Назовите представителей экзистенциализма.

Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, Жан Поль Сартр и Альбер Камю

^ 38. Как называется философская позиция белорусского философа 17 в. К. Лыщинского?

Материализм и атеизм

39. Кто из мыслителей эпохи Возрождения является представителями белорусской философии?

Ф. Скорина, Симон Будный, Казимир Лыщинсктй

^ 40. Назовите белорусских философов советского периода.

К. П. Буслов, В. И. Степанов, И. Н. Лущицкий, Д. И. Широканов, Е. М. Бабосов, А. С. Майхрович, С. А. Падокшин, B. C. Степин, А. В. Бодаков, В. М. Конон

^ 41. Как называется философское направление, принимающее за исходное, первичное природу, физическое бытие?

Материализм

42. Что такое идеализм?

Философское учение, считающее основой мира идеальное (в смысле – духовное, нематериальное) начало

^ 43. Как называется философское направление, сторонники которого за первооснову мира принимали материю и сознание как две вечные и независимые друг от друга субстанции?

Дуализм

^ 44. Что понимается под пространством и временем в субстанциальной концепции пространства и времени?

Согласно данной концепции пространство и время представляют собой своеобразные вместилища материальных предметов, явлений, процессов, происходящих в мире. Время рассматривалось как абсолютная длительность, а пространство – как абсолютная протяженность. (Т.е. это две системы)

^ 45. Что понимается под пространством и временем реляционной концепции пространства и времени?

Время и пространство – это одна система отношений, образуемая взаимодействующими материальными объектами.

^ 46. Что такое движение с точки зрения диалектического материализма?

Согласно диалектическому материализму, материя — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий

^ 47. Как называется философское учение о взаимосвязи и развитии всего существующего?

Диалектика

48. Какой закон диалектики характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность?

Закон отрицания отрицания.

^ 49. Какой закон диалектики характеризует источник развития?

Закон единства и борьбы противоположностей.

50. Какой закон диалектики выявляет механизм возникновения новых качеств?

Закон прехода количественных изменений в качественные. (лед-вода-пар)

11 стр., 5071 слов

Философская концепция, согласно которой все в мире устроено целесообразно ...

... Понятие теоцентризма и креационизма. Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога ... Локка о происхождении понятий материи и пространства. В основе понятия материи лежит ... Суть механического понимания природы, которое еще называется кинетической теорией материи, заключается в ... понятное, закономерное — весь этот мир с его пропорциями, законами и смыслами весь целиком в ...

^ 51. В какой философской концепции человек считался «венцом творения»?

Философско-религиозная концепция

52. Какой философ считал, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений»?

К. Маркс

^ 53. Какие слои психики выделил З.Фрейд?

Надсознательное, сознательное, подсознательное, бессознательное.

54. Кто является автором эволюционной теории происхождения человека?

Чарльз Дарвин

^ 55. Из каких компонентов, с точки зрения двуединой модели человека, состоит природа человека?

Тело и сознание

56. Из каких компонентов состоит природа человека с точки зрения триединой модели?

Тело, душа и дух

57. В чем состоит смысл жизни человека?

Смысл жизни заключается во всемерном развитии физических и духовных потенций человека.

^ 58. Какое понимание сознания характерно для субстанциальной его теории?

Мировой разум. Разум человека – это лишь часть мирового разума.

59. Какое понимание сознания характерно для функциональной его теории?

Нервная система. Это сознание является исключительно человеческим свойством.

^ 60. Как называется способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов?

Отражение

^ 61. Какие уровни выделяют в структуре сознания?

Чувственно-эмоциональный, рационально-логический, интуитивно-волевой.

62. Как называется раздел философии, в котором рассматриваются общие вопросы познания?

Гносеология

^ 63. Что означает понятие «гносеологический оптимизм» в теории познания?

Что человек в процессе своей познавательной деятельности в состоянии раскрыть сущность изучаемых явлений и вещей

^ 64. Что означает понятие «агностицизм» в теории познания?

Это учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания сущности вещей и процессов, но при этом они не отрицают сам факт существования познания.

^ 65. Какие формы познания Вы знаете?

Обыденно-практическое, игровое, мифологическое и художественная форма познания.

66. Какой философ сформулировал основные принципы классической концепции истины?

Аристотель

^ 67. Что такое истина с точки зрения классической концепции истины?

1. Истина – это то, что не подлежит сомнению. 2. Истина – это то, что мы видим, слышим, что существует в действительности. 3. Истина – это доказанные положения науки.

^ 68. Когда возникает наука как специфический тип духовного производства и социальный институт?

В ХХ в

69. Как называется сфера специфической деятельности человека, целью и результатом которой является система достоверных объективных знаний о природе, обществе и человеке?

Наука

^ 70. Какие виды знания относятся к вненаучным видам познания?

Донаучное, ненаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, эзотеризм

3 стр., 1472 слов

Основы теории рефлекторной деятельности

... глубокого. При трансе возможно внушение. Нарушения высшей нервной деятельности человека Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической ... томография – изображение участков мозга с помощью рентгеновских лучей. Основы теории рефлекторной деятельности. Рефлекс – целенаправленная реакция организма на раздражение его рецепторов ...

^ 71. Какие методы эмпирического уровня научного познания Вы знаете?

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент

72. Какое определения можно использовать при раскрытии понятия «общество»?

«Организация», «союз», «объединение», а также «стадия», «этап», «период».

^ 73. Какие сферы общественной деятельности выделяют в социальной философии?

Материально-производственная, организационная, социальная и духовная.

74. Какова специфика духовной сферы общественной деятельности?

В ней формируются идеи, образы, научные и художественные ценности, которые материзуются в физических вещах – в книгах, картинах, скульптурах.

^ 75. Каковы, по мнению К.Маркса, причины качественных изменений в обществе?

Экономический фактор. Люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное богатство.

^ 76. Каковы, по мнению Г.Гегеля, причины качественных изменений в обществе?

Духовный фактор. Духовное начало ценится намного выше чем материальное.

77. Кто из мыслителей придерживался линейной модели развития общества?

Тюрго, Смит, Маркс, Энгельс.

^ 78. Какие общественно-экономические формации выделял К.Маркс?

Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

^ 79. Что такое цивилизация?

1. Цивилизация – это некий социально-культурный организм, сложившийся на основн отдельного народа или региона планеты: русская, европейская, индийская цивилизации. 2. Под цивилизацией принято понимать ту ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварству человечества. 3. Цивилизация – это крупная эпоха в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории.

80 Кто из ученых является сторонником постиндустриальной теории общества?

Д. Бэлл.
Вопросы по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
^ 81. В чем состоит предмет современной психологии?

Предметом психологии, под которым понимается система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности.

^ 82. Какие задачи решает психология?

Факты, закономерности, механизмы психики.

83. Когда происходит выделение психологии в самостоятельную науку?

Во второй половине Х1Х в

^ 84. Какое из определений понятия «психика» является верным?

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психику нельзя просто свести к нервной системе.

^ 85. Из каких уровней состоит психика?

Бессознательное: индивидуальное и коллективное; подсознание; предсознание; сознание; сверхсознание.

86. Какова структура анализатора?

1. Внешние анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, температурный. 2. Внутренние анализаторы (регуляция внутренних органов).

3. Анализаторы положения тела: вестибулярный и двигательный.

^ 87. Что представляет собой ощущение?

Отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

5 стр., 2255 слов

Проблема личности в психологии

... личностных характеристик в ходе осуществляемой человеком деятельности. Личность, как утверждал Рубинштейн, не только проявляется, но ... основная идея психоаналитического учения об онтогенетическом развитии личности? Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального ... достаточно широким кругом явлений, относимых к психологии личности. Этот подход представлен и реализован в ...

^ 88. Что представляет собой восприятие?

Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
^ 89. К какому виду ощущений относятся зрительные и слуховые ощущения?

Экстерорецептивные ощущения.

90. Как разделяют восприятия в зависимости от формы отражения?

Восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

^ 91. Как разделяют восприятия в зависимости от модальности раздражителя?

На зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, холода, голода.

^ 92. Что выступает связующим звеном между языком и речью?

Значение слова

93. В чем сущность воображения?

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он это будет делать.

^ 94. Какое из данных определений понятия «мышление» является верным?

Психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи.

^ 95. Какой вид мышления присущ только человеку?

Абстрактно-логическое мышление

96. Что такое воображение?

Психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

^ 97. Какие существуют приемы, развивающие воображение?

1. Вычленение из целостного образа каких-либо элементов; 2. Изменение величины воображаемых объектов; 3. Агглютинация, т.е. соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинкс, кентавр); 4. Гиперболизация, т.е. мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца); 5. Перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы); 6. Типизация, т.е. создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в литературе)

^ 98. Каковы основные свойства внимания?

Избирательность, направленность, устойчивость, распределение, переключаемость, объем внимания.

99. Какие из нижеперечисленных процессов относятся к процессам памяти?

Запоминание, хранение и воспроизведение.

^ 100. Какой может быть рассеянность?

Истинное невнимание, мнимая рассеянность, ученическая рассеянность, старческая рассеянность. Избирательное невнимание (тиканье часов), мотивационно-обусловленное невнимание.

^ 101. Какой уровень памяти ограничен по объему? (при однократном предъявлении в нем помещается в среднем 7+ 2 слов, цифр, картинок и т.д.)

Кратковременная память

102. Как называется социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе?

8 стр., 3717 слов

Тема 3. Обучение и развитие

... Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996, с. 74 – 93. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996, с. 183 – 187 (развивающее обучение). Обухова Л.Ф. Детская психология: ... теория, факты, проблемы. М., 2008. Пиаже Ж. Отношение между развитием и обучением //История ...

Социальная фасилитация

103. Каким термином в психологии обозначается состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то необходимом для их нормального существования?

Потребность

104. Как называются способности, позволяющие добиваться успехов в различных видах деятельности?

Общие способности

105. Как называются анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей человека?

Задатки

106. Как называются общие способности, позволяющие относительно легко и эффективно овладевать знаниями и умениями в определённом виде деятельности?

Специальными

107. Как называют высокий уровень развития специальных способностей?

Гениальность

108. Какие из перечисленных компонентов, содержаться в структуре личности по К.К. Платонову?

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Умения, знания, навыки, привычки

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

109. Каким типом нервной системы обладает сангвиник?

«Живой»

110. Какие основные нервные процессы определяют тип нервной системы?

Возбуждение и торможение

111. Как называется совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении?

Характер

112.Что называется акцентуацией характера?

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний.

113. Благодаря какой функции общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку?

Эффектно-коммуникативная

114. Какая сторона общения связана с взаимодействием людей при их совместной деятельности?

Интерактивная сторона общения

115. Какой эффект общения характеризуется тем, что при восприятии человека последняя, т.е. более новая информация оказывается особенно значимой?

«Эффект новизны»

116. Какие виды конфликтов выделяют по формам столкновения?

Открытые и скрытые конфликты

117. Какие факторы могут явиться причиной конфликтной ситуации?

Информация, ценности, эмоциональность отношений, структура отношений и поведение.

118. Какие функции выполняет руководитель в организации?

Административные, кадровые, производственно-технологические и синтетические функции

119. Какие существуют типы организаций?

Формальные и неформальные

120. Какие существуют стили руководства?

Авторитарный, демократический и смешанный

121. Когда возникла педагогика как общественная практика?

В У1 в до н.э.

122. Когда педагогика стала самостоятельной наукой?

В ХУ11 в

123. Благодаря кому педагогика получила статус самостоятельной науки?

7 стр., 3154 слов

Роль ведущей деятельности в развитии личности

... тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного ... Он также включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для ...

Бэкон и Коменский

124. В чем состоит предмет педагогики?

Исследование развития и формирования человеческой личности в процессе обучения и воспитания, разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

^ 125. Как называется педагогическая наука, изучающая проблемы обучения и образования?

Специальная педагогика

126.Какие методы относятся к методам педагогики?

Наблюдение, беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащегося, педагогический эксперимент, социологические методы исследования, методы математической статистики, теоритический анализ педагогических идей.

^ 127. Какие категории относятся к категориям педагогики?

Образование, воспитание и обучение.

128. Какие факторы влияют на определение содержания образования?

Развитие сети УО всех форм собственности и создание условий для получения общего и профессионального образования; Доступность и бесплатность обучения в ГУО общего и начального проф.-технического образования; Непрерывность образования и преемственность его различных ступеней; Частичное или полное покрытие расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи на период их обучения.

^ 129. Что обеспечивает общее образование?

Общетеоретическая подготовка по основам важнейших наук о природе и обществе.

130. Какими документами определяется содержание образования?

Программа развития национальной системы образования; Государственная программа развития профтехобразования; Государственная программа развития среднего специального образования и др.

^ 131. Какой мыслитель заложил основы классно-урочной системы обучения?

Коменский

132. Какой принцип обучения указывает, что эффективность обучения зависит от привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала?

Принцип наглядности

133. Какие существуют основные методы воспитания?

Методы убеждений, методы упражнений и методы поощрения и наказания

134. Какие основные функции выполняет семья?

Хозяйственно-экономическая, репродуктивная, воспитательная, коммуникативная и рекреативная

135. Какие виды воспитания выполняются в семье?

Физическое, эстетическое, трудовое, нравственное воспитание.

136. Как называется функция семьи, направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи?

Рекреативная

^ 137. Какие модели негативных семейных взаимоотношений выделят в педагогике?

Безнадзорность, гиперопека, воспитание по типу Золушки, жесткое, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности

138. Что такое деятельность?

Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразования окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования

139. Какие существуют виды деятельности?

3 стр., 1173 слов

Наглядные методы обучения и их влияние не развитие воображения ...

... методы обучения на развитие воображения младших школьников. Объект исследования: • воображение младших школьников. Предмет исследования: • наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображе-ния младших школьников. Гипотеза: Наглядные методы обучения являются средством развития ... основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные ...

Общение, игра, учение и труд

140. Что понимают под творчеством?

Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, которая связано со способностью человека нестандартно мыслить.