Окно Джохари (Johari Window)

12.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Виды

1. «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражение лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей собеседника.
5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношения и достижения общего результата.

7.Виртуальное общение — общение в виртуальном пространстве

Функции общения
Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.
Одно из общепринятых оснований классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
· перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
· информационной – процесса обмена информацией;
· интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.

11 стр., 5088 слов

Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации

... работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере России и ... происходит с глазами, бровями, губами, лбом. Глаза помогают коммуникантам устанавливать визуальный контакт. Глядеть на говорящего значит не лишь заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться ...

 

13.
Трансактный анализ — направление в психологии и психотерапии, созданное Э. БерномПо аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление «сценариев» жизненных планов индивида. Этот анализ был расширен за счет «структурного анализа», при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям.

«Родитель» — «эго-состояние» с рациональными нормами долженствовании, требований и запретов. «Родитель» — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц:правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: «Делай как я!» и косвенное,которое реализуется под девизом: «Делай не как я делаю, а как я велю делать!»( Можно»; «Должно»; «Ни за что»; «Итак, запомни»; «Какой вздор»; «Бедняжка»).

«Ребенок» — эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах: 1. «Естественный ребенок» — предполагает все импульсы,присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность,изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен,обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. 2. «Адаптированный ребенок» — предполагает поведение,соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для «адаптированного ребенка» характерна повышенная конформность, неуверенность, робость,стыдливость. Разновидностью «адаптированного ребенка» является «бунтующий»против родителей «Ребенок».Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело». «Взрослый» — способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. -Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь «Взрослого»построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием «Взрослого»является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

14.

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА(трансактный анализ).

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... значение имеет комплекс вопро­сов, который относится к механизмам принятия решения в дея­тельности человека и в биологических системах. Данные, накопленные нейрофизиологией (и биологией ... в разработке проблемы принятия решения. Столь же существенная роль принадлежит исследова­ниям коллективных решений, процессов и механизмов принятия решений группами людей, объединенных совместимой деятель­ностью. ...

Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние родители, внешние факторы и воля ребёнка. Формирование сценария:Основа сценария — это набор неосознаваемых решений (или экзистенциальных позиций) ребенка о себе («Я-» или «Я+»), мире, близких людях («Вы-» или «Вы+»), малознакомых людях («Они-» или «Они+») труде («Труд-» или «Труд+») (М. Литвак).

Основные решения принимаются ребенком в возрасте до 5 лет. Но «решение» ребенка отличается от того, какой смысл вкладывает в это понятие взрослый человек. Ребенок принимает решение о своем сценарии без тщательного обдумывания, как это делают взрослые люди перед тем как принять решение. Мышление ребенка в возрасте до 7 лет алогично и основано на чувствах и эмоциях. Самые ранние решения появляются на основе чувств и принимаются ребенком еще до того, как он начинает говорить. Виды(по Берну):.
Победитель:Берн называл победителем «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Не рассказывает всем,что он хочет делать, но для себя точно знает что хочет сделать и сделает.

Побеждённый – это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Побежденный всем рассказыает ,что он хочет сделать, но не верит в то что достигнет цели.Или достигает цеди такой ценой,которая не оправдывает цель.

Банальный: Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая,потому что не ставит высоких целей. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным (Любимое выражение: «Если бы я только захотел..»).

15.

1.Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хотим передать «это» партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию в форме понимания, одобрения, изменения его мнения, настроения, поведения. Успех такой передачи зависит от ряда условий, связанных с уникальностью наших личностных свойств, психических процессов. . Коммуникация-общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. В коммуникациях, по средствам её осуществления принято выделять следующие основные её виды:вербальная коммуникация,невербальная коммуникация(коммуникация с помощью знаков, жестов, символов,мимики и т.д).По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды:[28]

  • межличностная коммуникация — вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений[29]
  • межгрупповая коммуникация — вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличнсотных связей и индивидуальных предпочтений[30]
  • публичная коммуникация — вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.[31]
  • массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы

Окно Джохари (Johari Window)

Окно Джохари было придумано Джозефом Лафтом и Харри Ингамом в 1950 году в процессе исследования групповой динамики. Этот метод хорошо иллюстрирует и объясняет процессы, происходящие между отдельным индивидом и группой. Эта модель, показывающая, насколько хорошо вы знаете самого себя. Модель используется для того, чтобы понять: — как люди выстраивают контакт с самими собой и с другими — как люди представляют себе себя и других — как люди воспринимают свое место в мире Окно Джохари состоит из 4-х областей: Арена – то, что известно человеку о себе и известно другим (имя, цвет волос, пол и т.д.).

Необходимо увеличивать размер этой области путем самораскрытия (я рассказываю другим о себе) и запроса обратной связи от окружающих. Слепое пятно – что неизвестно человеку о себе, но известно другим. Пример: чувства людей в отношении вас, ваши манеры, привычка перебивать других на полуслове и т.д. Фасад – то, что известно человеку о себе, но неизвестно другим. Пример: ваши секреты, предпочтения, надежды, страхи, мысли, чувства. Неизвестное – то, что не знает о себе ни сам человек, ни другие. Малопонятно, как эта информация влияет на остальные части окна Джохари. В начале процесса коммуникации, когда вы встречаете кого-то, размер области Арена не очень большой, ввиду того, что не было возможности обменяться информацией. В процессе самораскрытия и получения обратной связи область Арены увеличивается. А когда мы знаем, с чем имеем дело (с какими своими страхами, комплексами, дефектами характера), только тогда мы можем что-то изменить. Другие люди выступают для нас в качестве зеркала, позволяющего увидеть себя со стороны

 

16.

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

Функции невербального кода:

1) регулировка течения процесса общения, создание психологического контакта между партнерами; 2) обогащение значений, передаваемые словами, направление истолкования словесного текста; 3) выражение эмоций и отражение истолкования ситуации;

 

17.

Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция — процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Этот термин впервые введен Дж. Брунером в 1947 г. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку. Под атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Ошибки восприятия это искаженные мысленные образы воспринятых некогда событий и фактов, возникающие под влиянием некоторых объективных и субъективных причин.

18.

Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формирует­ся во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. (создатель теории Мид)

Стратегии поведения по Томасу:

В конфликтологии широко используется двухмерная модель стратегий поведения личности К. Томаса и Р. Киллмена.
В основу модели положены:
1. ориентации участников конфликта на собственные интересы
2. ориентации участников конфликта на интересы противоположной стороны.

Качественная характеристика избираемого поведения — оценка интересов в конфликте соотносится с количественными параметрами: низким, средним, высоким уровнем направленности на интересы. Исследования показывают, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
1) содержания предмета конфликта;
2) ценности межличностных отношений;
3) индивидуально-психологических особенностей личности.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Так, если межличностные отношения (партнерство, товарищество, дружба, любовь и др.) не представляют ценности, то ее поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба и др.)Поэтому С. М. Емельяновым было предложено дополнить модель Томаса-Киллмена таким измерением, как ценность межличностных отношений. В результате становится возможным более полно учитывать значимые факторы, определяющие процесс формирования конфликтного поведения.
1. Принуждение (борьба, соперничество).

Личные интересы в конфликте здесь оцениваются как высокие, а соперника как низкие. Ценность межличностных отношений незначима. Активно используется власть, сила закона, авторитет, связи и т. п. Подобный стиль поведения характерен для деструктивной модели.
2. Уход. Отличается стремлением уйти от конфликта. Низкая ориентация на личные интересы и интересы соперника является взаимной. Может проявляться в том случае, когда сторонами осознается низкая значимость предмета конфликта или при наличии его существенного значения это оппонентами не воспринимается. Межличностные отношения здесь не подвергаются изменению, но во втором случае остается возможность повторного конфликта.
3. Уступка. Здесь также просматривается стремление уйти от конфликта, но причины носят иной характер. Направленность на личные интересы достаточно низкая, тогда как оценка интересов соперника высокая. Это своего рода жертва личными интересами.
4. Компромисс. Стратегия поведения, характеризующаяся балансом интересов сторон в разрешении конфликтного взаимодействия, способствующая положительному развитию взаимоотношений.
5. Сотрудничество характеризуется высоким уровнем направленности на интересы и свои, и партнера. Является одной из самых сложных стратегий поведения. Признается особая ценность межличностных отношений..

19.

Малая группа- немногочисленная группа людей(3-15человек),которые объединены общей социальной деятельностью, находящиеся в непосредственном общении друг с другом.

Признаки:

1)пространственное и временное присутствие;

2)наличие постоянной цели деятельности;

3)наличие организационного начала в группе(лидер-руководитель);

4)разделение персональных ролей;

5)наличие эмоциональных отношений;

6)выработка групповых норм, правил, стандартов поведения;

Классификация:

1.Первичные-группы,образованные в результате эмоциональной близости(семья,близкие друзья и т.д);

Вторичные- безличное взаимодействие, обусловленное официальными отношениями(студенческая группа);

2.Референтные-группы,с которыми человек отождествляет себя, на кого хочет ориентироваться;

Группы членства- группы, членами которой являются индивиды, но они не могут не разделять этих групповых норм.

3. Формальные группы— группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

Групповые роли:

1.Звезды и лидеры-люди, получаемые наибольшее количество выборов;

2.Положительные члены-люди, получившие среднее количество выборов;

3.Отвергаемые-лица,получившие негативные выборы ,либо вообще незаметные;

20.

Коллектив-высокоразвитая группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно-полезным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

Феномены коллектива:

1.Коллективистская идентификация-отношение к другим как к самому себе(один за всех и все за одного);

2.Ценностно-ориентационное единство-совпадение мнений, оценок, позиций членов коллектива относительно объектов представляющих наиболее значимых для осуществления деятельности коллектива.

3.Коллективное самоопределение-член коллектива поддерживает принятые нормы в коллективе ,даже если часть группы предают эти ценности.

4.Социально-психологический климат- преобладающий устойчивый психический настрой ,являющийся показателем состояния группы в согласованности действий.

 

21.

Педагогика, как наука.

Эта наука о воспитании, обучении, образовании. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Основные понятия педагогики:

1.Обучение-процесс передачи ЗУН(знаний,умений,навыков);

2.Воспитание-процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему;

3.Образование-результат обучения, совокупность ЗУН ,которыми обучаемый должен овладеть;

4.Развитие-процесс количественных и качественных изменений ,которые происходят в анотома-физическом созревании, развитие нервной системы, обогащение мировоззрения и нравственности;

5.Формирование-становление личности, приобретение устойчивых свойств и качеств;

6.Самовоспитание-активная деятельность человека по развитию у себя социально важных качеств;

7.Самообразование-целенаправленная деятельность человека, направленная на расширение собственных знаний, умений, навыков и приобретение новых.

22.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними .Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов: 1)Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

2)Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

3)Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний;

4)Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

5)Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

6)Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем;

23.

Методы обучения –это способвзаимосвязи учителя и ученика, направленный на решение задач.

1.Методы по способу управления учебно-позновательной деятельностью учащегося;

а)Информационный -передача различными методами материала.

б)Проблемный метод, стимулирующий творческую деятельность: преподаватель сообщает проблему, цель, а решение ищет ученик.

в)Активные групповые методы-тренинги,деловые игры

2.По источнику получения знаний:

а)Словестные (лекция,объяснения,инструкции и т.д);

б)Наглядные:методы-иллюстрации,демонстрации;

24.

Форма организации учебного процесса(или организационная форма обучения )— это процесс обучения с точки зрения места, времени, количества обучаемых, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса (т. е. учителя и ученика), а также целей, содержания и различных технологий обучения. Известны такие традиционные формы организации обучения, как лекции, семинары, зачеты, конференции, уроки, ролевые игры и т.д; Так же в школах-классно-урочная система;

1.Лекция: Основная организационную форма обучения, направленная на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции — обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.2.Практические занятия: Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. 3.Семинарские занятия:Одна из основных организационных форм учебной деятельности, которая формирует исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

4.Классно-урочная система: преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Урок это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.

Характерными признаками этой организационной системы обучения на сегодняшний день являются:

— постоянный состав учебных групп учащихся;

— учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе;

— строго определенное расписание учебных занятий;

— сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

— ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательный процесс;

— систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

25

Дидактика вьщеляет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция– усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Воспитательная функция – формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируется нравственное и эстетическое представление о жизни, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе.

Развивающая функция – развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-отивационной области.