Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
Мучкина Анна Анатольевна
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МБОУ СОШ «СОЛНЕЧНАЯ»
Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
профиль подготовки «Педагогическая психология»
Координатор модуля от УСП: доцент, кандидат психологических наук, доцент | Поставнева Ирина Васильевна |
Заведующий кафедрой: доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор | Савенков Александр Ильич |
Москва, 2016
Содержание
1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы | |
2. Организация психологической службы в образовательном учреждении | |
3. Психологический кабинет. Психологический инструментарий | |
4. Нормативно-правовые аспекты деятельности психолога | |
5. Профессиональные и личностные качества психолога | |
6. Этические нормы психолога | |
7. Модель службы психолого-педагогического сопровождения |
Основные цели, задачи и принципы психологической службы
Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.
Задачи психологической службы
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачипсихологической службы образования:
1. реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
2. подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;
3. учет и развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;
4. создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни;
5. профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
6. оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;
7. осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;
8.приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.
Основные направления деятельности психологической службы образования
В деятельности психологической службы можно выделить три направления — актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное.
Актуальное направлениеориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, школьникам, воспитателям учителям, родителям — существенная задача службы сегодняшнего дня.
Пропедевтическое направление— чрезвычайно важное направление деятельности психологической службы. Оно заключается в том, что психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Перспективное направлениенацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев).
Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности ребенка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное его развитие. Здесь в центре профессионального внимания психолога — развитие способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.
Эти три направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический анализ условий обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям. Достижение главной цели психологической службы образования — психологического здоровья детей — связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений ее деятельности.
Организация психологической службы в образовательном учреждении
Организация психологической службы — это совокупность методических ипсихологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.
Профессиональные действия психолога могут быть дифференцированы в соответствии с целями: первичной организацией психологической службы в образовательном учреждении или структурированием уже функционирующей психологической службы.
Первичная организация психологической службы в образовательном учреждении осуществляется в два этапа.
Подготовительный этап— анализ социально-образовательного пространства ОУ.
Основной этап — выбор/создание модели психологической службы применительно к типу и условиям ОУ.
В процессе подготовительного этапапсихолог определяет материально-технические условия ОУ и соотносит их с возможностью оборудования специальных помещений (психологического кабинета, комнаты психологической разгрузки и пр.), а также анализирует Педагогические кадры (образование, опыт работы, научный статус) и образовательные, возможно, научно-экспериментальные программы, по которым работает учреждение. Психолога интересует не столько содержание предметных программ, сколько требования к уровню развития детей для успешного их освоения. В этой связи необходимо иметь представление о принципах отбора и дифференциации обучения детей по различным программам (коррекционные, профильные, лицейские и гимназические классы).
Кроме того, психолог анализирует особенности контингента детей и родителей: национально-культурную и религиозную принадлежность (национальные и религиозные школы, сады, отдельные классы и группы); социальный статус (коммерческие школы и сады, учреждения в элитных местах проживания); психофизическое здоровье (коррекционные и специальные школы и сады, отдельные классы и группы) и пр. Возможная специфика контингента определяет содержание и правила взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
В заключение подготовительного этапа психолог выясняет запрос администрации, выражающийся в актуальных для образовательного учреждения целях и задачах, реализации которых может способствовать профессиональная психологическая деятельность.
Основной этапсостоит в определении содержания психологической деятельности и организации структуры психологической службы в конкретном образовательном учреждении. Осуществляются задачи основного этапа в процессе специально направленных мероприятий.
Достаточно сложным видом работы на данном этапе является создание или систематизация пакета психологической документации образовательного учреждения. Она заключается в разделении всей документации на три вида: нормативную, специальную и организационно-методическую. Каждый вид документации предназначен для своих целей:
нормативная — регламентирует содержание психологической деятельности;
специальная — фиксирует ее результаты;
организационно-методическая — обеспечивает организацию психологической деятельности.
В том случае, если документация в ГОУ отсутствует в принципе, психолог может обратиться в районную (окружную) психологическую службу (отдел, кабинет) управления образованием. В данных структурах имеются все нормативные документы по организации психологических служб в образовательных учреждениях, а также образцы специальной и организационно-методической документации. Для психологов, имеющих высшую категорию или научную степень, допускается использование документации, составленной не по форме нормативного образца, но корректно отражающей содержание и результаты работы. Особенно это касается специальной документации (протоколы, характеристики, психологические заключения и выписки из них).
В заключение основного этапа психолог осуществляет презентацию функционала и содержания психологической деятельности в ОУ родителям и педагогическому коллективу. В первом случае это происходит на родительском собрании (общее выступление и выступления в классах, группах) с обязательной адаптацией текста выступлений к родительской аудитории. Во втором случае презентация выбранной/созданной модели психологической службы, обоснованная результатами подготовительного и основного этапов, осуществляется на педагогическом совете или психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
При структурировании функционирующей психологической службы образовательного учреждения осуществляется сокращенная программа психологических мероприятий, ориентированная на экспертизу результативности психологической деятельности и удовлетворение запроса администрации ОУ. По завершении экспертизы квалифицированный психолог может самостоятельно принять решение об изменении структуры и содержания психологической деятельности в ОУ (модели психологической службы) или, основываясь на функционирующей модели, обогатить ее новыми направлениями и формами психологической работы.
Психологический кабинет. Психологический инструментарий
Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики).
Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении. Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием «профессиональная компетентность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога.
В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения).
Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур.
Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.
Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.
Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.
Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:
Мебель и оборудование:
Детский столик, 2-3 детских стульчика. Мягкий диван либо кресло (малогабаритные).
Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.).
CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями.
Стимульный материал: Стимульный материал к диагностико — коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.
Технический материал: Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата.
Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги).
Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
Мебель и оборудование: Мягкий диван или кресло (малогабаритные).
Стимульный материал: Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам.
Технический материал: Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.
Вспомогательный материал: Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники).
Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога.
Мебель и оборудование: Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности).
Технический материал: Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера.
Вспомогательный материал: Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности
Интерпретационный материал: Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.
Нормативно-правовые аспекты деятельности психолога
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.
Комплект (пакет) документации практического психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
Нормативная документация — это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:
Ø Закон Российской Федерации об образовании.
Ø Конвенция ООН о правах ребенка.
Ø Положение о психологической службе в системе образования.
Ø Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).
Ø Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.
Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида – свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель — ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).
Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога.
По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в учреждении; график работы практического психолога в учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).
Общее содержание профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении, т.е. функционал психолога образования, заключается в следующем. Психолог:
Ø проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей;
Ø осуществляет психологическую диагностику возрастного уровня развития детей и их индивидуальных особенностей при переходе из одной возрастной категории в другую (ранний — дошкольный — школьный возраст) с целью выбора соответствующего психическому развитию типа образовательной программы и образовательного учреждения;
Ø совместно с педагогами разрабатывает и адаптирует развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Ø в процессе психодиагностики выявляет условия, затрудняющие становление личности и социализацию ребенка, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую помощь детям, педагогам и родителям (лицам, их заменяющим);
Ø содействует выявлению и творческому развитию одаренных детей, а также детей с интеллектуальными и эмоциональными задержками в развитии;
Ø осуществляет первичную профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, а также выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися профессий с учетом их ценностных ориентации, способностей и возможностей, а также развитию ориентации в различных ситуациях личностного и профессионального самоопределения1;
Ø проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения детей;
Ø участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по социально-правовой защите детей;
Ø формирует психологическую культуру детей, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих);
Ø консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам психологизации педагогического процесса методами и средствами практической психологии, направленными на повышение социально-психологической компетентности детей, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих).
Ø На основании общего содержания психологической деятельности в образовательном учреждении можно конкретизировать функции психолога в дошкольном образовательном учреждении (табл. 4.5) и дифференцировать их по двум направлениям:
Ø психологизация педагогического процесса и жизнедеятельности детей;
Ø индивидуально-психологическая работа с детьми.
Принцип конфиденциальности.
Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
Принцип компетентности.
Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности.
Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
Принцип этической и юридической правомочности.
Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
В случае расхождения между нормами данного кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
Нормы данного кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного кодекса.
Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.