III.Цели и задачи реабилитационно-педагогической поддержки студентов-инвалидов

I. Общие положения

1.1.Настоящее положение:

— определяет и регламентирует организационно-методическую основу сопровождения обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РГПУ им. А.И. Герцена;

— разрабатывает основу социально-реабилитационной поддержки инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

— определяет мероприятия и меры, обеспечивающие безбарьерность получения высшего профессионального образования указанной категории студентов.

1.2.Под понятием «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (далее по тексту студент-инвалид), в данном положении, мы понимаем лиц, имеющих документы, подтверждающие наличие у них инвалидности в соответствии с законодательством РФ или заключения учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающего ограниченные возможности здоровья, а также возможности обучения студента-инвалида в университете и индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в которой указана возможность обучения по выбранной специальности.

 

II. Принципы сопровождения обучения студентов-инвалидов

И лиц с ОВЗ

2.1. Принципы определяют теоретико-методическую базу организации сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в РГПУ им. А.И. Герцена.

2.2. В качестве принципов социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в данном положении выдвигаются:

— принцип адекватности содержания и форм реабилитационно-педагогической поддержки целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов;

— принцип актуализации реабилитационно-педагогических начал руководства профессионально-образовательной деятельностью инвалидов на всех его уровнях;

— принцип опоры на интегративный (смешанный) студенческий коллектив инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности;

3 стр., 1132 слов

Кейс № 36 Индивидуальные психологические особенности ребенка ...

... семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех ... к учебной деятельности, взаимоотношений с учителем, учащимися, положение в классном коллективе, состояния здоровья, настроение. Описание В школе №789 активно обсуждается идея оптимизации и повышения ...

— принцип опоры на собственную целенаправленную активность инвалидов в профессионально-образовательной сфере;

— принцип учета индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала студентов-инвалидов;

— принцип направленности на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов;

— принцип непрерывности реабилитационно-педагогической поддержки инвалидов в рамках учебно-образовательного процесса;

— принцип осуществления реабилитационно-педагогической поддержки инвалидов во взаимосвязи с их медицинской, технической и психологической реабилитацией.

 

III.Цели и задачи реабилитационно-педагогической поддержки студентов-инвалидов

3.1.Основанием для сопровождения обучения студентов-инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена является приказ Минобрнауки № 2211 от 30 декабря 2010 г., который определяет наш университет как базовый вуз, обеспечивающий условия для получения высшего профессионального образования студентами-инвалидами.

3.2.Целью социально-реабилитационного сопровождения обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в РГПУ им. А.И.Герцена является создание безбарьерной образовательной среды для студентов-инвалидов различных категорий и студентов с ОВЗ.

3.3.Основными задачами реабилитационно-педагогической поддержки студентов-инвалидов и лиц в с ОВЗ в данном положении являются:

— формирование единой методической базы и единой системы требований и упорядочивания содержательной стороны деятельности педагогов факультетов по социально-реабилитационному сопровождению студентов с ограниченными возможностями;

— изучение специфических потребностей у различных категорий студентов-инвалидов, возникающих в процессе обучения в РГПУ им. А. И. Герцена;

— сопровождение абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки;

— социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов, предполагающее оказание специфических услуг для разных категорий инвалидов, а также услуг социального, психологического и методического характера;

— оказание консультативных услуг по вопросам трудоустройства выпускников-инвалидов.

 

IV. Этапы реализации социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ

4.1.Данное положение включает в себя 3 этапа реализации поддержки обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

4.2.Довузовский этап социально-реабилитационного сопровождения предполагает сопровождение абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки. На данном этапе оказываются информационные, консультативные, психологические услуги:

— свободное получение абитуриентами-инвалидами различного рода информации об обучении в РГПУ им. А.И.Герцена;

— доступ к информации о поступлении в вуз, льготах, необходимых документах;

— консультирование о специальных возможностях для абитуриентов-инвалидов при сдаче документов, ориентировании в обучающем пространстве университета.

4.2.Вузовский этап сопровождения студентов-инвалидов предполагает сопровождение их обучения на протяжении всего времени пребывания студентов с ограниченными возможностями здоровья в РГПУ им. А.И. Герцена. На данном этапе формируется и реализуется единая методическая база требований к сопровождению обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ:

4 стр., 1778 слов

Личностные особенности детей-инвалидов

... Герцена.—1973.—Гл. III. 30. Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов ... динамика развития личностных особенностей детей-инвалидов с нарушением зрения в процессе ... 8. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология,1977, №6. ... французскому энциклопедисту Д.Дидро. Начало систематического обучения слепых послужило толчком к ...

— формирование единой методической базы требований к сопровождению обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;

— апробация и введение специальных технологий, обеспечивающих удовлетворение специфических образовательных потребностей студентов-инвалидов;

— создание и апробация программы курсов повышения квалификации различных категорий слушателей по проблемам организации включенного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях современного вуза;

— использование интерактивных образовательных технологий в процессе социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов.

4.3.Послевузовский этап социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает консультирование и содействие в трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной в университете специальностью:

— сотрудничество с общественными организациями инвалидов и потенциальными работодателями для оптимизации поддержки данной категории студентов в последующем трудоустройстве;

— предоставление помощи в рациональном трудоустройстве инвалида, т.е. в подборе видов и условий труда в соответствии с психофизиологическими особенностями и интересами выпускника;

— формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью;

— помощь студенту в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства;

— помощь в подготовке резюме.

 

V.Виды и содержание сопровождения обучения студентов-инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена.

5.1.Данное положение включает 7 видов социально-реабилитационного сопровождения обучения, реализуемых в ходе инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в РГПУ им. А.И.Герцена.

5.2.Диагностическое сопровождение включает формирование, обновление базы данных студентов с ограниченными возможностями в РГПУ им. А.И. Герцена.

Основными задачами на данном этапе являются:

— проведение анкетирования студентов-инвалидов с целью выявления их потребностей;

— осуществление консультационной работы с преподавателями вуза и однокурсниками (при условии ярко выраженных физических особенностей студента с инвалидностью) с целью формирования лояльной среды и культуры общения;

— мониторинг потребностей, возникающих у студентов-инвалидов в период обучения в вузе.

5.3.Учебно-методическое сопровождение направление предполагает методическое обеспечение разных видов сопровождения обучения. Основные задачи данного направления следующие:

— повышение квалификации педагогов, психологов и других специалистов, работающих с инвалидами в РГПУ им. А.И.Герцена, обучение новым современным социально-психологическим технологиям;

— организация консультирования студентов-волонтеров, оказывающих помощь студентам-инвалидам;

— составление индивидуальных маршрутов сопровождения образования, включающих рассмотрение возможности создания нелинейного расписания занятий и систематических пропусков занятий в университете в связи с основным заболеванием и увеличение, в этой связи, доли самостоятельной работы студентов-инвалидов;

5 стр., 2182 слов

Психологическое сопровождение развитияличности ребенка-инвалида

... обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов ... сопровождения личности на разных этапах ее развития (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и др.); исследования психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. ...

— организация обмена опытом сопровождения обучения студентов инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена с другими вузами Санкт-Петербурга.

5.4.Психологическое сопровождение. В рамках данного направления сопровождения обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ создаются условия для полноценного личностного и профессионального развития участников образовательного процесса и профилактики возможных затруднений в адаптации студентов-инвалидов, формируются умения и навыки саморегуляции, релаксации, оказывается помощь и поддержка студентам на этапе личного выбора и составления плана решения проблемы в образовательном процессе.

Задачами данного направления являются:

— консультирование участников образовательного процесса по вопросам личностного и профессионального развития студентов на всех этапах непрерывного образования;

— помощь студенту-инвалиду в гармонизации отношений к себе самому, к социальному окружению, повышение уверенности в себе;

— выявление проблем студентов-инвалидов в образовательном процессе в ходе массовой диагностики, сбор информации о существе возникших проблем;

— изучение индивидуальных особенностей и личностных приоритетов студентов-инвалидов;

— консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекция ситуаций затруднения.

Психологическое консультирование и поддержка осуществляется в форме индивидуального консультирования студентов.

5.5.Социальная поддержка.Целью данного вида деятельности является обеспечение доступности включения в социокультурную среду студентов-инвалидов, организация доступа к информации и возможностей включения в социальную и культурную жизнь общества.

Основными задачами данного направления являются:

— организация помощи волонтеров в ориентировании студентов-инвалидов в предметно-пространственной и образовательной среде университета;

— помощь в организации культурно-досуговых мероприятий, праздничных вечеров и т.д.;

— сотрудничество с общественными и коммерческими организациями по оказанию помощи студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ, обучающимся в университете;

— работа со средствами массовой информации по созданию позитивного образа инвалида в общественном сознании, информирование общества о возможностях и потребностях инвалидов, о социальных и профессиональных успехах, проблемах реабилитации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, формирование гуманного отношения общества к инвалидам, преодоление социально-психологических барьеров в общении;

5.6.Довузовское сопровождение предполагает оказание информационных, психологических услуг для абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки.

Основными задачами данного направления являются:

— развитие социального партнерства с общественными организациями инвалидов по двум направлениям: через привлечение потенциальных абитуриентов с инвалидностью, состоящих на учёте в общественных организациях и через решение общих задач в области оптимизации адаптационных процессов в условиях вуза;

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа ...

... проблемы, вопрос развития способности к концентрации и распределению внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления является малоизученной, что обусловило выбор темы нашей курсовой работы. Цель ... тренинга. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания. 2. ...

— проведение встреч студентов вуза с представителями общественных организаций инвалидов, проведение культурно-досуговых мероприятий, а также освещение вопросов инвалидности в студенческих газетах;

— предоставление сурдопереводчиков, тифлопедагогов на вступительных экзаменах.

5.7.Программно-ресурсное сопровождение обеспечивающее для каждой категории лиц, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, как доступность восприятия и расширение путей получения учебной информации, так и расширение технических возможностей оперирования ею.

Основными задачами данного направления являются:

— использование специализированного учебного модуля для студентов с ограниченными возможностями здоровья (специализированного радиокласса для инвалидов по слуху, программно-методического комплекса для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедийных компьютеров специальной конфигурации для мониторинга, коррекции и реабилитации студентов – инвалидов по слуху);

— внедрение в процесс сопровождения обучения оборудования факультета коррекционной педагогики, которое включает в себя ряд учебных аудиторий, оборудованных компьютерной техникой, оснащенной программами синтеза речи, брайлевскими дисплеями;

— применение в образовательном процессе распечатки текстов как в рельефно-точечном варианте, так и в плоско-печатном, возможность увеличения изображения в десятки раз, подбора оптимальных для зрительных возможностей инвалидов по зрению яркости, контрастности, цвета, фона изображения;

— внедрение в образовательный процесс технических средств реабилитационно-образовательного назначения для инвалидов по слуху, включающими звукоусиливающую аппаратуру с компьютерным управлением и звукоусиливающую аппаратуру с индивидуальной настройкой силы звука и тембра.

5.8.Консультативные услуги по вопросам трудоустройства предполагают подготовку к выходу на рынок труда через помощь в поиске потенциального работодателя.

Основными задачами на данном этапе являются:

— формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью;

— помощь студенту в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства;

— оказание помощи в подготовке резюме.