Работа психолога с учащимися 9 класса

План работы психолога с учащимися 9 класса

Краткая характеристика возраста

В 9 классе обучаются люди 15-16 лет.

Этот возраст в большинстве классификаций относится к подростковому.

Социальная ситуация развития: подросток — общение со сверстниками — взрослый

Референтной группой для подростка являются сверстники.

Ведущий вид деятельности — интимно-личностное общение.

Кризисы периода:

— осознание значимости своего Я,

— кризис половой идентичности,

— нарциссический кризис,

— кризис эгоцентричной доминанты.

Концентрация внимания на самом себе:

— доминанта дали (курение, срыв уроков, не думают о том, что сегодня, думают только о будущем),

— доминанта усилия, насилия (стремление к риску, к новшеству, сопровождается гормональным взрывом).

Психические новообразования:

1).

возникновение рефлексии, т.е. умение анализировать свои действия, отношение других к себе,

2).

осознание своей неповторимости и индивидуальности,

3).

открытие своего собственного Я,

4).

развитие романтичности, сентиментальности, эротичности, чувственности,

5).

постоянный поиск ответов на вопросы: кто я?; какой/какая я?

6).

переживание несоответствия между физиологической потребностью и социальным статусом.

Для юности характерен протест против всего из-за того, что личность приспосабливается к новым условиям, самоутверждается, стремится к самостоятельности, ищет свои ответы на вечные вопросы, пытается найти свой путь.

Диагностика.

Диагностируем:

— отношение к учебной деятельности, преподавателям,

— адаптированность,

— мотивация к обучению,

— самооценка,

— уровень коммуникативной социальной компетентности,

— опросник Айзенка (EPI) (темперамент, интровертированность экстравертированность),

— методика «уровень сплоченности ученических коллективов»,

— опросник межличностных отношений Т. Лири (шкала агрессивности).

Поскольку ведущим видом деятельности подростков является интимно-личностное общение, цель работы — выявить подростков, неуспешных в межличностных отношениях.

13 стр., 6300 слов

Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю

Оглавление обучение школьник психика подросток Введение Глава 1. Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе 1.1 Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях 1.2 Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную 1.2.1 Психологические особенности ...

Кроме того, смотрим успеваемость (классный журнал), беседуем с учителями на тему взаимоотношений в классе. Наблюдаем за учителями. Смотрим, нет ли среди них конфликтов (особенно у классного руководителя учащихся).

Если есть, то, как они проявляются и как влияют на учеников, как к этому относятся ученики.

Классный журнал и учителя могут дать информацию о неуспевающих учениках. Можно путем беседы выявить, нет ли у них жалоб на учащихся, а если есть, то в чем они выражаются, что предпринималось для улучшения ситуации и как это помогло/не помогло. Путем беседы и тестирования с учениками выявляем проблемы, существующие в данном классе.

Цель фронтальной диагностики — выявление «неблагополучных в общении детей».

Если таковые обнаружены, проводится индивидуальное обследование. Методики:

— наблюдение,

— беседа,

— диагностика адаптации,

— тревожность (Спилбергер или Леонгард — Шмишек),

— агрессивность,

-самооценка,

— проективные методики (РНЖ и т.д.).

Углубленная диагностика «неблагополучных» школьников заключается в выявлении причин неуспешности. Это может быть как свойства личности самих учеников, так и социальная ситуация (например, бойкот сверстников, семейные проблемы).

Если весь класс погружен в конфликты, помимо индивидуальной проводится групповая работа со всем классом.

Поскольку 9 класс — конец средней школы, многие школьники задумываются о том, продолжать обучение в школе или пойти в профессиональное училище. Поэтому важным аспектом деятельности является помощь в выборе профессии. Для этого изучаются индивидуальные способности, возможности и интересы учеников, исходя из которых, даются рекомендации. Изучается классный журнал, чтобы узнать их предметная успеваемость, и тестируется: восприятие, интеллект, мышление, воображение, долговременную и коротковременную память, волевые качества. Так же проводятся беседы об их интересах и планах на будущее.

26 стр., 12742 слов

Тренинг Личностного роста для подростков

Тренинг "Личностного развития" для подростков Программа Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции  ...

Методики профориентации:

— краткий ориентировочный тест (КОТ),

— опросник Кеттела,

— «карта интересов» Е. А. Голомштока,

— опросник профессиональных предпочтений,

— опросник профессиональной готовности ОПГ-5.

психолог учащийся коррекционный

Коррекционная работа

Групповые мероприятия:

— тренинг на групповое взаимодействие (тренируем работу в команде, взамимопомощь и т.д.) для групповой работы важно так распределить участие, чтобы успешные подростки не перехватывали инициативу,

— тренинг на сплоченность коллектива (возможно люди, неуспешные в общении самоустраняются, так как не чувствуют себя частью коллектива),

— игротерапия,

— профориентация.

Индивидуально:

— беседы,

-консультирование (в том числе и учителей),

— снятие тревожности,

— когнитивная терапия,

— развитие навыков общения (групповая работы).

Создаем коррекционные группы из «неблагополучных» учеников (возможно с добавлением из парллельного класса) с аналогичными проблемами:

— тренинг на развитие лидерских навыков (если выявленные ученик или ученики замкнуты),

— формирование базисных копинг-стратегий (преодоление стресса),

— моделирование ситуаций.

Размещено на