Доклад — Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха на занятиях по изобразительной деятельности

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха на занятиях по изобразительной деятельности

С.Ю. Иванчикова

педагог-психолог

ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

№ 11      I ,  V видов»

Происходящие в России политические и экономические преобразования предъявляют к личности всё более высокие требования. Человеку с творческим складом ума легче увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Очень важная задача вырастить детей не только здоровыми, крепкими и умными, но и — обязательно! — инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое бы он не взялся. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и так далее — всё то, что в совокупности и составляет творческие способности, развитие которых в свою очередь невозможно без развития творческого воображения.

На современном этапе развития психологической науки исследователи проявляют определённый интерес к изучению творческого воображения в связи с тем, что это один из немногих психических процессов, которые пока ещё далеки от возможности моделирования на машине.

Хотя исследований в этой области не так уж и много, так как интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже XIX — XX вв., в частности экспериментальные исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо); развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, И.Г. Бабоев, А.Я. Дудецкий, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, О.М. Дьяченко, Т.Д. Кириллова); функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев, Э.Я. Ильенков); изучение «природы» творчества, а через него воображения как важнейшего компонента творческой деятельности (А.В. Брушменский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Д.Б. Богоявленский).

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... он делает акцент: В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае ... он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Работа человеческого воображения, разумеется, ...

Однако проблема воображения в основных ее аспектах не была ими решена: ошибка состояла в том, что авторы отождествляли воображение с процессом памяти. Это помешало разрешить проблему экспериментального исследования развития воображения у детей.

Одним из первых, кто у нас в стране рассматривал источники детского воображения, был К.Д. Ушинский (50).

Он считал основой воображения ребенка сказки, игры, окружающую действительность и видел причины воображения в необыкновенной впечатлительности ребенка и неумении его отличить действительность от созданного воображения.

Крупный отечественный ученый, Д.Б. Эльконин (54), видит возникновение образов фантазии в столкновении реалистической жизни с ограниченными средствами ее воплощения и в последствии этого возникает необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения.

Очень актуальной считается в отечественной и зарубежной психологии и педагогике проблема целенаправленного влияния на развитие творческого воображения дошкольников.

Условия формирования творческого воображения:

Выделяют следующие условия формирования творческого воображения:

П. Торренс, развитие творчества зависит от такой культуры, в которой живет ребенок, важно создание благоприятных условий, поощрения различных продуктов деятельности, снятия преград в отношении инициативы, изменение отношений между детьми и воспитателями, развитие мотивации.

Г. Смит дифференцирует: физические условия — материал для творчества и возможность в любую минуту действовать с ним; социально-эмоциональное условия — поощрение творческих переживаний, создание внешней безопасности; психологические условия — развитие чувства раскованности и свободы.

К. Роджерс выделяет внутренние условия  — открытость ребенка к

опыту, внутренняя оценка им своего творчества — «доволен ли я собой», внешние условия — уважение ребенка как личности  вне  строгой зависимости от того, что он делает, отсутствие внешних оценок, перевод на самостоятельную оценку продукта деятельности, выход на реакцию «мне не нравится», а не на оценку «это плохо» и обеспечение свободы.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ... выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий ... выявить педагогические условия развития музыкально-творческих способностей ...

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях творческого воображения:

воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;

специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путём переконструирования имеющегося опыта;

воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического
познания, сохраняя при этом свою специфику;

прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлены
прошлым опытом личности, опираются на него;

воображение находится в отношениях тесной взаимосвязи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением, речью).

Изучив литературу по данной теме, я пришла к следующему выводу:

Данная тема изучена недостаточно.

Очень мало практических разработок по развитию творческого воображения у детей с нарушением слуха.

Эта тема сложная, но в тоже время интересная и очень важная.

Развитие воображения необходимо для всестороннего развития детей с нарушениями слуха.

Дети с нарушениями слуха с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что в свою очередь влияет на уровень развития творческого воображения.

Процесс воображения помимо отражательной функции выполняет и компенсаторную функцию, т.к. дети лишены необходимого объёма информации и испытывают трудности в приобретении жизненного опыта.

Ещё одно важное значение работы по развитию воображения заключается в том, что дети с нарушением слуха, обделены в полноценном восприятии сказок, волшебных превращений, поэтому, чем раньше мы начнём развитие у детей способности понимать сказочные перевоплощения, мыслить отвлечённо, тем интереснее и разнообразнее будет их жизнь.

Всё это в свою очередь будет способствовать созданию благоприятного психологического климата и ощущению психологической защищённости и комфорта наших воспитанников.

 Одной из причин выбора темы «Развитие творчества на занятиях по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха» является личный  интерес к данному виду деятельности, а также достаточное количество теоретического и практического материала по работе с детьми дошкольного возраста по данному разделу. В то же время практически полное отсутствие методических и практических материалов относительно работы по данной теме с глухими детьми дошкольного возраста. Результаты экспресс — диагностики подтвердили, что у детей низкий уровень развития умений и навыков в изодеятельности, а также полное отсутствие элементов творческой деятельности.

Таким образом, был определён круг проблем, которые необходимо решать в несколько этапов. На первом этапе работы по плану параллельно велись постоянные наблюдения за детьми во время занятий, в самостоятельной деятельности. Были выделены наиболее важные задачи: разработка содержания предметно-развивающей среды, определение необходимого словаря, разработка конспектов занятий, подготовка дидактического материала для занятий, подбор дидактических игр и материалов для работы с родителями по данной теме. Параллельно с практической работой продолжалось изучение и анализ литературы. В первую очередь обратили внимание на литературу по предметно-практическому обучению в школе глухих, выделив то, что можно использовать в работе применительно к детям дошкольного возраста. Определены ведущие принципы и важность создания системы, разработки методики обучения неслышащих детей дошкольного возраста изодеятельности и содержания занятий.

Важно соблюдение преемственности в занятиях всех специалистов, работающих с ребёнком, это приводит к более гармоничному его развитию. Для развития у детей творческого воображения, элементов творческой деятельности, также очень важно взаимодействие всех взрослых окружающих ребёнка.

Но, кроме того, нельзя забывать и о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. И именно действия производимые ребёнком в игре в большей мере развивают воображение. Поэтому одно из важных направлений работы – подбор и разработка дидактических игр, а также их изготовление и оформление: «Ёжики», «Матрёшки», «Волшебный мешочек», «Разрезные картинки», «Домики», «Красивое платье», «Нарисуй такой», «Цветы», «Сложи рисунок». Все эти игры способствуют лучшему пониманию, закреплению материала, помогают поддерживать интерес к данному виду деятельности. Сделав подбор коррекционных упражнений и игр по развитию восприятия, ощущения, творческого воображения для детей дошкольного возраста, адаптировали их применительно к детям с нарушениями слуха.

Ещё одно важное звено – работа  с родителями. Необходимо показать, как важна для всестороннего развития детей изобразительная деятельность, какое огромное значение она имеет для развития речи, каким образом можно организовать изобразительную деятельность дома, как использовать разные жизненные ситуации для обучения, воспитания и развития детей. В течение года постоянно действовала выставка работ «Волшебный карандаш», а в конце года была оформлена выставка: «Мы рисуем!», где представлены наиболее интересные работы каждого ребёнка. Родители стали наиболее внимательны при выборе изобразительных материалов, раскрасок, некоторые завели блокноты, для рисования и закрепления словаря. Родители получают «домашнее задание» на лето по данному разделу.

Подведя итог работы, проанализировав данные диагностики, можно сделать вывод, что работы детей стали более интересными, они с удовольствием и радостью занимаются данным видом деятельности, дети приобрели некоторые технические навыки и умения, расширился словарь. Некоторые дети научились рисовать без точного образца и могут сами выбрать из нескольких предложенных им вариантов свой. Но у большинства детей отсутствуют даже элементы творческой деятельности.

Определение проблемы

«Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха»:

Какие теоретические положения необходимо принять за основу при разработке Программ по развитию творческого воображения у детей с нарушением слуха.

Какие задачи наиболее важны в решении данной проблемы.

Какие диагностические методики наиболее валидны при определении уровня развития творческого воображения.

В чём своеобразие и специфика данного психического процесса у детей с нарушение слуха.

Какими должны быть задания для детей, чтобы они обеспечили развивающий эффект обучения.

Какие игры и задания можно использовать для развития творческого воображения в учебной и внеурочной деятельности, а также в процессе индивидуальной и групповой коррекционно—развивающей работы.

При каких условиях повышается продуктивность деятельности воображения.

.Возможность компенсаторной функции воображения  для формирования творчески активной личности: обогащение опыта, расширение кругозора, активизация речевой и познавательной деятельности.

Определить каков потенциал развития творческого воображения для реализации резервов индивидуального комплексного развития личности ребёнка.

Какие условия должны учитываться при формировании воображения у неслышащих детей. Что не учитывается на практике.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

Проблема

Причина возникновения

проблемы

Способы и время её

решения

Источник помощи

Критерии

«Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха»

1.Актуальность проблемы .

2.Важность решения этой проблемы для саморазвития личности.

3. Низкий уровень развития творческого воображения у детей с нарушенным слухом.

4.Недостаточная разработанность вопросов, связанных с этой проблемой.

5 Недостаточное внимание развитию творческого воображения в процессе школьного обучения и во внеурочное время.

6. Непонимание  родителями важности развития данного психического процесса.

1.Изучение и анализ теоретической литературы; методических материалов и указаний; опыта  экспериментальной и практической работы

(в течение года).

2.Выбор диагностических методик, их адаптация с учётом возможностей и особенностей развития детей. (в течение года).

3.Подбор диагностического материала, карточек с заданиями. (в течение года).

4.Проведение диагностики.

(Предварительная —сентябрь-октябрь;

промежуточная- декабрь;

заключительная—март-апрель)

5. Работа с педагогами. (в течение года).

6.Работа с родителями. (в течение года).

7.Составление конспектов коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и групповых).- ноябрь—март

8. Разработка Программ для групповой и индивидуальной работы. ноябрь—май.

9. Проведение цикла коррекционно—развивающих занятий. ноябрь—апрель

10. Подбор, изготовление и проведение дидактических игр. (в течение года).

1.Методический кабинет.

2.Библиотека (школьная, городская, ШГПИ,

ИПК и ПРО).

3.Специалисты

ИПК и ПРО.

4.Наставник.

5.Коллеги.

6.Интернет.

1.Диагностика детей.

2.Проведение открытых мероприятий.

3.Конспекты занятий.

4.Проект Программы групповой работы.

5.Проект Программы индивидуальной работы.

6.Фотоотчёт.

7.Анализ, самоанализ, самооценка.

Литература

Ананьев Б.Г Избранные психологические труды: в 2 т. — М, 1980. — Т. 1. -232 с; т.2,-288 с.

Венгер Л.А., Дьяченко ОМ. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989. — 70 с.

Власова Т.А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. — М., 1954.-132 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.-93 с.

Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 114-123.

Выготский Л.С. Собр.соч. в 6т.-М., 1982-1983.-Т.2.-502с;т.4.-432с.

Гозова АЛ., Кулагин Ю.А., Лубовский КВ. и др. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. — 1983. — № 6. — С. 3-16.

Дьяченко ОМ. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — С. 52-59.

Дьяченко ОМ., Кириллова А.К Что можно сделать из квадрата? // 1981. -№6.-С. 16-18.

. Дьяченко ОМ., Кириллова А.К. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1987. -№ 1.- С. 44-51.

Зыкова Т.С. Активизация речевой коммуникации на уроках предметно-практического обучения // Повышение эффективности обучения глухих школьников. — М., 1976, — С. 37-69.

Кириллова Г.Д. О воссоздающем воображении // Дошкольное воспитание. — 1966. — № 12. — С. 50-55.

Кириллова Г.Д Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. — 1971. — № 2. — С. 41-46.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников // Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1989. — 176 с.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. — 99 с.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М., 1991.- 151 с.

Лейтес НС. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. -1988.-№ 4.-С. 98-108.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. — 584 с.

Мануйленко З.В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. — 1953. — № 7. — С. 33-41.

Марциновская Е.Е. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. — М., 1985. — 176 с.

Морозова Н.Г Формирование познавательных интересов у аномальных детей.-М., 1969.-280 с.

Натадзе Р.Г Воображение как фактор поведения. — Тбилиси., 1972. -187 с.

Нестерович Т.В. Словесное общение глухих школьников 1-1У классов в условиях предметно-практического обучения // Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей. — М., 1978. — С. 47-82.

Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? — М, 1978. — 48 с.

Нудельман ММ. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей. — М., 1971. — С. 136-142.

РечицкаяЕ.Г, СошинаЕ.А. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников. — В кн.: Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М, 1997. — С. 238-243.

Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения глухих школьников. — В сб.: Коррекционная педагогика — вчера, сегодня, завтра. -М, 1997. -С. 197-198.

Речицкая Е.Г., Сошина ЕЛ. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно-практического обучения. В сб.: Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся. // Отв. ред. Е.Г. Речицкая — М., 1997. -С. 83-88.

Речицкая Е.Г. Повышение эффективности учебного процесса на уроках предметно-практического обучения в школе для глухих детей // Дефектология. — 1978. — № 2. — С. 31-37.

Розет КМ. Психология фантазии. — Минск, 1977. — 312 с.

Рузская А.Г Некоторые особенности воображения младших школьников // Психология младшего школьника. — М., 1960. -С. 128-147.

Сошина Е.Л., Речицкая Е.Г Изучение особенностей творческого воображения глухих учащихся младшего школьного возраста. — В сб.: Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. — М, 1994. — С. 83-89.

Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. — Тула., 1993. — 262 с.

Сиволапов С.К. Развитие сферы образов-представлений при задержке психического развития // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 13-21.

Соловьев К.М. Некоторые вопросы психологического изучения детства // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. — М., 1962. -С. 3-26.

Сорокин В.М. Формирование воображения у младших слабовидящих школьников.: дис. … канд. псих. наук. — Л., 1987. — 202 с.

Страхов К.В. Психология воображения. — Саратов., 1971. — 78 с.

Талызина К Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М, 1988. — 175 с.

Ушинский К.Д История воображения. Собр. соч.: М.-Л., 1950. — Т. 8. -С. 429-441.

Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991, N 1, с. 27 — 32.

Цыпина Н.А. Особенности творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1982. — № 5 -С. 5-8.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М., 1974 -64 с.

Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., 1978. -298 с.