Межкультурная коммуникация в электронной среде и поиск информации в сети Интернет

СТАВРОПОЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ

Дипломная работаРаботу выполнил:студент 5 курса группы «А»

специальности«Информатика. Лингвистика. Межкультурная коммуникация»

Бурым Андрей ВладимировичНаучный руководитель

Декан ФРГЯ, Доктор педагогических наук, доцент

Ломтева Татьяна Николаевна

МЕЖКУЛЬТУРНАЯКОММУНИКАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГОИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОИСКОВЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

г. Ставрополь 2000г.

Глобальные сети сталичастью жизни миллионов людей, получивших свободный, интуитивно понятный, аглавное самостоятельный доступ к океану знаний, накопленных во всём мире,получивших возможность общаться с людьми, живущими в разных странах на разныхконтинентах.

Интернет сталодним из самых значительных демократических достижений конца нынешнего века.

Как ничтодругое он революционизировал компьютер и глобальные коммуникации, сталуникальным механизмом распространения информации, объединения людей, их диалогапосредством компьютеров вне зависимости от географического положения,временных, государственных, и многих других границ. Интернет стал символомконца индустриальной эпохи, поменяв ее на информационную.

Использованиересурсов глобальной компьютерной сети способствует развитию межкультурнойкоммуникации, существенно помогает в поиске необходимой для студентовинформации. Однако в настоящий момент существует недостаточное количестволитературы, в которой бы давалось систематическое описание алгоритмовоптимизации процесса поиска информации с использованием  поисковых серверов, в курсе информационныхтехнологий данная проблема рассматривается недостаточно подробно, поэтому теманашего исследования является актуальной.

Целью работыявились систематизация методологической базы исследования межкультурнойкоммуникации в электронной среде и формирование навыков грамотногоиспользования поисковых ресурсов, навыков работы в режиме запрос-ответ какэлементов коммуникационной культуры.

Задачиисследования:

изучитьсостояние проблемы поиска необходимой информации во всемирной сети Интернет,проанализировать и систематизировать имеющиеся данные по поиску информации,выделить те аспекты поиска, которые нуждаются в детальном рассмотрении,проанализировать процесс составления ключевой фразы для запроса информации напоисковых серверах как лингвистической и информационной проблемы, составитьалгоритм действий по сужению диапазона поиска информации по сформулированнойключевой фразе.

29 стр., 14330 слов

Особенности коммуникативной компетентности активных пользователей ...

... данном этапе идет только накопление информации об интернете, как новой среде и о пользователях интернетом и социальными сетями, для дальнейшей систематизации научных работ ... коммуникативной компетентности являются: общие способности (обучаемость), коммуникативные знания, умения и навыки, личностные особенности. «Коммуникативная компетентность есть уровень сформированности межличностного опыта, т.е. ...

Новизнаисследования состоит в том, что в курсе «информационные технологии» устудентов факультета романо-германских языков мало внимания уделяется вопросампоиска информации, что является частью профессиональной компетенции специалистав области информационных технологий и лингвистике. У студентов не складываетсяцелостного законченного представления о порядке поиска интересующей информациив глобальной компьютерной среде, создаётся ложное впечатление о невозможностинахождения необходимой информации, либо о весьма ограниченных возможностяхпоиска, что приводит к неправильному пониманию роли глобальной компьютернойсети Интернет в учебном процессе.

Содержащиесяв дипломной работе методические рекомендации будут способствовать формированиювышеупомянутой профессиональной компетенции, помогут студентам овладетьискусством поиска.

Базовымиисточниками явились статьи Стернина И.А. помежкультурной коммуникации, статьи Крюковой О.П. по изучению иностранного языкав электронной среде, выкладки из телеконференций по вопросам взаимодействиякультур посредством сети Интернет.

Методологическойбазой явились работы Дж. Шейлза по межкультурнойкомпетенции в обучении иностранным языкам с помощью Интернет.

Данная работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В первойглаве рассмотрены общие проблемы межкультурной коммуникации в электроннойсреде. Изложены общие представления ипсихологические проблемы построения диалога учащихся различных культур.                                                                                                                     

 Во второй главе изложентеоретический материал по теме «Поиск информации в сети интернет». Дана  общая постановка задачи; методы решения этихзадач.

I. Межкультурная коммуникация в электронной среде.

Современнаяжизнь, компьютеризация сферы коммуникаций, получившая распрост­ранение и у насв последние годы, продемонстрировали нашему обществу требуемый уровень владениянавыками общения между представителями различных культур с помощью глобальнойкомпьютерной сети Интернет, формы и способы егоприменения в особых условиях — в телеком­муникационных сетях, где необходимоумение обмениваться письменными или устными сообщениями (телеконференции или

chatting[1]), без посредника, т.е.спонтанно. Ве­дение спонтанной профессиональной беседы с носителем языка устноили, что еще более сложно, письменно предполагает высо­кий уровень знанияязыка, близкий к уровню носителя языка, активное владение им.

Особенно этопроявляется в практике тех, пока немногих, лю­дей, которые общаются с помощьюсети в международной хо­зяйственной деятельности. Неизмеримо возрастаетответственность, так как деятельность специалиста на таком уровне связана спринятием ответственных решений в условиях кон­курентной борьбы какнеотъемлемой части рыночной экономики, рис­ков деятельности в условиях чужойкультуры. В этих ситуациях ус­пех или неуспех дела может определяться качествомдоговоренностей. Это уже не просто знание языка как закономерностей постро­енияформы, это вхождение в область чужих для нас смыслов, чу­жих ценностей, знание,обеспечивающее успех или провал в деятель­ности и жизни личности. Процессинтеграции России в междуна­родное экономическое и политическое сообществовыявил пробле­мы информационно-технологические и культурные. В этих услови­яхобучение межкультурной коммуникации приобретает больший смысл и дру­гиестратегические задачи — оно должно наряду с базовыми лингвистическими знаниямиобеспечивать вхождение в чужую культуру и информатизированнуюпрактическую деятельность.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... анализатора. Древняя кора больших полушарий, ее связь с лимбической системой. Феромоны как средство внутривидовой коммуникации. ПРОВОДНИКОВЫЙ ОТДЕЛ Феромоны – гормоноподобные вещ-ва, синтезируются кожными железами ... вкусовые почки. Типы вкусовых рецепторов и их распределение в слизистой оболочке языка. Проводниковый и центральный отделы вкусового анализатора. Запуск пищевых рефлексов. Во вкусовых ...

К проблемеобучения межкультурной коммуникации в современной образовательной системе

На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместновозникают многочисленные культурологические связи, неизбежно происходитперераспределение ценностных ориентиров и мотиваций в системе образования.Универсальным подходом к системе образования становится обучение межкультурнойкоммуникации.

В самом понятии межкультурной коммуникации заложено равноправноекультурное взаимодействие представителей различных лингвокультурныхобщностей с учётом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимостивыявления общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственнойкультур. Возьмём в качестве примера западную традиционную культуру официально-делового общения, от соблюдения которой взначительной степени зависит эффективность контактов с представителямиакадемических и деловых кругов. Для более плодотворного диалога с коллегами изсеверных стран очень важным представляется знание особенностей их характера,которые обусловлены происхождением, историей страны, системой образования,моральными устоями, бытом, лингвистической политикой, не говоря уже отребовательности любой западной фирмы к оформлению деловой документации, ктактике ведения деловых переговоров и т.д.

Само понятие культуры состоит из 2-х частей – объективной исубъективной. Объективная культура включает все возможные институты, такие какэкономическая система, социальные обычаи, политические структуры и процессы, атакже литература, виды искусства и ремесла. Субъективная культура – этопсихологические черты культуры, включающие ценности и образцы мышления(ментальность).

Вот эта субъективная культура и представляет, по мнению многихисследователей, огромную трудность для понимания.

На третьей международной конференции Лингвауни-99, состоявшейся 3-6июня 1999 при Московском государственном лингвистическом университете, основныеприоритеты были отданы исследованию специфики межкультурного диалога исоциального взаимодействия. В рекомендациях конференции отмечается, чтоязыковое многообразие и межкультурная коммуникация являются основой будущегодемократического мира; теория диалога и межкультурной коммуникации признаётсяодним из инструментов решения межнациональных, межкультурных и межэтническихпроблем; разработка принципов стратегии управления конфликтами на основемежкультурной коммуникации и внедрение их в учебный процесс становятсяглобальной задачей в системе образования.

18 стр., 8627 слов

Психология политической коммуникации

... а не властной сферах). Второй аспект также связан с культурной детерминацией деятельности человека. Безусловно, у людей, как и у животных, есть врожденные регуляторы поведения, в том ... патологии. Психологические факторы и механизмы образования и функционирования властных отношений. Первое. Генезис психологии власти (обзор концепций и подходов): Социобиологический подход. Одной из первых попыток ...

На рубеже третьего столетия накануне международного года “Культурымира” становится очевидным, что проблемыкультуры должны быть представлены во всех обучающих системах. Отсюда ивозникает идея междисциплинарных связей в университетских программах. Кпримеру, иностранный язык – с одной стороны, история, география, литература идругие гуманитарные предметы – с другой.

В области преподавания языка происходит довольно быстрое переключениеинтереса с преимущественно структурных сторон на прагматические аспекты (прагмалингвистику).

Появляется новый взгляд на язык как насредство обретения социальной коммуникации (социолингвистика).Иными словами, возникает вторичная цель при изучении иностранного языка –обучение культуре страны изучаемого языка, а это означает – научить узнавать,понимать, оценивать коммуникантов, постигать другихнародов через посредством языка, мы начинаем лучше познавать и себя. К примеру,во всех культурах присутствует стремление к установлению хороших отношениймежду её носителями. И что особенно важно, так это то, что хорошие отношения –это несомненная культурная ценность. Но разные культуры по-разному понимают и этуцель, и пути к ней. В английской культуре поощряется и ценится эмпатия, уважение к другому, сдержанность и такт. Этоследует из богатства способов выражения взаимной учтивости (извинений, квазиизвинений, сожалений, заранее-благодарностейи т.д.).

У американцев чрезвычайно развито дружелюбие ко всем, хотя оно инеобязательно может быть направлено на конкретного человека. Для русскойкультуры характерна теплота и сердечность, адресованные конкретному лицу(сравните употребление русских ласкательных имён).

Таким образом, проблемамежличностных отношений непременно находит отражение в языке. А любой язык, всою очередь, несёт отпечаток культуры и менталитета, и это отражается в“этнографии речевого этикета” На наш взгляд, изучение речевого этикета в рамкахтеории лингвистической вежливости и языкового планирования должно статьсоставной частью университетской программы по обучению межкультурнойкоммуникации.

Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде

Информационная среда — наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной,ландшафтно-архитектурной и др. — играет все более значительную роль впрофессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека.Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна;с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т.н.«киберпространство». Для последнего характерны своеобразные хронотопы, в рамках которых осуществляются специфические — и потому представляющие интерес для психологического анализа — формычеловеческого поведения. Такого рода «средовое»поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации,приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве» какэлементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная,игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протеканиядеятельности в Интернет-среде как элементеинформационной среды являются предметом все расширяющегося фронта исследованийспециалистов-гуманитариев, в том числе психологов.

2 стр., 529 слов

1. Клиническая психология как область психологических знаний

... и правого полушарий в мозговой организации психической деятельности. 43. Нарушения сознания и самосознания. Категория сознания в психологии и медицине. Виды нарушений сознания при разных ... патологических состояниях. 44. Проблема сознания и бессознательного. Неосознаваемые формы психической деятельности и их проявления ...

Не отменяя значимоститрадиционных исследований — и лабораторных, и «экологических», — посвященных проблематике систем «человек-машина» или систем«человек-компьютер», все более явственно пробивает себе дорогу новаяобласть исследований, связанных с изучением деятельности человека,опосредствованной взаимосвязанными глобальными компьютерными сетями, т.е. Интернетом и World-Wide-Web(WWW).

Объясняется это тем, что за последние несколько лет Интернет и WWWпревратились в чрезвычайно существенный фактор индивидуального и общественногоразвития, сделав «киберпространство» привлекательным для десятковмиллионов людей, среди которых множество тех, кто даже не помышлял ранее оприменении компьютеров. Связанные с созданием Интернета и WWW технические исодержательные решения вобрали в себя ряд ранее выполненных разработок, в томчисле таких, в которых в той или иной мере участвовали психологи — напр., вобласти искусственного интеллекта, эргономики, автоматизации и компьютеризациипроектно-конструкторской деятельности, систем информационного поиска и др.

Интернет не сводится кнабору технических решений, это не просто конгломерат компьютерных сетей, но и- что более всего важно для психологов — сообщество связанных компьютернымисетями людей, активно действующих в новой Интернет-среде.Данное сообщество может и должно изучаться как некое единое целое: по словам К.Левина, «психологии потребовалось сделать многошагов, прежде чем она обнаружила, что динамическое целое обладает свойствами,которые отличают его от свойств его частей или от суммы его частей»(Левин, 2000, с. 168-169).

Этим не отменяется, разумеется, анализ определенныхгрупп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернета, разделение этогосообщества по всевозможным параметрам.

Можно утверждать, что Интернет-среда представляет собой практическое воплощениенекоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так, П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: «…Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, гдекаждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как вседругие. и одновременно с ними» (Тейяр де Шарден, 1987, с. 199).

Интернеткак нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейярде Шарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляциидеятельности; вместе с тем Интернет — одна из наиболее перспективных изимеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурноевзаимодействие и сотрудничество, или объединить всех населяющих Землю субъектовв «одну замкнутую систему», по выражению П.Тейярде Шардена. Более того, многочисленные идеологи Интернет-средыактивно провозглашают в качестве актуальной цели глобализациюподключения к Интернету.

Поскольку Интернет — нетолько и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей — т.н. пользователей Интернета, то выглядит достаточно аргументированным недавнозаявленный в научной литературе термин «психология Интернета» (Wallace, 1999).

Он представляется не менее обоснованным,чем бытующие в литературе описания «психологии оператора»,«психологии воина», «психологии ирландца», «психологиибеженца» и др.

В эмпирическихисследованиях деятельности пользователей в Интернет-средеопределенную трудность представляет отделение психологических факторов отнепсихологических — данная проблема может быть названа «психологическойэкологией», если воспользоваться термином К.Левина(Левин, 2000).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека Выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное ... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ...

Исследовательская деятельность в данной области носит не толькомеждисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной кконкретному разделу психологической науки: психология Интернета изучается спозиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной,педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий,психологии труда и др. Широкое распространение в области изучения психологииИнтернета получили кросс-культурные исследования,

Отечественныеисследования деятельности человека в Интернет-средепока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать сзарубежными исследованиями. Ограниченность эта — зачастую вынужденная: еслиисследование связано с анализом деятельности людей, оно не может быть проведенопри отсутствии в доступном исследователям русскоязычном секторе Интернета (или Рунете, как его часто называют) «критическоймассы» занятых такой деятельностью пользователей Интернета. От актуальных,судя по зарубежному опыту, исследовательских проектов нередко приходилосьотказываться или подолгу ждать возможности их осуществления, если отсутствовалиотечественные пользователи Интернета, которые могли бы быть испытуемыми или респондентами.

К настоящему временипроблемы такого рода встают реже, чем еще несколько лет назад, ибо развитие Рунета происходит чрезвычайно стремительно, если судить попостоянно увеличивающемуся числу подключенных компьютеров, пропускнойспособности каналов связи, количеству сайтов,динамике их посещения или объему единиц размещенной на них информации. Понекоторым данным, т.н. максимальная аудитория Интернета в нашей стране в ноябре1999 г. составляла 5,7 миллиона человек; правда, согласно другим данным, этоколичество существенно — в несколько раз — меньше (Залесский, Спектор, 1999).

Для целей психологического исследованияособенно существенно, что отечественным пользователям доступны (и достаточноактивно применяются) практически все имеющиеся в мировом Интернете сервисныефункции, а соответственно и способы опосредствованного Интернетомпознавательного, коммуникативного и игрового поведения.

С самого началапроводимые отечественными специалистами исследования базировались напредложенной Л.С.Выготским теории развития высшихпсихических функций. Интернет и WWW при этом понимаются как сложныесемиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия,опосредствующие разнообразные виды деятельности, осуществляемые всотрудничестве с Интернетом. Тем самым следуетпризнать, что исследования в данной области опираются на прочный теоретическийфундамент. В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета,как и в области предложенной ранее О.К.Тихомировымпсихологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретическихобобщений о качественном развитии психических процессов, преобразованиидеятельности и личности человека в условиях применения им современныхинформационных технологий, конкретных психологических механизмах развития итрансформации личности (Тихомиров, 1993; Бабаева, Войскунский, 1998).

8 стр., 3896 слов

Психология 54

... Подростковый возраст. Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста ... пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны. Советская психология установила, что движущими силами психического развития в этом возрасте является ...

Задолго до появленияИнтернета и массового доступа к глобальным компьютерным сетям на факультетепсихологии МГУ были проведены отдельные исследования, опирающиеся на анализдеятельности пользователей локальных компьютерных сетей (Тихомиров и др., 1986)или на эпизодические наблюдения деятельности экспертов, участвовавших вмеждународной компьютерной телеконференции (Войскунский,1987).

На основе этих ранних работ в дальнейшем был осуществлен рядисследований в области психологии Интернета (Арестоваи др., 1996; Войскунский, 1991; Voiskunskii,1995; Voiskounsky, 1999).

В те же годы был развернутмеждународный исследовательский проект VELHAM (Велихов-Хамбург),посвященный изучению специфики психического развития в условиях применениякомпьютеров и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М.Коул (Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской — А.В.Беляева(Институт психологии РАН).

Десятилетняя история этого проекта подробно описанав отчете М.Коула (Cole,б/г).

Результаты деятельности международного коллектива неоднократнопубликовались (Беляева, Коул, 1991; Познание иобщение, 1988).

С историей выполненных в СССР, а впоследствии в Россиипсихологических исследований в области психологии Интернета можно подробнееознакомиться в недавно опубликованной обзорной работе (Arestovaet al., 1999).

В посвященных Интернету и WWW трудах представителей гуманитарных наукобрисовывается некая «социальная виртуальная реальность»,простирающаяся, по выражению М.Коула (1997), в«пятом измерении» и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошосистематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок ипесенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе — отчужденными отсубъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей).Активнее всего исследуется «социальное» измерение — например,культурные, языковые и психологические особенности диадического и групповоговзаимодействия, регулируюшие общение и отношения междуудаленными партнерами правила (т.н. netiquette),закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихсявиртуальных общностей, принципы самовыражения личности и изменения«сетевой» идентичности, вероятность возникновения «наркотического»типа зависимости от Интернета (т.н. Интернет-аддикции)и способы терапии «аддиктов», парадигмыпокупательского поведенния пользователей Интернета иих «отзывчивость» к рекламным воздействиям, стереотипы создания ивосприятия социальных объектов в «киберпространстве», стратегииосуществления познавательной деятельности в условиях оперированиягипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельностьприобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такогорода проблемам посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, вчисле которых немало электронных публикаций.

При этом социальные ипсихологические последствия применения Интернета оцениваются достаточно трезво:наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психическогои соматического здоровья многих категорий пользователей (скажем, для пережившихпсихологическую травму, для одиноких людей или для инвалидов), для социального,экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процессаобмена мнениями в рамках всемирной <электронной деревни> и т.п. впопулярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные.Например, обосновывается мнение, согласно которому активное применениекомпьютерных сетей не ведет к демократизации процессов выработки и принятиярешений в бюрократических структурах (Mantovani,1994).

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические ... используется вместо словесных сообщений. В общении важна конгруэнтность. Конгруэнтность – это соответствие невербальных проявлений словесным высказываниям. Исследования доказывают, что невербальные сигналы ...

Неоднократно замечалось, что на электронные письма, приходящие ворганизации, подолгу — либо совсем — не отвечают, а почтовые ящики популярныхлюдей катастрофически переполнены, так что им приходится отказываться отобщения посредством электронной почты и организовывать нечто вродеweb-порталов.

В ходе проведенного вуниверситете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдного исследования получены данные — пока чтопредварительные, — согласно которым интенсивное применение Интернета ведет ксужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейногообщения, развитию депрессивных состояний (Kraut et al., 1998).

В начале 2000 г.появились сведения об исследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, в ходе которого былиполучены во многом аналогичные результаты.

В недавнее времявыработано представление о т.н. Digital Divide — «дигитальномрасколе» жителей США, значительная часть которых в силу расслоенияобщества (различий в доходах, в составе семьи, в происхождении, в уровнеобразования и т.п.) не обладает полноценным доступом к Интернету.Начиная по крайней мере с 1995 г., Национальная администрация США потелекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организуетслушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа ксовременным информационным и коммуникационным технологиям и частосопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми(www.ntia.doc.gov).

Могут быть приведенынекоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернетана индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, чтоприменение Интернета может способствовать аутизации детейи подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции идр. (Бабаева, Войскунский,1998).

В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную длянего социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимостьдля человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К числупримеров объективного отношения к психологическим последствиям применениясовременных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесенапозиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения:отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактовмежду людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этомделают оговорку, что <для некоторых застенчивых людей могут оказатьсяполезными анонимность и возможность осуществления структурного контроля привзаимодействии посредством электронной почты> (Henderson& Zimbardo, 1998).

Исследование психологииИнтернета — относительно новая область знания, в которой к настоящему временизаняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследованияопосредствованной Интернетом деятельности в другихгуманитарных науках — социологии, этнографии, исследовании коммуникативныхпроцессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственнопсихологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамкахнескольких направлений.

15 стр., 7392 слов

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

... многоразовое. B. Микроуровень – простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения[24]. В социальной психологии принято выделять три уровня общения – межличностный, внутригрупповойимежгрупповой.При этом предметом теоретического ...

Так, наиболеетрадиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC,или «опосредствованное компьютером общение» (computer-mediatedcommunication), и как CSCW, или <совместная работапри поддержке компьютера> (computer supported collaborative work).

В рамках относительно давно развивающейсяпроблематики CMC достаточно много простора для собственно психологическихисследований; в рамках CSCW психологические исследования ведутся менее широкимфронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчасти представлены работы посоциальной психологии), В сфере т.н. communication research, или media research — что иногда переводится как «коммуникативистика» (Землянова,1995) — изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативныхканалов, в том числе Интернета. По традиции довольно значительный объемисследований, связанных с психологией Интернета (и, естественно, широковыходящих за рамки этой области), проводится в рамках направления, известногопод наименованием Human-Computer Interaction(HCI) — «взаимодействие человека с компьютером». Термин online research — «онлайновые исследования» — пока что наиболее прижился в Германии,где есть одноименное научное общество и выпускается литература под такимназванием (Online…, 1999).

Россия и другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и висследовательской активности в области психологии Интернета. Если Интернет вРоссии развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность вобласти психологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненныепо большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательскиепрограммы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемыеконференции, специально посвященные психологии Интернета — правда, для такогорода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.

Немало исследовательскихтем и направлений исследования представляются перепективными,однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них.Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернетадетьми и подростками? Какова психологическая специфика опосредствованной Интернетом коммуникативной, игровой и познавательнойдеятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практическиобойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрыйпросмотр гипертекстовых структур человеком (т.н. browsing — одно) из ключевых понятий для психологии Интернета), каким образом при этомосуществляется селекция, как отбираются полезные/значимые/пертинентныеэлементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента.Не до конца проясненным остается психологический статус т.н. виртуальнойреальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененныхсостояний сознания и психоделического опыта.Правомерно ли утверждение о <наркотическом типе зависимости от Интернета>(т.н. Интернет-аддикции)? Неизвестно, насколькосправедливо распространенное убеждение, согласно которому увлечениекомпьютерными играми, и в особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD)следует объяснять исключительно защитными тенденциями и стремлением к эскапизму. Открытым остается вопрос о том, как относиться кпопыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создаватьмножественную «сетевую» идентичность. Интернет во многом способствуетразвитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, «киберпанков» и др.) — следует ли считать этозакономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернета?Наконец, нуждается в прояснении часто постулируемая связь «культурыИнтернета» с популярной культурой постмодернизма.

Основныеформы общения в Интернете и их особенности.

М

ожновыделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet RelayChat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет — общения обычно разделяютспособы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболееинтерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными — e-mailи телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line,в отличие от чата (IRC) и MUDs,где дюди общаются on-line1.В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в
конференции relcom. fido. su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссиио Windows), в то время как чат,опять же как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человеказапускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает навсе вопросы заинтересовавшихся людей. На каналах windowsили os2 обсуждаются соответствующие операционные системы; несколько каналов warez (в большинстве своем — закрытых для постороннеговторжения) посвящены дискуссии о различных программных продуктах ).

Тем не менеев чатах по большей части практикуется общение радисамого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либоопределенному предмету).

В качестве отдельной формы общения в Интернете можновыделить общение в так называемых MUDs (от «multi-user dimension» — ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном простарнстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line,но отличается от него присутствием цели — стремлением выиграть).
Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером,обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый рядпоследствий.
Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средстваобщения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможностьвыражать

свои чувства при помощи«смайликов»1 (которыхсуществует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys),физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит ктому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можновыражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому«в Интернете легче вести серьезный разговор»; «в Интернете людиреже обижаются, потому что там это бессмысленно — все равно не видно, как тыобижаешься»; «в Интернете можно общаться с непривлекательными(внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «в Интернетеможно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешаето