Код и направление подготовки:

16

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Факультет художественно-графический

Рабочая программа учебной дисциплины

Инновационные процессы в образовании

Код и направление подготовки:

050100.68 — Педагогическое образование

Магистерская программа:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Квалификация (степень) выпускника:

МАГИСТР

Форма обучения:

очная

Москва,

2011

1. Цель освоения дисциплины: формирование профессиональной компетентности будущего магистра в области инновационных процессов в образовании, а также содействие становлению его компетентности в области инновационно-педагогической деятельности, а также подготовка к работе в системе инновационного образования. Формирование умений применять полученные знания к различным областям инновационной деятельности, инновационного поведения, общения, межличностных и межгрупповых отношений в инновационной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» относится к базовой части профессионального цикла (М.2.1/1) учебного плана магистерской программы «Художественное образование в информационном пространстве».

Для освоения дисциплины «Инновационные процессы в образовании» магистранты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени образования.

14 стр., 6976 слов

Рабочая программа дисциплины 20

... ситуациях. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы консультативной психологии» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ... углубленную подготовку к решению специальных и практических профессиональных задач. Изучению дисциплины предшествуют курсы: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», ...

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Менеджмент в художественном образовании»; «Цифровые технологии в школьном художественном образовании»; «Коммуникационные и творческие возможности цифровых технологий», прохождения научно-исследовательской, научно педагогической, производственной (педагогической) практик и при итоговой государственной аттестации.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины:

общекультурные компетенции (ОК):

  • способностью совершенствовать и развивать свой общекультурный и обще интеллектуальный уровень (ОК-1);
  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
  • способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК- 4);
  • способностью самостоятельно приобретать знания с помощью различных источников и использовать в практической деятельности новые знания и учения, в том числе, в новых областях знаний, не связанных непосредственно с профессиональной деятельностью(ОК-5);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

области педагогической деятельности:

  • способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
  • готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • готовностью использовать индивидуальные способности и научные знания для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
  • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование и использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

в области проектной деятельности:

  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
  • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе различных отечественных технологий и зарубежного опыта(ПК-15);
  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • готовностью к использованию совреме6нных информационно-коммуникативных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
  • способностью формировать художественно-культурную срезу (ПК-21).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные психолого-педагогические проблемы развития инновационных процессов в образовании;
  • экспертизы и мониторинг уровня развития составляющих инновационного образования;
  • оценки коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки и определения эффективности;
  • психолого-педагогические, дидактические и методические особенности в деятельности инновационных учебных заведений

уметь:

  • применять полученные знания к различным областям инновационной деятельности: кадровые и социально-педагогические процессы;
  • включать инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде;
  • выбирать адекватные методики диагностики уровня личностного и познавательного развития учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведений, включенных в систему инновационного образования;
  • осуществлять инновационную деятельность.

владеть:

  • терминами и понятиями дисциплины;
  • методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-новатора, социальной зрелости педагога, проектировщика и социальной группы как субъектов инновационного процесса
  • методикой разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании, формами индивидуализации и дифференциации образовательными процессами в системе инновационного образования.

иметь представление:

  • о зарубежном опыте работы альтернативных учебных заведениях;
  • об историческом опыте отечественной школы на различных этапах ее развития;
  • о способах проведения педагогического эксперимента на уровне создания авторских программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины представляет 3 зачетных единицы (108/36 часов).

Структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Л

С

ПЗ

ЛБ

СР

1

Социальные и научные предпосылки взаимодействия инновационной педагогики

1

2

2

5

2

Основные понятия педагогической инноватики

1

1

2

5

3

Экспериментальный характер русской инновационной школы.

1

2

2

5

4

Источники идей развития альтернативной школы.

1

1

2

5

5

Авторская школа как социально-педагогический феномен.

1

2

1

7

6

Различные типы альтернативных учебных заведений и перспективы их развития.

1

2

1

7

7

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

1

3

2

8

8

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

1

3

2

9

Технология разработки и освоения новшеств.

1

2

2

10

Экономическое и нормативно-правовое обеспечение развития инновационной школы.

1

2

2

Всего

18

18

72

Содержание дисциплины

Таблица 2

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Социальные и научные предпосылки взаимодействия инновационной педагогики

Теория инноваций в экономике и технике.

Рождение альтернатив в различных сферах социальной жизни как обнова общественного прогресса.

Зарождение инновационной педагогики, история ее возникновения. Массовое движение учителей-новаторов. Сущность основных противоречий в образовании на современном этапе развития обществ. Взрыв единообразной, унифицированной школы и высвобождение путей для альтернативного развития.

Основные разделы педагогической инноватики: неология аксиология, праксиология.

Взаимосвязь педагогической инноватики с другими науками.

2

Основные понятия педагогической инноватики

Новое, новшество, инновация, инновационный процесс, инноваторы, инновационная среда, инновационный потенциал. Разработка понятия «инновация» в культурологи и технике. Особенности нововведений в образовании. Жизненный цикл инноваций. Инновационные процессы в системе образования, классификация педагогических новшеств. Традиции и новаторство.

Педагогическое сообщество. Использование и применение нового, разновидности внедрения.

Понятие новизны в педагогике. Соотношение инновации и нормы.

Новизна абсолютная и относительная псевдоновизна.

3

Экспериментальный характер русской инновационной школы.

Экспериментальный поиск как основа возникновения альтернативных идей в педагогике. Альтернативные подходы к выбору целей воспитания и способов их реализации.

Диагностика различных сторон жизнедеятельности школы и личностная психодиагностика детей как условие развития альтернативного учебного заведения. Анализ нестандартных способов организации педагогического процесса как предпосылка движения к перспективным целям.

Дифференциация, полифония, многовариантность как педагогическая альтернатива унифицированной системе образования.

4

Источники идей развития альтернативной школы.

Теоретические концепции: философские, философско-психологические, педагогические. Педагогическая практика. Массовый педагогический опыт. Печатные издания. Технико-информационные системы. Фонд инновационных идей, разработок, технологий.

Русская философская мысль – основа развития идей альтернативной педагогики. Общее и особенное в развитии альтернативных моделей образования в России и за рубежом.

Философские взгляды Бердяева Н.А., Бахтина М.М., Розанова В.В., Соловьева В. и др.

Осмысление человеческой сущности и человеческого бытия в философских теориях ХХ века и место педагогических альтернатив в этих концепциях. Отражение различных философских подходов к проблеме познания и самопознания.

Влияние социально-психологических теорий личности и индивидуальности на развитие инновационной педагогики

Гуманистические традиции в отечественной педагогике К.Д.Кшинского, К.И.Вентцеля, В.Я.Стоюнина, А.Н.Острогорского, С.Т.Шацкого. Идеи свободного воспитания в России. Теория свободного воспитания Л.Н.Толстого, ее религиозно-философское обоснование. Дом свободного ребенка К.Н.Вентцеля.

Практика создания разных типов свободных детских учреждений.

Яснополянская школа Л.Н.Толстого, детские учреждения У.Зеленко и С.Т.Шацкого. Педагогический процесс в свободной школе, ее экспериментальный характер, направленность на поиск путей саморазвития личности ребенка отказ от классноурочной системы, обязательных учебных программ. Учебных пособий, учебников.

Собственный опыт детей как источник знания. Интерес как основа свободного выбора занятий детьми. Индивидуализация методов обучения.

Принцип общинности – основа взаимоотношения детей, родителей, учителей в свободной школе, творческая свобода учителя.

Антропософия Р.Штейнера как основа в вальдорфской школе: гармония умственной, эстетической и трудовой деятельности детей. Идея погружения в процесс обучения, воспитание ремеслом, ежедневные эстетические циклы.

Вальдорфский учитель, демократизм самоуправляющейся вальдорфской школы.

Дом свободного ребенка Марии Монтессори. Общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания. Своеобразие взглядов М.Монтессори на основные факторы развития личности. Индивидуальность ребенка и его интересы как исходные позиции М.Монтессори-метода.

Создание благоприятной педагогической среды на основе единства действий семьи и школы. Новая дидактика М.Монтессори. чувственное восприятие как основа умственного развития детей.»Дидактическая мастерская»как средство развития сенсорной культуры ребенка. Спонтанное обучение письму. Ступени урока.

«Школа принуждения» Селестена Френе. Гуманистические основы педагогики С.Френе. Индивидуализированное обучение как ядро педагогической модели.

Особенности планирования. Особенности планирования учебного процесса. Роль школьного кооператива в воспитательном процессе.

Новые подходы к проблемам нравственного и трудового воспитания. Новые материальные средства обучения: школьная типография, дидактические картотеки, обучающие ленты и др. Критика традиционной системы обучения и воспитания детей.

5

Авторская школа как социально-педагогический феномен.

Авторская школа как отражение объективной потребности общественного развития. Оригинальная интеграция педагогический идей и авторский почерк как неотъемлемые черты альтернативных школ.

Специфика различных концептуальных подходов к созданию авторских школ: школа-лаборатория-клуб М.Е.Ереминой, школы Н.П.Гузика, Д.А.Лебедева, А.Н.Тубельского, социально-педагогический комплекс С.А.Марьясина, воспитательная система В.А.Караковского и др.

Основные принципы альтернативных моделей авторских школ: обращенность к ребенку, признание самостоятельности и самодеятельности, свобода выбора ребенком форм и методов обучения, отказ от оценочного прессинга, конструирование гуманистических отношений и др.

6

Различные типы альтернативных учебных заведений и перспективы их развития.

Многообразие типов альтернативных школ как отражение многообразия современной социальной ситуации и авторских концепций альтернативного воспитания.

Инновационные учебные заведения в России: гимназии, лицеи, колледжи, школы с классами, спрофилированными на вуз, школы-комплексы, частные школы, домашнее воспитание, диаспорные школы. Школы «интеллектуальной элиты».

Религиозно-духовное воспитание; обращенность к нормам человеческой морали и национальным традициям. Влияние обрядности, празднеств, религиозной атрибутики на эмоциональную сферу ребенка.

7

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

Современные концепции обучения и воспитания школьников, их гуманистическая направленность и развивающий характер; концепция диалога культур, концепция развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др. А

Классификация современных технологий обучения и воспитания: интеграционные, игровые, структурно-логические, тренинговые, информационно-компьютерные, диалоговые.

Нетрадиционные формы обучения школьников. Личностно-ориентированное обучение и воспитание. Проблемы дифференцированного обучения.

8

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

Разнообразие подходов к рассмотрению сущности инновационной деятельности: управленческая модель, модель социального взаимодействия, инновационная деятельность как творческий процесс, рефлексивно-деятельный подход к изучению инновационной деятельности.

Структура инновационной деятельности: творческая направленность, креативность, операционные компоненты, рефлексивность.

Типология учителей по их отношению к нововведениям. Творческая восприимчивость учителя к нововведениям. Личностные установки, профессиональное сознание, личностная центрация педагога. Индивидуальный стиль деятельности учителя.

Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя. Виды психологической защиты педагога. Антиинновационные барьеры. Преодоление стереотипов поведения и мышления учителя. Взаимоотношение учителя-новатора с коллегами и администрацией, стиль его поведения. Конфликты и инновационная деятельность учителя.

9

Технология разработки и освоения новшеств.

Способы введения новшеств в школу: развитие своего собственного опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путь проб и ошибок, эксперимент

Научный эксперимент в структуре инновационной педагогической деятельности: программа эксперимента (обоснование6 темы и ее формулировка, объект, предмет, цели и задачи эксперимента, гипотеза исследования), разработка и выбор конкретных методов и методик исследования, сроки эксперимента и его этапы, база. Критерии оценки ожидаемых результатов, экспертиза программы эксперимента.

Организационно-управленческий аспект процесса разработки и освоения инноваций: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий этапы.

Методика составления авторской программы и учебного плана. Формирование концепции авторской школы, ее структура и алгоритм действий по ее формированию. Организация коллективной работы по составлению программы (авторский коллектив), основные условия и методы организации коллективной творческой деятельности.

Отслеживание процесса и результатов экспериментальной работы начальная диагностика, фиксация текущих результатов, проведение итоговых срезов. Сравнение полученных результатов и прогнозируемыми.

Анализ непредвиденных результатов эксперимента. Корректировка гипотезы, экспериментальной методики (технологии, структуры, алгоритма действий и т.д.).

Оформление результатов эксперимента.

10

Экономическое и нормативно-правовое обеспечение развития инновационной школы.

Нормативное финансирование развития школы, разработка экономического раздела программы развития инноваций. Аккредитация, лицензирование, аттестация школы.

Самоанализ и самооценка инновационной деятельности учителя при подготовке к аттестации. Примерный перечень документов, необходимых для получения школой статуса экспериментальной площадки для апробации новых моделей образования детей.

5.Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Инновационные процессы в образовании» предполагается использовать:

  • Проблемные лекции во всех темах дисциплины в процессе изложения материала ставить проблемные и дискуссионные вопросы, включать авторские комментарии, связанные с различной интерпретацией изучаемого материала.
  • Семинар-дискуссиииспользовать после лекционного курса во всех темах дисциплины, включая коллективное обсуждение проблемы, выявление мнений в группе.

6. Самостоятельная работа магистрантов

Таблица 3

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академ. часах)

1

Социальные и научные предпосылки взаимодействия инновационной педагогики

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия; аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала); работа со словарями и справочниками; подготовка к следующей теме дисциплины.

5

2

Основные понятия педагогической инноватики

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия; аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала); работа со словарями и справочниками; подготовка к следующей теме дисциплины

5

3

Экспериментальный характер русской инновационной школы.

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия; аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала); работа со словарями и справочниками; подготовка к следующей теме дисциплины

5

4

Источники идей развития альтернативной школы.

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия; аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала); работа со словарями и справочниками; подготовка к следующей теме дисциплины.

5

5

Авторская школа как социально-педагогический феномен.

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия, аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала), работа со словарями, подготовка к следующей теме дисциплины

7

6

Различные типы альтернативных учебных заведений и перспективы их развития.

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия, аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала), работа со словарями и справочниками, подготовка к следующей теме дисциплины.

7

7

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

Работа с методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия; аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала); работа со словарями и справочниками, подготовка к следующей теме дисциплины

8

8

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия, аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала); работа со словарями, подготовка к следующей теме дисциплины

9

Технология разработки и освоения новшеств.

Работа со справочной, методической и научной литературой. Чтение разделов учебного пособия, аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала), работа со словарями, подготовка к следующей теме дисциплины.

10

Экономическое и нормативно-правовое обеспечение развития инновационной школы.

Работа с научной литературой. Чтение разделов учебного пособия; аналитическая обработка текстов (аннотирование и конспектирование учебного материала), работа со словарями и справочниками, подготовка к следующей теме дисциплины.

Всего

72

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства:

Средства оценивания:

  1. Диагностирующий контроль: не предусмотрен.
  1. Текущий контроль:

Таблица 4

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1

Социальные и научные предпосылки взаимодействия инновационной педагогики

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе, задания для самостоятельной работы

2

Основные понятия педагогической инноватики

терминологический диктант, аннотированный обзор литературы

3

Экспериментальный характер русской инновационной школы.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе

4

Источники идей развития альтернативной школы.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе

5

Авторская школа как социально-педагогический феномен.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе

6

Различные типы альтернативных учебных заведений и перспективы их развития.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе, задания для самостоятельной работы

7

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе, задания для самостоятельной работы

8

Альтернативные технологии обучения и воспитания.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе

9

Технология разработки и освоения новшеств.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе

10

Экономическое и нормативно-правовое обеспечение развития инновационной школы.

аннотированный обзор литературы, реферат, эссе

Содержание и формы контрольных мероприятий.

Задания для самостоятельной работы магистрантов.

  1. Разработка программы и проведение психолого-педагогического анализа программы развития инновационного образовательного учреждения.
  2. Разработка тренинговых процедур различной направленности, предназначенных для повышения инновационной продуктивности и сензитивности личности.
  3. Сравнение психологических характеристик участников (эффективного и неэффективного)инновационного образовательного процесса.
  4. Сопоставление различных моделей управления инновациями в зарубежной и отечественной образовательной практике.
  5. Анализ особенностей принятия решений в управлении инновациями.
  6. Сопоставительный анализ современных концепций инновационного лидерства.
  7. Психологические требования к разработчику и потребителю инноваций.
  8. Анализ причин противодействия инновациям.
  9. Разработка кодекса инновационных и этических ценностей уау факторов эффективности инновационной деятельности педагога.
  10. Сопоставление различных моделей инновационного образования в социокультурном пространстве.
  11. Анализ инновационных процессов в сфере образования в современном российском обществе.
  12. Анализ процессов реформирования, модернизации, инновационных преобразований привести примеры каждого вида процесса в образовательной практике).

Темы рефератов и эссе

  1. Психологический анализ современных тенденций развития инновационного образования.
  2. Психологические особенности инновационной активности личности.
  3. Проблема лидерства в инновационной организации и характеристики инновационной команды.
  4. Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости.
  5. Творческая личность и инновационная личность
  6. Творческое и инновационное мышление.
  7. Инновационная роль и инновационная деятельность педагога
  8. Специфика конфликтов в инновационной образовательной среде.
  9. Психолого-педагогические основы оценки эффективности инновационного образования: критерии и процедуры.
  10. Социальная группа как субъект инновационного процесса.
  11. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя.
  12. Стрессоустойчивость педагога-инноватора.
  13. Типология инноваторов.
  14. Креативные стратегии развития творческого потенциала учителя.
  15. Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости организации как коллективного субъекта.

Понятия для терминологического диктанта: инновация, инновационная педагогика, неология, аксиология, праксиология, психодиагностика, полифония, авторская школа, технология обучения.

  1. Промежуточная аттестация – зачет

Вопросы к зачету

  1. Инновационные процессы в сфере образования и стратегии развития общества.
  2. Роль инновационного образования в культурном и цивилизационном процессах.
  3. Проблемы психологического обеспечения государственной политики управления инновационными процессами в сфере образования.
  4. Информационное общество (общество знаний) и требования к инновационному развитию образования.
  5. Трансфер инноваций в сфере образования: психологические проблемы и последствия.
  6. Уровни психологического анализа инновационной системы образования: общество, организация, личность.
  7. Характеристика психологического обеспечения различных стадий инновационного процесса в сфере образования: инициация, создание (разработка), освоение, диффузия, использование, интеграция в культуру.
  8. Структура инновационной педагогической деятельности
  9. Креативность как одна из важнейших характеристик инновационной деятельности педагога.
  10. Психологические основы информационного обеспечения инновационных процессов в сфере образования.
  11. Психологические основы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.
  12. Психологическая готовность личности к инновациям
  13. Инновационный потенциал, интеллектуальный ресурс и инновационный менталитет как условия развития и результат инновационного образования.
  14. Социальная группа как субъект инновационного процесса.
  15. Инновационная ориентация организации: специфика ценностей, целей, норм.
  16. Инновационный климат и факторы его определяющие.
  17. Виды барьеров, препятствующих инновационной деятельности.
  18. Источники происхождения инновационных барьеров и пути их преодоления.
  19. Инновационный лидер.
  20. Характеристика инновационной команды.
  21. Профессиограмма инноватора.
  22. Тренинги развития творческого потенциала.
  23. Основные факторы, условия и механизмы формирования творческой личности педагога.
  24. Социальная позиция и роли педагога в инновационном процессе.
  25. Методика разработки и оформления инновационного образовательного проекта.
  26. Оценка эффективности инновационного образования: критерии и процедуры.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика : Учеб. для вузов, Питер, 2011
  2. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. Юрайт, 2012

Б) дополнительная литература:

  1. Ансофф.Р О менеджменте. –СПб., 2002.
  2. Баркер А. Алхимия инноваций. — М., 2003.
  3. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М., 2001.
  4. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. – М.,2006.
  5. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень, 2011
  6. Клег В., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. – М., 2004
  7. Кристенсен К.М. Дилемма инноватора. – М., 2004.
  8. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. М., 2006
  9. Ларина В.П. Научно-методической сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования. М., 2011
  10. Мучински И.П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – Гл.14.- СПб.,2004.

В) Интернет-ресурсы:

  1. http://ibl.ru/konf/070411/17.html
  2. http://www.forpsy.ru/view.aspx?id=466698
  3. http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-v-obrazovatelnom-protsesse
  4. http://arbir.ru/articles/a_2964.htm

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

— аудитория с интерактивной доской, компьютером, подключенным к интернет, проектором.

— демонстрационный материал, CD.

Аннотация рабочей программы дисциплины «Инновационные процессы в образовании»

  1. Цель освоения дисциплины: формирование профессиональной компетентности будущего магистра в области инновационных процессов в образовании, а также содействие становлению его компетентности в области инновационно-педагогической деятельности, а также подготовка к работе в системе инновационного образования. Формирование умений применять полученные знания к различным областям инновационной деятельности, инновационного поведения, общения, межличностных и межгрупповых отношений в инновационной среде.
  2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» относится к базовой части профессионального цикла

3. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-20, ПК-21.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

  • современную стратегию образования, основные идеи и понятия инновационной педагогики, источники идей развития альтернативной школы;
  • основные концепции авторских школ;
  • различные типы альтернативных учебных заведений;
  • методы опытно-экспериментальной работы
  • этапы подготовки и проведения экспериментальной работы, способы анализа и подведения ее итогов;
  • структуру инновационной деятельности, виды психологических барьеров и способы преодоления стереотипов инновационного поведения.

уметь:

  • составлять развернутую программу экспериментальной работы в школе,
  • отслеживать ее процесс и результаты,
  • анализировать и оформлять результаты экспериментальной работы в школе,
  • владеть методами исследования, осуществлять оптимальное взаимодействие с педагогическим сообществом, рефлексировать все компоненты инновационной деятельности.

владеть:

  • методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-новатора, социальной зрелости педагога, проектировщика и социальной группы как субъектов инновационного процесса,
  • методологией разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании,
  • формами индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в системе инновационного образования.
  • Терминами и понятиями дисциплины.

иметь представление:

  • об источниках развития альтернативной школы,
  • о теоретических концепциях: философских, философско-психологических, педагогических,
  • о педагогической практике и массовом педагогическом опыте,
  • о педагогических изданиях по изучаемой проблеме,
  • о технико-информационных системах, фондах инновационных идей.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108/36).

часов).

5.Семестры:1.

6. Основные разделы дисциплины:

  1. Социальные и научные предпосылки возникновения инновационной педагогики.
  2. Основные понятия педагогической инноватики
  3. Экспериментальный характер русской инновационной школы.
  4. Источники идей развития альтернативной школы.
  5. Авторская школа как социально-педагогический феномен.
  6. Различные типы альтернативных учебных заведений и перспективы их развития.
  7. Альтернативные технологии обучения и воспитания.
  8. Структура инновационной деятельности учителя.
  9. Технология разработки и освоения новшеств.
  10. Экспериментальное и нормативно-правовое обеспечение развития инновационной школы.

Автор: Плохова Маргарита Григорьевна, д.п.н., профессор

Программа одобрена на заседании кафедры Начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна от 29 августа 2011 г. протокол № 1.

Зав. кафедрой д.п.н., профессор Катханова Юлия Федоровна.

29 августа 2011 г.

Председатель УМС

_________________

Согласовано:

Зам. начальника УМУ

_____________________ Н.А. Макарова