Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии.
Общение вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Именно в общении реализуются как общественные, так и межличностные отношения.
Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
Общениепонимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с тем, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.
По своим формам и видам общение чрезвычайно своеобразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном и т. д.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованное общение.
Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют межперсональное и ролевое общение.
Участники межперсонального общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.
В случае ролевой коммуникации её участники выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец).
В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
Лекция 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса
... между участниками, т.е. его параметры в ходе общения зависят от отношений между субъектами общения. Им выделяется три класса отношений: отношение к миру, отношение к другим людям, ... возникновением неврозов и нарушением отношений человека. «Связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна… В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, ...
Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.
1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребёнка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребёнка.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием «неподтверждение».
Ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания, есть процедуры, организованные по принципу простейшей «подтверждающей терапии».
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно – личностных до сугубо деловых), неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывают свой отпечаток и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Общение в системе межличностных отношений осуществляется при самом разнообразном отношении одного человека к другому, как при положительном, так и отрицательном. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. В социальной психологии выделяются три типа межличностного общения.
1. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждая его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной.
Эффективно в условиях:
— военных уставных отношений;
— отношений «начальник – подчиненный» в экстремальных ситуациях;
— работа при чрезвычайных обстоятельствах.
Неуместно: — в интимно – личностных и супружеских отношениях;
— в детско – родительских контактах;
— в системе педагогических отношений.
Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...
... в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности 25.Личностная характеристика, показывающая ... форма дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. ЗПР Характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия ...
2. Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности, так как при манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Объединив манипулятивную и императивную форму общения, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими мыслями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
3. Диалогическое общение – это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
а) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);
б) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка к его намерениям;
в) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решения;
г) содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);
д) следует персонифицировать общение, т. е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнение авторитетов), предъявлять свои истинные чувства и желания.
Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
На макроуровне, при реализации общественных отношений, в том случае, когда общаются между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений.
Структура общения.
Существует несколько подходов к структурированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникациязаключается в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общенияпроявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями.
Перцептивная сторонапредставляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
2 стр., 766 слов
Психологические принципы общения руководителя с подчиненными
... и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, групп, направленный на достижение общий цели, при ...
Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание.
Общение как обмен информацией. Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными представлениями
Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Если все это можно рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект.
Другой участник предстает также как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т. е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме своих), «обращаться» к нему, по выражению В. Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S S).
Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.
Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, если все «говорят на одном языке». Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Главное в успехе контактов заключается в принятии партнерами друг друга. Внешне привлекательный человек обладает более высоким коммуникативным потенциалом. Обаятельный человек говорит именно то, что мы хотим услышать.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов:
— психологической обратной связи;
— наличии коммуникативных барьеров;
— коммуникативном влиянии;
— существовании различных уровней передачи информации.
Содержание механизма обратной связи состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь.
Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации (риторические вопросы, насмешки, иронические замечания).
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Виды барьеров: 1. Барьеры понимания:
— фонетического непонимания (быстрая речь);
— семантический барьер (различия в системах значений);
— стилистический барьер (несоответствие стиля и ситуации общения);
— логический барьер непонимания (логика рассуждения слишком сложна).
2. Понятия «коммуникация» и «социальная коммуникация» Этапы исследования ...
... массовой коммуникации: В системе массовой коммуникации можно выделить общие условия функционирования массовой коммуникации: - массовая аудитория, кот. обладает определенной общей ценностной ориентацией. - социальная значимость информации – способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирование массовой коммуникации - Соответствующие средства, ... кот. происходит общение. Они ...
2. Барьеры социально – культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия).
3. Барьеры отношений (возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию).
Выделяют два основных типа коммуникативного воздействия:
— авторитарный (установка «сверху – вниз»);
— диалогический тип (установка на равноправие).
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Помимо этого универсального знакового средства, включены и другие знаковые системы, называемые, в целом, невербальной коммуникацией.
Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:
1. Создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения.
2. Придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону.
3. Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Выделяют следующие виды невербальных средств общения:
1. Визуальные:
— кинесика (движения головы, ног, туловища, походка);
— выражение лица, выражение глаз;
— позы – осанка, посадка головы;
— направление взгляда, визуальные контакты;
— кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;
— проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
— вспомогательные средства общения (пол, возраст, одежда, прическа, украшения мелкие предметы в руках и т. п.).
2. Акустические:
— паралингвистические – громкость, тембр, ритм, высота звука;
— экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздох.
3. Тактильные – прикосновение и пожатие руки, объятие, поцелуй.
4. Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запах человека.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Общение как восприятие людьми друг друга.
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я». Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).
В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и полоролевые различия. Дети, например, больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, униформа, очки).
Глава III. Общение и взаимодействие людей
... или иного отношения или системы отношений и о их "данности" в восприятии самому человеку, мы подчеркиваем приоритетное значение сознательного уровня организации психического - постановку целей, прояснение ... обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Известный советский психолог В.Н.Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию ...
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностной перцепции относят: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 2) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
В целом, в ходе социальной перцепции осуществляются: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.
Выделяют четыре основных функции социальной перцепции: 1) познание себя; 2) познание партнера по общению; 3) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; 4) установление эмоциональных отношений.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема «запускается» определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют:
1. Фактор «превосходства» — запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров, т.е. наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т.д. Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка.
2. Фактор «привлекательности» — обеспечивает реализацию схему, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.
3. Фактор «отношения к наблюдателю» — регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких – либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы (этнические стереотипы: стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев и др.).
Стереотипизация восприятия учителя – формирование в его сознании модели идеального ученика. Примеры проявления стереотипа ожидания в педагогической практике:
— хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают;
— помогает хорошим, вытягивает плохих;
— критикует плохих, используя обобщение.
Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре
... общения человек постигает формы поведения. М. Коган оценивает общение, как коммуникативный вид деятельности», воспроизводящий « прaктичecкую активность субъекта». Основные функции коммуникации: ) информации ... групповое, массовое; ) в оценке соблюдения или нарушения социального равновесия - кооператив и конфликт; ) 0по характеру передаваемого0содержания - информационное и фактическое. Общение ...
Вывод:изучение трех сторон общения раскрывает их взаимосвязь. Каждая из них включает в себя определенный способ воздействия людей друг на друга (например, заражение, внушение, убеждение, подражание).
Средства массовых коммуникаций в структуре общения.
В структуре общения как информационного процесса видное и все возрастающее по своему удельному весу место занимают массовые коммуникации и их специфические средства.
Под массовой коммуникацией мы понимаем разновидность массового общения людей, а именно больших социальных групп, которое имеет организованный характер и осуществляется путем распространения информации при помощи технических средств (печать, радио, телевидение, кино, интернет) на численно большие и рассредоточенные аудитории.
Массовая коммуникация отличается, прежде всего, своей ярко выраженной социальной ориентированностью. Она организуется и управляется социальными институтами, которые реализуют в конечном итоге интересы той или иной большой социальной группы и, прежде всего, социальные интересы правящих классов общества.
Социальная ориентированность массовой коммуникации и опосредованность общения в ней техническими средствами накладывает определенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны общения.
Выделяют следующие компоненты:
1. Коммуникатор, т. е. тот, кто говорит, кто сообщает информацию. Коммуникатор приобретает в массовой коммуникации как бы «коллективный» характер, поскольку в роли коммуникатора здесь, по существу, выступает не отдельный индивид, а социальная группа, которая как бы «персонифицируется» в каждом конкретном коммуникаторе. Это, в частности, проявляется в том, что в подготовке и передаче сообщения, с которым коммуникатор выступает в системе массовой коммуникации, обычно участвует множество людей (редакторы, технические работники и т. д.).
Конкретная форма и степень выраженности интересов большой социальной группы в каждом отдельном выступлении коммуникатора значительно варьирует. Однако, пожалуй, наиболее отчетливо они проявляются у коммуникаторов, выступающих в роли трансляторов чужих сообщений (например, дикторы радио и телевидения).
2. Аудитория, т. е. реципиенты, в массовой коммуникации весьма своеобразны. Это те, кому говорят, кому сообщают информацию. Аудиторию в основном составляют малые группы (семья, группы друзей и т. д.), а также отдельные индивиды, которые в момент восприятия сообщения разобщены между собой. Аудиторию в массовой коммуникации часто называют анонимной, имея в виду, что коммуникатор никогда не может точно знать, кто конкретно будет составлять его аудиторию во время того или иного выступления.
3. Сообщение – что именно говорят, сама информация. Специфика информации, передаваемой средствами массовой коммуникации, характеризуется, прежде всего, её актуальностью для больших социальных групп, периодичностью, оперативностью и универсальностью. Что касается форм подачи информации, то здесь массовая коммуникация предъявляет повышенное требование к соблюдению норм вербально и невербального общения, принятых в данном обществе.
4. Канал, т. е. техническое средство, с помощью которого информация передается. В качестве каналов массовой коммуникации используются все более совершенные технические средства, которые дают возможность осуществлять чрезвычайно быструю передачу больших объемов информации на огромные расстояния. Однако при этом теряется важнейшая особенность межличностного непосредственного общения: наличие прямой обратной связи, которая очень необходима для эффективного функционирования любого вида человеческого общения.
Стихийное массовое поведение: понятия, социальный феномен и предмет исследования
... навыками, способен управлять событиями[1]. Виды социальных групп Для эффективного управления различными скоплениями людей необходимо понимать социальную структуру и особенности различных видов групп, в ... слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовые явления». Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие ...
Опосредованность общения техническими средствами приводит также к фиксированности коммуникативных ролей в массовой коммуникации, т. е. роли коммуникатора и реципиента в процессе общения остаются здесь, в основном, неизменными.
Если сравнить особенности непосредственного межличностного общения (лицом к лицу) и общения в условиях массовой коммуникации по вышеприведенным параметрам, то можно отметить следующие существенные различия между ними:
Суммируя основные специфические особенности общения в условиях массовой коммуникации, следует выделить следующие её характеристики:
1. опосредованность общения техническими средствами, общение при их помощи больших социальных групп;
2. ярко выраженная социальная направленность общения и его организованный характер;
3. отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
4. однонаправленность информации;
5. наличие двухступенчатого характера восприятия информации (информация становится своего рода «второй реальностью»).
Каждый вид человеческого общения имеет свои социальные и социально — психологические функции. В массовой коммуникации, в силу её специфики, роль социальных функций особенно велика. В основе социальных функций лежат объективные потребности общества. Массовая коммуникация удовлетворяет такие его потребности, как обеспечение информацией, содействие его контролю и управлению, воспитанию и образованию населения, его отдыху.
Потребности общества имеют объективный характер. Они не зависят от желаний или настроений людей. Однако массовая коммуникация – это общение социальных групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого, они обладают субъективными психологическими потребностями. Следовательно, учет психологических функций становится необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций.
Для классификации социально – психологических функций массовой коммуникации целесообразно использовать систему отношений индивида к обществу, к группе, другому индивиду, к самому себе. По этому принципу можно выделить следующие социально — психологические функции массовой коммуникации.
1. Функция социальной ориентировки и участия (индивид – общество) индивида в формировании общественного мнения. Она опирается на потребность аудитории в информации для должной ориентировки в широком мире социальных явлений. Массовая коммуникация неизмеримо расширяет и усложняет непосредственный социальный опыт отдельного человека или группы, доводя его до глобальных масштабов. Она создает для аудитории своего рода «вторую реальность», которая властно вторгается в жизнь.
Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...
... это способ организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте. То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и ... это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1) вежливость, ...
Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества, составляющих аудиторию массовой коммуникации, быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которая проявляется в форме различных видов обратной связи, деятельности общественных корреспондентов и т. д.
2. Функция аффиляции, социальной идентификации (индивид – группа) имеет своей основой потребность человека чувствовать свою приверженность к одним группам и отмежевания от других. Удовлетворение данной потребности способно повысить у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах. Отражение в массовой коммуникации жизнедеятельности референтных групп делает её материалы психологически близкими для аудитории и поэтому более убедительными (например, материалы о референтных для молодежи группах).
3. Функция контакта с другим человеком (индивид – другой индивид) связана, прежде всего, с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудиторией сообщений массовой коммуникации создает, в частности, предпосылки для реципиентов вступать в контакт зачастую даже с незнакомыми людьми именно по поводу данных сообщений, например, при обсуждении их в случайных группах (в транспорте, магазине и т. п.).
Что касается знакомых людей, то, как показывают социально – психологические исследования, одной из важных причин обращения людей к различным средствам массовой коммуникации является желание получить через них такую информацию, которую можно было бы обсудить со знакомыми.
Массовая коммуникация может иногда как бы заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от его недостатка (например, подростки, пожилые люди).
Еще одним проявлением функции контакта может служить отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем и других откликов на сообщения массовой коммуникации.
4. Функция самоутверждения и самопознания (индивид – он сам) проявляется в том, что в сообщениях массовой коммуникации реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.
Социально – психологические функции массовой коммуникации тесно связаны и с общепсихологическими, в первую очередь, такими, как:
1) утилитарная, которая выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек находит информацию с практической направленностью (например, «Наш сад», «Сделай сам» и др.);
2) функция эмоциональной разрядки или релаксации (уменьшение напряжения) осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако в определенных условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий.
Важность осознания и выявления социально – психологических функций массовой коммуникации определяется тем, что в исследованиях деятельности конкретных средств массовой коммуникации – отдельных газет, журналов, радиостанций и телевизионных каналов – выполнение ими соответствующих социально – психологических функций может служить одним из надежных критериев их эффективности.
Практические проблемы оптимизации общения. Активное слушание.
В общении важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа. Тот, кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать о своем партнере:
1. В каком он настроении?
2. Какие у него проблемы?
3. Как в данной ситуации сказать ему то, что повысило бы его самооценку и чувство собственного достоинства?
4. Как облегчить ему выполнение того, что вы хотели бы, чтобы он сделал?
В сфере деятельности деловых людей важную роль выполняют переговоры. Увереннее себя чувствует тот, кто продумал вопросы, необходимые для выяснения интересов и мотивов партнера.
Для того, чтобы без особого напряжения создавать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт, необходимо пройти через четыре этапа:
1. Переключение от общения с самим собой на общение с партнером.
2. Установление контакта (осуществляется с помощью невербальных средств).
3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения.
4. Разрыв контакта.
В процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием:
— характер восприятия партнеров по общению (личностные установки);
— смысловые барьеры (различение смыслов, вкладываемых разными людьми в одни и те же слова);
— вербальные и невербальные атрибуты общения (жесты, мимика);
— недостаток базовых коммуникативных умений (навыки активного слушания).
В качестве вспомогательных средств центрированной на партнере коммуникации выступают пересказ и вербализация.
Пересказ – это повторение рационального содержания, высказывание своими словами (одна из простых форм обратной связи).
Вербализация – это повторение слушающим эмоционального содержания высказывания говорящего своими словами.
Коммуникация протекает наиболее успешно, если партнеры находятся в сходных психических состояниях, в своеобразном психологическом резонансе.
80% успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника. Источником информации о них служат внешность партнера по общению, его речь, поступки и, особенно, невербальное поведение.
Глубоко разбираться мы можем лишь в небольшом количестве наиболее близких нам лиц (в среднем – семь-восемь человек).
При кратковременных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия, однако восприятие людей с опорой на эталоны связано с целым рядом типичных ошибок, так называемых эффектов.
Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих.
Эффект средней ошибки – тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.
Эффект ореола – когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи.
Эффект порядка – когда при противоречивой после встречи информации о человеке больший вес придается данным, полученным вначале (при общении со старыми знакомыми, наоборот, больше доверяем последним сведениям).
В основе распространенных проблем общения могут лежать неадекватные социальные установки. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях в целом, и особенно с представителями противоположного пола. Среди них можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим, отсутствие критических требований к самому себе.
Часто встречаются ситуации, при которых в основе трудностей общения лежат ригидные, стереотипные представления о лицах противоположного пола. Типичными вопросами являются следующие: Ну как можно доверять мужчинам? О чем можно говорить с женщиной? Стереотипные суждения о мужественности и женственности мешают добиться взаимопонимания между партнерами. Женский паттерн – демонстрация холодности и неприступности в отношениях с мужчиной, стремление ничем не проявить свою заинтересованность в партнере с тем, чтобы не уронить своего достоинства, своей «женской гордости», сочетающейся с жесткими требованиями к мужчинам (например: партнер должен быть активным, иметь определенные профессиональные достижения и относиться к женщине как рыцарь).
Мужской вариант также примитивен, прямолинеен: женщина должна быть красивой, нежной, отзывчивой, но одновременно независимой, нетребовательной, чтобы мужчина мог не уделять ей слишком много внимания и иметь возможность быть независимым и свободным от неё, но уверенным в её любви, верности и привязанности.
Задача консультанта – разрушить эти представления и помочь найти новые пути общения.
Трудности общения могут быть связаны не только с завышенным уровнем притязаний, но и с неумением прощать или не замечать досадные мелочи и огрехи. Характерны суждения типа: Какая же она женщина, если не умеет готовить? или: О чем с ним говорить, если он не читал?
Осложнять процесс общения могут различные эмоциональные состояния, которые связаны с личностными особенностями. Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны: «Я чувствую себя очень напряженно», «Мне кажется, что я в компании лишний», «Я стесняюсь».
Область переживаний и чувств можно свести к следующему набору: ощущение себя хуже других, переживание своей ущербности по сравнению с окружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требования к себе, чрезмерные требования к окружающим, завышенный уровень притязаний.
Трудности в сфере общения могут быть связаны с поведением в определенных ситуациях:
1. Чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов (воспринимается окружающими как нескромность, навязчивость, чрезмерная демонстративность).
2. Чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность.
3. Чрезмерная пассивность – форма аутизации.
При работе с людьми испытывающими трудности в процессе общения особенно эффективным является сочетание индивидуальной беседы и групповой работы.
Таким образом, общение – это процесс установления и развития психологического контакта, взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Его внутренней основой является тот или иной уровень психологической коммуникации индивидов, проявляющийся как в характере и степени адекватности их взаимного отношения друг к другу, так и в глубине их взаимопонимания.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия общения.
2. Как соотносятся между собой понятия «общение» и «личность»?
3. Тождественны ли понятия общения и деятельности?
4. Каково соотношение общности и общения?
5. Что значит общение как единство отношения и обращения?
6. Каковы значения и функции общения?
7. Какова роль общения в социальном развитии человека?
8. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения.
9. В чем суть интерактивной стороны общения?
10. Охарактеризуйте перцептивную сторону общения.
11. Что предполагает достижение взаимопонимания людьми друг друга?