Методические указания для практических занятий по дисциплине «педагогическая Психология и методика преподавания психологии в средних учебных заведениях»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социальных и гуманитарных наук

Кафедра психологии

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление (специальность) подготовки: 37.03.01 – Психология

Профиль (специализация) подготовки: Общий профиль

Квалификация выпускника: бакалавр психологии

Форма обучения: очная

Тула 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тематика и основное содержание практических занятий ……………… 3 стр.

Основные требования к уровню освоения материала ………………………10 стр.

Примерные вопросы к экзамену…………………………………………….. 10 стр.

Практические занятия по дисциплине «педагогическая психология» Занятие 1. Написание рефлексивного эссе «Если бы я стал учителем?»

Аудиторная работа: Подумайте, для кого вы являетесь реальным или спонтанным учителем. Ответьте на следующие ниже вопросы письменно в отношении Вашего «ученика»: Что значит быть учителем? Осмелился бы я быть с учениками таким, какой я есть? Что интересует моих учеников? Достаточно ли у меня мужества и терпения для того, чтобы помогать развитию моих учеников? Достаточно ли у меня терпения, чтобы переносить раздражающие поступки, сопротивление и странности учеников?

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...

... Выготского". Ее не следует смешивать с более широким по содержанию понятием культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, куда кроме концепции входят гипотезы, методологические принципы, методы исследования, многочисленные ...

Групповое обсуждение эссе.

Занятие 2. Семинар «Предмет и методы педагогической психологии»

Подготовительная работа перед занятием: каждый студент готовит ответы на вопросы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что является предметом педагогической психологии?
  2. Каковы основные разделы педагогическое психологии?
  3. В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний, а в чем различие?
  4. Каковы основные сферы взаимодействия педагогической психологии и педагогики?
  5. На каких основаниях строятся различные классификации методов психологии? Почему нет единой классификации методов?
  6. Какие методы исследования могут естественно использоваться в педагогической практике?
  7. В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?
  8. В чем суть экспериментально-генетического метода?
  9. Каковы основные требования к применению формирующего эксперимента в педагогической психологии?
  10. Какие виды эксперимента используются в педагогической психологии?
  11. Что такое коллективное экспериментальное обучение? Какие задачи оно решает?
  12. Что такое «развивающее обучение»? Какие принципы заложены в его основу?
  13. В чем значение формирующего эксперимента для педагогической практики?
  14. Какие прикладные задачи педагогической психологии можно выделить?
  15. В чем достоинства и недостатки метода тестов?
  16. Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.
  17. В чем специфика использования метода изучения «продуктов деятельности» в педагогической психологии?
  18. Какие основные этапы психолого-педагогического исследования?

Аудиторная работа: обсуждение вопросов.

Занятие 3-4. Семинар «Тестирование в психологии и педагогике»

Аудиторная работа: знакомство с основными положениями теории тестов. Анализ видов тестов в психологической диагностике и образовательной практике. Разбор критериев нормативно-ориентрованного теста.

Обсуждение вопросов:

  1. В чем отличие «педагогического теста» от психологического теста?
  2. Что такое нормативно-ориентированное тестирование? В чем его отличие от критериально-ориентированного, согласно Д.Вилфорду? Какой вид тестирования наиболее целесообразен в педагогической практике и почему?
  3. Каковы этические нормы использования тестов в педагогической психологии?

Индивидуальная работа: разработка варианта нормативно-ориентированного теста по теме «Предмет и методы педагогической психологии».

Задание должно состоять из трех блоков: 1) блока инструкции; 2) основного, содержательного блока, сформулированного в виде утверждения  или вопроса; 3) блока вариантов ответов. На бланке эти элементы обычно размещаются именно в таком порядке. В блоке инструкции описывается, как следует выполнять задание, например, «обвести кружочком номер выбранного ответа». В тех случаях, когда испытуемый знает, как надо выполнять задание,  инструкция вообще  не нужна. Основной, содержательный блок должен отличаться написанием от блока вариантов ответов. Варианты ответов помечаются числом и закрывающей скобкой. Все повторяющиеся фрагменты  должны быть перенесены из блока ответов  в  содержательный блок.

11 стр., 5308 слов

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

... таблиц, схем, графиков и т.п. В науке принято выделять два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Научное познание как способ отражения реальности ... теоретическом плане остаются пока дискуссионными. Поэтому не случайно проблемы определения методов социальной работы, их классификация и содержательная характеристика часто становиться предметом обсуждения ученых ...

Подбор ответов к заданиям можно осуществлять на основе следующих принципов: 1) противоречивости (в вариантах ответа используются отрицания); 2) противоположности (реализуется с помощью антонимов, а не отрицаний); 3) однородности (использование в ответах членов одного множества, одного гомологического ряда); 4) кумуляции (последовательное включение предыдущего ответа в последующий); 5) сочетания (использование в вариантах ответа сочетаний слов, терминов, чисел, знаков); 6) градуирования (использование градаций какой-либо характеристики); 7) удвоенного противопоставления (в заданиях с четырьмя ответами)

Занятие 5-6. Семинар-дискуссия «Соотношение обучения и развития как проблема педагогической психологии»

Подготовка к занятию: группа предварительно самостоятельно делится на 3 микрогруппы по основным подходам к решению проблемы соотношение обучения и развития, существующим в психологии:

а) психическое развитие идет по своим законам, а обучение, как формирование социального опыта, должно опираться на достигнутый уровень развития, т. е. следовать за процессом развития (Ж. Пиаже и др.),

б) психическое развитие, при всей его кажущейся стихийности, слабой управляемости, тем не менее, подвластно управлению через правильно поставленное (психологически обоснованное) обучение, т. е. обучение должно идти впереди развития, вести его за собой, быть развивающим обучением (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.),

в) обучение — это и есть развитие, т. е. развитие и обучение тождественны (Э. Торндайк, Б.Скинер, А.Бандура и др.).

Перед студентами ставится задача — познакомиться и раскрыть суть проблемы и подход к ее решению. Студенты готовят материал, который раскрывает не только суть проблемы и ее основные вопросы, но и вариант (подход) к ее решению. Выбрав одну из приведенных точек зрения, необходимо обосновать ее. Содержание презентации каждой точки зрения должно содержать следующую информацию:

1) основная идея (фундаментальная абстракция), лежащая в основе понимания развития в контексте выбранного подхода;

2) содержание и структура обучения;

3) обоснование места обучения в системе «развитие-обучение», возможностей влияния обучения на развитие и ограничения этого влияния;

9 стр., 4192 слов

Развитие у детей инициативы самостоятельности и ответственности

... реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, ... А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет ... ребенка являются произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами, нормами; умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе обучения ...

4) конкретный пример (педагогическая практика или эксперимент), подтверждающий ключевые идеи подхода.

Семинар проходит в форме дискуссии. Каждая группа представляет (по пунктам) подготовленный материал. Время представления подхода – 10-15 минут. После выступлений студенты формулируют вопросы для своих «оппонентов» и отвечают на вопросы, адресованные к ним.

Аудиторная работа: подготовка выступлений и выступления. Каждая группа представляет свою точку зрения и отвечает на вопросы оппонентов. Обсуждение проходит в форме «вопрос-ответ». Для этого, каждый студент формулирует три типа вопросов: 1) вопрос на систематизацию или уточнение; 2) вопрос-контроаргумент или несогласие; 3) исследовательский или гипотетический вопрос.

Разбить вопросы на группы: вот вопросы, на которые мы можем ответить сразу же; вопросы, на которые можно найти ответ в литературе; вопросы, на которые ответ пока не знает никто…

Дополнительно: а) провести конкурс на самый интересный вопрос, самый неожиданный вопрос, самый каверзный вопрос, самый сложный (проблемный вопрос), вопрос, на который никто (в том числе и учитель) не смог ответить; б) провести конкурс «Кто задаст максимальное число вопросов»; в) провести конкурс «Кто задаст последний вопрос» (за фиксированное время или до конца урока); г) организовать попарный опрос по наработанным ими вопросам; д) использовать наработанные вопросы при групповой работе, е) предложить некоторые вопросы в качестве домашнего задания; ж) использовать некоторые вопросы как темы докладов; з) использовать наработанные вопросы на опросах, зачётах, самостоятельных и контрольных работах

Занятие 7. Семинар «Проблемы педагогической психологии. Проблемаготовности детей к обучению в школе»

Подготовка к занятию: каждый студент подбирает комплекс методик для диагнотистики готовности детей к обучению к школе с учетом знания психологической структуры готовности к обучению в школе.

Разбор психологических предпосылок формирования психологической готовности к обучению в школе.

Аудиторная работа.

Моделирование структуры готовности детей к обучению в школе; предпосылок ее формирования. Анализ современных тенденций в данной сфере.

Представление студентами комплексов методик. Аргументация выбора. (Основным критерием оценки выполнения является полнота представления структуры психологической готовности к обучению в школе в комплексе методик, ее диагностирующих)

Занятие 8. Семинар «Проблемы педагогической психологии. Проблемаобучения одаренных детей»

Подготовка к занятию: каждый студент подбирает пример образовательной технологии обучения одаренных детей.

Аудиторная работа.

Моделирование структуры одаренности. Анализ современных тенденций в сфере диагностики и развития одаренных детей.

Представление студентами примеров образовательных технологий. Аргументация выбора.

Занятие 9. Современные образовательные ситуации в развитии детей

Самостоятельное знакомство с современными исследованиями (публикациями) по тематике занятия на основе информационных интернет-ресурсов.

11 стр., 5360 слов

Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии ...

... являются инновационные методы обучения детей с ДЦП. Целью работы является изучение инновационных методов обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с ДЦП. Задачи исследования: ... краснухи и т.д.); · несовместимость резус фактора матери и плода с развитием ("резус-конфликт"); · работа матери с токсическими агентами во время беременности (лакокрасочное производство, хлорсодержащие ...

Примерный перечень научных публикаций:

Скай Т.Б. Жизнь в детском саду: дискурсы повседневности // Культурно-историческая психология. 2013. №2. С.31–37.

Назранова Л.Ж. Кросскультурные исследования в зарубежном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Т.2. №2. С.44–50. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61162.shtml

Жилинская А.В. Условия развития целеполагания у старших подростков (на примере школы мыследеятельностной педагогики) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57064.shtml

Обсуждение научных текстов касается следующих тем:

— Раннее обучение чтению и письму. В каком возрасте целесообразно обучать современных детей учебным навыкам? Приведите аргументы своей точки зрения

— Новые информационные технологии (социальные сети, Internet) как фактор образования. Как «доступность» учебной информации влияет на развитие когнитивной и личностной сферу обучающегося?

— Способно ли дистанционное образование развивать обучающегося? В каких условиях «университет на диване» торомозит учебную деятельность?

— Как современные тестовые системы оценки влияют на структуру учебной деятельности современных школьников?

Прокомментируйте следующие цитаты Л.С.Выготского применительно к реалиям современных образовательных технологий:

  1. «Ребенок <…> по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой». Л.С. Выготский
  2. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Л.С. Выготский

Занятие 10. Игра и игрушка в развитии детей и взрослых

Подготовительная работа перед занятием: Самостоятельное знакомство студентов с современными исследованиями (публикациями) по тематике занятия (рекомендованных в списке литературы и представленных в информационных интернет-ресурсах).

Подготовка ответов на вопросы семинара.

Аудиторная работа:

Чтение и обсуждение фрагментов работ:

  • Эльконин Д.Б. Из истории игрушки // Психология игры. М.: Владос, 1999
  • Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011
  • Зимняя И. А. Основные направления современного обучения // Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.
  • Игра со всех сторон (Книга о том, как играют дети и прочие люди).

    17 стр., 8066 слов

    Организация деятельности преподавателя психологии

    ... психологии и трудностям ее усвоения студентами можно сделать однозначный вывод: управление учебной деятельностью студентов, начиная от слушания ими лекций и кончая самостоятельной работой, ... практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса преподаватель психологии должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность ...

    Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003

Обсуждение научных текстов касается следующих вопросов:

— в каком возрасте человек начинает играть?

— зачем человек играет? каково значение игры в развитии дошкольника? Младшего школьника? Подростка? В юношеском возрасте? Приведите примеры детских игр

— играют ли взрослые люди? Как, когда и зачем? В чем отличие детских игр от игр взрослых? Приведите примеры взрослых игр

— какую функцию выполняет игра в жизни взрослого человека?

— как вы понимает выражение «жизнь- игра»? Что в это понятие вкладывал Э.Берн и В.Н.Дружинин?

— что такое дидактические игры? Как они используются в образовательной практике?

— что такое деловая игра? Где используются деловые игры?

— в чем смысл игровой психотерапии? Расскажите об одном виде

— какое место занимают компьютерные игры в современном образовательном пространстве?

Индивидуальная работа: используя прочитанные тексты, попытайтесь составить классификацию всех возможных игр современных людей. Выделите критерий (критерии) для классификации.

Разбор критериев психологической экспертизы игрушек для детей разного возраста. Обсуждение требований к игрушкам. (по материалам следующих публикаций)

Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. №3. С.5–19.

Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Исследования феномена игрушки в западной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1. №3. С.26–39. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n3/56546.shtml

Подбор игрушек для разных возрастных групп. Аргументация выбора игрушки возрастными особенностями ребенка и требованиями к психологической экспертизе игрушке.

Занятие 11. Дидактическая игра в обучении дошкольников

Подготовительная работа перед занятием: подготовить сообщение на одну тем семинара. Самостоятельно познакомиться с возрастными особенностями развития дошкольников.

Аудиторная работа:

  1. Обсуждение возрастных особенностей дошкольников.
  2. Анализ явления «дидактической игры», ее места в образовательном процессе; разбор требований к дидактическим играм.
  3. Представление студентами сообщений:
  1. понятие дидактической игры и ее функции
  2. виды дидактических игр
  3. использование дидактических игр в развитии когнитивных способностей дошкольников
  1. Представление примеров дидактических игр, анализ их структуры, содержания, требований.
  2. Разработка студентами дидактической игры для детей 5-6 лет, направленной на развитие их когнитивных способностей
  3. Презентация дидактических игр.

Занятие 12-13. Практики «взросления» в современном мире

Подготовительная работа перед занятием: чтение и анализ текстов по тематике занятия (рекомендованных в списке литературы и представленных в информационных интернет-ресурсах)

20 стр., 9857 слов

Курсовая работа: психология любви юношей и девушек

... войны. Целью данной курсовой работы является на основе проведённого анализа специальной литературы раскрыть понятие любви у девушек и ... в любовных отношениях 1.7 Романтическая влюблённость Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛЮВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Заключение Список используемой литературы ... включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и ...

Примерные тексты:

  • Фельдштейн Д.И. Особенности процесса социально-психологического развития Детства и проблемы построения стратегии воспитания // Психология взросления. М:Флинта, 2004. С.247-253
  • Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №4. С.3–12.
  • Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml
  • Вазир Р., ван Оуденховен Н. Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56320.shtml

Аудиторная работа:

Индивидуальная работа: написание рефлексивного эссе (не более 2500 знаков.), в котором представлен ретроспективный самоанализ своего опыта взросления. Вспомните себя в детстве, как вы становились взрослыми, свое отношение к физическим изменениям, учебе, родителям, сверстникам и пр. в период взросления. Что Вы переживали? Когда Вы почувствали, что стали взрослеть? Чувствуете ли себя сейчас взрослым? Если да, то когда впервые повуствали, а если нет – то когда, по Вашему мнению, Вы станете взрослым человеком? Какие жизненные трудности Вы испытали в период взросления? Как складывались Ваши взаимоотношения с другими людьми? Были ли Вы влюблены? Как Вы относились к себе? К учебе? О чем думали и мечтали? Чем занимались? Какие важные социальные изменения происходили в обществе в этот период? Как эти социальные изменения повлияли на Вас и Вашу жизнь? и пр.

Подготовительная работа перед следующим занятием:

проводите биографическое интервьюирование одного из своих родителей на тему «Когда мой сын (моя дочь) начал взрослеть» и на тему «Как я взрослел(а)».

Аудиторная работа:

Используя полученные три текста, содержащие биографические воспоминания о взрослении (собственный текст и тексты своего родителя), студент выделяет общее (сходное) и различное в содержании повествований. В анализе необходимо отметить не только психологические особенности взросления, но и попытаться описать специфику, проявляющегося в различных социокультурных (исторических) контекстах (например, интернет и информационные технологии, подростковый труд, непрерывное образование и пр.)

Занятие 14. Категория «образование» в историко-культурной перспективе

Подготовка к занятию: Студент выбирает для анализа одну из образовательных систем (существующих в настоящее время или существовавших в более ранние эпохи) и готовит доклад, раскрывающий

а) принципы, цели и задачи образовательной системы

б) возраст обучаемых

3 стр., 1302 слов

Психология тоталитарного режима

... что на все события, есть своя психологическая история. Литература Шкуратов В.А. « Историческая психология». Москва, 1997 г. Самойлов Э.В. « Общая теория фашизма» П. Левенберг - Каталог ... и планов; контроль над частной жизнью человека, замена последней общественно-политическими целями режима. При авторитарном режиме верховный правитель считается с корпорациями и сословиями, это орган власти. ...

в) формы организации и методы обучения

г) возможности для развития

Образовательные системы:

  1. Вальдорфская педагогика
  2. Педагогическая система М.Монтессори
  3. Система развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
  4. Система проблемного обучения Занкова
  5. Система образования в Древней Греции и Древнем Риме
  6. Средневековые университеты Европы
  7. Японское дошкольное образование
  8. Система непрерывного образования в России
  9. «Учеба в стерильных условиях»: особенности обучения детей со слабым здоровьем, сложным диагнозом, инвалидностью (в России, Португалии, Великобритании, Чили и пр.)
  10. Обучение в летнем лагере: традиции и инновации

Аудиторная работа: презентации докладов студентов.

Занятие 15-16. Интерактивный семинар «Образовательные технологии формирования понятий»

Подготовительная работа: познакомиться с методическими указаниями формирования понятий по методике Дж.Брунера. Подготовить необходимый стимульный материал.

Аудиторная работа: знакомство с методикой «Формирование искусственных понятий» (Дж.Брунер)

Последовательность выполнения задания

1. Сформулировать у себя «понятие».

2. Описать (постадийно) возникшие у вас трудности в процессе овладения и закрепления понятия.

3. Сформировать у испытуемого понятие, используя указанные процедуры.

4. Описать процесс и результаты процедуры постадийно.

Выявить а) общие закономерности; б) какие модификации процедуры были необходимы исходя из индивидуальных способностей испытуемых.

Отчетная форма: Каждый студент готовит полный анализ материалов по 1 испытуемому с предоставлением протоколов обследования и интерпретации полученных данных.

Дополнительная литература:

1. Дж. Брунер. Стратегия приема информации при образовании понятий // Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., Прогресс, 1977. С. 170 – 210.

Занятие 17-18. Семинар с элементами дискуссии и моделирования «Методы исследования понятий»

Подготовительная работа к занятию: На основе самостоятельного изучения работы Л.С.Сахарова «О методах исследования понятий» (// Культурно-историческая психология. 2006 №2) и 5 главы «Экспериментальное исследование развития понятий» (// Л.С.Выготский «Мышление и речь») ставить опорный конспект.

Познакомиться с методикой Сахарова-Выготского по изучению понятий. Подготовить необходимый стимульный материал.

При составлении конспекта необходимо отметить следующие аспекты (вопросы):

  1. какова технология изучения понятий, которую использовали Л.С.Сахаров и Л.С. Выготский?
  2. Что такое синкреты? Приведите пример
  3. Что такое комплексы? Каких видов они бывают?
  4. Чем отличается понятие от комплекса? Приведите пример понятия
  5. какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в работе, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?
  6. что в данной работе Вас особенно заинтересовало и почему?
  7. какие параллели Вы находите между идеями данной работы и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов психологии?

Аудиторная работа:

4 стр., 1595 слов

Психология 35

... – 79 с.) и на сайте (Психология и педагогика: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/i/IVANKINA/ methodical_support/Tab/PsihologiyaiPedagogika.pdf/). Для решения заданий и ... Зависимость психики от генотипа исследует … А – когнитивная психология; Б – социальная психология; В – генетическая психология; Г – этиология. 1.29. З. Фрейд разработал метод … ...

Обсуждение вопросов.

Индивидуальная работа с понятиями. Терминологический диктант: каждый студент получает по 2 понятия из курса «педагогическая психология». Задача – сформулировать определение. Затем студенты обмениваются выполненными заданиями и анализируют тексты. Задача этого этапа – определить форму значения, пользуясь классификационной схемой Л.С.Выготского (синкрет, комплекс или понятие).

Дискуссия на тему «Трудности формирования научных понятий и их причины». Чтение и обсуждение фрагментов работы Подгорецкой Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М., 1980.

Дискуссия касается следующих вопросов:

— как формируется понятие в сознании субъекта?

— в чем сходятся и в чем расходятся позиции конструктивистского подхода (Ж.Пиаже) и генетического подхода (Л.С.Выготский и В.В.Давыдов) в объясни механизмов формирования понятий?

— почему взрослые люди обнаруживают «феномены Пиаже» в объяснении научных понятий? какие типичные ошибки они допускают, согласно Н.А.Подгорецкой?

— что может способствовать преодолению дефициентности в формировании научных понятий у взрослых?

Занятие 19-20. Семинар «Моделирование в процессе обучения психологии»

Подготовительная работа к занятию: чтение и анализ текстов по тематике занятия (рекомендованных в списке литературы и представленных в информационных интернет-ресурсах).

Примерные источники:

Чудинова Е.В., Зайцева В.Е. Учебное моделирование и понимание текста // Культурно-историческая психология. 2014. Т.10. №1. С.44–52.

Егорова А.А. Моделирование как условие порождения подростками осмысленных гипотез (на примере гипотез о строении и функционировании живых существ) // Культурно-историческая психология. 2006. №2. С.105–117.

Ляудис Методика преподавания психологии. М.: Логос, 2000.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 2000.

Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Изучение психологии в школе как ресурс воспитания психологической культуры молодого поколения страны // Вестник практической психологии образования. 2011. №3. С.5–7.

Аудиторная работа:

Чтение и обсуждение экспериментальных исследований.

Разбор этапов построения модели:

  1. выделение главного — ключевых слов из текстовой информации, передающих смысл всего текста (элементов модели)
  2. визуализация, кодировка ключевых слов
  3. выделение отношений и связей между элементами (ключевыми словами) на основе анализа текста
  4. составление модели
  5. декодирование информации, пересказ.

Индивидуальная работа:

Задание 1. Построение учебной модели научного текста

Задание 2. Разработка методических рекомендаций по формированию выбранного понятия из курса психологии у старших школьников.

Занятие 21-22. Семинар «Теория учебной деятельности»

Подготовительная работа перед занятием: каждый студент готовит ответы на вопросы.

Вопросы для обсуждения:

1. Каково происхождение понятия деятельности? Когда впервые было использовано данное понятие?

2. Как определяют деятельность разные науки о человеке (социология, культурология, история, философия, лингвистика, психология и пр.)? Сравните между собой различные варианты определения (дефиниций) этого понятия, проанализируйте достоинства и недостатки.

3. Категория деятельности в отечественной психологии и принцип деятельностного подхода к объяснению явлений психики. Почему категория деятельности внесена в психологическую науку? Почему категория деятельности плоть до 60-х годов 20 вкак не входила в арсенал психологической науки и почему до сих пор принята на «вооружение» не всеми психологами?

4. Виды деятельности.

5. Учение как вид деятельности.

6. Свойства учебной деятельности (Д.Б.Эльконин).

7. Структура учебной деятельности.

8. Понятие учебной задачи (ситуации).

Типы учебных задач.

9. Мотивы учения. Внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности.

10. Учебные действия и операция.

11. Психологические и возрастные особенности становления и формирования учебной деятельности.

12. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.

13. Критерии отбора и организации учебного материала (содержание, форма, структурированность, объем, осмысленность, значимость, трудность)

Аудиторная работа. Каждый студент представляет свои материалы. Другие студенты должны быть готовы предложить свои комментарии к чужим материалам.

Индивидуальная работа по созданию «модели» учебно-профессиональной деятельности.

Занятие 23-24. Семинар «Учебные задачи в курсе психологии»

Аудиторная работа.

Знакомство с таксономией учебных задач.

Используя таксономию задач, студентам дается задание разработать 3 конкретные задачи для интересующих разделов учебных курсов психологии (общей, возрастной и педагогической и др.).

Проверьте способы решения и эффективность придуманных Вами задач, относящихся к разным типам проблемных ситуаций, предложив их решить как неосведомленным в данном разделе курса, так и хорошо осведомленным референтам. Сопоставьте подходы и способы решения

Занятие 25-26. Семинар «Интерактивные методы в обучении психологии»

Аудиторная работа.

Знакомство с классификацией интерактивных методов. Разбор конкретных примеров их использования. Анализ требований к их использованию в образовательном процессе.

Студентам дается задание разработать конспект одного практического занятия с использованием интерактивного метода для интересующих разделов учебных курсов психологии (общей, возрастной и педагогической и др.).

Занятие 27-28. Семинар «Лекция как форма обучения психологии»

Аудиторная работа.

Знакомство с классификацией лекций. Анализ требований к построению ее содержания и организации. Разбор конкретных примеров.

Студентам дается задание разработать сценарий-конспект учебной лекции-визуализации с использованием формы письменного высказывания для интересующих разделов учебных курсов психологии (общей, возрастной и педагогической и др.).

На следующем занятии студенты представляют свои презентации и конспекты.

Занятие 29-30. Семинар «Семинар-дискуссия как форма обучения психологии»

Аудиторная работа.

Знакомство с методами организации и управления дискуссией. Анализ требований к построению содержания и организации семинара-дискуссии. Разбор конкретных примеров.

Студентам дается задание разработать сценарий-конспект семинара-дискуссии (и методические рекомендации для подготовки обучающихся к занятию) с использованием формы письменного высказывания для интересующих разделов учебных курсов психологии (общей, возрастной и педагогической и др.).

На следующем занятии студенты представляют свои презентации и конспекты.

Занятие 31-32. Семинар «Виды воспитания и их характеристика»

Подготовка к занятию: каждый студент выбирает для анализа один из видов воспитания, перечисленных ниже, и готовит следующий материал:

1) описание «сферы жизни» человека, которую затрагивает данный тип воспитания;

2) субъекты воспитательного процесса;

3) «история» данного вида воспитания, его первые упоминания в культуре (философии, дидактике, художественной литературе, науке и пр.);

4) описание системы устойчивых и варьирующих культурных традиций, связанных с данным видом воспитания (его содержание, цели, субъекты, средства и пр. в историко-культурной ретроспективе);

5) современное использование данного вида воспитания на разных этапах онтогенеза человека

Виды воспитания:

  • Трудовое воспитание
  • Умственное воспитание
  • Эмоциональное воспитание
  • Физическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Патриотическое воспитание
  • Правовое воспитание
  • Экологическое воспитание
  • Эстетическое воспитание
  • Половое воспитание
  • Экономическое воспитание
  • Религиозное (конфессиональное) воспитание
  • Этнокультурное воспитание
  • Духовное воспитание
  • Семейное воспитание
  • Школьное воспитание

Аудиторная работа: Каждый студент представляет свои материалы. Другие студенты должны быть готовы предложить свои комментарии к чужим материалам.

Занятие 33-34. Семинар «Самостоятельная работа обучающегося в обучении психологии»

Аудиторная работа.

Знакомство с методами организации и управления самостоятельной работой обучающегося. Анализ требований к построению ее содержания и организации. Разбор конкретных примеров.

Студентам дается задание разработать задание и методические рекомендации для его выполнения для самостоятельной работы обучающегося для интересующих разделов учебных курсов психологии (общей, возрастной и педагогической и др.).

На следующем занятии студенты представляют свои конспекты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / И. А. Баева [и др.] ; под ред. Л. Регуш, А. Орловой .— М. [и др.] : Питер , 2010 .— 415 с. — Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-49807-200-5 (в пер.) . 5 экз.

2. Регуш Л., Орлова А.Педагогическая психология. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения: Учебное пособие. СПб:Питер, 2011. 416 с.Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22629 – Режим доступа: ЭБС IBOOKS.ru, по паролю

3. Исаев Е.И. Педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. 347 с. — Режим доступа: http://biblio-online.ru/thematic/?6&id=urait.bookTypes.bookType.4.bookSubType.63&type=catalog_them#– Режим доступа: ЭБСБИБЛИО-ОНЛАЙН (издательство «Юрайт»), по паролю

Дополнительная литература

  1. Габай, Т.В. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / Т.В.Габай .— 2-е изд.,испр. — М. : Академия, 2005 .— 240с.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов / И.А.Зимняя .— 2-е изд.,доп.,испр.и перераб. — М. : Логос, 2004 .— 384с.
  3. Краевский, В.В. Основы обучения.Дидактика и методика : учеб.пособие для вузов / В.В.Краевский,А.В.Хуторской .— М. : Академия, 2007 .— 352c.
  4. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб.пособие для вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред.В.А.Сластенина; Междунар.акад.наук пед.образования .— 3-е изд.,стер. — М. : Академия, 2004 .— 576с.
  5. Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластёнина .— 6-е изд., стер. — Москва : Академия, 2011 .— 224 с. : ил. — (Высшее профессиональное образование : Педагогические специальности) .— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-7695-7776-5 (в пер.) . 1 экз.
  6. Хуторской, А.В. Современная дидактика : учеб.пособие / А.В.Хуторской .— 2-е изд.,перераб. — М. : Высш.шк., 2007 .— 639с.
  7. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 250 с.
  8. Ткачева, М.С. Педагогическая психология : конспект лекций / М.С.Ткачева .— М. : Высш.образование, 2006 .— 192с.
  9. Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной .— 4-е изд. — М. : Питер, 2009 .— 589 с. : ил. — (Учебное пособие) .— Библиогр. в конце разд. — ISBN 978-5-94723-870-9 (в пер.) . 3 экз.
  10. Молодцова, Н. Г. Практикум по педагогической психологии / Н. Г. Молодцова .— 2-е изд. — М. [и др.] : Питер, 2009 .— 208 с. : ил. — (Практикум по психологии) .— Библиогр. в конце тем .— ISBN 978-5-388-00393-5 (в пер.) . 8 экз.
  11. Педагогическая психология. Под ред. Гуружапов В.А. М.Юрайт, 2013. — Режим доступа: http://biblio-online.ru/thematic/?7&id=urait.content.DE9CD1C0-B62A-440A-A92D-0B4A13DA9BE3&type=c_pub– Режим доступа: ЭБСБИБЛИО-ОНЛАЙН (издательство «Юрайт»), по паролю
  12. Хухлаева О.В., Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е. Поликультурное образование. М.:Юрайт, 2014. 283 с. — Режим доступа: http://biblio-online.ru/thematic/?10&id=urait.content.79FD8D60-2E9D-4D90-8F41-634F2DB59EF3&type=c_pub
  13. Волков Б.С., Волкова Н.В., Орлова Е.А. Психология педагогического общения. М.:Юрайт, 2014. 333 с. — Режим доступа: http://biblio-online.ru/thematic/?6&id=urait.bookTypes.bookType.4.bookSubType.63&type=catalog_them– Режим доступа: ЭБСБИБЛИО-ОНЛАЙН (издательство «Юрайт»), по паролю

9.3. Периодические издания

1. Психологический журнал / РАН .— 1996 №1-6 .— 1997 №1-6 .— 1998 №1-6 .— 1999 №1-6 .— 2000 №1-6 .— 2001 №1-6 .— 2002 №1-6 .— 2003 №1-6 .— 2004 №1-6 .— 2005 №1-6 .— 2006 №1-6 .— 2007 №1-6 .— 2008 т.29 №1-4 .— М. : «Наука», 1996 — .— ISSN 0205-9592.

2. Вестник МГУ.Серия 14.Психология .— 2004 №1-4 .— 2005 №1-4 .— 2006 №1-4 .— 2007 №1-4 .— М. : МГУ, .— 1 раз в три м-ца .— ISSN 0201-7385 .— ISSN 0137-0936.

3. Культурно-историческая психология: международный научный журнал 4. Мир психологии : научно-методический журнал .— 2003 №1-4 .— 2004 №1-4 .— 2005 №2-4 .— 2006 №1-4 .— 2007 №1-4 .— 2008 №1 .— М., 2003- .— 1 раз в квартал

5. Мир психологии [электронный ресурс] : научно-методический журнал.— М. : Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский психолого-социальный университет, 1996 –ISSN 2073-8528.— Выходит 4 раза в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю

6. Психологическая наука и образование / Московский городской психолого-педагогический ун-т .— 2004 №1-4 .— 2005 №4 .— 2006 №1-4 .— 2007 №1-4 .— 2008 №1-2 .— М., 2004 — .— ISSN 1814-2052 7. Журнал практического психолога : научно-практический журнал / ООО «ИГ-СОЦИН» .— 2006 №4-6 .— 2007 №1-6 .— 2008 №1-3 .— М. : ООО «ИГ-СОЦИН», .— ISSN 1990-9349

8. Семейная психология и семейная терапия : научно-практический журнал .— 2006 №3-4 .— 2007 №1-4 .— 2008 №1 .— М. : ООО «ИГ «Социальные науки», 2006 — .— ISSN 1990-9381.

9. Психология зрелости и старения : ежеквартальный научно-практический журнал .— 2006 №4 .— 2007 №1-4 .— М., 2006 — .— Выходит 2 раза в полугодие .— ISSN 0236-4999.

10. Развитие личности .— 2006 №1-4 .— М. : Изд-во «Прометей», .— ЧЗПИ .— раз в год 

11. Психологическая диагностика : Ежеквартальный научно-методический и практический журнал .— 2006 №3-4 .— 2007 №1-6 .— 2008 №1-2 .— М., 2006 — .— Выходит 4 раза в год .— ISSN 1991-3230.

12. Культурно-историческая психология : международный научный журнал .— 2007 № 1-4 .— 2008 № 1-2 .— М. : МГППУ, 2007- .— ISSN 1816-5435.

13. Психология и школа : ежеквартальный научно-практический журнал .— 2007 №1-4 .— М., 2007- .— 4 раза в год .— ISSN 1993-4483.

14. Вопросы психологии [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Общество с ограниченной ответственностью «Вопросы психологии», 1955 –ISSN 0042-8841 .— Выходит 6 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю

15. Акмеология : научно-практический журнал [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт школьных технологий», 2001 –ISSN 2075-7577 .— Выходит 4 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю

16. Журнал практической психологии и психоанализа [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : НОЧУ ВПО Институт практической психологии и психоанализа, 2000 — .— Выходит 4 раз в год .- Режим доступа :http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю

17. Актуальные проблемы психологического знания [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский психолого-социальный университет, 2006 –ISSN 2073-8544.— Выходит 4 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю

18. Вопросы психолингвистики [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт лингвистики», 2003 –ISSN 2077-5911.— Выходит 4 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю

19. Российский психологический журнал [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Общество с ограниченной ответственностью Кредо, 2004 –ISSN 1812-1853.— Выходит 4 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю

9.4. Интернет-ресурсы

  1. Электронный читальный зал “БИБЛИОТЕХ” : учебники авторов ТулГУ по всем дисциплинам.- Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/, по паролю.- Загл. С экрана
  2. ЭБС IPRBooks универсальная базовая коллекция изданий.-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/, по паролю.- .- Загл. с экрана

  1. Научная Электронная Библиотека eLibrary – библиотека электронной периодики, режим доступа: http://elibrary.ru/ , по паролю.- Загл. с экрана.

  1. НЭБ КиберЛенинка научная электронная библиотека открытого доступа, режим доступа http://cyberleninka.ru/ ,свободный.- Загл. с экрана.
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //window.edu.ru. — Загл. с экрана.

  1. ЭБ BOOK.ru универсальная базовая коллекция изданий.-Режим доступа: http://www.book.ru/по паролю.- .- Загл. с экрана

  1. ЭБС ibooks.ru универсальная базовая коллекция изданий.-Режим доступа: http://ibooks.ru/home.phpпо паролю.- .- Загл. с экрана
  1. ЭБС БИБЛИО-ОНЛАЙН (издательство «Юрайт»).-Режим доступа:http://biblio-online.ru/по паролю.- .- Загл. с экрана