Глава 1. Основные задачи кабинета здорового ребёнка

На основании Приказа Минздрава соц. развития РФ от 7 октября 2005 г № 627

«Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»  (в ред. пр. МЗСРРФ № 120 от 19 февраля 2007 г.) согласно пункту 1.3 Амбулаторно- поликлиническое учреждение Городская детская поликлиника имеет право существовать.

Согласно приказу от 19 августа 2009 года N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»: 

(с изменениями на 19 апреля 2011 года) Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации  организовать центры здоровья для детей в срок до 1 декабря 2010 года. Который в свою очередь осуществляет взаимодействие по вопросам реализации Мероприятий с кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства детей и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

Глава 1. Основные задачи кабинета здорового ребёнка

— Пропаганда здорового образа жизни в семье;

— обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход);

— санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;

— контроль за нервно-психическим развитием детей.

1.2 Роль врача в кабинете здорового ребёнка

В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно — просветительной работе с населением. Основными задачами которой являются:

1.2.1 прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года — не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет — 1 раз в год;

26 стр., 12728 слов

Конфликтность в семье в первые годы совместной жизни

... чтобы примерно 50 семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. ... В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, ...

1.2.2 в соответствии с назначениями врача:

— консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);

— обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска;

— проведение контрольных кормлений, расчетов питания;

— выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина «Д» на дом или в кабинете;

— проведение диагностики нервно — психического развития, выявление особенностей

поведения детей 2 и 3-го года жизни.

1.2.3 обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания;

1.2.4 обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта;

1.2.5 обеспечение родителей методическими материалами — памятки, брошюры;

1.2.6 консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно — психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;

1.2.7 участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей — специалистов;

1.2.8 осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой:

информирование участковых врачей — педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

1.2.9 ведение в истории развития ребенка (форма 112/у) вкладыша — карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка;

1.2.10 оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;

1.2.11 осуществление связи с домом санитарного просвещения с целью изучения и

распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.

Глава 2. Принцип преемственности и Взаимосвязи кабинета здорового ребёнка

2.1 С родильным родом

После рождения ребёнка персонал родильного дома звонит в городскую детскую поликлинику по месту жительства родильницы. По телефону говорят о рождении нового гражданина, в следствии чего Детская поликлиника обязана взять на учёт данного ребёнка. На следующий день после выписки малыша из роддома ( не позднее 3 дня ) врачом должен осуществиться патронаж на дому.

2.2 С участковым педиатром

Поскольку в кабинете здорового ребёнка осуществляется профилактика здоровых детей, то в том случае если фельдшер или медицинская сестра выявляют у ребёнка какую либо патологию они немедленно сообщают об этом участковому педиатру, который в свою очередь принимает дальнейшее действие по лечению малыша. Он может направить его к узким специалистам, если это необходимо перевести ребёнка на стационарное лечение.

5 стр., 2140 слов

4. Структура органов ВиСПР в ВС РК

153-154 4. Структура органов ВиСПР в ВС РК (Указ Президента ... – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, органов военного управления по формированию и развитию личности военнослужащих в ... военно-политической, морально-психологической и информационной обстановке, принимаемых решений органами гос.власти, полученных задачах в целях формирования устойчивого морально- ...

2.3 С родителями

Кабинет здоровго ребёнка пропагандирует здоровый образ жизни в семье. Следовательно взаимосвязь и преемственность осуществляется с мамами и папами, которым рассказывают о правилах ухода за детьми

Глава 3. Группа заболеваний занимающие наибольший удельный вес в структуре заболеваемости среди детей

В кабинете здорового ребёнка за текущий 2010 год Наибольшей удельный вес заболеваемости среди детей занимают болезни органов дыхания. Согласно ВОЗ на 100000 детей 20 000 имеют заболевания данной патологии.

Болезни органов дыхания являются медико-социальной проблемой потому что:

-занимают 3 место в структуре смертности детей

-занимают 1 место в структуре распространённости среди детей

-занимают 1 место (60%) в структуре первичной заболеваемости у детей. Отмечается значительный рост в структуре данной заболеваемости:

-занимают 2 место в структуре инвалидности среди детей

-первостепенную роль в возникновении течении и исходах болезней органов дыхания играют факторы образа и условия жизни. А также развитие ребёнка в антенатальном и интранатальном периоде.

3.1 Факторы риска в возникновении болезней органов дыхания у детей

— Хронические заболевания и курение матери;

— активное медикаментозное лечение беременной в антенатальном периоде;

— частые ОРЗ ( 4 и более раз ) в период грудного вскармливания;

— проживание в неблагоустроенном жилье;

— отягощённый семейный анамнез (наследственность);

— отягощённый аллергический анамнез;

— острый простой бронхит и острая пневмония в период раннего возраста;

— частые ОРЗ в период дошкольного возраста;

3.2 Экономический ущёрб

Болезни органов дыхания ведут за собой тяжёлые последствия, которые в свою очередь приводят к большому числу инвалидности и даже смертности детского населения.

3.3 С целью восстановления больных страдающих болезнями органов дыхания деятельность кабинета здорового ребёнка не направлена, медицинский персонал работает только со здоровыми детьми.

3.4 Роль врача

Несомненно роль врача огромная как в обучении так и в воспитании пациентов с данной патологией. Но как известно в кабинете здорового ребёнка врач не работает он осуществляет контроль за персоналом. Что же касается фельдшеров или медицинских сестёр работающих в кабинете то и их роль очень большая. Их задачей является распростренение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей, привитие родителями гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здорового образа жизни, работа по формированию здорового образа жизни среди детей. Они должны выявить факторы риска, которые могут вызвать развитие данной патологии, обучить пациента и его родственников как повлиять на эти факторы, чтоб не допустить развития данного заболевания у детей а именно: как правильно пеленать детей чтобы им не было ни жарко не холодно, как правильно купать ребёнка и в чём, как проводить закаливающие процедуры, объяснить маме что грудное вскармливание наилучшая профилактика от заболеваний для малыша, ведь если здорова мама, то благодаря её молоку в котором содержиться большое количество антител, витаминов и питательных веществ малыш будет максимально защищён от внешних раздражителей и многое другое на что направлен кабинет здорового ребёнка. Убедить родителей маленького человечка в принятии решения об отказе от вредных привычек. Главная задача фельдшера сделать все возможное, чтобы у данного ребёнка не развилось данное заболевания, проводить разъяснительные беседы о изменении образа жизни семьи.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Глава 4. Оценка качества медицинской помощи в кабинете здорового ребёнка

4.1. Структурный подход

4.1.1 Материально-техническое оснащение:

— стол пеленальный;

— весы медицинские, ростомер;

— стол для проведения массажа;

— детский стол и стул для оформления игрового уголка;

— аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери;

— стенд «Гигиеническая ванна»;

— кукла с набором одежды для новорожденного;

— стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни;

— стенд по режимам для детей первых трех лет жизни;

— шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни;

— стенд по организации питания детей 2-3 года жизни;

— стенд по массажу и гимнастике;

— стенд по закаливанию;

— два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни;

— стенд — показатели нервно — психического развития 2- 3 года жизни;

— шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни;

— игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни;

— стенд по гигиене полости рта;

— стенд по устранению вредных привычек.

В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно — психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

11 стр., 5271 слов

Физиотерапевтическое лечение при заболеваниях органов дыхания

... основанным на использовании природных калийных солей, является солетерапия. 1 Виды заболеваний органов дыхания 1.1 Аспергиллез Аспергиллез - заболевание, вызываемое грибами рода Aspergillus с ... -тикоидов, цитостатиков. Симптомы, течение . Аллергический бронхолегочный аспергиллез возникает у здоровых лиц с исходно неизмененным иммунологическим статусом. Характерны лихорадка, бронхоспазм; мокрота ...

4.1.2. Кадровый состав:

В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская   сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и   санитарно — просветительной работе с населением. Руководство работой кабинета осуществляется районным педиатром. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка работает под контролем старшей медицинской сестры  поликлиники.

4.2. Процессуальный

— организация лечебно-профилактической помощи осуществляется в зависимости от форм заболевания, экстренности и других форм заболевания. Через кабинет здорового ребёнка проходит каждый родившийся ребёнок;

— охват предродовым патронажем 94%;

— регулярность наблюдения детей на 1 году жизни медсестрой 72%.

4.3. Результативный

-Распределние детей 1 года жизни по группам здоровья:

I группа 55;

II 50;

III 10.

-процент детей достигших одного года жизни, находившихся на грудном вскармливании до 4-х месяцев. 55%.

Глава 5 Факторы, влияющие на соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в кабинете

— Ежемесячные проверки администрации состояния кабинета, дезинфекции;

— строгое наказание за не выполнения санитарно-противоэпидемических правил;

— строгое наблюдение заведующего и старшей медсестры за соблюдением чистоты в отделения и выполнения работы младшего медперсонала;

— обучение медперсонала правилам дезинфекции и соблюдений правил разведения дезинфектантов и обработки использованного материала и инструментария

мероприятия, направленные на снижение риска возникновения внутрибольничных инфекций:

все кабинеты, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (мытье полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) должны осуществляться не менее 2 раз в сутки, а при необходимости и чаще, с применением моющих и дезинфицирующих средств. Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно.

Генеральная уборка кабинета должна проводиться по утвержденному графику не реже 1 раза в месяц с тщательным мытьем и дезинфекцией стен, полов, всего оборудования; а также протиранием мебели светильников, защитных жалюзей и т.п. от пыли, следует после уборки, а также в процессе текущей эксплуатации периодически облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 Ватт мощности на 1 кубический метр помещения.

3 стр., 1315 слов

Уход за больными с заболеванием органов дыхания

... э.), добавив · functio laesa (нарушение функции). Уход за больными с заболеванием органов дыхания Дыхание является одним из основных жизненных процессов, благодаря которому организм наполняется кислородом и ... как всего организма в целом, так и отдельных органов и тканей, вызванное различными факторами: задержкой дыхания, болезненными состояниями, малым содержанием кислорода в атмосфере. Вследствие ...

Проветривание палат и других помещений, нуждающихся в доступе свежего воздуха, через форточки, фрамуги, створки необходимо осуществлять не менее 4-х раз в сутки.

Организация дезинфекционного дела и его реализация младшим и средним медицинским звеном является сложной трудоемкой ежедневной обязанностью. Следует подчеркнуть особую значимость этого направления деятельности персонала в отношении профилактики ВБИ, поскольку в ряде случаев (ГСИ, внутрибольничные кишечные инфекции, в т.ч. сальмонеллез) дезинфекция является практически единственным способом снижения заболеваемости в поликлинике. Необходимо, также отметить, что все штаммы возбудителей ВБИ наряду с практически полной антибиотикорезистентностью обладают значительной устойчивостью к воздействию внешних факторов, в т.ч. и дезинфектантам. Незнание медицинским персоналом данных научных фактов и использование для очаговой дезинфекции растворов с более низкой концентрацией активно действующего вещества ведет к появлению в стационарах еще более устойчивых к внешним воздействиям “госпитальных”штаммов, искусственно селектируемых сотрудниками ЛПУ.

Глава 6. Виды профилактик которые используются в кабинете здорового ребёнка

Профилактика- действия направленные на уменьшения вероятности того, что заболевание или расстройство негативно скажется на индивидууме. Профилактика направлена на сохранение, укрепление или восстановление здоровья, а также продления активной жизнедеятельности человека. В кабинете здорового ребёнка осуществляется только первичная профилактика, которая направлена на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья при нормальном функционировании органов дыхания, проведение консультативных бесед с родителями, нормализация питания, физическая активность, рациональный режим труда и отдыха.

Глава 7 Основные проблемы в деятельности кабинета здорового ребёнка

— Недостаточное финансирование (является проблемой всех медицинских учреждений и страны в целом);

— нехватка кадрового состава (имеется ввиду среднего медицинского персонала, является проблемой всех медицинских учреждений и страны в целом);

— низкая заработная плата (является проблемой всех медицинских учреждений и страны в целом);

— большой объем работы (рост заболеваемости органов дыхания)(по данным ВОЗ);

— неудовлетворительное отношение персонала к своей работе (ввиду всех выше перечисленных проблем).

Глава 8 Роль кабинета здорового ребёнка в национальном проекте «Здоровье»

— Формирование у населения культуры здоровья;

— снижение инвалидности населения от осложнений болезни органов дыхания;

— раннее выявление болезни органов дыхания;

11 стр., 5470 слов

Теоретические аспекты развития внешнего дыхания детей 4 -5 лет ...

... мускулатуры и иннервирующих её нервов. При всех заболеваниях органов дыхания нарушается их функция вследствие различных причин: ограничение подвижности ... и длиной тела — 0,38. Авторы указывают, что отставание ребёнка в росте можно отнести к факторам, углубляющим отрицательные ... больше атмосферного воздуха может поступить в легкие. У здоровых молодых мужчин разница между окружностью грудной клетки ...

— снижение заболеваемости органов дыхания с помощью профилактики;

— составление индивидуальной программы по реабилитации и профилактике заболеваний;

— стандарт диспансеризации (рентгенография лёгких, консультация пульмонолога).

Список используемой литературы

  1. Балаболкин М.И.Болезни органов дыхания у детей. М., 2000 г.
  2. Общественное здоровье и здравоохранение Миняев В.А., Вишнякова Н.И. 2003 г.
  3. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. В.А Медик В.К.Юрьев.
  4. Лекционный материал кафедры ОЗЗ Первого ПМГМУ им. Сеченова 2011г.

11