Негосударственное образовательное учреждение 25

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Психология»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________Е.С. Ивлева

«____» _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

Для направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ

Профили подготовки «Психология консультирования»

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

Форма обучения ОЧНАЯ

Санкт-Петербург

2012

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ (профили «Психология управления», «Психология консультирования») в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, утвержденным ректором СПБУУЭ «01» марта 2011 г.

Обсуждено

на заседании кафедры психологии

« » 2012 г., протокол №

Зав. кафедрой _________________ / В.В. Белов /

ОДОБРЕНО

методическим советом факультета социального управления

« » 2012 г., протокол №

Председатель

методического совета _________________ / Я.В. Кондатьева /

СОГЛАСОВАНО

Зам. проректора

по вузовскому образованию_________________ / О.Г. Смешко/

2 стр., 523 слов

Психология эффективного управления

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Развитие общекорпоративных и управленческих компетенций у молодых специалистов ОАО "Уралсибнефтепровод" Направление: "Управление персоналом"     Рассмотрено на заседании Учебно-методического совета №2 НОУ "Межотраслевой институт" Протокол №___ от "____" _________ 2013 г.   Зав. кафедрой Ст. методист Пояснительная записка Учебная программа предназначена для молодых ...

Начальник методического отдела_________________ / Е.В. Новик/

1. Цели и задачи дисциплины

Цельосвоения дисциплины «Основы нейропсихологии» — формирование системы знаний, умений и навыков по нейропсихологии, как составной части психологии и современных нейронаук; с возможностями применения нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

Задачи курса:

  • Изучение разделов и теоретических основ нейропсихологии, а также значения нейропсихологической диагностики.
  • Изучение основных нейропсихологических синдромов и факторов, с нарушением которых они связаны.
  • Развитие умений работать с методиками Луриевской батареи нейропсихологической диагностики и интерпретацией выявляемых при их выполнении ошибок.
  • Формирование понимания тесной связи общей теории нейропсихологии и методов практической работы с детьми.
  • Формировани6е навыков применения нейропсихологической диагностики к анализу поведения человека.

2. Место дисциплины в структуре ооп

Дисциплина «Основы нейропсихологии» относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть) Б.3.15. учебного плана бакалавриата по направлению 030300.62 Психология, адресована студентам третьего курса (5-й семестр, 10-й блок).

Код дисциплины по учебному плану Б.3.15.

В методическом плане «Основы нейропсихологии» базируется на результатах освоения таких дисциплин ООП, как: «Общая психология», «Введение в клиническую психологию», «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология».

Для освоения дисциплины студенты должны обладать профессиональной компетенцией:

Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ПК-7

способен и готов к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

Студент должен:

знать

Основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии;

ПК-7

основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

Основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики.

Основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.

уметь

применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии, клинической психологии зрелого возраста и клинической геронтопсихологии.

ПК-7

применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии.

ПК-7

владеть

ососновными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств).

ПК-7

приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации.

ПК-7

основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения.

ПК-7

Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких дисциплин как: «Специальная психология», «Основы консультативной психологии.

3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (пк) (согласно фгос впо):

Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ПК-1

способен и готов к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

ПК-2

способен и готов к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций

ПК-3

способен и готов к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала)

ПК-5

способен и готов к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Ранее частично сформированно

ПК-7

способен и готов к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

Студент должен:

знать

естественнонаучный подход к описанию высших психических функций и их нарушений при органических повреждениях мозга;

ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-7

прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-7

методологию нейропсихологии, основные понятия нейропсихологии, прикладные задачи нейропсихологии;

ПК-3, ПК-5, ПК-7

уметь

ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-7

обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7

применять знания нейропсихологии для решения научных и практических задач;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-7

владеть

структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;

ПК-1, ПК-5, ПК-7

представлениями об основных проблемах и направлениях развития нейропсихологии;

ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-7

методологией нейропсихологического обследования

ПК-2, ПК-7

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры, модули

5 семестр

6 семестр

9

10

3

4

Аудиторные занятия (всего)

32/1

32

В том числе:

Лекции

16/0,5

16

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

16/0,5

16

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

44/1

44

В том числе: написание эссе, подготовка докладов к учебной конференции, вебинару

20/0,5

20

Зачет

+

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

76

2

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание тем дисциплины

Раздел 1. Экспериментальная нейропсихология

Тема 1. Введение. Цели, задачи и методы нейропсихологии

Нейропсихология — область психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания. А.Р.Лурия — основоположник отечественной нейропсихологии. «Источники» нейропсихологии: общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, неврология и нейрохирургия. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др. Методы нейропсихологического исследования.

Задачи нейропсихологии в экспериментальном плане — исследования по проблеме локализации высших психических функций (ВПФ) с учетом инноваций в психогенетике и появления новых технологий визуализации мозга (CT,MRT,fMRT,PET).

Тема 2. Локализация психических функций в мозге

Основные направления в подходе к вопросу о локализации ВПФ: узкий локализацианизм, эквипотенциализм, эклектическое направление.

Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции. И.М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении (произвольная регуляция поведения).

Работы И.П. Павлова о роли лобных долей мозга, А.А. Ухтомского о динамической локализации функций.

Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.

Особое значение теории П.К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н.А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.

Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ. Локализация отдельных звеньев психологических систем в мозге. Системная взаимосвязь между различными ВПФ на основе общих структурных составляющих – нейропсихологических факторов. Нейропсихологический фактор как понятие, отражающее принцип работы различных структурно-функциональных единиц мозга, включающий в себя топический, нейрофизиологический и психологический уровни анализа. Соотношение понятий «симптом», «синдром» и «фактор» в нейропсихологии. Нейропсихологическая квалификация симптома на основе выявления фактора, связанного с очаговым поражением мозга. Значение для диагностики и реабилитации.

Нейропсихология девиантного поведения. Нейропсихологичесткие паттерны аддиктивного поведения. Употребление этанола и полушария головного мозга. Профили функциональной асимметрии при хроническом алкоголизме. Изменения функциональной асимметрии при наркоманиях и токсикоманиях. Нейропсихологические паттерны нехимических аддикций (гемблинг).

Нейропсихологические паттерны агрессивного и делинквентного поведения. Нейробиологические основы агрессии. Изучение латерализации речевых функций и другие нейропсихологические исследования. Агрессия и лобные доли. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Суициды и суицидальное поведение: общие понятия, терминология, факторы риска. Суициды и нейрохимическая асимметрия мозга. Изменения функциональной асимметрии мозга при суицидальном поведении. Нейропсихологические паттерны девиантного сексуального поведения. Нарушения функциональной асимметрии мозга и сексуальные девиации.

Тема 3. Нейропсихология детского возраста

Сферы приложения нейропсихологии детского возраста. Социальный запрос. Объект исследования: здоровые дети дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с отклонениями в развитии ВПФ, дети с аномальным развитием психики, дети с локальными поражениями и заболеваниями мозга различной этиологии. Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста. Основные типы (синдромы) отклоняющегося развития у детей. Функциональная несформированность лобных отделов мозга, левой височной области, межполушарных отношений, правого полушария, дефицитарность подкорковых и стволовых образований мозга. Нейропсихологическая диагностика отклоняющегося развития ребенка. Основные принципы и преимущества нейропсихологического подхода к диагностике отклоняющегося развития. Принципы синдромного анализа нарушений психических функций, выявления фактора и учета возрастного этапа развития психики ребенка.  Краткое знакомство с разработанными в России и за рубежом нейропсихологическими методиками диагностики детей с отклоняющимся развитием (их преимущества и недостатки).  Процедура проведения и оценки (количественной и качественной) нейропсихологических проб. Принципы написания заключения по данным нейропсихологического обследования ребенка. Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей. Краткое знакомство с разработанными в России нейропсихологическими методиками коррекции детей.  Освоение комплексной методики нейропсихологической коррекции детей, разработанной А.В.Семенович. Принципы коррекции гиперактивных детей, детей с когнитивными (познавательными) нарушениями, а также детей с нарушениями регуляции и контроля за поведением.

Раздел 2. Клиническая нейропсихология

Тема 4. Основы клинической нейропсихологии.

Предмет и задачи клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций — основной метод клинической нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология как синдромология. Принципы выделения синдромов. Типы нейропсихологических синдромов. Варианты использования понятия «синдром». Связь синдромов с характером заболевания, возрастом, полом, особенностями межполушарной организации мозга больного.

Задачи нейропсихологии в теоретическом плане — дальнейшая разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ при церебральных заболеваниях. В практическом отношении — задачи топической и функциональной диагностики, для выявления нарушенных ВПФ (описания структуры дефекта), для мониторинга динамики расстройств ВПФ в процессе лечебных воздействий и реабилитации когнитивного, эмоционального и личностного статуса пациентов. Диагностико-реабилитационный путь развития клинической нейропсихологии.

Клиническое нейропсихологическое исследование. Основные требования к нейропсихологическому обследованию, его цель и задачи. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола исследования.

Методики нейропсихологической диагностики. Основные требования к методикам нейропсихологического исследования. Принципы подбора методик для конкретного обследования. Качественная и количественная квалификация дефекта. Проблема нормы.

Методики исследования познавательных функций

Исследование гностических процессов. Исследование внимания. Исследование речи. Исследование памяти. Исследование выполнения счетной деятельности. Исследование интеллектуальной деятельности. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Методики исследования произвольных движений и действий

Исследование кинестетического, динамического (кинетического), пространственного мануального праксиса. Методики исследования конструктивной деятельности. Анализ орального праксиса. Анализ движений глаз. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Исследование эмоциональной сферы

Клинические методы исследования эмоциональной сферы. Экспериментально-нейропсихологические методики. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Квалификация выявляемых при нейропсихологическом исследовании нарушений

Нейропсихологическое заключение по результатам обследования. Требования к описанию и квалификации выявляемых нарушений высших психических функций. Основные разделы заключения. Функциональный и топический диагнозы.

Тема 5. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга и при различных заболеваниях

Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-специфических факторов. Характеристика синдромов, возникающих при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры (при нарушении зрительного и зрительно-пространственного факторов).

Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхнетеменных и нижнетеменных областей коры (при нарушении факторов, обеспечивающих соматосенсорные афферентные синтезы).

Характеристика синдромов, возникающих при поражении «ядерной» и «внеядерной» областей височной коры (при нарушении факторов, связанных с переработкой слуховой речевой и неречевой информации).

Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхней и нижней премоторной областей (при нарушении факторов кинетической организации психических процессов).

Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении факторов, связанных с работой ассоциативных зон коры. Характеристика синдромов, возникающих при поражении задней ассоциативной зоны (областьTPO).

Характеристика синдромов, возникающих при поражении передней ассоциативной зоны (префронтальной конвекситальной коры).

Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-неспецифических факторов, связанных с работой коркового уровня неспецифической системы. Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры височных долей мозга. Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры лобных долей мозга. Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Нейропсихологические синдромы, возникающие приподкорковых поражениях мозга

Характеристика и особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением подкорковых структур. Факторы, нарушение которых приводит к возникновению рассматриваемых синдромов.

Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении нижних отделов ствола мозга. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении диэнцефальной области. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении структур лимбической системы. Общие и специфические симптомы, входящие в перечисленные синдромы. Особенности, присущие поражению определенного уровня неспецифической системы мозга.

Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях

мозолистого тела

Синдром «расщепленного мозга». Нарушенные нейропсихологические факторы. Синдромы при парциальных поражениях мозолистого тела. Особенности парциальных синдромов, связанные с определенной локализацией поражения.

Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных полушарных подкорковых структур

Области поражения. Нарушенные факторы. Сходные и специфические симптомы, характерные для определенной локализации поражения.

Нейропсихологические синдромы при различных заболеваниях. Особенности нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга. Краткие сведения о кровоснабжении головного мозга. Основные сосудистые бассейны. Виды сосудистой патологии. Специфика нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейнах: передней мозговой артерии, задней мозговой артерии, средней мозговой артерии, внутренней сонной артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями в вертебробазилярной системе. Латеральные различия рассматриваемых синдромов.

Особенности нейропсихологических синдромов при травматических поражениях головного мозга. Основные сведения о травматических поражениях головного мозга. Черепно-мозговая травма, ее классификации. Нарушения сознания после черепно-мозговой травмы. Периоды течения черепно-мозговой травмы. Особенности нейропсихологических синдромов в разные периоды черепно-мозговой травмы. Специфика нейропсихологических синдромов в зависимости от стороны травматического поражения мозга.

5.2 Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Специальная психология

+

+

+

+

2.

Основы консультативной психологии

+

5.3 Темы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование раздела и темы дисциплины

Количество учебных часов

Всего

в том числе по видам аудиторных занятий

СРС

Лекции

Практ. зан.

Лаб. зан.

Семин. зан.

Раздел 1. Экспериментальная нейропсихология

Введение. Цели, задачи и методы нейропсихологии

8

2

2

4

    Локализация психических функций в мозге

    18

    4

    4

    10

      Нейропсихология детского возраста

      10

      2

      2

      6

      Расздел 2. Клиническая нейропсихология

      4.

      Основы клинической нейропсихологии

      20

      4

      4

      12

      5.

      Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга и при различных заболеваниях

      20

      4

      4

      12

      Всего

      76

      16

      16

      44

      6. Перечень семинарских занятий

      № п/п

      темы

      Наименование практических, семинарских занятий

      Методы проведения

      Коды компе-тенций

      Трудоем-кость (часы/з.е.)

      1

      Нейропсихология как область психологии

      Семинар-дискуссия

      ПК-1

      2/0,05

        2

        Мозг – как орган психики

        проблемный семинар

        ПК-1

        ПК-3

        ПК-5

        4/0,1

          3

          Задачи нейропсихологии детского возраста.

          Ситуационный анализ,

          ПК-1

          ПК-2

          ПК-3

          ПК-5

          ПК-7

          2/0,05

            4

            Методы нейропсихологической диагностики.

            Семинар

            ПК-1

            ПК-3

            ПК-5

            ПК-7

            4/0,1

              5

              Поражением левого или правого полушария головного мозга.

              Ситуационный анализ

              ПК-1

              ПК-2

              ПК-3

              ПК-5

              ПК-7

              4/0,1

              7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

              Не предусмотрены учебным планом.

              8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

              а) основная литература

              1. Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. 2012. — 336 стр.
              2. Хансон Р., Мендиус Р, Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии. М.: Эксмо, 2011.

              б) дополнительная литература

              1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. СПб.: Питер, 2008.
              2. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб.: «Питер», 2012.
              3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 2008.
              4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008.
              5. Нейропсихологическая диагностика. Часть 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2007.
              6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. – М.: Генезис, 2008.
              7. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. — СПб.: Питер, 2007.

              в) программное обеспечение

              • СДО «Гиперметод». —

              г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

              1. Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. -http://e.spbame.ru/
              2. Электронная библиотека СПБУУЭ. —
              3. Электронные информационные ресурсы:

              Science Direct

              URL: http://www.sciencedirect.com

              Elsevier (платформа Science Direct)

              URL:http://www.sciencedirect.com

              Sage Publications

              URL:http://online.sagepub.com/

              Springer/Kluwer

              9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

              Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

              • стандартно оборудованные лекционные аудитории;
              • специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный и др. оборудование);
              • компьютерные кабинеты в соответствующей комплектации, с выходом в Интернет и корпоративную сеть университета.

              10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

              10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

              Программа курса «Основы нейропсихологии» построена на проблемнотематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о нейропсихологии, закономерностях и процессах её использования в профессиональной деятельности; при этом особое внимание уделяется выявлению основных нейропсихологических синдромов и факторов, с нарушением которых они связаны, а также применению нейропсихологической диагностики к анализу поведения человека.

              Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО, таким образом, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Учебный материал курса структурирован по темам, от­ражающим базисные категории, понятия и принципы нейропсихологии, особенности применения нейропсихологических знаний в рамках определенного вида деятельности психолога.

              Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже полученных в результате изучения студентами введения в клиническую психологию, анатомии ЦНС и нейрофизиологии. Отсюда возможность сократить время на изучение некоторых дидактических единиц, общих для этих дисциплин, как то: рефлекторная природа психики и центральное торможение; динамическая локализация функций ГМ; роль лобных долей мозга; теория П.К. Анохина о функциональных системах. Дисциплина изучается на 3-ем курсе в течение одного семестра (6-го).

              Общая трудоемкость учебной дисциплины распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 2 зачетных единицы (76 часов).

              Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, практическое занятие, самостоятельную работу студента, консультации.

              10.2 Образовательные технологии

              В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, ситуационный анализ, коллоквиумы, вебинары, учебные конференции, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, форумы, консультации он-лайн, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии. При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения — в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

              Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).

              Матрица разнообразия методов и форм обучения

              Форма / Метод

              ОИ

              Р

              ПБ

              Э

              Лекция

              +

              +

              +

              Лекция с элементами проблемного изложения

              +

              +

              Лекция-визуализация

              +

              +

              +

              +

              Семинар-дискуссия

              +

              +

              Проблемный семинар

              +

              +

              Семинар

              +

              +

              Самостоятельная работа

              +

              +

              +

              Консультация

              +

              +

              Формы организации и методы активного обучения

              Виды

              учебной деятельности

              Формы организации занятий

              Виды учебных занятий

              Активные / интерактивные методы

              час

              % к аудиторным занятия

              Аудиторные учебные занятия

              групповые

              коллективные

              лекция проблемная

              8

              22

              семинар проблемный

              4

              11

              Семинар-дискусия

              2

              6

              Ситуационный анализ

              6

              18

              ВСЕГО

              20

              55%

              Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Основы нейропсихологии», в зависимости от дидактических целей используются такие формы обучения с применением мультимедийных и интерактивных средств, как:

              • лекция-визуализация,

              При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

              Электронные технологиипозволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организациию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий, повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал – СДО «Гиперметод».

              10.3 Организация самостоятельной работы студентов

              Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 1,1 з. е.(44 часа).

              Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы нейропсихологии» – это углубление и расширение знаний в области нейропсихологии; формирование навыка и интереса к самостоятельному осмыслению нейропсихологических проблем; овладение приемами нейропсихологической диагностики; развитие познавательных способностей студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

              Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа сту­дента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

              Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

              Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

              Самостоятельная работа реализуется:

              • непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях;
              • в контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
              • в электронной образовательной среде СПБУУЭ;
              • в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

              Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

              Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

              • подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,
              • создание презентаций,
              • выполнение домашних заданий разнообразного характера;
              • поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;
              • работу с каноническими текстами и другими источниками, их конспектирование;
              • текущее и итоговое тестирование он-лайн.

              Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

              Например, задание для самостоятельной работы по темам №№ 6:

              Задание

              Обязательная часть

              Факультативная часть

              пороговый уровень

              продвинутый уровень

              Письменно проанализировать нейропсихологический случай

              Знание базовых нейропсихологических синдромов и умение квалифицировать нарушения с точки зрения этих синдромов

              Умение анализировать нейропсихологические случаи с позиций данных нейропсихологической диагностики

              Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста, посвященное какой-либо проблеме клинической психологии. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

              Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).

              Приступая к изучению дисциплины студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым, открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, Глоссарию, форуму, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса, в том числе с однокурсниками.

              Серьезную помощь в СРС оказывает постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, которое вскоре станет доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУЭ. ЭУП «Основы нейропсихологии» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке ВУЗа, кроме того, приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В помощь изучающим дисциплину составлен Словарь основных терминов. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.

              В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтрользнаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.

              Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

              Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:

              • реферата;
              • сообщения;
              • письменного домашнего задания;
              • подготовки мультимедиа-презентации.

              Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.

              Для эффективной организации СРС необходимо:

              • последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа, ведение вебинара и т.д).
              • постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
              • систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

              10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля

              Для контрольного измерения результатов изучения курса «Основы нейропсихологии» вводятся три вида контроля:

              • входной;
              • текущий;
              • промежуточный.

              Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.

              Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

              Промежуточный контроль (аттестация) – зачет по дисциплине, может включать:

              1. итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу, осуществляется дистанционно (посредством СДО «Гиперметод»);
              2. творческую работу– по выбору студента и по усмотрению преподавателя;
              3. собеседование по вопросам курса при необходимости (н-р, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

              Методы контроля:

              • устный;
              • письменный;
              • с помощью технических средств и информационных систем;
              • самоконтроль.

              Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

              Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.

              Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.

              Формы контролявключают:

              • опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);
              • собеседование, анкетирование;
              • блиц-контрольные;
              • контрольные задания и работы;
              • эссе;
              • выступление на учебной конференции;
              • презентации средствами мультимедиа;
              • тестирование;
              • рейтинговое оценивание;
              • зачет.

              Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

              10.4.1 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости

              Основным инструментом оценки результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестаций) является балльно-рейтинговая система. Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности определяют рейтинг студента.

              Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие промежуточного и текущего контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.

              Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр – 70 баллов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить по результатам промежуточного контроля (зачета) – 30.

              Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях, выполнение творческой работы и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки.

              При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.

              Если к моменту проведения промежуточной аттестации (зачета) с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения зачета.

              Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:

              1. Посещение лекционных занятий – 0,5 балла за одно занятие, максимально8баллов из расчета 8 пар лекций.

              1. Посещение семинарских занятий – 0,5 балл за одно занятие, максимально 8баллов из расчета 8 пар семинаров.
              2. Активность студента на семинарском занятии и качество его ответов (выступлений) — до 3 баллов за одно занятие, максимально 24балла.
              1. Прохождение первого текущего контроля (по темам 1-2), проводится в форме тестирования – до5баллов.
              2. Прохождение второго текущегоконтроля (по темам 3-4) проводится в форме тестирования – до5баллов.
              3. Выполнение самостоятельной работы – 4балла за одно задание, максимально20балла из расчета5заданий.

              Балльная структура оценки Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе V семестра:

              Характеристика вида учебной работы

              Балл(ы) за одно занятие, вид учебной работы

              Общая сумма баллов за семестр

              1. Посещение учебных занятий

              Посещение лекции

              0,5

              8

              Посещение семинарского занятия

              0,5

              8

              2. Работа на учебных занятиях

              Работа на семинарском занятии без тестирования

              1

              8

              Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность)

              1

              8

              Разбор практических ситуаций

              1

              8

              3. Самостоятельная работа

              Текущие домашние задания

              1

              5

              Написание реферата

              2

              2

              Написание эссе

              3

              3

              4. Текущий контроль

              Тесты

              10

              Сумма баллов по результатам текущей работы студента

              70

              5 Промежуточная аттестация

              зачет

              30

              ИТОГО

              100

              6. Премиальные баллы

              Доклады (сообщения) на научно-практических конференциях

              10

              25

              Участие в конкурсах, акциях, фестивалях и др.

              5

              Подготовка публикаций

              10

              Итого максимально — 70баллов. Прохождение промежуточной аттестации (зачет) — максимально30 баллов. Всего -100 баллов.

              Итоги изучениядисциплины «Основы нейропсихологии» оцениваются суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок.

              Шкала оценок по дисциплине «Основы нейропсихологии»

              Набранные баллы

              <50

              51-60

              61-67

              68-84

              85-93

              94-100

              Зачет\незачет

              Незачет

              Зачет

              Оценка по шкале ECTS

              F Fx

              D

              С

              В

              А

              10.4.2 Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

              Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Основы нейропсихологии» включают:

              A. Электронный банк тестовых заданий;

              1. Контрольные задания;
              2. Примерные темы творческих заданий;
              3. Вопросы к экзамену (промежуточной аттестации).

              Электронный банк тестовых заданий (ТЗ)адаптирован к системе управления процессами образования «HyperMethod». На базе банка тестовых заданий организуются текущий и промежуточный контроль знаний.

              В рамках часов самостоятельной работы на основе согласованного с преподавателем расписания в определенном компьютерном классе (или классах) индивидуально или для группы в целом организуется работа с банком тестовых заданий с помощью системы «HyperMethod». Такое тестирование может осуществляться и во внеучебное время, в удобном для студента месте в определенное время. Количество тестовых заданий, выдаваемых каждому студенту в рамках:

              • входного контроля составляет от 8 до 10 тестовых заданий;
              • текущего контроля составляет от 15 до 20 тестовых заданий;
              • промежуточного контроля составляет от 20 до 35 тестовых заданий.

              Полные комплекты оценочных средств и контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре ГСН и являются учебно-методическими материалами ограниченного (конфиденциального) пользования.

              А. Образцы тестовых заданий (ТЗ)

              Задания закрытой формы:

              Нейропсихология изучает:

              А) психогенные заболевания, проявляющиеся в виде вегетативных, сенсомоторных и эмоциональных нарушений

              Б) мозговые механизмы психической деятельности человека психологическими методами для топической диагностики локальных поражений головного мозга

              В) закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме

              Г) предупреждение расстройств психической деятельности

              А. Р. Лурия выделял:

              А) 3 основных функциональных блока мозга

              Б) 2 основных функциональных блока мозга

              В) 1 основной функциональный блок мозга

              Г) 5 основных функциональных блока мозга

              Пример задания для коллоквиума по теме № 3:

              Предлагаются ситуации, отражающие типичные случаи нейропсихологических расстройств. Задача — определить наличие расстройства и его предполагаемый тип (ПК-3, ПК-10).

              Задания на соответствие:

              1. Соотнесите понятия и их определения (ПК-10):

                Агнозии

                нарушение программирования движений, отключении сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами.

                Псевдоагнозия

                особое нарушение, при котором у больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения (фото, рисунки и т.п.).

                Апраксия

                нарушение произвольной регуляции зрительного восприятия, которое имитирует дефекты, возникающие при предметной зрительной агнозии.

              2. Чем характеризуется различные уровни нарушения суждений и умозаключений? (ПК-10)

              Бредовые идеи

              непроизвольно возникающие, чуждые личности переживания, доминирующие в сознании больного с сохранением критического отношения и попытками борьбы с ними

              Навязчивые идеи

              ложные умозаключения, которых человек придерживается, несмотря на явные дока­зательства противоположного

              Сверхценные идеи

              благоустроенная среда обитания, общественная безопасность;

              гарантия получения социальной помощи в случае стихийного (природного или социального) бедствия, равная для всех граждан

              Задания на установление правильной последовательности (ПК-2):

              1. Расположите в правильном порядке уровня развития и расстройства личности. Где а)высший уровень развития личности, а г) расстройство личности:

              а) психопатическая личность

              б) самоактуализирующаяся личность

              в) акцентуированная личность

              г) гармоничная личность.

              1. Задания открытой формы:
              1. Что такое плацебо (ПК-10)?

              Ответ: изменения в физиологическом или психологическом состоянии, вызывные нейтральным веществом, данным под видом лекарственного средства.

              1. В каком документе содержится общая классификация нейропсихологических расстройств (ПК-10)?

              Ответ: В МКБ-10, т.е. в Международной классификации психических расстройств 10-го пересмотра.

              Б. Контрольные задания (раздаточный материал)

              Образец контрольного задания по теме № 1. (ОК-4)

              Задание

              Источники:

              Сравнить основные направления нейропсихологии.

              Глоссарий; обязательная литература.

              1. Примерные темы творческих заданий:

              Форма выполнения

              Темы заданий

              Коды

              компетенций

              мультимедиа — презентация

              Основные направления современной нейропсихологии

              ОК-4

              Методы клинической нейропсихологии

              ОК-1

              Эссе

              Качество жизни, связанное с последствиями травм головного мозга.

              ПК-3

              ПК-10

              Реакция на снижение памяти пациента, связанное с нейропсихологическим дефектом, со стороны его окружения (семья, коллеги, соседи, друзья)

              ПК-3

              ПК-10

              Темы рефератов(ОК-1, ОК-4, ПК-3, ПК-10):

              1. Нейропсихологические синдромы при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов левого и правого полушарий мозга.
              2. Нейропсихологические синдромы при поражении верхней и нижней теменных областей левого и правого полушарий мозга.
              3. Нейропсихологические синдромы поражения «ядерной» зоны (Т1) конвекситальной коры височных отделов левого и правого полушарий мозга.
              4. Нейропсихологические синдромы поражения «внеядерной» зоны (Т2) конвекситальной коры височных отделов левого и правого полушарий мозга.
              5. Нейропсихологические синдромы при поражении медиобазальной коры височных отделов левого и правого полушарий мозга.
              6. Нейропсихологические синдромы при поражении височно-теменно-затылочных зон левого и правого полушарий мозга.
              7. Нейропсихологические синдромы поражения верхних и нижних премоторных (задне-лобных) отделов коры левого и правого полушарий мозга.
              8. Нейропсихологические синдромы при поражении конвекситальных отделов префронтальной коры лобных долей левого и правого полушарий мозга.
              9. Нейропсихологические синдромы при поражении медиобазальных отделов коры лобных долей.
              10. Особенности «подкорковых» (глубинных) нейропсихологических синдромов и их основные типы (по Е.Д. Хомской).

                Отличие от «корковых» синдромов.

              11. Общая характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с поражением различных уровней неспецифической системы мозга.
              12. Нейропсихологические синдромы при поражении нижних отделов неспецифической системы мозга.
              13. Нейропсихологические синдромы при поражении диэнцефальных отделов мозга.
              14. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением структур лимбической системы.
              15. Нейропсихологические синдромы поражения мозолистого тела. Синдром «расщепленного мозга». Синдромы при парциальных поражениях мозолистого тела.
              16. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением глубинных полушарных подкорковых структур.
              17. Особенности нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга. Характеристика синдромов, связанных с нарушениями кровотока в отдельных сосудистых бассейнах.
              18. Особенности нейропсихологических синдромов при черепно-мозговой травме. Связь структуры синдрома с тяжестью, клинической формой, периодом травмы и локализацией основного очага поражения.

              1. Пример вопросов к зачету (ОК-1, ОК-4, ПК-3, ПК-10):
              1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.
              2. Теоретические основы нейропсихологии.
              3. Практическое значение нейропсихологии.
              4. Модель трех структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия.
              5. Проблема асимметрии блоков мозга.
              6. Изучение факторов в нейропсихологии.
              7. Классификации нейропсихологических факторов.
              8. Факторы и блоки мозга.
              9. Методы и методики нейропсихологической диагностики.
              10. Основные требования к методикам нейропсихологического исследования.
              11. Предмет, задачи и методы клинической нейропсихологии.
              12. Теоретические основы клинической нейропсихологии.
              13. Практическое значение клинической нейропсихологии.
              14. Теоретические основы метода синдромного анализа нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. Нейропсихологические синдром, симптом, фактор.
              15. Нейропсихологический синдромный анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. Типы нейропсихологических синдромов.
              16. Методы и методики клинической нейропсихологической диагностики. Качественная и количественная квалификация дефекта.
              17. Методики нейропсихологического исследования восприятия. Квалификация выявляемых нарушений.
              18. Методики нейропсихологического исследования праксиса. Квалификация выявляемых нарушений.
              19. Методики нейропсихологического исследования пространственной конструктивной деятельности. Квалификация выявляемых нарушений.
              20. Методики нейропсихологического исследования разных видов памяти. Квалификация выявляемых нарушений.
              21. Методики нейропсихологического исследования речи (включая понимание сложных логико-грамматических конструкций).

                Квалификация выявляемых нарушений.

              22. Методики нейропсихологического исследования цифрового гнозиса и счетной деятельности. Квалификация выявляемых нарушений.
              23. Методики нейропсихологического исследования интеллектуальной деятельности. Квалификация выявляемых нарушений.
              24. Методики нейропсихологического исследования эмоциональной сферы. Квалификация выявляемых нарушений.
              25. Принципы построения нейропсихологического диагностического обследования, его основные этапы. Нейропсихологическое заключение, его разделы. Описание и квалификация выявленных нарушений высших психических функций.

              10.5 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

              Актуальность изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» определяется значимостью нейропсихологических закономерностей в практике работы психолога-консультанта, фактом лавины открытий в области нейропсихологии, сделанных в последнее десятилетие и изменивших традиционные представления о причинах отклонений в учебной и профессиональной деятельности.

              Курс «Основы нейропсихологии» ориентирован на то, чтобы показать связь между базисными принципами нейропсихологии и их практическим воплощением в профессиональной деятельности.

              Методологическая основа преподавания «Основы нейропсихологии» — научность (объективность) и мировоззренческая нейтральность. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с различными подходами к нейропсихологии – как к нейропсихологической диагностике, так и к нейропсихологической реабилитации. В таком ключе можно раскрыть содержание нейропсихологии, её роль в профессиональной деятельности психолога, осветить проблемы развития нейропсихологии.

              Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: нейропсихология рассматривается как с точки зрения традиционных подходов, так и с позиций революционных открытий последних десятилетий.

              На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссарияпо дисциплине. Например, в теме № 1. следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:

              Клиническая нейропсихология

              изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга

              Реабилитационная нейропсихология

              занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах

              Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.

              Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса

              Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата

              Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса

                Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра

                Работа с ФГОС ВПО

                  Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами

                  Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей

                    Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей

                    Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины

                      Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности

                      Образовательные технологии

                        Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности

                        Виды, содержание, формы и средства контроля

                        При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Основы нейропсихологии».

                        В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

                        Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

                        Выбор методов и форм обучения может определяться:

                        • общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;
                        • особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
                        • целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
                        • временем, отведенным на изучение того или иного материала;
                        • уровнем подготовленности слушателей;
                        • уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
                        • уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

                        Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Основы нейропсихологии»остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму какпроблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации).

                        Задача преподавателя — создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

                        К проблемным формам относится лекция — пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

                        Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Основы нейропсихологии». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия — к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

                        Примерные темы для проблемных лекций:

                        № темы

                        Тема

                        Аудиторные часы

                        1

                        Проблема мозговой локализации психических функций

                        2

                        3

                        Сознание и мозг

                        2

                        Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Основы нейропсихологии» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем общекультурной эрудиции обучающихся, с недостаточностью подготовки и базовых гуманитарных знаний, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.).

                        К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

                        Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения нейропсихологии:

                        1. семинар;
                        2. учебная конференция;
                        3. коллоквиум;
                        4. проблемный семинар;
                        5. вебинар.

                        В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:

                        1. диспут по проблемным темам, например:

                        Проблемы копинга и комплаенса в клинической психологии.

                        Проблемы нормы и патологии.

                        1. выполнение творческой работы, например:

                        подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия;

                        историографическое исследование по теме семинара.

                        1. сбор, обработка и оформление собранного материала по индивидуальному заданию в области вопросов клинической психологии как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);
                        2. интервью с практикующим психологом на темы клинической психологии, сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);
                        3. подготовка и проведение вебинара.

                        Примерный план проблемного семинарского занятия Примерный план практического занятия

                        4. Методы нейропсихологической диагностики

                        Время – 2 часа

                        ЦЕЛЬ: практическое знакомство с методиками нейропсихологической диагностики и формирование умений по их применению.

                        Форма проведения:

                        практикум с использованием нейропсихологических методов диагностики.

                        Основные методики нейропсихологической диагностики:

                        1. Общее описание больного (по Глозман).
                        2. Методы нейропсихологической диагностики зрительного гнозиса.
                        3. Методы нейропсихологической диагностики аритмии, слуховой агнозии или амузии.
                        4. Методы нейропсихологической диагностики тактильной агнозии.
                        5. Методы нейропсихологической диагностики афазии.
                        6. Методы нейропсихологической диагностики апраксии.

                        Рекомендуемая литература по теме практического занятия

                        1. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования – СПб, «Речь», 2005.
                        2. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии – СПб, «Речь», 2005.
                        3. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб.: «Питер», 2012.
                        4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии – М.: «Академия», 2008.

                        Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

                        ВПО – высшее профессиональное образование

                        ДИ – деловая игра

                        ОК – общекультурная компетенция

                        ОКВ — общекультурная компетенция вузовская

                        ООП – основная образовательная программа

                        СРС – самостоятельная работа студентов

                        РФ – Российская Федерация

                        ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

                        ЭУП – электронное учебное пособие

                        Разработчики:

                        Кафедра Психологии

                        Ст.преподаватель

                        Марковская Г.Г.

                        (занимаемая должность)

                        (инициалы, фамилия)

                        (место работы)

                        (занимаемая должность)

                        (инициалы, фамилия)

                        Эксперты:

                        (место работы)

                        (занимаемая должность)

                        (инициалы, фамилия)

                        (место работы)

                        (занимаемая должность)

                        (инициалы, фамилия)