«Развитие воображения учащихся младшего возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика понятия «воображение»……………………………………..5

2. Особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста…12

3. Методы развития воображения учащихся младшего школьного возраста…….17

Заключение……………………………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………………………..22

Введение

Актуальность темы

Творчество и воображение неразрывно связаны. Творческая деятельность, согласно Л.С. Выготскому, делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [13. c. 97]. В процессе творчества мозг человека создает новый материал, комбинируя его с уже полученным, прежним опытом. Именно эта деятельность, основанная на комбинирующей особенности мозга, и называется воображением.

Воображение — особая форма психики, с одной стороны находящейся отдельно от остальных психологических процессов, но, в то же время, находящейся между восприятием, памятью и мышлением. При помощи воображения человеческое сознание отражает реальную действительность, но часто в неожиданных сочетаниях и связях. Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусств. Не было бы сказок и историй, а у детей не было бы такого количества игр. К тому же, стало бы невозможно усвоение школьных программ. Приведенных доводов достаточно, чтобы развитие воображения сделать одной из важнейших задач обучения.

Особенно активно воображение развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот возрастной период воображение не развивать, то позже наступает снижение этой функции. Вместе с угасанием способности фантазировать, у человека пропадает интерес к учебе, науке, искусству и творческому мышлению.

В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Это в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Все психологии, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии. При этом зарубежные исследователи рассматривали воображение ребенка как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью функция.

13 стр., 6248 слов

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития ...

... детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста Заключение Список использованной литературы Введение Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое ... а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают ...

В процессе изучения проблемы развития воображения у детей, учеными были выдвинуты различные методы формирования воображения; развитие сотворческого восприятия литературного произведения (З.Н. Новлянская), Эстетического отношения к действительности (Мелик-Пашаев А. А.), формирование содержательного обобщения, способности создавать целостные образы (Полуянов Ю. А), познание глубины, взаимосвязи различных видов искусства (Неменский Б. М.).

Цель

Выявить влияние игр и упражнений на развитие воображения детей младшего школьного возраста.

Предмет

Методы развития воображения детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Общая характеристика понятия «воображение»

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [16, C. С. 46-47]

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышле­ния, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с его помощью осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

Отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений. Таким образом, оно позволяет принимать решения даже при неполноте знаний.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выгодский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Согласно Е.И.Игнатьеву “Основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”. [12, с.102]

Воображение бывает двух уровней: низший (пассивное воображение) и высший (активное воображение).

На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно. На высших — все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.

Пассивное воображение, в свою очередь, делится на два подвида: пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.

Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные. Пассивное преднамеренное воображение формируется при осознанном воздействии.

Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. По мнению З.Фрейда и его последователей, сновидения — это символическое выражение бессознательного для сознания. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания.

Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение. Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, учебной или практической.

Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, нотных записей и пр. Эт……..

Список литературы

1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Психологический очерк. — Спб, 1997 г

2. Заморев С. И. «Игровая терапия: совсем не детские проблемы», СПб, издательство «Речь». 2002 г.

3. Зеганидзе В. Я., Данилина Т.А., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ». Издательство «Айрис — пресс», Москва, 2008.

4. Новлянская З. Н. «Почему дети фантазируют?». Издательство «Знание». Москва, 1978 г.

5. Эльконин «Психология игры», — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999г.

6. Мухина В. С. «Детская психология», 1985 г

7. Дьяченко О. М. «Об основных направлениях развития воображения дошкольника»//Вопросы психологии, Издательство «Педагогика». Москва, 1988 г

6 стр., 2897 слов

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

... и имеет основные предпосылки для развития в дошкольном детстве. [2]Л.С. Выготский подчеркивал, что воображение ребенка не проявляется в игре, являющейся следствием и выражением специфики его ... путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: · непроизвольное или пассивное (сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные)); · произвольное или активное ...

8. Рубенштейн С. Л. «Основы общей психологии», Издательство «Питер». СПб, 2000 г.

9. Игнатьев Е. И. «Воображение и его развитие в творческой деятельности», Москва, 1968 г.

10. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. — Ставрополь: СКИПКРО, 2000.

11. Выготский Л. С. «Психология искусства»/ Издательство «Искусство», Москва 1986.

12. Выготский Л. С. Собрание сочинений/ Москва, Педагогика. 2002. т. 5.

13. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. — 1964. — Вып. 6.