Ход мероприятия.
Ведущий: Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
· конкретизировать цели воспитательной работы;
· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
· обосновать выбор содержания и методов воспитания;
· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:
— определение цели и задач изучения;
— подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;
— выбор методик изучения;
— подготовка диагностического инструментария;
— исследование испытуемых;
— обработка и интерпретация результатов исследования;
— анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
· Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
· Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
Оценка эффективности воспитательной системы в школе
... важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка. Четвертый компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;б) формы, методы и приемы изучения, анализа ...
· Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
· Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
· отношение к учению;
· отношение к людям;
· отношение к самому себе;
· отношение к природе;
· отношение к труду;
· отношение к действительности.
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Примерная методика изучения классного коллектива
Этап.
Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников.
С учетом возраста учащихся выберите и проведите методики определения воспитанности, например:
1. «Недописанный тезис»: Хорошая жизнь – это… Самое главное в жизни – это… Я не согласен с тем, что всегда говорят, будто… Если бы я был волшебником, то я непременно…
2. «Что люблю – что ненавижу»: Написать десять ответов на два вопроса: Что я больше всего люблю? Что я больше всего ненавижу?
3. «Мои социальные роли». Ответить на 6 вопросов: ставится поочередно 6 раз один и тот же вопрос «Кто ты?» (испытуемый пишет сразу, не зная о последующем вопросе).
Ассоциативный тест
Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:
Школа Учитель Человек Деньги | Мы Труд Книга И т.д. |
5. «Ранжирование» (расстановка слов по порядку личной значимости)
Вежливый Ласковый Гуманный Сильный Умный Предприимчивый Деловой и т.д. (выход на идеал и самооценку) | Искусство Лакомство Друзья Коллектив Семья Труд Родина Деньги и т.д. (выход на отношение к окружающему миру) |
Порядок выполнения:
Этап.
Напомним характеристику 3-х уровней воспитанности школьников, предложенные Н.Е.Щурковой
Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т.д.
Эмоциональный: уровень отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.
Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.
Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности
Отношение к ценностям | Уровень отношений | ||
Примитивно-поведенческий | Эмоциональный | Мотивированно-поведенческий | |
К человеку | Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет Фамилии уч-ся | Способны к сопереживанию Фамилии уч-ся | Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей Фамилии уч-ся |
К труду | Выполняют трудовые обязанности Фамилии уч-ся | Трудолюбивы Фамилии уч-ся | Участвуют в общественно-полезной работе Фамилии уч-ся |
К знаниям | Выполняют учебные обязанности Фамилии уч-ся | Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам Фамилии уч-ся | Самообразовательная работа Фамилии уч-ся |
К прекрасному | Замечают, реагируют на прекрасное Фамилии уч-ся | Стремление к общению с прекрасным Фамилии уч-ся | Самостоятельное общение с прекрасным Фамилии уч-ся |
К себе | Не позволяют себя обижать Фамилии уч-ся | Оценивают свои достоинства Фамилии уч-ся | Культивируют свои достоинства, самовоспитание Фамилии уч-ся |
К обществу | Отсутствие правонарушения Фамилии уч-ся | Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют Фамилии уч-ся | Общественно активны, инициативны Фамилии уч-ся |
Анализируя полученные данные, посмотрите:
— На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?
— Что является высшей ценностью в данном коллективе?
— Сколько уч-ся класса (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.
Отношение | Показатели воспитанности | Признаки проявления воспитанности | |||
Ярко проявляются | Проявляются | Слабо проявляются | Не проявляются | ||
К обществу | Долг и ответственность | Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других | Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других | Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей | Уклоняется от общественных поручений, безответственен |
Бережливость | Бережет школьное имущество, призывает к этому и других | Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи | Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей | Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований | |
К труду | Дисциплинированность | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других | Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей | И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия |
Ответственное отношение к учению | Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам | Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят | Учатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей | Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо | |
Отношение к общественно полезному труду ( трудолюбие) | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает | Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей | Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля | |
К людям | Коллективизм и товарищество | Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива | Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела | Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно | Необщительный, эгоистичный |
Доброта и отзывчивость | Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей | Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует | Помогает другим, если поручает учитель или коллектив | Недоброжелателен, груб с товарищами | |
Честность и правдивость | Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других | Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других | Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами | Часто неискренен, обманывает учителей, старших | |
К себе | Простота и скромность | Прост и скромен, одобряет эти качества у других | Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди | Прост и скромен в присутствии старших и педагогов | Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам |
К культуре | Культурный уровень | Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни | Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни | Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей | Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству |
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся
№ | Фамилия, имя | Ответственность | Бережливость | Дисциплинированность | Ответственное отношение к учению | Отношение к труду | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность | Простота и скромность | Культурный уровень | Уровень воспитанности |
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я – ярко проявляется (5 баллов);
П – проявляется (4 балла);
СП – слабо проявляется (3 балла);
НП – не проявляется (2 балла).
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).
5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень
3,8 – 2,9 балла – средний уровень
2,8 – 2 балла – низкий уровень
Сделать вывод об уровне воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.
Как же определять воспитанность школьников? В педагогике эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности, об уровнях воспитанности мы можем составить лишь весьма приблизительные представления, используя достаточно сложно и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.
Что же считать критериями воспитанности? В дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский); изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развитию нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения (Е.В. Бондаревская).
В современной педагогической науке отчетливо просматриваются две позиции по отношению к изучению воспитанности школьников.
Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями является ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.).
По мнению этих ученых, воспитанность – это не конгломерат частных свойств личности, а согласованность между знанием, убеждением и поведением.
Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение и деятельность, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами поведения, в самом же нравственном поведении и деятельности реализуются знания и убеждения и появляются новые.
Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.
Воспитанность определяет актуальный уровень нравственного развития личности. Для определения потенциального уровня развития школьника, зоны его ближайшего развития в психологии и педагогике используется термин воспитуемость. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность школьника к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития личности.
Для анализа воспитанности и воспитуемости школьников педагогу надо обладать рядом педагогических умений:
оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости;
умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;
умение учителя увидеть личность ученика в целом, во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;
умение оказывать поддержку учащихся в их личном развитии, осуществлять коррекцию
Предлагаемая программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьника поможет педагогу упорядочить его диагностическую деятельность.
Программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьников.
Программа психолого-педагогического изучения учителем воспитанности и воспитуемости школьников
Компоненты | Уровни и показатели | Диагностические приемы | Возрастные особенности и нормы | Индивидуальные варианты | Приемы развития, формирова-ния, коррекции | |
Воспитанность (диагноз) Воспиту-емость (прогноз) | 1.Нравственные знания (что знает ученик о нормах меж-человечес-ких отноше-ний) 2.Нравственные убеж-дения, моти-вы (приня-тие учени-ком знаний о нравственности в качест-ве эталонов своего пове-дения) 3.Нравственные поступ-ки и поведе-ние (как реа-лизует уче-ник в своем поведении нравствен-ные знания и свои убеж-дения) 1.Восприим-чивость к воспитательным воз-действиям (как может развивать свою лич-ность в сот-рудничестве с другим человеком) 2.Способность к само-воспитанию (как может развивать свою лич-ность само-стоятельно) | -Знания об отношениях к труду, -к обществу, -к другому человеку, -к себе -Ценност-ные ориен-тации, -мотивы, -цели, -эмоции -Отдельные поступки, -поведение в целом Активность ориентиров-ки в новых социальных условиях, перенос способов поведения в новые усло-вия, откли-каемость на помощь дру-гого чело-века в разви-тии личнос-ти Социальная инициатива, постановка новых, усложняю-щихся задач развития своей лич-ности, осо-знанность и самооргани-зация пове-дения | Беседа, методика неоконче-нных предложений Постановка учени-ка в ситу-ации нравственного вы-бора, со-подчине-ние мо-тивов, принятие решения Фиксация повторяющихся поступков учащихся Сопостав-ление эксперт-ных оце-нок в форме педагоги-ческого консилиу-ма | Младший шко-льный возраст: ориентации учителем, усво-ение различия между наме-рением и ре-зультатом поступка Средний шко-льный возраст: интерес к оце-нке сверстника, идентифика-ция, чувство «взрослости» Старший школьный воз-раст: устой-чивая само-оценка, лич-ностное само-определение | Нравственные знания– через опыт деятель-ности Постановка в ситуации, тре-бующие сопо-ставления нравственных норм и приме-ривания их к себе Поощрение поступков в соответствии с принятыми знаниями и убеждениями Опыт поступ-ков и их обсуждение Упрочение самоуважения и достоинства Упрочение готовности к выбору и при-нятию реше-ния, усиление ответственногсти за пос-ледствие своих поступ-ков и своих решений Самовоспита-ние личности Главная цель –вооружить средствами и способами саморазвития личности и предоставить возможности сделать выбор с учетом собственной индивидуаль-ности |
Второй подход к изучению воспитанности школьников на основе выявления и оценки различных уровней сформированности социально значимых качеств личности разработан известным педагогом -ученым М.И. Шиловой.
Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к окружающим людям и самому себе. По своей психологической природе они «являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного человека мотива и специфических для него форм и способов поведения»*, что подводит к пониманию качеств в связи с деятельностью. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека его воспитанность.
По мнению М.И. Шиловой, воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.
Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.
Воспитанность включает культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил в регламентированной форме) и манеры поведения в общении.
Для воспитанного человека самосознание ответственности за свои дела и поступки являются определяющими мотивами поведения.
Для изучения и анализа воспитанности современного школьника автором предлагается методика, которую можно рассматривать как психолого-педагогическую технологию.
Для учителя – практика предлагаются минимальные диагностические программы изучения воспитанности младших школьников, подростков и старшеклассников.
Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны -–шкалы, вычленены признаки, «приметы» распознавания.
Такой приметой для распознавания продвижения школьников в нравственно-волевом развитии, проявлении личных качеств принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности.
* Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, с. 271
В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном с требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные.
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации. Хотя активная общественная позиция еще не проявляется.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции.
Технологию такого изучения задают соответствующие таблицы – программы для младших школьников, подростков, старшеклассников.
В качестве образца предполагается программа изучения воспитанности старшеклассников и сводный лист к ней.
Программа нацелена на удовлетворение потребности старшеклассников в познании и преобразовании окружающего мира и определяет направления их развития в настоящем и будущем. В нее включены базовые качества и отношения, обладающие наибольшей способностью к интеграции других качеств, задействованных в широком спектре отношений юношей и девушек, формировании их культуры и гражданской зрелости. Программа выстроена по принципу преемственности с другими программами изучения воспитанности младших школьников и подростков. (Об этих программах подробную информацию вы можете получить из книги М.И. Шиловой «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе». – М.. 1998. – С. 151-159.)
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников.
Базовые качества | Признаки уровней проявления формирующихся качеств | ||||
«3»-ярко проявляются | «2»- проявляются | «1» –слабо проявляются | «2» -не проявляются | ||
Отношение к обществу | 1.Любовь к Отечеству 2.Полити-ческая культура 3.Правовая культура 4.Интернационализм | Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает настоящее, обсуждает с товарищами свою роль в созидании его будущего Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет собственные аргументированные оценки, обсуждает их с товарищами Знает основные гражданские права и обязанности, соблю-дает их, активно работает по соз-данию законов и правил школьной жизни Уважает культуру и традиции других национальностей, пресекает неуважительное отношение к ним | Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает его настоящее Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет самостоятельные суждения и оценки Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в школьном зако-нотворчестве участия не принимает Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей | Сам мало инте-ресуется историей и культурной своего Отечества Политически недостаточно осведомлен, в суждениях и оценках чаще всего идет за другими Допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует допол-нительного контроля со стороны взрослых и товарищей Не проявляет интереса к культуре других национальностей | Пренебрежи-тельно отно-сится к истории и отечественной культуре Политически не осведомлен Нарушает дисциплину и правопорядок Пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей |
Отношение к собственности | 5.Бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности 6.Бережливость и эконом-ность в отношении к личной собственности | Бережет общественное достояние, уважает чужую собственность, стимулирует к этому других Бережет личные вещи, экономит и разумно тратит денежные средства, удерживает от неразумных затрат своих близких и товарищей | Уважает чужую собственность, бережет общественное достояние Бережет личные вещи, разумно тратит денежные средства | Небрежно относится к общественному достоянию, не уважает Не всегда оправдано тратит денежные средства, требует контроля | Наносит ущерб чужой и общественной собственности Не бережлив, расточителен |
Отношение к учебному труду и делу | 7.Успешность в учении и самообразовании 8.Дисципли-нированность и организо-ванность | Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний Организованный и деловитый, умеет организовать на дело товарищей, доводит дело до конца | Успешен в учении, стремится развивать свои творческие способности вне школы Организован сам, но организовать на дело других не умеет | Недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации способностей Недостаточно деловитый, принимает участие в деле под руководством других | Ленив, неуспешен и безответственен в учении Неорганизованный, бездеятельный |
Отношение к людям | 9.Общите-льность 10.Готов-ность прийти на помощь 11.Тактич-ность, культура поведения | Общительный, умеет устанавливать и развивать межличностное и деловое общение Готов прийти на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем Тактичен и вежлив в общении со старшими и товарищами, одобряет и поддерживает эти качества у других | Сам охотно идет на контакты, но общение организовать не умеет Сам охотно идет на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем Сам тактичен, но равнодушен к бестактности других | В общении не разборчив, часто ведом другими Неохотно идет на помощь и поддержку других, чаще «за компанию» Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов | Замкнутый, необщительный Не отзывчив к чужим проблемам Бестактный и грубый |
Отношение к себе | 12.Здоровый образ жизни 13.Целеустремленность в самоопределении 14.Чувство собственного долга | Ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, оберегает от вредных привычек друзей и товарищей Самоопределяется, упорно и настойчиво работает на пути достижения цели, поддерживает в самоопределении других Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других | Ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но и к здоровью других равнодушен Настойчиво работает над собой в плане самоопределения Бережет свою честь и достоинство | Проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей Еще не совсем определился в жизненных планах, целенаправленно не работает над собой, требует поддержки Не всегда проявляет в делах и поступках уважение к себе, нуждается в поддержке других | Злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки Не имеет целей самоопределения Не уважает себя как личность, не заботится о своей чести и достоинстве |
Далее могут быть дополнения |
Обсуждение и анализ результатов изучения может осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися и т.д.
Данные изучения воспитанности старшеклассников хранятся в «Сводном листе», образец которого мы предлагаем.
Сводный лист
К ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников
Показатели и уровни Ф.И. учащихся | Любовь к Отечеству | Политическая культура | Правовая культура | Интернационализм | Бережливость к общественному достоянию и уважение чужой собственности | Экономность и бережливость в отношении к личной собственности | Успешность в учении и самообразовании | Деловитость и организованность | Общительность | Готовность прийти на помощь | Тактичность, культура поведения | Здоровый образ жизни | Целеустремленность в самоопределении | Чувство собственного достоинства | Итого |
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
… | |||||||||||||||
На 3 уровне | |||||||||||||||
На 2 уровне | |||||||||||||||
На 0 уровне | |||||||||||||||
В реальной воспитательной практике также ведутся поиски наиболее значимых критериев воспитанности школьников.
Для нас представляет интерес экспериментальная работа, организованная в школе им. М.В. Ломоносова (г. Жуковский, Московской области, науч. руков. Л.М. Фридман).
В ходе ее отрабатывается технология изучения воспитанности школьника. Уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейшие качества личности, каждое из которых оценивается по уровню сформированности соответствующего качества: высокий, средний или низкий.
Общая оценка воспитанности школьника выводится на основе оценок отдельных показателей воспитанности. Показателями воспитанности школьника являются.
Поведение в семье: проявляет интерес к делам семьи, ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее неврозы и радости, выражает ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении, полностью себя обслуживает.
Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к удачам и неудачам в учении, проявляет чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение, к школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.
Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим.
Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, стремление поделится своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.
Поведение на улице и в общественных местах: соблюдения правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.
Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость, соблюдение правил личной гигиены, самокритичность в оценке своего поведения и поступков, правдивость, честность, принципиальность.
Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы.
Процедура оценивания состоит из следующих этапов:
1.Анкетирование родителей.
2.Каждый ученик пишет самохарактеристику по особой форме (в подростковых и старших классах развернутая самохарактеристика по всем показателям воспитанности).
3.Взаимохарактеристика учеников.
4.Педагогические консилиумы, на котором обсуждаются все полученные материалы, они сопоставляются с результатам психолого-диагностических обследований, выносится общая оценка воспитанности каждого ученика.
5.Сообщение общей оценки воспитанности школьникам и их родителям в индивидуальной форме, совместный поиск путей коррекции.
По мнению участников опытно-экспериментальной работы оценка воспитанности школьника является эффективным средством развития самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого школьника, формирования у него адекватной самооценки.
Следует сказать, что диагностические методы изучения воспитанности школьников могут быть разнообразными (наблюдение, сочинение, анкетирование и опросы, тестирование и т.д.).
В психолого-педагогической литературе вы найдете немало отработанных методик изучения воспитанности школьников.