Психологические принципы общения руководителя с подчиненными

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»»

Факультет «ЗИЭФ»

Кафедра « Прикладной психологии»

Тема: Психологические принципы общения руководителя с подчиненными

Преподаватель:

Шакурова Зинаида Александровна

Автор

студент группы

ЛП-355с Глазер И.В. 2011 г.

Челябинск 2011

Содержание

Введение 3

1. Особенности общения в процессе взаимодействия руководителя и подчиненного 5

2. Принципы общения руководителя с подчиненными 8

3. Практические советы по эффективному общению руководителя и подчиненных 16

Заключение 22

Список литературы 23

Рецензия на реферат

В целом содержание относится к теме «деловое общение», однако, названия пунктов

Плана неточно соответствует содержанию. В пункте 1 больше раскрывается понятие делового общения, а в пункте 2 точно речь идет не о принципах общения.

Заключение неконкретное.

Оценка – удовлетворительно (3).

З.А. 20.11.11

Введение

Менеджмент создаётся особенностями национальной культуры. Сколько наций — столько и стилей и типов управления. Каждый из стилей выделяется среди других ярким культурным своеобразием.

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Джон Д. Рокфеллер, достигнув вершины успеха, однажды сказал: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире».

Демократизация всех сфер жизнедеятельности общества актуализировала потребность в новом типе руководителя, который сочетал бы в себе способности практика-организатора, теоретика-аналитика и психолога-воспитателя. Чтобы руководить людьми, ему необходимо обладать еще и личным авторитетом, основой которого является наличие высокой нравственной культуры в единстве трех ее компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающей наличие у него таких личностных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, окружающим, самому себе; культуры поведения как воплощения нравственных убеждений и установок личности в конкретном поведении, в определенных формах этикета, включающих знание правил поведения, умение ими пользоваться в конкретной ситуации и навыки, доводящие исполнение этих правил до автоматизма.

12 стр., 5779 слов

Влияние личности руководителя на управление карьерой работников

... разделе нами рассмотрены личностные качества руководителя в системе управления в ГУ ЦБ РФ, а ... к изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей. Обращается внимание на разработку ... структуре личности руководителя она выделяет административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную ...

Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей.

Актуальность изучения данной проблемы и определила выбор темы исследования: «Психологические принципы общения руководителя с подчиненными».

Цель исследования: проанализировать психологические принципы общения руководителя с подчиненными.

Задачи исследования: проанализировать литературу по теме работы; определить содержание и особенности общения руководителя и подчиненных; выделить принципы общения руководителя с подчиненными, экспериментально проверить теоретические выводы.

Методы исследования носят теоретический характер: анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

1. Особенности общения в процессе взаимодействия руководителя и подчиненного

Управленческое общение – это деловое общение между субъктом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.

Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, групп, направленный на достижение общий цели, при котором прекращение взаимодействия одной из сторон приводит к разного рода убыткам общающихся.[7]

Культура делового общения включает соблюдение следующих принципов:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации — «не ври»;

4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

8 стр., 3737 слов

Особенности социальной перцепции в сфере делового взаимодействия

... делового взаимодействия «покупатель – продавец»: несовпадение моделей общения; различие установок и ожиданий участников взаимодействия; некоторые аспекты общения на различных этапах продажи. Гипотеза: модели общения при деловом взаимодействии ... окраска общения. От покупателя к продавцу по принципу обратной связи идет информация об удовлетворенности или неудовлетворенности общением. Подтверждение ...

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».[4]

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

Предмет изучения общения руководителя с подчиненным является многосторонним и неоднозначным. В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).

Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в управлении, наиболее важны следующие функции:

Функция социализ…

**************************************************************