МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ОТЗЫВ
О прохождении ознакомительной практики
Студентом гуманитарного факультета III курса
Шарандиной Олеси Олеговны в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ № 10 города Бологое, Тверской области. Педагог –психолог.
В период с «15»сентября 2014г. По 26 сентября 2014года.
прохождения учебно-ознакомительной практики
Студентом гуманитарного факультета III курса группа 331 ПБ
Шарандиной Олеси Олеговны в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ № 10 города Бологое, Тверской области. Педагог – психолог.
В период с «15»сентября 2014г. По 26 сентября 2014года.
Дата |
Виды и содержания работы |
Анализ хода и результатов |
15 сентября |
Ознакомление с деятельностью психолога, с документацией, работа с архивами. |
Вся документация является секретной информацией и предназначена только для служебного пользования |
16 сентября |
Подготовка и наблюдение за проведением занятий дошкольной группы. |
Занятия проводились в игровой форме. Прил.1 |
17 сентября |
Наблюдение за выполнением методики определения школьной мотивации А. Г. Лускановой. |
Исследование проведено у девятнадцати испытуемых. Тестирование (прил. 2) Форма наблюдения. |
18 сентября |
Наблюдение за обработкой результатов |
Обработка тестов, и их интерпретация, составление протокола исследования. Прил. 2 |
19 сентября |
Наблюдение за выполнением методики исследование типа темперамента (Формула темперамента Белова). |
Исследование проведено у двух испытуемых. Приложение 3 |
22 сентября |
Наблюдение за обработкой результатов. |
Трудоемкий процесс требующий большой внимательности, в связи с большим количеством обрабатываемых данных. Приложение 3 |
23 сентября |
Наблюдение за выполнением методики“Отношение к предметам” среди учеников 4 «в» класса Под редакцией И.В. Дубровиной |
Приложение 4 |
24 сентября |
Наблюдение за обработкой результатов. |
Приложение 4 |
25 сентября |
Подбор материала для отчета. Итоговая встреча с психологом с целью обсуждения результатов исследований, проводимых в ходе практики. |
Сбор приложений к отчету, беседа с психологом. |
26 сентября |
Подведение итогов за две недели практики. |
Подготовка отчёта о прохождении учебно-ознакомительной практики. |
ОТЧЕТ
прохождения учебно-ознакомительной практики
Студентом гуманитарного факультета III курса группа 331 ПБ в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ № 10 города Бологое, Тверской области. Педагог – психолог.
В период с «15»сентября 2014г. По 26 сентября 2014года.
Основные задачи учебно-ознакомительной практики:
— закрепление теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса;
— формирование профессиональных умений и навыков освоения методик, применяемых в деятельности психолога;
— ознакомление с современным состоянием психологической работы в учебных учреждениях;
— выработка творческого, исследовательского подхода к психологической деятельности, приобретение навыков анализа своего труда, формирование потребности самообразования;
— реализация индивидуального плана работы;
— оформление отчетной документации.
Объект исследования – мотивационная сфера.
Предмет исследования – особенности мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Темы проводимых занятий:
1. Исследование мотивационной сферы к обучению у младших школьников;
2. Исследование готовности детей к обучению в школе;
3. Составление психологического портрета школьника;
Свою практику я проходила в МБОУ СОШ №10 города Бологое. Директором школы является Иванова Ольга Борисовна. Психолог: Шебуняева Елена Геннадьевна.
Психолог в школе – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ученика, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах.
Основные функции психолога в школе – это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Работа психолога в школе включает, во-первых, участие в педагогическом процессе в целом, его анализ и психологизацию, организацию взаимодействия учителей и учеников; и, во-вторых, индивидуальную работу с детьми, направленную на профилактику отклонений в развитии.
Содержание практики
В ходе первой недели практики происходило знакомство с работой психолога, целями и задачами, направлением, стилем и характером деятельности. Вся документация (приказы, постановления, решения, планы, отчёты) является секретной информацией и предназначена только для служебного пользования. Однако при изучении архивов была найдена необходимая информация о формах, методах, особенностях работы психолога в данном учреждении (функции, обязанности, права, ответственность и квалификационные требования – формы и методы взаимодействия с начальством, коллективом).
Данная информация была положена в основу настоящего отчёта. Были изучены основные тестовые методики, используемые психологом.
В следующую неделю были изучены основные тестовые методики, используемые психологом школы.
Ежедневно я находилась на практике с 8.00 до 14.00, вела записи в дневнике практики, отмечая в нем результаты наблюдений. Подчинялась правилам внутреннего распорядка, выполняла порученные распоряжения и указания от психолога. В ходе прохождения практики закрепились знания, полученные в процессе обучения, я ознакомилась с деятельностью психолога и данном учреждении и утвердилась в правильности своего профессионального выбора.
На качество моей работы влиял благоприятный климат в коллективе, пройденная практика оставила у меня положительные впечатления.
В процессе прохождения производственной практики я имела возможность наблюдать за работой психолога и определить основные умения, которыми должна овладеть:
1.Умение устанавливать взаимоотношения и контакты с людьми: психологами по работе, членами коллективов и руководством, обследуемыми, т.е. овладели умением реализации коммуникативной функции профессиональной деятельности психологов;
2.Умение проводить психологические наблюдения, обработку собранного в результате наблюдения материала, построение гипотез, доказательств и выводов;
3.Умение применять на практике теоретические знания изученных дисциплин;
4.Умение анализировать и давать объективную оценку своей профессиональной деятельности и деятельности психологической службы учреждения;
5.Умение формулировать цели и задачи своей деятельности, планировать свою работу для достижения поставленных целей.
15 Сентября 2014:
Я познакомилась с педагогом -психологом Шебуняевой Еленой Геннадьевной и ее рабочим местом.
Кабинет создан на базе обычного класса, находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:
1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная и благоприятная.
В кабинете находится литература по направлениям:
— Общая психология
— Психологические процессы
— Методология
— Диагностика
— Коррекция
— Педагогическая психология
— Основы медицинской психологии
— Основы конфликтологии
— Возрастная психология
— Методическое обеспечение (учебники).
16 Сентября 2014г.
Я присутствовала на занятии группы “Стартовая школа”. Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей.
В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного смущались присутствия родителей других детей, но к концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтерисованными занятием. Особых сложностей в выполнении заданий не было. (Приложение 1)
17 Сентября 2014г.
Я присутствовала на проведении тестирования 4го «А» класса по методике определения школьной мотивации А. Г. Лускановой целью, которой является определение у испытуемого уровня мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.
Ребятам были выданы листочки с номерами вопросов, выставленными в столбик, в верхнем правом углу листочка каждый ребенок написал свою фамилию, имя и класс. Затем были заданы вопросы на каждый из которых были предложены ответы. (Приложение 2.)
18 Сентября 2014г.
Я наблюдала за обработкой результатов тестов проведенных 17 сентября.
19 Сентября 2014г.
Мне было предложено понаблюдать за тестированием педагогического состава, на определение темперамента. Всего два педагога дали свое согласие на прохождение теста. Использовалась Формула Белова. (Приложение 3)
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический, меланхолический.
22 Сентября 2014г
До подведения результатов тестирования, нужно четко знать основные виды темперамента и их особенности.
Сангвинический темперамент
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением).
Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
23 Сентября 2014г
Чтобы лучше знать, какие предметы больше интересуют учеников, был проведен тест в 4 «В» классе по методике Дубровиной.
Ребятам был предложен список тех предметов, которые они изучают в данный момент в школе, напротив каждого предмета, за короткое время, отведенное на раздумья, ребятам предлагалось выставить первую букву соответствующего цвета. (Приложение 4)
Несмотря на необычность способа ответов, ребята достаточно быстро справились с заданием.
24 Сентября 2014г.
Наблюдение за обработкой данных. Составление протокола.
25 Сентября 2014г.
Совместно с психологом мы подвели итоги моей практики, я подготовила документацию и получила отзыв о моей практике.
Заключение
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно – ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой.
Данная учебно — ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.
Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
Приложение 1
Занятие группы “Стартовая школа”
Упражнение №1
Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.
Упражнение №2
“Воздух – вода – земля – огонь”. Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит например “Воздух”, то остальные участники должны поднять обе руки вверх. “Вода” – все опускают руки вниз. “Земля” – выставляют руки перед собой и “Огонь” – все перебирают руками, изображая огонь.
Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например говорит “Земля”, а движение делает соответствующее выражению “Вода”. Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.
Упражнение №3
“Пирожки – шанежки”. В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в “ладушки”, говоря “пирожки – шанежки”. По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.
Упражнение №4
Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки – домики и силуэты животных. Пара родитель – ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.
Упражнение №5
На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т. д. В итоге должна получится заранее задуманная психологом картинка.
Упражнение №6
В кругу психолог называет какой либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук.
Упражнение №7
Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит “Саймон сказал сделай так” и показывает какое либо действие (поднять руки и т. д.).
Потом ведущий в какой то момент говорит просто “поднимите руки” или что то подобное (без слов “Саймон сказал”).
Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов “Саймон сказал”.
Упражнение №8
Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания.
Приложение 2
Методика определения школьной мотивации а. Г. Лускановой
Цель:
Данная методика позволяет определить у испытуемого уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.
Инструкция:
Испытуемому предлагается 10 вопросов с вариантами ответов, которые приведены ниже:
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) иногда
в) нет
2. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по – разному
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по – разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) да
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Обработка результатов:
За проставленные буквы начисляются следующие баллы:
а – 3 балла
б – 2 балла
в – 0 баллов
Ниже приведена шкала определения мотивации на учебу:
21 – 30 баллов высокий уровень школьной мотивации
15 – 20 баллов средний уровень школьной мотивации
14 и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации
Школьная мотивация учащихся 4-а класса
Результаты по данной методике: Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлено у 73% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними.
У 33% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.
Приложение 3 «Формула темперамента» а. Белов
Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны.
Итак, если вы:
- неусидчивы, суетливы;
- невыдержанны, вспыльчивы;
- нетерпеливы;
- резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
- решительны и инициативны;
- упрямы;
- находчивы в споре;
- работаете рывками;
- склонны к риску;
- незлопамятны;
- обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
- неуравновешенны и склонны к горячности;
- агрессивный забияка;
- нетерпимы к недостаткам;
- обладаете выразительной мимикой;
- способны быстро действовать и решать;
- неустанно стремитесь к новому;
- обладаете резкими порывистыми движениями;
- настойчивы в достижении поставленной цели;
- склонны к резким сменам настроения – то вы чистый холерик.
Если вы:
- веселы и жизнерадостны;
- энергичны и деловиты;
- часто не доводите начатое дело до конца;
- склонны переоценивать себя;
- способны быстро схватывать новое;
- неустойчивы в интересах и склонностях;
- легко переживаете неудачи и неприятности;
- легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
- с увлечением беретесь за любое новое дело;
- быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
- быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
- тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
- общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
- выносливы и работоспособны;
- обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;
- сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
- обладаете всегда бодрым настроением;
- быстро засыпаете и пробуждаетесь;
- часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;
- склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, сангвиник
Если вы:
- спокойны и хладнокровны;
- последовательны и обстоятельны в делах;
- осторожны и рассудительны;
- умеете ждать;
- молчаливы и не любите попусту болтать;
- обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций,
- жестикуляции и мимики;
- сдержаны и терпеливы;
- доводите начатое дело до конца;
- не растрачиваете попусту сил;
- придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;
- легко сдерживаете порывы;
- маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
- незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
- постоянны в своих отношениях и интересах;
- медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;
- ровны в отношениях со всеми;
- любите аккуратность и порядок во всем;
- с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
- обладаете выдержкой;
- несколько медлительны – то вы, без сомнения, флегматик.
Если вы:
- стеснительны и застенчивы;
- теряетесь в новой обстановке;
- затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
- не верите в свои силы;
- легко переносите одиночество;
- чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
- склонны уходить в себя;
- быстро утомляетесь;
- обладаете тихой речью;
- невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
- впечатлительны до слезливости;
- чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
- предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
- склонны к подозрительности, мнительности;
- болезненно чувствительны и легко ранимы;
- чрезмерно обидчивы;
- скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;
- малоактивны и робки;
- уступчивы, покорны;
- стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих – то вы меланхолик.
Обработка результатов и интерпретация
Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 – 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
ФТ = ( |
Х Аx |
100%) + ( |
C Ac |
100%) + ( |
Ф Аф |
100%) + ( |
М Aм |
100%) |
A |
A |
A |
A |
где: ФT – формула темперамента, X – холерический темперамент, С – сангвинический темперамент, Ф – флегматический темперамент, М – меланхолический темперамент, А – общее число плюсов по всем типам, Ах – число плюсов в «паспорте холерика», Аф – число плюсов в «паспорте флегматика», Ас – число плюсов в «паспорте сангвиника», Ам – число плюсов в «паспорте меланхолика».
В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:
ФТ = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М
Это значит, что данный темперамент на 35 % холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % флегматичный, на 21 % меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30 – 39 % – то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20 – 29 %, то качества данного типа выражены средне, если 10 – 19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
Приложение 4
Методика “Отношение к предметам”
Под редакцией И.В. Дубровиной
Цель:
Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности.
Инструкция:
Испытуемым предлагается список из школьных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять предметов).
Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:
Красный – предмет нравится (к)
Черный – не нравится (ч)
Зеленый – иногда нравится, иногда не нравится (з)
В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив школьных предметов.
Обработка результатов:
Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например, такой результат: красный – 9, черный – 1, (9-1).
Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:
Высокий уровень: 8-10 баллов
Средний уровень: 4-7 баллов
Низкий уровень: от 3 и ниже
Процентное соотношение показателей учащихся 4 класса
по познавательной активности
Результаты по данной методике:
Для детей 4 «В» класса характерен высокий уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№ 2) низкий уровень познавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие учебные предметы. У 33% учеников данного класса познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне. Этим ученикам нравятся от 5 до 7 учебных предметов.
Список использованной литературы:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. 2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991. 3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
4.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976.
5.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение,1994.
Приложение В
Задание по медико-биологическому циклу:
- Проведение эмпирического исследования включающего
а) Сбор психологического анамнеза и оценка ресурсов психологического здоровья в ходе частично стандартизированной беседы (2 протокола.)
б) Исследование стрессоустойчивости и типа реагирования личности на стресс (2 – 3 протокола).
в) Исследование функционального состояния сотрудников, с помощью опросника САН (2 – 3 протокола).
г) Выявление уровня нервно–психического напряжения у сотрудников учреждения и изучение влияние (2 – 3 протокола).
- Анализ взаимосвязи между изученными характеристиками и результативностью деятельности респондентов.
Психологический анамнез № 1
1. Биографическая информация.
2. Данные семейного анамнеза.
а) Индивидуальная история взаимоотношений в родительской семье.
Мать и отец живут отдельно от респондентки. Отношение к матери и отцу с детства было положительным. Респондентка отмечает наличие доверительных отношений между ней и родителями с детства. На выбор профессионального и брачного пути респондентки отреагировали спокойно.
б) Информация о братьях и сестрах.
Есть младший брат, в детстве отношения между респонденткой и ее братом были близкие. В настоящее время родственные отношения разладились и стали более приятельские.
3. Личная информация. Респондентка являлась желанным ребенком, во время беременности на мать не производилось какого – либо серьезного вредоносного влияния.
а) Период раннего детства. Воспитанием респондентки занималась преимущественно мать. Свои любимые игры и забавы в этом возрасте не помнит.
б) Период младшего возраста (3 – 11 лет).
Поведенческих нарушений не помнит, отмечает, что была очень спокойным и послушным ребенком. Проявлений дезадаптации не было, легко вливалась в новые группы, быстро находила общий язык со сверстниками, разлуку с родителями переносила очень спокойно.
в) Подростковый возраст. Примером для подражания была учительница химии, что и повлияло на профессиональный выбор респондентки. Увлекалась коллекционированием (марки, значки, открытки).
Свои отношения с противоположным полом оценивает как неконфликтные, положительные.
г) Период взрослости. Респондентка отмечает, что ее семья испытывала во время перестройки, в основном связанные с социально – экономической ситуации в стране. На работе межличностные отношения считает оптимальными, положительно относится к коллегам. Хотя респондентка и отметила, что переживает карьерный рост, экономическими условиями жизни не удовлетворена. К употреблению алкоголя и наркотиков относится отрицательно. Серьезных жизненных кризисов респондентка не переживала. Долгосрочно будущее не планирует.
Особенности трудовой деятельности. Работает в Отважненской школы по настоящее время. В настоящее время своей работой не удовлетворена, в связи со своим финансовым положением и отсутствием материальной поддержки учреждения. Отношения с коллегами оценивает как положительные. Свою профессиональную компетентность оценивает на «4» (по пятибалльной шкале).
Особенности личной жизни. Была замужем, брак закончился разводом. Одна воспитывает сына.
4. Отношение к религии.
Респондентка не фанатично религиозна, но покрестилась 2 года назад из – за проблем со здоровьем сына. Не соблюдает церковные каноны (не посещает церковь, не исповедуется, не соблюдает пост и т.д.)
5. Реагирование на стресс и социальная жизнь.
Свое качество социальных контактов оценивает высоко. Отмечает наличие стрессов в повседневной жизни, связанных с профессиональной деятельностью. Как реакцию на стресс отмечает проблемы со здоровьем.
Психологический анамнез № 2
1. Биографическая информация.
2. Данные семейного анамнеза.
а) Индивидуальная история взаимоотношений в родительской семье.
Мать и отец умерли. Отношение к матери и отцу с детства было положительным. Респондентка отмечает наличие доверительных отношений между ней и родителями с детства. На выбор профессионального и брачного пути респондентки отреагировали спокойно.
б) Информация о братьях и сестрах.
Есть старшая и средняя сестры, старший брат умер несколько лет назад. На протяжении всего времени взаимоотношения между респонденткой и ее сестрами являются доверительными, близкими. С братом респондентка практически не общалась, после того как тот покинул родительский дом.
3. Личная информация. Респондентка являлась желанным ребенком, во время беременности на мать не производилось какого – либо серьезного вредоносного влияния.
а) Период раннего детства. Воспитанием респондентки занималась преимущественно мать. Свои любимые игры и забавы в этом возрасте не помнит.
б) Период младшего возраста (3 – 11 лет).
Поведенческих нарушений не помнит, отмечает, что была очень спокойным и послушным ребенком. Проявлений дезадаптации не было, легко вливалась в новые группы, быстро находила общий язык со сверстниками, разлуку с родителями переносила спокойно. Среди первых детских воспоминаний выделяет черемуху, которую они с отцом посадили около дома.
в) Подростковый возраст. Примерами для подражаний являлись первый учитель и пионерская организация, являющиеся для респондентки образцами нравственных принципов. Увлекалась коллекционированием (марки, значки, открытки).
Свои отношения с противоположным полом оценивает как неконфликтные, положительные.
г) Период взрослости. Респондентка отмечает, что ее семья испытывала во время перестройки, в основном связанные с социально – экономической ситуации в стране. На работе межличностные отношения считает оптимальными, положительно относится к коллегам. Хотя респондентка и отметила, что переживает карьерный рост, экономическими условиями жизни не удовлетворена. К употреблению алкоголя и наркотиков относится отрицательно. Серьезных жизненных кризисов респондентка не переживала. Долгосрочно будущее не планирует.
Особенности трудовой деятельности. Работает в Отважненской СПОШ с 1974 г. по настоящее время. В настоящее время своей работой не удовлетворена, в связи со своим финансовым положением и отсутствием материальной поддержки учреждения. Отношения с коллегами оценивает как положительные. Свою профессиональную компетентность оценивает на «4» (по пятибалльной шкале).
Особенности личной жизни. Первый брак закончился разводом, в настоящее время состоит в браке 22 года, браком удовлетворена,.
По роду занятий супруг водитель. Явных проблем в браке нет. Беременность на брак повлияла положительно. Полномочия и ответственность по выполнению семейных обязанностей не разделяют. Отношения в браке считает не совсем доверительными. Детей любит, разлуку с ними переживает тяжело.
4. Отношение к религии.
Респондентка не религиозна. В связи с социалистическим воспитанием к религии относится отрицательно.
5. Реагирование на стресс и социальная жизнь.
Свое качество социальных контактов оценивает высоко. Отмечает наличие стрессов в повседневной жизни, связанных с профессиональной деятельностью. Как реакцию на стресс отмечает проблемы со здоровьем.
ПРОТОКОЛ 1
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учитель биологии.
Время и дата исследования: 25.03.08, 12.30
Методика: Фрустрационный тест С. Розенцвейга
№ рисунка |
Ответ |
Смотреть надо куда едете! |
|
Извините! |
|
Ничего страшного. |
|
Поеду на другом. |
|
Купите новые. |
|
Но мне надо больше! |
|
Нет. |
|
И ты не отказался? |
|
А без него нельзя? |
|
Нет, не знаю. |
|
А жаль? |
|
Возьму его и все. |
|
Но как же так? |
|
Да она всегда опаздывает! |
|
Да ладно как – нибудь выкрутимся. |
|
Надо было быстрее ехать. |
|
Как – будто я нарочно это сделал. |
|
А, еще завоз будет? |
|
Ничего. |
|
А мы с ней в ссоре. |
|
21. |
Ой, очень жаль, надо попросить извинения. |
22. |
Могли бы помочь подняться. |
23. |
Мы не можем ждать. |
24. |
Да, ладно. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Общая стрессоустойчивость является низкой. В стрессовых ситуациях испытуемый часто теряется, становится беспомощным. Психологическая защита у испытуемого сформирована и может быть определена как защита через агрессию и перекладывание собственной вины на другого. Испытуемый является активной, оживленной личностью. Он открыто проявляет недовольство, озабоченность, гнев. Старается контролировать сложившуюся ситуацию, выявлять причины и искать виноватых. Своей вины при этом не замечая. Испытуемый обычно осмотрителен и осторожен, активно старается найти выход из сложившийся трудной ситуации.
ПРОТОКОЛ 2
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учитель биологии.
Время и дата исследования: 25.03.08, 10.05
Методика: Опросник САН
1.Самочувствие хорошее |
3210123 |
Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным |
3210123 |
Чувствую себя слабым |
3. Пассивный |
3210123 |
Активный |
4. Малоподвижный |
3210123 |
Подвижный |
5. Веселый |
3210123 |
Грустный |
6. Хорошее настроение |
3210123 |
Плохое настроение |
7. Работоспособный |
3210123 |
Разбитый |
8. Полный сил |
3210123 |
Обессиленный |
9. Медлительный |
3210123 |
Быстрый |
10. Бездеятельный |
3210123 |
Деятельный |
11. Счастливый |
3210123 |
Несчастный |
12. Жизнерадостный |
3210123 |
Мрачный |
13. Напряженный |
3210123 |
Расслабленный |
14. Здоровый |
3210123 |
Больной |
15. Безучастный |
3210123 |
Увлеченный |
16. Равнодушный |
3210123 |
Взволнованный |
17. Восторженный |
3210123 |
Унылый |
18. Радостный |
3210123 |
Печальный |
19. Отдохнувший |
3210123 |
Усталый |
20. Свежий |
3210123 |
Изнуренный |
21. Сонливый |
3210123 |
Возбужденный |
22. Желание отдохнуть |
3210123 |
Желание работать |
23. Спокойный |
3210123 |
Озабоченный |
24. Оптимистичный |
3210123 |
Пессимистичный |
25. Выносливый |
3210123 |
Легко утомляемый |
26. Бодрый |
3210123 |
Вялый |
27. Соображать трудно |
3210123 |
Соображать легко |
28. Рассеянный |
3210123 |
Внимательный |
29. Полный надежд |
3210123 |
Разочарованный |
30 Довольный |
3210123 |
Недовольный |
Заключение: Самочувствие, настроение и активность респондента находятся в пределах нормы, что способствует высокой работоспособности, а также способности находить творческие решения в работе.
ПРОТОКОЛ 3
ФИО:
Возраст: 44 года.
Должность: кл. рук., учитель биологии
Время и дата исследования: 25.03.08, 10.20
Методика: Оценка нервно – психического напряжения.
1 б
2 а
3 а
4 а
5 а
6 а
7 а
8 б
9 в
10 а
11 а
12 в
13 а
14 б
15 а
16 а
17 в
18 а
19 а
20 а
21 в
22 а
23 а
24 а
25 а
26 а
27 а
28 в
29 б
30 б
Заключение: Исследование проводилось в обычной обстановке, в изолированном от шума обстановке. В ходе исследования у респондента выявлено слабое, или «детензивное» нервно – психическое напряжение. Что способствует высокой работоспособности, рабочему настрою.
ПРОТОКОЛ 4
ФИО:
Возраст: 56 лет
Должность: Зам. директора по воспитательной работе, учитель нем. яз.
Время и дата исследования: 25.03.08, 12.30
Методика: Фрустрационный тест С. Розенцвейга
№ рисунка |
ответ |
1. |
Дорожная служба не на уровне. |
2. |
Извините, я нечаянно. |
3. |
Я не за этим сюда пришел. |
4. |
Ничего, уеду завтра. |
5. |
Возьмите другую модель. |
6. |
Но меня это не устраивает. |
7. |
Другие шумят больше. |
8. |
Как ты любезен! |
9. |
Но я не могу ждать! У меня совещание. |
10. |
Нет, я это не знаю! |
11. |
Это судьба! |
12. |
Какая досада! |
13. |
Очень жалко! |
14. |
Она очень необязательная! |
15. |
Что-нибудь придумаю. |
16. |
Но я так спешу! |
17. |
Ни одно, так другое! |
18. |
Жаль, придется идти в другой киоск. |
19. |
О детях! |
20. |
У нее сейчас другие друзья. |
21. |
Попробую навестить его и попросить прощения. |
22. |
Не беспокойтесь! |
23. |
Но мы же опоздаем на поезд. |
24. |
Действительно жаль, ведь там интересная статья. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Общая стрессоустойчивость является низкой. У испытуемого слабое «Я», которое требует защиты. Психологической защиты нет, он тяжело переживает постигшие его неудачи, часто уходит в себя. Пытаясь найти выход из ситуации, он не прибегает к помощи окружающих, действует в одиночку. В стрессе проявляет ригидность. Он зацикливается на том, что произошло, погружается в переживания, теряется, оказывается беспомощным. Слабое «Я» отвлекает усилия на организацию психической защиты, не позволяет рационально выстроить свои действия так, чтобы они были направлены на решение проблемы. Адекватно оценивает собственную роль в том, что случилось, не теряет самокритичность, делает необходимые выводы на будущее. В стрессовых ситуациях испытуемый ведет себя не стандартно, трудно адаптируется в новом коллективе.
ПРОТОКОЛ 5
ФИО:
Возраст: 56 лет
Должность: Зам. директора по воспитательной работе, учитель нем. яз.
Время и дата исследования: 25.03.08, 10.40
Методика: Опросник САН
1. Самочувствие хорошее |
3210123 |
Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным |
3210123 |
Чувствую себя слабым |
3. Пассивный |
3210123 |
Активный |
4. Малоподвижный |
3210123 |
Подвижный |
5. Веселый |
3210123 |
Грустный |
6. Хорошее настроение |
3210123 |
Плохое настроение |
7. Работоспособный |
3210123 |
Разбитый |
8. Полный сил |
3210123 |
Обессиленный |
9. Медлительный |
3210123 |
Быстрый |
10. Бездеятельный |
3210123 |
Деятельный |
11. Счастливый |
3210123 |
Несчастный |
12. Жизнерадостный |
3210123 |
Мрачный |
13. Напряженный |
3210123 |
Расслабленный |
14. Здоровый |
3210123 |
Больной |
15. Безучастный |
3210123 |
Увлеченный |
16. Равнодушный |
3210123 |
Взволнованный |
17. Восторженный |
3210123 |
Унылый |
18. Радостный |
3210123 |
Печальный |
19. Отдохнувший |
3210123 |
Усталый |
20. Свежий |
3210123 |
Изнуренный |
21. Сонливый |
3210123 |
Возбужденный |
22. Желание отдохнуть |
3210123 |
Желание работать |
23. Спокойный |
3210123 |
Озабоченный |
24. Оптимистичный |
3210123 |
Пессимистичный |
25. Выносливый |
3210123 |
Легко утомляемый |
26. Бодрый |
3210123 |
Вялый |
27. Соображать трудно |
3210123 |
Соображать легко |
28. Рассеянный |
3210123 |
Внимательный |
29. Полный надежд |
3210123 |
Разочарованный |
30 Довольный |
3210123 |
Недовольный |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: самочувствие, активность и настроение испытуемого находятся в норме, что способствует высокой работоспособности и способности находить творческие решения в работе.
ПРОТОКОЛ 6
ФИО:
Возраст: 56 лет
Должность: Зам. директора по воспитательной работе, учитель нем. яз.
Время и дата исследования: 25.03.08, 11.00
Методика: Оценка нервно – психического напряжения.
в
2 а
3 а
4 а
5 а
6 а
7 б
8 а
9 б
10 а
11 б
12 в
13 б
14 б
15 в
16 в
17 в
18 в
19 а
20 в
21 в
22 а
23 а
24 а
25 а
26 а
27 а
28 б
29 б
30 б
Заключение: Тестирование проводилось в обычной не стрессовой обстановке, в изолированном от шума помещении. В ходе тестирования выявлено, что у испытуемого умеренное или интенсивное НПН.
Анализ взаимосвязи между изученными характеристиками и результативностью деятельности респондентов.
За время прохождения практики я исследовала двоих педагогов по четырем методикам: опросник темперамента Формула темперамента Белова, САН, НПН, исследованию стрессоустоичивости (тест Розенцвейга).
Я провела анализ взаимосвязи полученных характеристик и результативностью респондентов.
Мною было выяснено, что сотрудники имеют средний уровень стрессоустойчивости, что свидетельствует об устойчивости к профессиональному выгоранию, способности напряженно и продуктивно работать, способности переносить сложные и стрессовые ситуации. Методика САН позволила выяснить, что самочувствие, настроение и активность у сотрудников находятся в пределах или выше нормы, что также способствует высокой работоспособности, способности находить творческие решения в работе. Методика НПН показала, что сотрудники обладают низким уровнем нервно – психического напряжения, что способствует высокой работоспособности, рабочему настрою. Исследование темперамента по методике Белова показало, что один из респондентов доминирующим является меланхолический тип, что говорит о высокой сензитивности, повышенной чувствительности, о способности легко и быстро устанавливать контакты, переключать внимание, свидетельствует о доброжелательности. Другой респондент является флегматиком, что говорит о высокой работоспособности, терпении, устойчивом внимании, добросовестности, трудолюбии и умеренной общительности.