-​ заключая договоры со спонсорами — 25%;

-​ никак не разрешают – 75%.

Таким образом, педагоги хотели бы учитывать интересы детей, организуя отдых в каникулярное время. Однако, судя по некоторым ответам, это не всегда удаётся: бывает, отдых организуется строго по плану без учёта интересов детей

Педагоги встречают следующие трудности в организации отдыха в каникулярное время: недостаточное финансирование, слишком разные интересы у детей; многие не захотели ответить на этот вопрос. Недостатки финансирования часто удаётся преодолеть с помощью спонсоров, другие трудности зачастую никак не решаются.

Таким образом, интересы детей в сфере отдыха имеют свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать организаторам отдыха в школе.

2.2. Организация отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе с учётом интересов детей

На основе результатов анкетирования мы разработали и провели мероприятия для детей младшего школьного возраста в осенние каникулы.

Мы разработали план воспитательной работы школы на октябрь (Приложение 6), который включал в себя во время каникул следующие мероприятия: «День вежливости», экскурсия в Пожарную часть №1, подготовка к Дню Матери, занятия по кулинарии, праздник «Умники и умницы», праздник «Золотая осень», спортивные мероприятия, поещение бассейна.

План составлен с учётом разнообразных интересов детей и возможностей педагогического коллектива школы. Здесь предусмотрены праздники, мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности, показать свои кулинарные успехи.

Однако, на наш взгляд, условием успешной реализации этих мероприятий является их обогащение. Необходимо наполнить их интересным содержанием, разнообразными играми, шутками, конкурсами, загадками, музыкальными номерами, спортивными играми, интересными для детей данного возраста и в тоже время познавательными.

02. 10. 15 «День вежливости».

Дети учились вежливо общаться друг с другом и окружающими людьми. Чтобы им было интересно, обучение правилам вежливости мы провели в игровой форме (игры «Вежливо – невежливо», «Волшебные слова», «Составь вежливое слово»).

Игры были разработаны с учётом проблем детей из неблагополучных семей, включали разнообразную деятельность: дети слушали весёлые стихи; описанные в них хорошие поступки встречали хлопанием в ладоши, плохие – молчанием, составляли из букв слова, называли вежливые слова, участвовали в конкурсах по отгадыванию загадок.

03. 10.2015 состоялась экскурсия в Пожарную часть г. Минска.

Цель экскурсии: познакомить детей с историей пожарных частей Минска, с работой пожарной части, с навыками пожаротушения, с правилами поведения при пожаре.

После экскурсии с детьми были проведены конкурсы: «носим воду», «носим песок», «одеваем противогаз». Таким образом, не только были закреплены полученные знания о тушении пожаров, но были приобретены практические навыки, а кроме того, дети получили возможность проявить ловкость, сноровку, активно отдохнуть.

05. 10. 2015 состоялась подготовка к празднику «День Матери».

Подготовка к Дню Матери вызвала особенные трудности, так как у некоторых детей матери лишены родительских прав, но дети всё равно продолжают любить их и мечтают жить в семье. Это мероприятие требует от организаторов особого педагогического такта. Поскольку все дети мечтают жить с мамой, мы решили провести работу с родителями, родственниками детей и пригласить их на праздник.

07. 10. 2015 проводился литературно – музыкальный час «Умники и умницы».

Игры и конкурсы с детьми проводил их любимый литературный персонаж Буратино. Он подшучивал над ними, хвастался, хвалил их за удачные ответы, ловкость, различные таланты. Дети восприняли Буратино не как взрослого, играющего роль, а как реально существующего весёлого человечка, и очень рады были с ним читать, считать, собирать очень быстро с завязанными глазами портфель и т. д.

Они очень искренно попросили Буратино приходить к ним почаще.

Таким образом, мероприятия в каникулярное время были проведены с учётом разнообразных интересов детей. Были предусмотрены праздники, мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности, показать свои кулинарные успехи.

2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы

С целью выявления отношения детей и педагогов школы к тем формам организации отдыха, которые были использованы нами во время осенних каникул, проведено анкетирование (Приложение 8– 9).

Мы установили, что 67 % детей понравились осенние каникулы; 27 % считают, что каникулы прошли как всегда, ничего нового не было; 6% детей было скучно на каникулах.

Все 100% опрошенных детей принимали участие в каникулярных мероприятиях.

Из них 73% детей ответили, что им интересно было участвовать в мероприятиях; 27% затруднились ответить.

Детям больше всего понравились мероприятия:

— экскурсия в пожарную часть – 100 % опрошенных;

— репетиция к празднику «День Матери» — 80%;

— «День вежливости» — 60% опрошенных;

— занятия по домоводству – 47 %;

— праздник «Золотая осень» – 47 %;

— игра «Умники и умницы» — 27% (Приложение 10).

Мы обратили внимание, что мероприятия литературно – музыкальной направленности меньше всего понравились детям. Вероятно, это связано с особенностями детей из неблагополучных семей, с нарушениями развития эмоциональной сферы, с задержкой в психическом развитии.

В мероприятиях детям больше всего понравились:

-​ игры – 93 %;

-​ конкурсы – 93%;

-​ песни — 40%;

-​ сценки – 27 %.

Настроение до мероприятия обычно у детей было:

— спокойное – у 46%;

— грустное – у20 %;

— трудно определить – у 20 %;

— восторженное — у 7 %;

— тревожное – у 7%.

Настроение после мероприятия обычно у детей было:

-​ спокойное – у 53%;

-​ восторженное — у 40%;

-​ грустное – 0%;

-​ тревожное – 0%;

-​ трудно ответить — 7% (Приложение 11).

Таким образом, большинству детей каникулы понравились. Все дети принимали участие в каникулярных мероприятиях. Большинству детей интересно было участвовать в мероприятиях.

Также с целью выявления отношения к тем формам организации отдыха, которые были использованы нами во время осенних каникул, проведено анкетирование педагогов:

По мнению педагогов, осенние каникулы прошли;

–​ очень хорошо – 25%;

–​ хорошо – 25%;

–​ — по плану – 50%.

Все 100% педагогов отметили изменения настроения детей в лучшую сторону во время этих осенних каникул по сравнению с предыдущими.

Все 100% педагогов считают, что в эти каникулы были учтены интересы детей при организации их отдыха.

Все 100% педагогов считают, что целесообразно было выявлять интересы детей при организации их отдыха

Все 100% педагогов отметили позитивное эмоциональное состояние у детей во время каникул.

Таким образом, педагоги отметили изменения настроения детей в лучшую сторону во время этих осенних каникул по сравнению с предыдущими, отметили позитивное эмоциональное состояние у детей во время каникул. Они считают целесообразным выявлять интересы детей при организации их отдыха и видят, что в эти каникулы интересы детей были учтены.

Выводы по 2 главе

1. Анкетирование детей из неблагополучных семей и детей из обычных семей, показало, что интересы детей из неблагополучных семей в сфере отдыха отличаются от интересов детей, воспитывающихся в обычной семье. Причём по уровню психологического и интеллектуального развития эти дети имеют много общего.

Дети из неблагополучных семей предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства родители лишены родительских прав).

Дети, воспитывающиеся в обычных семьях, наоборот, предпочли бы провести каникулы вне дома.

Дети из неблагополучных семей имеют традиционные для детей, не имеющих материальных и технических возможностей, интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить поделки, танцевать, хотят праздника.

2. На основе анкетирования детей мероприятия в каникулярное время были проведены с учётом разнообразных интересов детей. Были предусмотрены праздники, мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности, показать свои кулинарные успехи.

Мероприятия содержали разнообразные игры, шутки, конкурсы, загадки, музыкальные номера, спортивные игры, интересные и познавательные для детей младшего школьного возраста.

3. После мероприятий эмоциональный настрой коллектива детей менялся: из неопределённого или напряжённого становился позитивно – стимулирующим.

 

Заключение

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Могучим стимулом для развития личности ребёнка может стать отдых. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может стать фактором виктимизации личности. Поэтому организация детского отдыха на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

Сущностью отдыха детей младшего школьного возраста в каникулярное время является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами — специалистами в области организации детского отдыха совместно с другими взрослыми.

Досуговая деятельность в условиях школы должна стать совместной развивающей деятельностью детей и взрослых. При этом необходимо предоставлять детям самостоятельность, обеспечивать смену ролей и деятельности каждого ребёнка, развивать интересы, умения, способности детей.

Нами было проведено исследование, позволяющее сделать вывод о том, что организация отдыха детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей во внеклассной работе с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе.

Анкетирование детей из неблагополучных семей проведённое на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы, показало, что интересы детей из неблагополучных семей в сфере отдыха отличаются от интересов детей, воспитывающихся в обычной семье.

Дети из неблагополучных семей предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства родители лишены родительских прав).

Дети из неблагополучных семей имеют традиционные для детей, живущих в обеднённой среде, имеющих задержку в психическом развитии интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить поделки, танцевать, хотят праздника.

Результаты констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы были учтены при разработке формирующего этапа. Мероприятия в каникулярное время были проведены с учётом разнообразных интересов детей из неблагополучных семей. Были предусмотрены праздники, мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности, показать свои кулинарные успехи.

Мероприятия содержали разнообразные игры, шутки, конкурсы, загадки, музыкальные номера, спортивные игры, интересные и познавательные для детей младшего школьного возраста.

Таким образом, предположение о том, что организация отдыха детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей в каникулярное время с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе, подтвердилось.

 

Список литературы

1.​ Аванесова, Г.А. Культурно –досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г.А. Аванесова – М.: Аспект Пресс, 2006.- 236с.

2.​ Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин — Кострома: РЦ НИТ «Эврика — М», 1999. — 288с.

3. Акимова, Л. А. Социология досуга /Л.А. Акимова. – М.: МГУКИ, 2003.–123с

4. Аронов, А. А. Творчество в контексте социализации личности /А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004.–№2.–С.54–62.

5. Вайндорф-Сысоева, М. Вожатые в детском лагере / М. Вайндорф-Сысоева // Народное образование. – 2004. — № 3. – 74 с.

6. Галаева, Е. В. Современные тенденции в развитии социально–культурной сферы /Е.В. Галаева // Культура: управление, экономика, право.–2004.–№3.–26–31.

7. Галигузова, Л. Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребёнка и детских домах// Л. Н. Галигузова- Вопр. психологии. 1990. №:. С.17 – 25.

8. Гончарова, Н.Е. Организационная культура: конспект лекций / Н.Е. Гончарова. – М.: Приор-издат., 2004. – 208 с.

9. Генкин, Д. М. Массовые праздники: учеб. Пособие /Д.М. Генкин.–М.: Просвещение, 1975.–140с.

10. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Е.Б. Евладова.- М., Владос, 2005.- 204 с.

11. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. – М., 2004. – 221 с.

12. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. — М.: МГУК, 1998. — 312 с.

13. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. / Л.С. Жаркова. — М.: МГУКИ, 2003. — 234 с.

14. Жарков, А. Д. Культурно–досуговая деятельность как общественный феномен /А.Д. Жарков //Вестник МГУКИ.–2003.–№2.–С.72–80.

15. Зубов, Н. Как руководить педагогами: пособ. для руководителей образовательных учреждений / Н. Зубов. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с.

16. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / Акад. последиплом. образования ; авт.-сост. Н.А. Сакович. – Минск, 2004. – Ч. 2 : Сказкотерапевтические технологии. – 84 с.

17. Каникулы: игра, воспитание / Под ред. О.С. Газмана. — М., 1988. — 208 с.

18. Киселева, Т. Г. Основы социально–культурной деятельности: Учеб.пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.– М.: МГУКИ, 2004.

19. Киселёва, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособ. / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. — М., 1995. — 241 с.

20. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учеб. пособ. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.

21. Коллективная творческая деятельность (методические рекомендации) // Воспитание школьников. — 2003. — № 3. – С.20-23.

22. Культурно–досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова.– М.: МГУКИ, 1998.– 461с.

23. Летний отдых: идея, проект, воплощение: из опыта работы детских Оздоровительных центров Нижегородской области.- Н.Новгород, 2002. – 288с.

24.​ Магницкая, Л.Д. Опыт формирования культуры здоровья у подростков / Л.Д. Магницкая //Дополнительное образование. – 2005. — №6. – 50 с.

25. Мосалев, Б. Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований: Учеб. Пособие /Б.Г. Мосалев.–М.: МГУКИ, 1995.–96с.

26. Организация и методика художественно–массовой работы / Под. ред. Д.М.Генкина, А.А.Коновича, Б.Н.Петрова. – М., 1987. – 192 с.

27.​ Пятаков, Н.Е. О культуре речи и ловушках сквернословия / Е. Пятаков // Школьный психолог. – 2010. — № 6. – С. 17-32.

28. Самодеятельные молодежные объединения: метод. Материалы.– Л., 1988.

29. Стрельцов , Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие /Ю.А. Стрельцов.– М.: МГУКИ, 2003.– 296с.

30. Стрельцов, Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А. Стрельцов — М., 1991. – 322с.

31. Социально–культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии.–М.,2001.–136с.

32. Суртаев, В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности / В.Я. Суртаев — СПб., 1992.–82с.

33. Триодин, В. Е. Педагогика клубной работы / В. Е. Триодин– М., 1984. – 152 с.

34.​ Фришман, И.И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. — 2003. — № 3. – С.28-29.

35. ​ Шульга И. И. Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом // Школьные технологии. – 2006. — № 3. – С. 134 – 136.

Приложение 1

Анкета для детей из неблагополучных семей

Дорогой друг!

Просим тебя заполнить анкету на тему «Осенние каникулы».

Нам важно мнение каждого из Вас.

Анкета анонимная, то есть своё имя писать не нужно.

Правила заполнения анкеты.

Отвечая на 1 – й вопрос, обведите кружком или подчеркните тот ответ, который совпадает с вашим мнением.

Отвечая на другие вопросы, запишите свой ответ в отведённом месте.

Заранее благодарим вас за работу.

1. Знаешь ли ты, что скоро осенние каникулы? — да нет

2.Что Вы делаете на каникулах?_________________________

3.Где хочешь провести каникулы в этот раз?___________________________

4. Как хочешь провести каникулы?_________________________________

5.Как ты думаешь, как это можно сделать в школе? ____________________________________________________________________

6. Твоё любимое занятие___________________________________________

Приложение 2

Анкета для учащихся школы

Дорогой друг!

Просим тебя заполнить анкету на тему «Осенние каникулы».

Нам важно мнение каждого из Вас.

Анкета анонимная, то есть своё имя писать не нужно.

Правила заполнения анкеты.

Отвечая на 1 – й вопрос, обведите кружком или подчеркните тот ответ, который совпадает с вашим мнением.

Отвечая на другие вопросы, запишите свой ответ в отведённом месте.

Заранее благодарим вас за работу.

1.Знаешь ли ты, что скоро осенние каникулы? — да нет

2.Что Вы делаете на каникулах дома?_________________________________

4. Чем хочешь заниматься на осеннтих каникулах?_______________________

5. Твоё любимое занятие___________________________________________

Приложение 3

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги!

Просим Вас заполнить анкету на тему «Организация отдыха младших школьников в каникулярное время». Нам важны Ваши ответы.

Анкета анонимная.

Запишите ответы в отведённом для них месте.

Заранее благодарим Вас за работу.

Анкета.

1.Как планируете провести осенние каникулы с детьми?__________________

2.Как проводились каникулы раньше?__________________________________

3.Какие трудности возникают в организации отдыха в каникулярное время?

4.Как разрешаются возникающие трудности в организации отдыха?

Приложение 4

Представления детей о том, кто может им помочь интересно провести каникулы.

 

Приложение 5

Сравнительная таблица интересов детей из неблагополучных семей, и детей, воспитывающихся в обычной семье, в сфере отдыха.

1.​ Где хотели бы провести каникулы?

варианты ответов детей из неблагополучных семей (%) дети, воспитывающиеся в семье (%)
дома
в гостях у родственников
на юге, в Минске,в путешествии

2.​ Любимые занятия.

варианты ответов детей из неблагополучных семей (%) дети, воспитывающиеся в семье (%)
играть
смотреть телевизор, играть в компьютерные игры
заниматься спортом
заниматься домоводством
гулять
читать
рисовать
танцевать

Приложение 6

План воспитательной работы.

Мероприятия Срок Ответственные
1. Футбол 01.10.15 Физрук, воспитатели
2. День вежливости 02.10.15 Детский совет, педагоги
3. Экскурсия в ПЧ № 1 03.10.15 Директор, педагоги
4. Подготовка к Дню Матери 05. 10. 15 Педагоги
Занятия по домоводству. Кулинария 06. 10.15 Воспитатели
6. Праздник “Умники и умницы” 07.10.15 Педагоги
Праздник “Золотая осень” 08. 10. 15 Педагоги
Посещение бассейна “Акватика” 15. 10. 15 23. 10. 15 Педагоги
Спортивная игра 28.10.15 Организация “AWORD»
Игра – путешествие в мир здоровья 30. 10. 15 Мед.работник
День Матери 29. 10. 15 Воспитатели, зав.библиотекой, педагоги доп. образования

 

Приложение 7

Конспекты мероприятий в осенние каникулы

02.10.2015

День вежливости

Цель: развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими людьми.

Задачи:

1.Формирование правильного умения обращаться друг с другом и взрослыми.

2. Воспитывать нравственные поступки.

3. Коррекция нежелательных черт личности.

Методы: рассказы, игры, чтение стихов.

Оформление: плакат «Ничто не обходится нам так дешево, и не ценится так дорого, как вежливость».

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

Как вы понимаете, что такое — вежливость? (вежливость — моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой и привычным способом обращения с окружающими.Вежливость включает в себя внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность).

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым – означает знать, как себя вести.

Игра:»Вежливо-невежливо».

Педагог:

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случился с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Топайте ногами.

1. Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Всё равно ты едешь стоя,

Лучше деньги экономить.

2.Если стали вам грубить,

Нужно вслед им нахамить.

3.Если вам подарят книгу,

Вы ответите «спасибо!»

4. Если вы зашли в кино,

А оно идёт давно,

Нужно громко прокричать

«Кто посмел без нас начать?»

5. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он ни извинялся,

Поступок этот не простим.

6.Если ты пошёл гулять,

И оделся чисто,

То домой придти ты должен

Хуже трубочиста.

Педагог:

Мы часто слышим выражение «вежливый человек». «Какого человека называем вежливым? Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках, в словах. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы с вами называем «волшебными».

Как вы думаете, почему их так назвали?

Послушайте стихотворение А. Шибаева.

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем…

«Настя славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слово «здрасьте».

А слово-то какое – очень дорогое.

Он про внучку говорил:

«Экая досада»

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну, сказала бы «спасибо»!

Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»?

Слушаем дальше советы автора:

Загадки:

1. Растает ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста)

Как нужно здороваться? (читает Даша)

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори,

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

На самом деле дети должны первыми здороваться со взрослыми в школе.

Нужно здороваться со всеми учителями, а не только со своими. Невежливо приветствовать издалека. Подойдите поближе и поздоровайтесь.

Итог:

— О чем мы сегодня с вами беседовали?

— Что понравилось на занятии?

-​ Что нового вы сегодня узнали?

Педагог: Давайте мы скажем друг другу вежливые слова: «До свидания!», «До новых встреч!»

Приложение 8