Основные значения термина «психология». Источники психологического знания. Сравнительные особенности житейской и научной психологии.
В самом широком смысле, психология – это наука, изучающая психику.
В более узком, психология — это наука об особенностях внутреннего мира человека (Вундт 1897г).
Однако подобных определений много, потому что много направлений психологии, изучающих разные предметы и, исходя из их специфики, дающих свои определения. Например, бихевиористы, считавшие, что психология — это наука о поведенческих фактах и научении.
Источники психологического знания:
· Социум (в смысле, окружающие люди – семья, школьный класс)
· Культура (как конечный результат человеческой деятельности, в том числе книги, произведения искусства, т.п.)
· это факты своего или чужого сознания
· поведенческие факты
Научная психология отличается от житейской следующим:
· стремится быть универсальным знанием, а не ситуативным объяснением явлений психики
· использованием научно й терминологии
· научное знание передается с помощью научной литературы, житейское – из уст в уста
· рациолизована, а не интуитивна
· методами: в житейской – наблюдение и размышление; в научной – еще и экперимент
Научное знание базируется на житейском, возникает из него и проверяется им на конечном этапе.
Ожидаемые вопросы:
Что такое психика? (Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое живому организму для активной деятельности в нем и управления своим поведением.)
Сферы и методы деятельности психолога.
Сферы деятельности:
· Исследование (методы сбора данных), в рамках которого используются методы:
1. наблюдение (включенное, стороннее т.е. в качестве пассивного\активного участника события).
2. эксперимента (помогает проследить следственные связи) — касательно сбора информации и методы аналитической статистики и моделирования — при работе с ней.
3. генетическое или генеалогическое исследование – исследование родословных для выделения склонностей, характерных для представителей рода.
4. этнографический (человек как единица группы со сходными факторами)
5. case study – исследование биографий
· Исследование (методы обработки данных)
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...
... в Америке. Наука о поведении. Предметом психологии является не сознание, а человек, реакция орг-ма на окр среду. Основатель Джон Уотсон. Бихевиоризм признавал 2 метода исследования поведения ... структурирован), недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Но, научная психология опирается на житейский психологический опыт; извлекает из него свои задачи; наконец на ...
1. Аналитическая статистика
2. Моделирование
· Психодиагностика, т.е. измерение психологических свойств и представление их в числах. Метод – тест (открытый, закрытый, ).
[позволяет проследить корелляционные связи]. Виды: опросники, тесты навыков, графические тесты, проективные тесты.
· Психотехника— работа со своей или чужой психикой.
· Воздействие –психотерапия, консультирование, коррекция.
Ожидаемые вопросы:
· Привести примеры психотехник
· Свойства тестов, проблема тестов (св-ва: валидность, надежность, краткость, стандартизированность; виды: по предмету, по форме подачи материала).
· Особенность эксперимента [казуальные связи, …]
Общая характеристика психологии как науки. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.
Психология — очень молодая, плюралистическая и интегративная наука на стыке гуманитарных и медицинских наук, поэтому многогранна. В ней находят свое место элементы социологии, физиологии, педагогики, философии и прочие науки. Это, а также специфика предмета и областей применения психологии как науки обуславливают специфику психологического знания, которая в следующем:
· индивидуальность в его применении
· непонятность предмета исследования
· потребность в соотношении житейского и научного знания
· работая со знанием, мы изменяем его
· неидеальность методов, потребность творческого подхода при использовании знания
· предполагает особый взгляд на действительность и работу с ней
· слитость субъекта и объекта
Из отраслей можно назвать:
· медицинская психология
· общая психология
· психология личности
· психология труда
· нейропсихология
· дифференциальная
· педагогическая
· зоопсихология
· возрастная
· социальная
· психофизиология
Ожидаемые вопросы:
· рассказать о выбранной отрасли психологии
· проблемы психологии как науки
Развитие представлений о сознании. Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
Теория потока сознания Джемса — это альтернатива вундтовской (перцепция-апперцепция) модели строения сознания. Он уподобляет сознание не труппе актеров, и лучу света-внимания, выхватывающему нескольких из них, а всей сцене, на которую актеры приходят и с которой уходят, которая не может пустовать. По Джемсу сознание непрерывно меняет свои состояния, то есть образы сменяют друг друга постоянно и повторение предыдущего образа невозможно, так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же воду в реке.
Джемс также указывал, на несовершенство метода интроспекции, так как он позволяет исследовать только определенные статичные его составляющие, то есть как бы флажки на дороге, а не саму дорогу, которую можно описать промежутком между состояниями сознания, т.к. эти мысли-связки минуют сознание
Им были выделены черты сознания:
· каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;
· изменчиво
· непрерывно
· селективно
Этой теории потока в последствие начали придерживаться гештальтисты.
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... Лейпциге, в которой и проводил многие свои эксперименты. Вундт считал, что метод интроспекции необходимо доработать. Интроспекция в ее классическом виде была ориентирована на непосредственное переживание; Вундт ... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ...
Ожидаемые вопросы:
· Специфика интроспекции Джемса (расчленение на элементарные ощущения, отказ от использования внешних терминов при описании ощущений)
· Что такое ошибка стимула? (описание стимула, а не ощущения)
№ 8 Метод интроспекции и самонаблюдение. Возможности и ограничения метода интроспекции. Проблема объективности метода исследования.
Метод интроспекции был придуман, отталкиваясь от локковской рефлексии. Использовался последователями психологии сознания, однако показал себя несостоятельным из-за ряда особенностей. Метод интроспекции хоть и давал возможность выявить факты сознания и проследить в малом количестве причинные связи, но был абсолютно субъективен и бесполезен для развития психологии как науки. Огромную критику вызывала эта далекость психологии сознания от общепринятого в других науках, типа физики, объективного экспериментального метода. За это интроспекционистов не любили, а психологию отказывались считать серьезной наукой.
Плюсы интроспекции:
· непосредственная данность фактов сознания,
· закрытость от внешнего наблюдения,
· чистые факты сознания – усмотрение каузальных связей, при самых строгих условиях предъявления
Минусы интроспекции:
· Удвоение сознания
· Опытные испытуемые + специальное обучение
· Недоступность несловесного опыта
· Ошибка стимула
· Невозможность повторить результаты исследований
Метод самонаблюдения отличается от интроспекции следующим:
- кадры не требуют подготовки,
- дается задание описать что-то доступным им простым языком, и это описание потом подвергается анализу специалистов.
- целью исследования становится не вычленение элементарных ощущений, а непосредственно постижение фактов сознания
Ожидаемые вопросы:
- интроспекция Вундта и Джемса: в чем разница?
- чем вызвана ошибка стимула?
- почему синтетический подход несостоятелен?
Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон).
Классическое обусловливание.
Психология поведения — бихевиоризм заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название “бихевиоризм” (от англ. behaviour—поведение).
Публикация Дж. Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста” относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. Психология сознания занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. Еще одно основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Предметом психологии становится поведение. Поведение – любая двигательная активность субъекта. Уотсон говорит, что причина явления — внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: S—R (стимул — реакция). Значит поведение – это система реакций. Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение S —R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
— выявить и описать типы реакций;
— исследовать процесс их образования;
— изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.
Требование объективности метода исследования (наблюдаемость показателей, повторяемость результатов, независимость от исследователя)
Поведение — новый предмет психологии St => R
Стимул — внешнее, измеряемое воздействие
Задачи науки: от стимула к реакции и от реакции к стимулу, врожденные и приобретенные реакции, эксперименты над детьми (проблемный ящик Торндайка, экспериментальный лабиринт)
Поток сознания заменяется потоком активности
Поведение – то, что доступно объективно
законы, управляющие поведением, управление поведением, объяснение поведения, прогнозирование, накопление массива наблюдений
Мышление – вид поведения, редуцированная речь
Сознание возникает тогда, когда рефлексы и инстинкты не в состоянии сохранить организм
S(внешнее воздействие) – R(мышцы или железы)
Врожденные и приобретенные реакции (обуславливание)
бихевиоральная терапия – снятие негативной реакции на стимул
1) прочность условной реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва сочетаний
2) генерализация (одинаковая реакция на похожие стимулы), а затем дифференциация (реакция на определенный стимул)
3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное восстановление
Интегрирование – один стимул – несколько реакций
Эдвард Торндайк – «Проблемная клетка»: Голодная кошка в клетке. Еда за пределами клетки. Рычаг для открытия клетки замаскирован в полу: постепенное снижение активности в направлении рычага. Кошка научается открывать клетку. Теория «проб и ошибок» — случайное движение и закрепление удачных попыток.
Подкрепляется респондентное поведение
№ 10 Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен).Изменение принципа объективности: «объективно то, что необходимо для объяснения»
Поведение не сводится к выработке двигательных навыков
у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе стимул и 1 группа имела опыт пребывания в лабиринте. А 2 группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. 1 группа пришла быстрее. Когнитивные карты
St => V => R, V — промежуточная переменная. Можно описывать сложные формы поведения. Когнитивные карты, гипотезы, цели, викарные пробы.
Поведение как психофизиологический феномен
... человеку. Под внешне проявляемым поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки ... Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, ...
Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. В 30-е годы 20 века Толмен ставит эксперимент, цель которого выяснить, от чего зависит реальное поведение субъекта. В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта. В первой экспериментальной ситуации у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе был стимул и первая группа имела опыт пребывания в лабиринте. А вторая группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. Но первая группа пришла быстрее. И Толмен приходит к выводу, что крысы воспользовались ККМ (Когнитивной Картой Местности).
Здесь Толмен уточняет понятие объективного факта. Объективный факт не только то, что можно наблюдать со стороны, но и то, без чего невозможно объяснить поведение субъекта. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или “промежуточные переменные” (V), в результате чего схема приобрела вид: S—V—R. Под “промежуточными переменными” Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним он отнес такие образования, как “цели”, “намерения”, “гипотезы”, “познавательные карты” (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как “конструкты”, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Он проводит третью экспериментальную ситуацию, чтобы выявить наличие ККМ. Лабиринт заливают водой, чтобы смыть метки предыдущей группы. Результат, что в предыдущей ситуации. Значит, ККМ объективно должна существовать. Появление необихевиоризма. Предмет и метод те же, но изменяется представление о единице поведения. V – совокупность промежуточных переменных, черный ящик. Но его содержание не является предметом изучения.
5 главных типов экспериментов:
— латентное научение,
— викарные (замещающие) пробы и ошибки,
— эксперименты на поиски стимула,
— эксперименты с гипотезами,
— эксперименты на пространственную ориентацию.