Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме

Рабочая программа

по курсу «Литературное чтение»

На 2011/2012 учебный год

Класс1 «В»

Учитель: Дерябина Наталья Викторовна

 

Количество часов:

Всего 40

В неделю 4

 

Планирование составлено на основе:

Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.

УМК «Перспективная начальная школа» (1 класс)М.: Академкнига / Учебник, 2011 год.

 

Раздел 1.. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтениюсоставлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Курс рассчитан на 52 часа (4 часа в неделю).

Программа обеспечивается:

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Основная литературоведческая цель курса«Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

21 стр., 10285 слов

Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе

... исследования - «Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе». Проблема: какова методика драматизации на уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия ... развитие эмоциональной сферы детей, немногочисленны. Современная система образования, методики и программы преимущественно направлены на наделение детей знаниями, формирование умения извлекать ...

Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

Идея первая.Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

Идея вторая.Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

Идея третья.Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литерату­ры, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

Идея четвертая.Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования 1-го классаопределяются:

необходимостью формирования потребности и мотива чтения;

начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;

логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;

актуальным уровнем эстетического и нравственного раз­вития детей шести лет.

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятив­ной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся об­наруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

 

 

Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема Кол-во часов В том числе
провер. работ контр. работ
На огородах Бабы-Яги    
Пещера Эхо    
На пути в Волшебный лес    
Клумба с Колокольчиками    
В лесной школе    
Музей Бабы-Яги. Тайна особого зрения    
На выставке рисунков Юрия Васнецова    
Работа по хрестоматии «Литературное чтение»      
  Итого

 

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса «Литературное чтение» — 40 часа (4 часа в неделю)

Из них:

На огородах Бабы-яги – 8 часов

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

Уметь:

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

 

Пещера Эхо – 6 часов

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме. Обучающиеся должны знать/понимать:

Обучающиеся должны знать/понимать:

правила пользования библиотекой и отдельной книгой;

отличие фольклорного текста от литературного;

отличие поэтического текста от прозаического;

содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

находить средства художественной выразительности в тексте (звукопись; рифмы);

понимать содержание прочитанного;

осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

 

Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление:

о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

об отличии фольклорного текста от литературного;

об отличии поэтического текста от прозаического;

о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

о том, что такое рифма.

Знать:

наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30—35 слов в минуту вслух; 40— 45 слов в минуту молча;

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

отличать монолог от диалога;

задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


ЛИТЕРАТУРА

Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32

Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стан­дартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего об­разования».

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утвержде­нии федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образова­ния».

Приказ Минобразования России от 30.08.2010 г. № 889 «Об утвержде­нии федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего обра­зования».

Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образова­ния.

Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005

Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Литературное чтение 1 класс – 40 часа (4 часа в неделю)

Дата Тема урока Предметные результаты Метапредметные результаты Страницы
Учебник/ хрестоматия Тетр.
      На огородах Бабы-яги – 8 часов. Начало пути: волшебные предметы и помощники. Знать смысл слова «докучать». Уметь работать с книгой. Знать законы докучной сказки. Уметь сочинять докучные сказки. Знать особенности построения считалок. Уметь рассказывать считалки. Знать приём олицетворения. Уметь разгадывать загадки. Знать приём сравнения и олицетворения. Уметь сочинять загадки. Знать жанр заклички, его особенности. Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста. Уметь различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу.   Личностные: -положительное отношение к литературному чтению;   Регулятивные: — понимать цель и смысл выполняемых заданий; — сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра Познавательные: — понимать фактическое понимание текста — поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы   Коммуникативные   — входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;     3-5   3-4
  Законы докучной сказки. 6-9 5-6
  Секреты считалок. 10-11 6-7
  Древние считалки. 12-13 7-8
  Тайны загадок. 14-17 9-10
  Как устроена загадка. 17-19 11-12
  Заклички: обращение к Природе. 20-21 13-14
  Трудности скороговорок. Уч. 22-23 Х. 15-16 15-16
    Пещера Эхо – 6 часов. Созвучные хвосты слов. Уметь определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении. Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте: рифмы. Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного.   Личностные: -способность откликаться на добрые чувства при изучении литературных произведений Регулятивные: — выполнять учебные действия на основе алгоритма действий   Познавательные: — выполнять несложные логические действия (сравнение и сопоставление)   Коммуникативные — проявлять интерес к общению на уроке     24-25  
  Созвучные концы слов. 26-27 18-19
  Рифма и смысл. 28-29 19-20
  Рифма и смысл. 30-31 20-21
  Шуточные стихи. 32-33
  Шуточные стихи. 33-34
    На пути в Волшебный лес – 2 часа. Сказка-цепочка. Уметь рифмовать слова. Знать композиционные особенности кумулятивной сказки.   Личностные: — эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм Регулятивные: — осуществлять первоначальный контроль своих действий, участвовать в оценке результатов действий Познавательные: — выделять события, видеть их последовательность в произведении; — высказываться о своем отношении к содержанию произведения.   Коммуникативные — преодолевать эгоцентризм вмежличностном взаимодействии     Уч.35-36 Х. 62-72   24-25
    Сказка-цепочка. Уч.37-38 Х.76 25-26
      Клумба с Колокольчиками – 2 часа. Звучащие стихи. Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом поэтическом текстах.   Личностные: — основы для развития творческого воображения Регулятивные: — принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей   Познавательные: — работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков Коммуникативные — входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию     39-41   26-27
  Звукопись в поэзии и прозе. 42-44 28-29
         
    В лесной школе – 4 часа. Считалка, скороговорка или дразнилка? Знать малые фольклорные жанры: считалка, скороговорка. Уметь различать малые жанры фольклора: считалку, скороговорку. Уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения.   Личностные: — первоначальные представления о нравственных понятиях: доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом   Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей — участвовать в оценке результатов деятельности Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации; — оценка смысла текста по его названию Коммуникативные — воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, понимать содержание вопросов и высказываний     45-47  
  Чувство юмора в поэзии. 48-51 30-31
  Стихи про девочек и мальчиков. 52-53 32 (№1)
  Фантазия в литературе. 54-55
      Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения – 3 часа. Особый взгляд на мир. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях. Иметь представление о жанрах – рассказе, стихотворении. Личностные: — интерес к чтению, мотивация обращения к книге; — способность выражать свои эмоции в выразительном чтении   Регулятивные: — принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; — установление причинно-следственных связей между характером текста и манерой чтения Познавательные: — выделять в тексте основные части, события, видеть их последовательность в произведении Коммуникативные — уважать мнение собеседника, проявлять интерес к общению на уроке       56-59    
  Что видит и слышит поэт. 60-62 34-35
  Что видит и слышит поэт. 62-64 35-36
      На выставке рисунков Юрия Васнецова – 5 часов. Прибаутка и небылица. Знать жанры прибаутки и небылицы. Уметь соотносить текст с иллюстрацией. Знать жанры прибаутки, небылицы, дразнилки. Уметь находить в тексте парную рифму. Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста. Личностные: -положительное отношение к литературному чтению; — формировать основу для эмоционального переживания художественного текста Регулятивные: — обнаружение жанровых признаков небылицы; — установление причинно-следственных связей между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией   Познавательные: — различать малые фольклорные жанры Коммуникативные: — использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления         65-66     37-38
  Дразнилка, прибаутка или небылица? 67-68 38-40
  Искусство иллюстрации: что видит художник. 69-70 40-41 распевки
  Рифмующиеся слова и изображения. 70-71 41-42
  Рифмующиеся слова и изображения. 71-72 43,
        Работа по хрестоматии «Литературное чтение» — 10 часов. В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге. В читальном зале: сказочные звуки.   Личностные: — оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; — устанавливать причинно-следственные связи между характером текста и манерой чтения   Познавательные: — работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах   Коммуникативные: — чтение по цепочке или по ролям: — понимание разных оснований для оценки одного и того же текста         3-10  
 
  Снова в Библиотеке: воображаемый мир. 19-25  
  Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка». 26-30  
  Что читает Знайка: стихи о девочках и мальчиках. 30-35  
  Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение). 35-39  
  Любимые стихи Буратино: Саша Чёрный «Зверюшки». Разговор с Буратино, Незнайкой и Мальвиной: обсуждаем книгу Саши Чёрного «Песенки». 39-43 43-48  
  Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение). 48-51  
  Рассказ, который заинтересовал Алёнушку: Лев Толстой «Косточка». 52-53  
  Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка» (окончание). 53-56  
    Любимые рассказы Незнайки: Ю. Коваль «Снегири и коты». Любимые рассказы Незнайки: Ю. Коваль «В березах», «Полёт» 57-60  


Приложение