Социокультурные вызовы образованию – это социальные и культурные явления, создающие устойчивые напряжения в сфере образования в целом и в школе в частности[5].
Чтобы анализировать эти вызовы современности, надо понять, как они возникали, как проявляются в сегодняшней ситуации и каковы перспективы их существования в будущем.
Иными словами, в социокультурных вызовах современной школе, в вызовах современному образованию имеет смысл выделить и те, которые возникли не сейчас, ранее, но продолжают быть актуальны в настоящем; и те, которые возникли недавно, но в современной ситуации приобрели, приобретают существенное значение, и те, которые пока только зарождаются, но могут оказаться значимыми для образования в рамках обозримого будущего [см., например, 40; 44; 107].
Но начнем с краткой феноменологии изменений мира повседневной жизни школьников за последнюю четверть XX – первые десятилетия XXI в.
Мир вещей – факты появления мобильника, компьютера, разнообразия одежды и аксессуаров.
Мир языка – англицизмы, интернет-сленговость, относительная примитивизация, распространение иконографических языковых средств (смайлики и пр.) [39].
Мир социального пространства – коммуникационная близость, дополнение реального социального взаимодействия виртуальным.
Мир природы – конкуренция виртуальных образов природы с образами реальной природы.
Мир человека – возможности управления телесностью и (в меньшей мере) своим психическим миром.
Эти «мировые» изменения – следствие конкретных проявлений цивилизационных процессов, которые разворачиваются на различных уровнях.
Социокультурные вызовы можно описывать на уровне социокультурных процессов, развертывающихся в стране (макроуровень); в рамках собственно детско-взрослой сферы (мезоуровень) и как проявляющиеся непосредственно в школе (микро-уровень).
Описание социокультурных вызовов на макроуровне наиболее концентрированно дано А.В. Мудриком [55]. Воспользуемся его разработкой. Основные тезисы А.В. Мудрика:
Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне определяются, и в большой мере, тем обстоятельством, что на рубеже XX и XXI вв. социализация учащихся, их родителей, педагогов и всего населения страны происходила вусловиях революционной смуты[6].
Перечень свершившихся, свершающихся «революций»:
– политическая революция, которая привела к распаду СССР и смене общественно-политического строя в России;
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного ...
... получении образования. Авторы отмечают, что УУД носят надпредметный характер. Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования ... русскому языку является начальная школа. Состояние и тенденции развития содержания образования по русскому языку в начальных классах в современной педагогической практике характеризуются ...
– социально-экономическая революция, обусловившая появление частной собственности и рыночных отношений;
– социально-структурная (стратификационная) революция, вследствие которой исчезли одни профессиональные, а затем и социальные группы, и возникли новые (как относительно стабильные – системные администраторы, риэлторы и др., так и конъюнктурные – «челноки» и не только).
В школе появляется целая линейка новых специалистов: психологи, социальные педагоги, IT инженеры. Социум дифференцировался на ряд социальных слоев (страт) в зависимости от имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах;
– потребительская революция, ознаменовавшаяся скачком от пустых полок магазинов к ассортименту супермаркетов и моллов, что дало основание объявить наступление «общества потребления», хотя, по разным оценкам, от 20 до 30 % населения определяют себя как бедные, с нехваткой средств на питание;
– криминальная революция (видимо, как неизбежное в условиях России следствие четырех предыдущих революций) – резкий рост традиционной бытовой и уголовной преступности, появление многообразных новых преступных деяний и криминальных лиц, групп и сообществ, распространение криминального и криминализованного сознания среди населения, проникновение его в государственные и бизнес-структуры;
– сексуальная революция как следствие индивидуализации и атомизации социума, ослабления внешнего контроля за сексуальным поведением, появления эффективной контрацепции, что, по И.С. Кону [36], привело к снижению возраста сексуального дебюта, отделению сексуального поведения от брачного, либерализации отношения к эротике и нетрадиционной сексуальной ориентации, изменению характера партнерских отношений, росту количества до- и внебрачных связей, ослаблению двойного стандарта и к отделению сексуальности от репродукции;
– гендерная революция, основной смысл которой, по И.С. Кону, в ослаблении гендерной поляризации, вследствие чего мужчины и женщины могут и выбирают род занятий и стиль жизни более или менее безотносительно их половой принадлежности, как в соответствии с традиционными нормативными предписаниями, так и вопреки им;
– семейная революция – увеличение возраста вступления в брак, рост количества разводов, сочетание разного типа семей – традиционных (патриархальных) и современных (детоцентристских, супружеских, дистантных), увеличение числа внебрачных детей (значительная часть которых признается отцами), рост числа незарегистрированных и повторных браков, большой процент неполных семей, большое количество однодетных семей;
– революция в стиле жизни, суть которой – в появлении условий и возможностей у различных возрастных, этноконфессиональных, социокультурных, профессиональных и иных групп и слоев населения для реализации стиля жизни в соответствии со своими притязаниями и возможностями. Факторы, способствующие этому: дифференциация жилищных условий (от бараков до вилл-дворцов с массой промежуточных вариантов); изменение рекреативного поведения (от пикников-шашлыков в лесопарке до прогулок на своей яхте или арендованном теплоходе и экстремальных видов отдыха); развитие зарубежного и внутреннего туризма наряду с сохранением «оседлости» большинства населения.
Старение населения как социально-демографический процесс и его последствия.
... геронтологии можно выделить 2 этапа: 1. Исследования социально-геронтологических проблем одиночками-энтузиастами. 2. Институализация научных ... необходимо знать, чтобы предупреждать и контролировать их появление. И.И. Мечников разрабатывал теорию старения как ... старения. 4. Календарный и биологический возраст; продолжительность жизни: видовая, функциональная, максимальная. Значение основных понятий ...
Перечисленные изменения в жизни россиян зарождались еще в поздние советские времена и «полноценно» развернулись к 2000-м гг. Они влияют на мир детей и образование и в настоящее время.
Другая группа «революций» – детище XXI в. А.В. Мудрик выделяет среди них коммуникационную и «игровую».
Коммуникационная революция включает в себя компьютеризацию, интернетизацию, телефонизацию (мобильную, IT-телефонию, скайп), развитие социальных сетей в интернете, виджетизацию (массовое использование видеосервисов в интернете), появление многочисленных радиостанций и телеканалов, автомобилизацию.
«Игровая» революция – массовое распространение компьютерных игр; появление субкультурных игр (пейнтбол, «ночной дозор» и подобные); исторических и фэнтезийных реконструкций и т. п., существенная трансформация сюжетно-ролевых игр.
Все вышеназванные революции имеют преимущественно инструментальный характер, они неравномерны по охвату населения, по своим результатам, по составу своих представителей.
Но революционная смута породила и многочисленные ценностные расколы: дифференциацию мировоззрений, политических и социальных ориентаций, смыслов жизни.
Каждая из названных выше революций представляет школе определенный набор вызовов. На сегодня эти вызовы в массе своей не осознаны, а многие, даже и будучи осознанными, объективно не могут найти ответа в школьной практике, потому что многие из реальных и потенциальных вызовов адресованы не школе, а воспитанию как социальному институту.
Школа столкнулась с существенной дифференциацией учащихся и их родителей по социальным и культурным признакам и неумением педагогов принимать их в расчет, учитывать и, если целесообразно и возможно, их использовать и минимизировать.
Продолжим анализ социокультурных вызовов современному детству и образованию.
Во-первых, расположим запуск некоторых из них (гипотетически) на временной шкале:
– политико-идеологический вызов – срыв идеологической крыши как источника укорененности высших потребностей у части жителей Советского Союза (ориентировочно 1988–1992).
– социально-экономический вызов – обнаружение рыночного мира, отсутствия правил в нарождающемся российском варианте этого мира, возможность социально-экономической активности и конкурентности. (ориентировочно 1988–1993).
– культурный вызов – вал «иной» (западной) культуры, актуализация образцов массового западного искусства и стиля поведения (1989–1992).
– социотехнический вызов – мобильник как средство интенсификации коммуникации, феномен «схлопывания» пространства и интернет с феноменом вседоступности информации и проблемой ее качества и достоверности, появление интернет-культуры (2003–2010).
Разделим эти «революции» и эти вызовы на две группы: преимущественно социальные и преимущественно культурные, сделав их характеристики, по возможности, конкретными.
Выделим те, которые, по-нашему мнению, наиболее актуальны для школы (перейдя этим самым на мезо- и микроуровень анализа)[7].
Начнем их перечисление с социальных вызовов:
– значительное социальное расслоение россиян;
Понятие воспитательной системы школы. Многообразие школьных воспитательных ...
... из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения ... 2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, 3 - окончательное оформление системы - это ... получило признание понятие «дидактическая система». Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, ...
– иерархический тип политической демократии и связанный с ней бюрократический стиль управления в образовании.
Культурные вызовы связаны прежде всего с информационно-технической революцией.
Основные следствия этой революции в аспекте вызовов школе и развитию детей:
– изменения в коммуникативных практиках детей, педагогов и родителей (феномен социальных сетей);
– изменения в практиках повседневного поведения школьников , педагогов, родителей;
– изменения в сфере массового искусства и соответствующих эстетических эталонов и практик.
Социальные и культурные вызовы в значительной степени обусловливают друг друга. Например, бюрократический стиль управления поддерживает идею электронных дневников как средства усиления социального контроля за детьми, родителями и педагогами.
Социокультурные изменения по-разному откликаются в различных слоях школьной действительности.
Школьная действительность по крайней мере трехслойна:
– слой педагогически организуемой действительности;
– слой педагогически не организуемой действительности, известный педагогам;
– слой школьной действительности, относительно невидимый для педагогов.
В первом слое в большей мере проявляются социальные вызовы школе (но и культурные вызовы тоже), во втором и третьем слоях – в большей мере культурные вызовы (но и социальные также).
Каковы каналы и агенты влияния социокультурных вызовов школе?
Каналы социальных вызовов школе:
– способы и стили управления в сфере образования;
– реформы образования (в последнее время связанные с ФГОС и профстандартами педагога);
– квазигосударственные образцы школьного самоуправления (так называемые школьные республики с копирующими государственные образцы выборами, «школьными правительствами» и «мэриями»).
Каналы влияниякультурных вызововшколе:
– использование информационно-технических средств в управлении школой, в организуемой деятельности педагогов и школьников, а также в сфере неорганизуемой школьной действительности;
– феномен школьных и квазишкольных интернет-сообществ (школьных сайтов, групп ВКонтакте и пр.);
– «интернет-пространство» как фактор дифференциации картин мира школьников (в частности картин «школьных наук»).
Кто же является агентами влияния в описанной ситуации, какие организационные структуры, сообщества, деятельности влияют сильнее, а какие слабее на социально-образовательные процессы?
Начнем с сильных агентов влияния, у которых есть ресурсы и механизмы влияния «на школу»:
Методические рекомендации социальным педагогам и школьным психологам ...
... проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные учреждения становится реальной проблемой для педагогов и школьных психологов. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает « ... т.п.)» (психологический словарь) Методы исследования и диагностики агрессии в условиях школы Наиболее приемлемыми для определения наличия, вида и уровня агрессивности школьника являются ...
– центральная власть (президент, правительство, парламентские структуры);
– ведомственная центральная власть (прежде всего Министерство образования и науки Российской Федерации);
– региональная власть (губернатор, региональные правительства, законодательные региональные органы);
– ведомственная региональная власть (региональные министерства образования и т. п.).
У относительно «слабых» агентов влияния и ресурсов поменьше, и механизмы послабее. К ним относятся:
– средства массовой информации, прежде всего телевидение, задающие образы школы, перенимаемые массовым сознанием;
– издательства, выпускающие учебную и методическую литературу;
– школьно-ориентированные сайты (от предлагающих услуги по подготовке к ЕГЭ до популярных методических сайтов и сайтов педагогических сообществ);
– собственно педагогические сообщества;
– непедагогические, в том числе родительские сообщества, стремящиеся влиять на школу;
– бизнесмены и бизнес-группы, рассматривающие образование как сферу приложения бизнес-интересов;
– политические партии, имеющие определенные образовательные программы (здесь, пожалуй, лидер по конкретности программы – КПРФ[8]);
– Российская академия образования (возможно, самый слабый агент влияния на образование).
Конечно, в разных регионах и для разных школ сила этих агентов влияния может заметно различаться, но все они в современной ситуации существуют и действуют.
Каковы, гипотетически, социокультурные последствия действия этих вызовов?
В массовых формах стимулируемого педагогами поведения: потребительское поведение при организации воспитательных мероприятий (например, массовое использование аниматоров), волонтерство и квазиволонтерство, новые формы коммуникации между детьми, детьми и педагогами и пр.).
В массовом искусстве (образцы для школьных квазихудожественных практик; мозаичность и усиливающаяся дифференцированность культурных предпочтений и знаний педагогов и школьников).
В повседневном языке (отражение социальных и культурных вызовов в языке школьников и педагогов).
Каковы психологические последствия социокультурных вызовов для современных школьников? Можно говорить о конкурирующих ответах-гипотезах на этот вопрос:
– гипотеза значительных, существенных изменений в психологии школьных возрастов;
– гипотеза частных, несущественных изменений в психологии школьных возрастов.
Каковы сквозные научно-практические проблемы, связанные с социокультурными вызовами школе? Это проблемы:
– фиксации их существования и фиксации их последствий;
– интерпретации этих последствий в различных слоях населения;
– принятия / непринятия этих последствий педагогами, родителями, обществом;
– возможностей и необходимости влияния на эти последствия.
И последнее: социокультурные вызовы всегда «опережают» массовую школьную практику. Исключения – немногие инновационные образовательные прецеденты, ориентирующиеся на конкретные социальные идеалы и опережающие культурные практики[9].
Заканчивая обзор вызовов образованию, школе в текущей современности, стоит перейти к конкретным культурно-историческим педагогическим сюжетам.
Влияние успеваемости школьника на его положение в системе межличностных ...
... цель, объект, предмет исследования курсовой работы. Объект: межличностные отношения. Предмет: влияние успеваемости школьника на его положение в системе межличностных отношений класса. Цель: установить ... климата в межличностных отношениях детей. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КЛАССА .1Теоретические подходы ...