Тема «Ребёнок с нарушением коммуникативного поведения в семье»

Тема «Ребёнок с нарушением коммуникативного поведения в семье»

  1. Проблемы семьи аутичного ребенка.

Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.

Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих — агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.

Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, «опускаются руки». В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя психологу, занимающемуся с ребенком.

Существенной проблемой для семей также является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями.

  1. Трудности семьи дошкольника с аутизмом.

Достаточно серьезный стресс испытывают и родители, воспитывающие детей с менее выраженными трудностями поведения, которые надеются на то, что эти трудности преходящи. Относительно справляясь с домашними проблемами и пытаясь вести активную жизнь, они надеются пристроить ребенка в детский сад — прежде всего, чтобы дать ему опыт общения со сверстниками. Эти попытки часто становятся для родителей источником тяжелых травм. В нашей стране это во многом связано с отсутствием какой-либо системы помощи детям с аутизмом, с тем, что существующие детские учреждения не готовы к принятию детей с необычным, сложным поведением. Даже если ребенок по своему состоянию может дозированно посещать детский сад или какую-либо обучающую группу и не мешает другим детям, его в лучшем случае лишь терпят и обычно не пытаются включать в занятия.

Воспитателю не всегда хватает и верных интуитивных представлений о том, как вести себя с ребёнком, как наладить с ним контакт. Необходимы определенные условия: малое количество детей в группе и наличие рядом с аутичным ребенком постоянного сопровождающего, который может комментировать и осмыслять для него то, что происходит вокруг, постепенно включая малыша во взаимодействие с другими детьми.

Очень часто родители сталкиваются с тем, что воспитатели, педагоги и даже психологи массового или специализированного детского сада, в котором иногда может оказаться ребенок с аутизмом, хотят помочь ребенку и его семье, но не знают, как это сделать. В других случаях, которые наличие диагноза «аутизм» само по себе является препятствием для поступления в какое-либо дошкольное учреждение. Поэтому родители таких детей оказываются в совершенно особом положении по сравнению с родителями, воспитывающими детей с другими нарушениями (слуха, зрения, речи и т.д.).

Они не могут быть уверены, что найдут учреждение, в котором их ребенку будет оказана квалифицированная помощь, где его смогут подготовить к школе. А если его и принимают в детский сад, то велика вероятность того, что долго он там не задержится. Практически каждой семье, пытавшейся устроить ребенка с аутизмом в дошкольное учреждение, не удавалось этого сделать с первого раза (либо не брали, либо быстро исключали, либо сам ребенок резко отрицательно реагировал на посещение детского сада).

Вообще непросто найти специалиста, который согласился бы работать с таким ребенком. Па местах, как правило, помочь такому ребенку не берутся — родителям приходится не только далеко ездить, но и месяцами ждать, когда подойдет очередь на консультацию.

Вместе с тем специальное сопровождение семьи дошкольника особенно важно, так как этот период отличается особым разнообразием и интенсивностью поведенческих трудностей. Родителям часто бывает сложно самим правильно оценить вновь появившуюся проблему и адекватно отреагировать на нее. В рутине повседневных забот им непросто заметить признаки положительной динамики развития малыша и поддержать зарождающиеся позитивные тенденции.

К концу дошкольного возраста ребенка его близкие обычно «торопят события», проявляя максимальное усердие в обучении его учебным навыкам в ущерб необходимым занятиям по эмоциональному развитию. Продвижение в речевом развитии и возможность ребенка овладеть учебными навыками к концу дошкольного возраста являются для родителей главными критериями успешности его будущей социальной адаптации. Поэтому все физические и душевные силы родителей тратятся на бесконечное «натаскивание», а отдача при этом бывает недостаточной: пассивно ребенок владеет многим, а активно использовать свои знания и умения не может, так же как и проявить их в новой ситуации. Кроме того, чрезмерно интенсивные занятия по такой системе могут вызывать и негативизм ребенка, который забрасывает ранее любимый букварь за диван или требует закрыть тетради, повторяя «Не хочешь, не можешь» или «Не писать, не писать» и т.п.

  1. Проблемы семьи школьника с аутизмом.

По достижении ребенком школьного возраста самой главной задачей родителей становится найти для него подходящее образовательное учреждение. Эта задача не менее сложная, чем устройство в детский сад, так как практически нет учебных заведений, предназначенных для детей с аутизмом. Даже если ребенок показывает неплохие результаты на комиссии, родителям в лучшем случае предлагают вариант индивидуального обучения на дому. Если же у специалистов возникает сомнение в соответствии уровня интеллектуального и речевого развития ребенка массовой программе, они рекомендуют вспомогательную школу. Но и такое недостаточно адекватное решение проблемы возможно только в отдельных крупных городах. В результате ребенок с аутизмом оказывается вне системы образования – не потому, что его нельзя учить, а потому, что некому и негде.

Длительные поиски школы с минимальным наполнением классов и педагога, который согласится взять ребенка; переживание многочисленных отказов на приемных комиссиях; тревога по поводу того, удержится ли ребенок в классе, не будет ли для него это слишком большой нагрузкой, – вот далеко не полный набор проблем родителей с аутичными детьми школьного возраста. Они даже не успевают порадоваться объективным улучшениям в состоянии их ребенка, который к этому возрасту может стать более управляемым, контактным, не так глубоко погружаться в свои стереотипии, демонстрировать заметные достижения в области моторного и речевого развития.

Благополучное решение проблемы поступления в школу, в свою очередь, рождает новые трудности. Они связаны со сложным процессом адаптации к коллективу детей, режимным моментам, фронтальному обучению. На близких ребенка ложится большая нагрузка, связанная с организацией сопровождения ребенка на занятиях и выполнением домашних заданий. Вместе с тем, посещение ребенком школы – крайне важный фактор относительной нормализации социального статуса семьи. Регулярная занятость ребенка в школе (даже если он посещает школу не ежедневно и неполный день) освобождает на какое-то время мать, которая до сих пор безотлучно должна была находиться рядом с ним.

Но это положение не является стабильным. В большинстве случаев, обычно в средней и старшей школе, возникает вопрос о переводе на индивидуальное обучение. Это связано с рядом причин: с одной стороны, с медлительностью ребенка, недостаточной включенностью его на уроках, трудностями устных ответов, с другой – с его эмоциональной незрелостью, социальной наивностью, с тем, что он может становиться объектом насмешек одноклассников, провоцироваться ими на неадекватные поступки. Основная проблема, которую должны решить для себя родители, – стоит ли бороться за посещение школы, условия которой являются для их ребенка экстремальными, или смириться с надомным обучением, потеряв при этом реальную возможность постепенного приобретения навыков адаптации в коллективе сверстников.

  1. Психологическая помощь семье ребенка, с отклонениями в общении.

Изучение и разработка приемов помощи семье до настоящего времени осуществлялись медицинской психологией и психотерапией. Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям стали делаться только недавно, и пока они носят эпизодический характер. Существует ряд исследований, которые направлены на выявление трудностей семьи с аутичным ребенком, описывающих тот характерный отпечаток, который они накладывают на членов семьи также исследуются адаптивные возможности семьи в целом, предлагаются специальные шкалы для оценки взаимодействия детей и родителей. Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать — ребенок с аутизмом, но и мать — отец, мать — здоровый ребенок и другие члены семьи, это необходимо для создания оптимальной психологической обстановки в семье, адекватного понимания состояния и проблем ребенка. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

В целом, выносливость и успешность адаптации семьи зависит от её сплоченности, от включенности в семейные проблемы всех членов семьи, от того, как семья оценивает перспективы развития аутичного ребенка и от того, какую социальную и психологическую поддержку получает семья. Основные направления помощи таким семьям:

— психотерапия членов семьи;

— ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;

— составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;

— обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с РДА является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге — каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях.

Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Другой проблемой во внутрисемейных отношениях может быть отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиск «виноватого» в заболевании ребенка. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни, которое вызывает ощущение невостребованности, ненужности. В данном случае психологическая поддержка будет заключаться в:

— переформулировании жалоб родителя («возможно, не супруг плохой, а вам трудно, тяжело»);

— совместном с родителем называние создавшейся проблемы (например, разобщенность, обида, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку;

— планирование конкретных шагов по сближению с родственниками.

Если же обнаружены признаки эмоционального шока и дезориентации родителей, помощь психолога направлена на улучшение контакта родителя с реальностью, побуждение к налаживанию контактов с другими родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, изучению специализированной литературы и так далее. Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

Чтобы сделать менее болезненным процесс адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях для детей с аутизмом целесообразно предпринимать такие шаги:

— эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей (позитивное подкрепление усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка, нормализация переживаний и переносимых трудностей);

— укреплять родительскую самооценку (привлечение внимания родителей к их значимости в данной ситуации, оказание помощи в систематизации имеющегося опыта обращения с детьми, и так далее);

— помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий;

— способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы);

— способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;

— помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.