Тема 3. Обучение и развитие

Рабочая тетрадь студента по изучению курса »Психология развития и возрастная психология»

______________________________________________________________________________________

ТЕМА 3. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

  1. СТРАНИЦА «ОРИЕНТИРОВКА В ТЕМЕ»

  1. ГЛОССАРИЙ
  • Уровни развития. »Зона актуального развития». »Зона ближайшего развития»
  • Закон развития высших психических функций
  • Обучаемость как показатель психического развития
  • Развивающее обучение
  • Виды помощи в обучении

  1. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
  1. Проблема соотношения процессов развития и обучения в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Диагностика возрастного развития ребенка в концепции Л.С. Выготского,

Д.Б. Эльконина.

  1. Обучаемость как показатель психического развития ребенка.

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  1. При изучении рекомендованной литературы выделите основные понятия темы (см. Глоссарий).
  2. Подготовьте стимульный материал для проведения методики исследования обучаемости А.Я. Ивановой.
  3. В рамках Практикума профессиональной подготовки проведите исследование обучаемости ребенка в возрасте от 7 до 9 лет, используя методику А.Я. Ивановой (см. Приложение к теме).

  1. Литература
  1. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2005. С. 51-67.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996, с. 74 – 93.
  3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996, с. 183 – 187 (развивающее обучение).
  4. Обухова Л.Ф.

    Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008.

  5. Пиаже Ж. Отношение между развитием и обучением //История психологии. ХХ в./ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 2003. С. 738 – 746.
  6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  7. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского //Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2005. С. 68-81.
  1. Работа с понятиями

Уровни развития

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Зона актуального развития»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Зона ближайшего развития»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон развития высших психических функций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучаемость как показатель психического развития

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающее обучение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебное сотрудничество

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Помощь в обучении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница «исследовательские умения»

  1. Теоретический анализ

Выделите специфику взаимосвязи обучения и психического развития в подходах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

  1. Моделирование

Изучите методику обучаемости А.Я.Ивановой и постройте алгоритм действий исследователя в работе с ребенком по этой методике.

    ЭТАП 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА

    Инструкция:_________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    ЭТАП 2. ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

    ПЕРВАЯ ЗАДАЧА

    Инструкция: __________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    t= 30 сек.

    Поведение ребенка: пассивен, не приступает Правильная группировка

    к работе или действует поспешно, хаотично карточек

    t= 30 сек.

    Организующая помощь:______________________

    ___________________________________________

    ___________________________________________

    t= 30 сек.

    Первый »урок – подсказка»:_________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    Второй »урок – подсказка»:_________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    t = 30 сек

    Третий–»урок – подсказка»:________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    t = 30 сек

    Четвертый, пятый–»урок – подсказка»_______

    _________________________________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    ВТОРАЯ ЗАДАЧА

    Инструкция: __________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    t= 30 сек.

    ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА

    Инструкция: __________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    t= 30 сек.

    ЭТАП 3. АНАЛОГИЧНОЕ ЗАДАНИЕ

    Инструкция:_________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    Дополнительная помощь:_____________________

    ___________________________________________

    ___________________________________________

    ___________________________________________

    Качественно – количественный анализ результатов обследования ребенка

      Сделайте выводы об особенностях обучаемости на основе качественно-количественного анализа хода и результатов обследования по методике А.Я.Ивановой.

      Оценка особенностей обучаемости определяется а) количеством дозированной помощи экспериментатора, необходимой ребенку для достижения заданного конечного результата; б) данными собственной активности ребенка при решении незнакомой задачи; в) способностью к логическому переносу усвоенного способа действия.

      При оценке выше указанных показателей обучаемости ребенка используйте следующую систему баллов.

      Система оценок в баллах

      Оценка результатов обследования

      1. Ориентировка–(ОР)

      1. ОР =
      • активная

      0

      • пассивная

      1

      1. 2. Восприимчивость к помощи – (ВП)

      ВП =

      • за каждый урок в каждом задании

      1

      • за каждое проявление инертности

      1

      1. 3. Способность к логическому переносу – (ЛП)
      1. ЛП =
      • отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой классификации

      1

      • полный перенос в словесной форме

      0

      • частичный перенос в словесной форме

      1

      • полный перенос в наглядно- действенной форме

      2

      • частичный перенос в наглядно – действенной форме

      3

      • отсутствие переноса

      4

      1. Общий числовой показатель обучаемости – (ПО):
      2. ПО = ОР + ВП + ЛП
      1. ПО =

      Справка:количественный показатель обучаемости здоровый детей равен ПО = 3 + 2 (по выборке А. В. Ивановой: 50 детей 7-9 лет, учащиеся 1-3 классов массовых школ Москвы, имеющие хорошую и среднюю успеваемость).

      Система количественной оценки построена так, что чем хуже обучаемость ребенка, тем большее количество помощи он получает, и соответственно возрастает количество баллов, в которых оценивается его обучаемость.

      1. Интерпретация результатов обследования ребенка

      Выскажите предположение об успешности обучаемости ребенка данного возраста на основе полученных результатов.

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________

      СТРАНИЦА РЕФЛЕКСИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

      К МОЕМУ ОБУЧЕНИЮ»

      Культурный контекст рефлексии (имена, события, факты, книги, пословицы, поговорки…)

      Направление и содержание

      рефлексии

      ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      »Я чувствую»

      1. Мои доминирующие переживания…

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      »Я теперь знаю»

      Новое знание для меня ….

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      »Я теперь могу»

      1. Фокус и мера трудностей в освоении темы…

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      »Я хочу»

      1. Зона моего ближайшего развития…

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      »Я-концепция»

      1. Я как будущий специалист…

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Страница самоконтроля «ай, да я!»

      Задание 1

      Кто из психологов рассматривал взаимосвязь обучения и развития следующим образом? Подчеркните свой выбор.

      1. Процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед за вторыми

      Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, У. Джемс, Ж. Пиаже, Е. Торндайк, Д.Б. Эльконин

      1. Обучение рассматривается как внешний процесс, который согласуется с ходом развития, но не участвует в нем

      Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, У. Джемс, Ж. Пиаже, Е. Торндайк, Д.Б. Эльконин

      1. Обучение и есть развитие, они совпадают друг с другом

      Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, У. Джемс, Ж. Пиаже, Е. Торндайк, Д.Б. Эльконин

      Задание 2

      Заполните пропуски в следующих высказываниях.

      Уровень психического развития ребенка определяется с помощью различных методов и приемов. Зона актуального развития ребенка определяется с помощью _________________________________________________________________________

      _________________________________________________________________________

      Зону ближайшего развития можно выявить ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Задание 3

      Соотнесите названия видов помощи взрослого при затруднениях ребенка (список слева, цифровое обозначение) с их описанием (список справа, буквенное обозначение).

      1. Стимулирующая

      А. Взрослый организует умственную деятельность ребенка (помогает осознать цель действия, ознакомиться с предъявляемым материалом и др.)

      2. Эмоционально-регулирующая

      В. Взрослый осуществляет этап планирования, помогает выполнить последовательность действий, а ребенок занят исполнительской частью умственной деятельности

      3. Направляющая

      С. Взрослый высказывает оценочные суждения, одобряет или порицает действия ребенка

      4. Организующая

      D. Взрослый побуждает ребенка проявить собственные возможности для преодоления затруднений

      5. Обучающая

      Е. Показывает ребенку новый для него способ действия, непосредственно указывает, что и как надо делать.

      1. Строки ответов для самопроверки

      1

      А

      В

      С

      D

      Е

      2

      А

      В

      С

      D

      Е

      3

      А

      В

      С

      D

      Е

      4

      А

      В

      С

      D

      Е

      5

      А

      В

      С

      D

      Е

      Задание 4

      Дополните высказывание.

      Обучение можно характеризовать как развивающее, если оно отвечает следующим требованиям-условиям:

      ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Задание 5

      Покажите многоплановость содержания понятия »обучаемость».

      Обучаемость как показатель психического развития ребенка в отечественной психологии рассматривается как сложное образование. Она предполагает наличие следующих способностей ребенка:

      1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Придумай свою задачу по этой теме!

        _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»

        1. Экспериментальная методика

        Источник:Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой. Руководство к использованию. СПб., 1995.

        ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

        1. В целом методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, определить его потенциальную способность к овладению новыми знаниями с помощью взрослого.

        На этапе предварительной ориентировкиоценивается личностный компонент умственной деятельности ребенка: заинтересованность и проявления активности при выполнении незнакомого задания.

        На основном этапе работыоценивается восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора при решении трудной задачи, усвоении нового материала.

        На этапе решения аналогичных задачвыявляется такой показатель умственной деятельности как логический перенос (в словесной форме).

        МАТЕРИАЛ

        1. Таблица с изображением геометрических фигур.

        2. Для основного задания – 24 карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по форме (квадраты, ромбы, круги, треугольники), цвету (красные, синие, желтые), размеру (большие и маленькие).

        3. Для аналогичного задания — 24 карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по форме (квадраты, круги, пятиугольники), цвету (красные, зеленые, желтые, синие), размеру (большие и маленькие).

        1. Секундомер.

        ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

        Исследование состоит из трех этапов: предварительной ориентировки, выполнения основного и аналогичного заданий.

        1. Этап 1. Предварительная ориентировка

        Экспериментатор издали показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: “Эти карточки тебе надо разложить на группы — подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту таблицу — тут они все нарисованы — и подумай, как ты будешь это делать”.С этими словами перед ребенком раскладывается таблица и показывается ему для свободной ориентировки в течение 30 секунд. В это время экспериментатор никаких пояснений больше не дает, только фиксирует в протоколе слова и действия ребенка (форму протокола см. в конце приложения).

        После этого таблица убирается и больше никак в эксперименте не используется.

        1. Этап 2. Основное задание

        Ребенок получает в руки первый набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке.

        1. Первая задача – «цвет»

        Экспериментатор повторяет инструкцию: “Разложи эти карточки, подходящие с подходящими, можешь сделать три или четыре группы”.Далее в течение 30 секунд регистрируются действия и высказывания ребенка.

        Если ребенок пассивен и не приступает к работе или, напротив, действует чрезмерно поспешно и хаотично, экспериментатор может оказать ему организующую помощь, сказав:“Выложи несколько карточек на стол”или“Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной”.В протоколе это отмечается.

        Ребенок может начать правильную группировку карточек по цвету, т.е. на три группы. Но если он начинает с вычленения формы как признака группировки, то его не следует поправлять. Тогда задача вычленения цвета становится второй. Если ребенок не выделяет самостоятельно никакого признака и экспериментатор вынужден начать обучение, то делать это надо с выделения цвета. Если ребенок в течение 30 секунд не начал группировать карточки, ему дается первый “урок-подсказка”.

        Первый “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, большойсинийтреугольник и большойкрасныйтреугольник) и спрашивает: “Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?”Если ребенок сам не отвечает, экспериментатор заканчивает:“Они отличаются цветом – одна синяя, другая красная”.Это и есть содержание первого “урока-подсказки” –указание на различие двух карточек по цвету. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается, т.е. дается второй “урок-подсказка”.

        Второй “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Из других, лежащих на столе карточек, выбирается третья, сходная с одной из двух первых (выбранных в первом уроке) по цвету (например, большой красный ромб).

        Экспериментатор показывает ее ребенку со словами:“Куда мы положим эту карточку – сюда или сюда?”,и если ребенок не может уловить мысль, продолжает:“Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная”.Это и есть содержание второго “урока-подсказки” –указание на сходство двух карточек по цвету.После этого экспериментатор протоколирует дальнейшие высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок по-прежнему не может уловить способа группировки, следует третий “урок-подсказка”.

        Третий “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав таким образом все три группы, говорит:“Сюда мы будем класть все красные, сюда – синие, а сюда – желтые”. Следовательно, содержанием третьего урока являетсянаглядный показ и объяснение способа действия.Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 секунд.

        Четвертый, пятый и др. “УРОКИ — ПОДСКАЗКИ”.В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер урока и дальнейшие действия ребенка.

        После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую “словесную формулировку” выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: “Ты хорошо разложил карточки на группы, но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?”Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сформулировать принцип группировки карточек:“Значит, мы разложили карточки по цвету: синие, красные и желтые”.Но в протокол заносятся слова ребенка.

        Вторая задача – «форма»

          Экспериментатор собирает все карточки, перемешивает их и снова подает ребенку со словами: “Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе – на четыре группы”.(Если ребенок в первой задаче раскладывал карточки на четыре группы, то конец инструкции звучит – “на три группы”).

          После этого в течение 30 секунд экспериментатор регистрирует в протоколе самостоятельные поиски ребенка.

          Здесь также возможна организующая помощь экспериментатора:“Не спеши, выкладывай по одной”,или“Выложи несколько карточек на стол”.В протоколе это отмечается.

          Если в это время ребенок делает попытки использовать для группировки тот признак, который уже применялся в первой задаче, то это фиксируется в протоколе как “проявление инертности”.

          Схема обучения такая же, как в первой задаче. Если за 30 секунд ребенок не приступает к правильной группировке карточек, ему дается первый “урок-подсказка”.

          Первый “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Экспериментатор отбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, большой синийкруги большой синийквадрат), показывает ребенку и спрашивает:“Чем отличаются эти карточки? Чем они непохожи?”Если ребенок не отвечает на вопрос, экспериментатор после паузы продолжает:“На одной – квадрат (кубик), на другой – кружок”.Содержание первого “урока-подсказки” –указание на различие двух карточек по форме. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается.

          Второй “УРОК — ПОДСКАЗКА”. Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных в первом уроке) по форме (например, большой желтый квадрат) и показывает ее ребенку со словами:“Эту карточку куда положим – сюда или сюда?”Если ребенок не может уловить мысль, продолжает: “Положим ее к этому квадрату (кубику), потому что на ней тоже квадрат (кубик)”.Далее регистрируются действия ребенка в течение 30 секунд. Таким образом, содержание второго урока –указание на сходство двух карточек по форме.

          Третий “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав таким образом все четыре группы, говорит:“Сюда мы будем класть все квадраты, здесь будут лежать все треугольники, здесь – все кружки, а тут – ромбы (“конфетки”)”.Содержание третьего урока –наглядный показ и объяснение способа группировки. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 секунд.

          Четвертый, пятый и др. “УРОКИ — ПОДСКАЗКИ”.В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер урока и дальнейшие действия ребенка.

          После окончания группировки карточек отмечается общее время, затраченное на выполнение второй задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую “словесную формулировку” выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: “Ты молодец, правильно разложил все карточки, а теперь скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?”Если ребенок не называет признака, то экспериментатор формулирует его сам:“Сейчас мы разложили карточки по форме: все кружки вместе, все квадраты, все треугольники и все ромбы”.Но в протокол заносятся слова ребенка.

          Третья задача – «величина»

            Экспериментатор вновь собирает все карточки со стола, перемешивает их и дает в руки ребенка со словами: ”Снова, в последний раз, разложи их на группы, подходящие с подходящими, но иначе — так, чтобы получилось две группы”.В течение 30 секунд регистрируются высказывания и самостоятельные поиски ребенка.

            Если ребенок пытается использовать для группировки признаки, применявшиеся при решении предыдущих задач, то в протоколе это фиксируется так “проявление инертности”, с указанием, каким именно признаком пытался воспользоваться обследуемый. При необходимости ребенку оказывается организующая помощь: ”Не спеши, выкладывай по одной”,или“Выложи несколько карточек на стол”.Если ребенок не может найти признака группировки, то экспериментатор, спустя 30 секунд, начинает обучение.

            Первый “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Из карточек, лежащих на столе, экспериментатор отбирает две, отличающихся только одним признаком — размером (например,большойкрасный круг ималенькийкрасный круг) и показывает их ребенку со словами:”Чем они отличаются, чем они не похожи?”Если ребенок не отвечает, экспериментатор после паузы продолжает: ”Они отличаются размером: одна фигурка — большая, другая — маленькая”.Это содержание первого “урока — подсказки”-указание на различие двух фигур по величине. Регистрируются высказывания и действия ребенка в течении 30 секунд. В случае необходимости обучение продолжается.

            Второй “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных им в первом “уроке”) по величине (например, маленький синий квадрат) и показывает ее ребенку со словами:”Куда эту карточку положим?”Содержание второго »урока – подсказки» –указание на сходство двух карточек по величине. Если ребенок не улавливает мысль, экспериментатор после паузы продолжает:”Положим ее к маленькому кружку, потому что она тоже маленькая”.В течение 30 секунд регистрируются действия ребенка.

            Третий “УРОК — ПОДСКАЗКА”.Экспериментатор выбирает четвертую карточку, сходную с одной из предыдущих по величине (например, большой желтый квадрат), укладывает ее на место (к большому красному кругу) и говорит:”Все большие фигуры будем собирать вместе, и все маленькие тоже вместе”.Таким образом, экспериментаторобъясняет и наглядно показывает принцип группировки по величине. Регистрируются самостоятельные действия ребенка. Если и этой помощи оказывается недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно продолжил работу, обучение продолжается с интервалом в 30 секунд.

            Четвертый, пятый и т. д. “УРОКИ — ПОДСКАЗКИ”.В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу по величине, сопровождая это словесными пояснениями.

            Отмечается общее время, затраченное на выполнение третьей задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую “словесную формулировку” выделенного признака, экспериментатор задает вопрос: ”Назови, какие карточки ты собрал вместе, чем похожи карточки одной группы?”Если ребенок не сможет назвать признак классификации, то экспериментатор делает это сам:”Мы разложили фигурки, по величине – большие в одну группу, маленькие – в другую”.В протокол заносятся слова ребенка. После этого все карточки первого набора убираются.

            Этап 3. Аналогичное задание

              Экспериментатор дает ребенку второй набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке, со словами: ”Ты уже научился складывать карточки. Эти — другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать”.

              Не следует ни называть признаки, ни оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав все карточки, задать ребенку вопрос: ”А как еще можно собрать их?”,стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе фиксируется общее время выполнения и результат самостоятельных действий ребенка.

              Свободное перечисление всех трех признаков группировки оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат. Выделение ребенком только двух признаков группировки оценивается какчастичный перенос в словесной форме.Если ребенок совершает все три правильные группировки, не умея сформировать принцип классификации на словах, это оценивается какполный перенос в наглядно-действенной форме.Совершение только двух правильных группировок без соответствующего словесного оформления расценивается какчастичный перенос в наглядно-действенной форме.При выделении ребенком менее двух (т. е. одного или ни одного) признаков классификации фигур аналогичного набора считается, чтологический перенос отсутствует.

              ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

              Студент описывает особенности обучаемости ребенка на основе протокола проведенного исследования.

              Протокол исследования

              1. Бланк фиксации результатов

              Фамилия, имя _______________________ Дата ________________

              Возраст _______________ Пол ________________

              Этапы

              исследования

              Тип задания

              Действия и высказывания ребенка

              Время

              Оценка

              ЭТАП 1

              Предварительная ориентировка

              Работа

              с таблицей

              Обобщающая формулировка

              ЭТАП 2

              Основное

              задание

              Работа с первым набором

              карточек

              ЗАДАЧА 1

              Обобщающая формулировка

              ЗАДАЧА 2

              Обобщающая формулировка

              ЗАДАЧА 3

              Обобщающая формулировка

              ЭТАП 3 Аналогичное задание

              Работа со вторым набором

              карточек

              45