Основы теории рефлекторной деятельности

История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. Методы изучения поведения и мозга.

Физиология ВНД — это наука о деятельности ведущих отделов головного мозга.Изучает функции коры больших полушарий, образование и действие условных рефлексов, механизм осуществления высших психических функций, мышления и речи, памяти, функциональных состояний организма, поведенческих реакций, темперамента и пр.

1) Сначала – идеалистический подход: ВНД = проявления данной Богом души.

2) Декарт (17 в) – механистический подход: нервы = трубы, по которым особые частицы движутся к мышцам, раздувая или сдувая их.

3) Прохаска,Маджани, Белл – биологический подход: не душа, а НС регулирует работу организма. Ввели понятие рефлекса, описали рефлекторную дугу.

4) Сеченов,Павлов–материалистический подход. Сеченов: высшие психические процессы – это те же рефлексы, только в мозге. Павлов – учение об условных рефлексах.

Методы изучения поведения и мозга:

1. Наблюдение за изменением поведения, фиксирование этих наблюдений и сопоставление их с изменениями мозга после вскрытия (патологоанатомическое исследование).

2. Физиологический эксперимент:

хирургическое вмешательство– удаляя участки мозга, смотрели на изменение поведения.

— электростимуляция – раздражая током электроды, вживлённые в разные участки, изучали реакцию.

метод вызванных потенциалов – раздражая разные периферические рецепторы, смотрели на изменения энцефалограммы

метод перерезки и выключения – «отключение» определённых зон мозга с помощью хирургического удаления, замораживания, введения снотворного и пр.

3. Запись работы мозга с помощью электроники и телеметрии:

— электроэнцефалография– запись электрических потенциалов мозга.

эхоэнцефалография – ультразвуковое изучение работы мозга.

— магнитоэнцефалография – запись магнитных волн мозга.

компьютерная томография – изображение участков мозга с помощью рентгеновских лучей.

Основы теории рефлекторной деятельности.

Рефлекс – целенаправленная реакция организма на раздражение его рецепторов при участии центральной нервной системы.

Механизм осуществления рефлекса – рефлекторная дуга: проведение возбуждения по чувствительному (афферентному) нерву, его переработка в определённом нервном центре коры и передача по эффекторному (исполнительному) нерву к органу движения. = Путь от рецептора к исполнительному органу – мышце или железе.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... процессов, в создании системы нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших ... лечебных усилий. Современный комплекс нейровизуализации позволяет выявлять не только повреждения мозга, но и функциональные связи на различных стадиях патологии. Тонкие нейрофизиологические, ...

Сеченов: высшие психические процессы – это те же рефлексы, только в мозге.

Павлов – учение об условных рефлексах и второй сигнальной системе.

1. Рефлекторная деятельность мозга — это «механизм», осуществляющий связь с внешним миром и психическую деятельность организма.

2.Рефлексы головного мозга не врождённые, а приобретаются в ходе индивидуального развития и зависят от условий, в которых формируются.

3. Условно-рефлекторная деятельность направлена на поиск безусловных раздражителей (жизненно необходимых) в постоянно изменяющейся среде.

4. Условные рефлексы носят временный характер, исчезают без периодического подкрепления их. Это – результат процесса торможения.

5. Психический процесс, как всякий рефлекторный акт, начинается с внешнего воздействия, продолжается в центральной нервной системе и заканчивается ответной деятельностью индивида (движением, поступком, речью).

6. Внутренние законы рефлекторной деятельности – законы иррадиации (распространения) и концентрации, возбуждения и торможения и их взаимной индукции (проникновения и смены).

7. У человека существует вторая сигнальная система, взаимодействующая с первой и действующая по тем же законам. Но единственным раздражителем для неё выступает слово — средство общения, носитель абстракции и обобщения, мысли. Вторая сигнальная система — это принцип корковой деятельности, физиологическая основа мышления, речи, языка.

 

 

Роль генотипа и среды в формировании типа ВНД и характера

Тип ВНД – биологическое; характер – социальное.

Человек – биосоциальное существо, в котором физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.Интеллектуальные способности на 60 % передаются по наследству, но на 40% зависят от окружения и воспитания.

Биологическая сторона личности– генетические и физиологические особенности индивида, его врождённые и приобретённые биологические характеристики, которые формируют его психические и социальные качества.

Социальная сторона личности– результат образования, воспитания, опыта, культуры, идеологии, религии, нравственных идеалов, в рамках которых формировался индивид как член определённого общества.

Понятие о функциональных состояниях и их показателях.

Функциональные состояния – это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях – от бодрствования до сна.

Показатели:

1. Двигательные – количество и интенсивность двигательных реакций + тонус мышц.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием ... деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются большей агрессивностью и математико-визуально-пространственнымиспособностями. Особенности мозга: ...

2. Вегетативные – дыхание, кожно-гальваническая реакция, давление, сердцебиение.

3. Электрическая активность мозга – электроэнцефалограмма.

Есть 5 функциональных состояний, соответствующих уровням работоспособности: нормальная, ограниченная, незначительно сниженная, сниженная и существенно сниженная.

Регулируют функциональные состояния ретикулярная формация, лимбическая система и высшие отделы коры больших полушарий.

Функциональная роль сна. Механизмы сна. Сновидения, гипноз.

Сон – особая активность мозга, при которой выключено сознание, снижена чувствительность анализаторов и деятельность желез, урежено дыхание и сердцебиение.

Значение (функциональная роль):

1. Обеспечивает отдых организма;

2. Снижает метаболизм, помогает восстановлению внутренних органов;

3. Способствует переработке и запоминанию информации;

4. Является приспособлением к смене освещённости (день – ночь).

Механизмы: 1) явление охранительного торможения, 2) внутреннее торможение при образовании условных рефлексов,

Сон имеет 2 фазы – быстрый и медленный; цикл длится полтора часа: 80% времени — медленный и 20% — быстрый. 4-5 циклов за ночь.

5 стадий медленного сна: А – дремота, переход от бодрствования ко сну; В – засыпание и самый поверхностный сон, чуткий; С – поверхностный сон, перестают восприниматься внешние раздражители; D – умеренно глубокийсон, сновидения; E – глубокий сон, сновидения;

После этого – быстрый сон – быстрые движения глаз при полной неподвижности тела.

Виды сна: монофазный(1 раз в сутки); дифазный (2 раза в сутки); полифазный (несколько раз в сутки, у детей); сезонный (спячка, обусловленная неблагоприятными условиями среды); наркотический (вызываемый химическими веществами: наркотиками, эфиром, хлороформом или электронаркозом), гипнотический (под гипнозом) и патологический (лунатизм, летаргический сон, при травмах мозга и пр.).

Нарушения снабессонница, нарколепсия (непреодолимый сон при езде в транспорте, монотонной работе и пр.), летаргия(сильное ослабление всех функций организма и обездвиженность, длящиеся до нескольких недель), снохождение (лунатизм).

Сновидения – возникающие во сне образы и представления, воспринимаемые как реальная действительность.

Гипноз – состояние, вызванное искусственно с помощью внушения, когда не полностью выключено сознание и снижены реакции на все раздражители, кроме слов гипнотизирующего.Принцип:в ответ на многократные или монотонные стимулы развивается внутреннее торможение. Переходный период между бодрствованием и сном – гипнотическое состояние.Потом – транс, от лёгкого до глубокого. При трансе возможно внушение.

Нарушения высшей нервной деятельности человека

Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем (сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и др.).

11 стр., 5092 слов

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ...

... Функциональная классификация нервной системы. 3. Афферентный отдел нервной системы, его единство для соматической и вегетативной нервных систем. 4. Эфферентный отдел соматической нервной системы. Дуга ... генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, ...

Причины нарушения ВНД:

1. Органические (недостаточное снабжение кислородом мозга; снижение уровня глюкозы в крови, патология эндокринных желез, витаминное голодание, травмы, высокая и низкая температуры, воспаления, опухоли, инсульты, старение).

2. Внешние (воздействие радиации, тока, шума, вибрации, электромагнитного поля, токсических веществ, сильные или необычные раздражители).

3. Социальные (устройство общества, условия труда, быта, социальное окружение и положение, степень свободы, возможность удовлетворения потребностей, отношение других людей, конфликты и интенсивная трудовая деятельность), требующие постоянного высокого эмоционального и умственного напряжения.

4. Особенности личности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, темперамент, генетические и физиологические патологии)

5. Слово, внушение и самовнушение могут оказывать патогенное или лечебное действие.

Для устранения нарушений ВНД необходимы отдых, перемена обстановки, переключение на другие интересы.

Невроз – обратимое расстройство функций организма психического происхождения, имеющее тенденцию к затяжному течению. = Хроническое длительное нарушение ВНД, вызванное перенапряжением нервных процессов действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.

Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, либо длительное перенапряжение эмоциональной или интеллектуальной сфер психики.

Симптомы: эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин), нерешительность, проблемы в общении, неадекватная самооценка; чувство тревоги, страха, фобии, истерики, панические атаки, навязчивые состояния; неопределенность или противоречивость системы ценностей, представления о себе, о других и о жизни; нестабильность настроения, раздражительность, отчаяние или агрессия, плаксивость, обидчивость, ранимость; зацикленность на психотравмирующей ситуации; быстрая утомляемость, снижение работоспособности, памяти, внимания, мыслительных способностей; чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры; расстройства сна, хроническая усталость, нарушения аппетита, снижение потенции, головокружения, головные и сердечные боли, сердцебиения, частое хождение в туалет, жидкий стул, .

Понятие о сенсорной системе. Структурно-функциональная организация анализаторов. Свойства анализаторов.

Сенсорная система – часть нервной системы, ответственная за восприятие. = Совокупность нервных образований, обеспечивающая приём и анализ сенсорной информации от какого-либо органа чувств.

Павлов называл её анализатором. Позже понятие расширилось до «сенсорной системы».

Наиболее известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

1. Рецепторные нейроныулавливают изменение окружающей среды и преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы;

5 стр., 2305 слов

1. Учение и.П.Павлова об анализаторах. Общие принципы строения ...

... в нервное возбуждение, по слуховому нерву идет в кору головного мозга, где происходит высший анализ звуков - возникают слуховые ощущения. Проводниковый отдел анализатора – ... соматическую глубокую (при повреждении костно-мышечной системы), • висцеральную (при повреждении внутренних органов). По месту повреждения структур нервной системы: • Боли, возникающие при повреждении периферических ...

2. Афферентные проводящие пути(нервные волокна) передают эти импульсы в ЦНС;

3. Центральный отдел — головной мозг (сенсорные зоны коры) перерабатывает нервные импульсы в образы и слова:

-Первичные воспринимающие центры– извлекают из импульсов информацию (анализ);

— Вторичные воспринимающие центры – объединяют полученную информацию (синтез) и формируют суждения (ощущения).

4. Эфферентные (исполнительные) проводящие путипередаютимпульсы из коры рецепторам и регулируют их активность.

Зрительный анализатор.

Зрительный анализатор — совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимного расположения.

1) Глаз – орган зрения, воспринимающий световые раздражения. Периферический отдел анализатора – фоторецепторы (палочки и колбочки).

2) Зрительный нерв – проводниковый отдел анализатора.

3) Зрительные центры, расположенные в затылочной доле коры – центральный отдел.

Слуховой анализатор.

Слуховой анализатор — совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразование её в нервные импульсы и передачу и обработку в центральной нервной системе.

1) периферический отдел — слуховые рецепторы во внутреннем ухе;

2) проводниковый отдел — слуховой нерв;

3) центральный отдел — слуховая зона височной доли коры (несколько слуховых центров).