Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы использования игровых технологий развития мотивации первоклассника 7
1.1. Определение мотивация учебной деятельности первоклассника 7
1.2. Методы, приемы развития мотивации на уроках окружающий мир 10
1.3. Условия, при которых игровые технологии выступают средством мотивации 14
Глава 2. Эмпирические исследования 20
2.1. Диагностика уровня развития первоклассника 20
2.2. Рекомендации для педагога по развитию мотивации первоклассника через урок окружающий мир 28
Заключение 34
Список литературы: 35
Введение
В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются. 13
Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.
Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
По мнению психологов Марковой А.К., Матис Т.А., мотивация — это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, направленных на активизацию его деятельности. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. 17
Сухомлинский В.А. ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы. 24
Герд А.Я., последователь Ушинского К.Д., перенес и реализовал взгляды великого педагога на естествознание. А.Я. Герд передает наглядные объекты из рук учителя в руки ученика. В применении наглядности он видит путь к развитию интереса к ученью. 5
Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников ...
... влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе. Объект исследования – мотивация учебной деятельности младших школьников. Предмет исследования – взаимосвязь статуса ребенка в группе и уровня развития мотивации учебной деятельности у учащихся ...
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, соответствующих логике стандартов второго поколения, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.
Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.
Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству, основные коммуникативные навыки и пр.).
3
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности.
К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению основных предметов начальной школы.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. 2
Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, способствует формированию информационно-коммуникативных навыков учащихся.
Все это и обусловило актуальность темы курсовой работы
Объект исследования является процесс развития мотивации к учебной
деятельности первоклассников.
Предметом исследования являются игровые технологии как средство развития мотивации к учебной деятельности первоклассников на уроках по предмету окружающий мир.
Цель исследования: проанализировать использование игровых технологий в первых классах на уроках по предмету окружающий мир.
Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков
... Цель: теоретический анализ учебной деятельности и интеллектуального развития подростков. Объект: личность подростка. Предмет: учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков. Задачи: Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте. ... 5-6) трудно дается всему классу, но особенно детям с дефектами учебной деятельности. [2] Появляется дифференцированное отношение к учителям, и ...
В соответствии с целью были определены следующие задачи :
1. рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;
2. рассмотреть классификацию игровых технологий;
3. проанализировать процесс использования игровых технологий в первом классе на уроке окружающий мир;
4. обосновать возможности практического применения игровых технологий в первом классе.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы использования игровых технологий
развития мотивации первоклассника
1.1. Определение мотивация учебной
деятельности первоклассника
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
В этих случаях можно встретиться с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. 7
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. 11
Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Следует различать понятия мотив и цель.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив — побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.
Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д.
Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки, если предположить теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть.
Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...
... оптимизации учебно-познавательной деятельности периода юности является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, ... Бузин, 1992). Методика «Мотивация учебной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана (1987))»,«Методика определения мотивации учения» (Каташев В.Г.(1989)). Метод ...
Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее чителя задание. В сознании нескольких ребенка, бесспорно, мощный существуют и другие начать мотивы (получить животные хорошую отметку, иноязычному выполнить свой ажительного долг), но это перечисленным только понимаемые оценивать мотивы. Они начать для него младших психологически недейственны, процесс а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку.
Проходит некоторое труда время, и ребенок педагогическую сам садится определения за уроки по собственной объяснения инициативе. Появляется извилистыми новый действующий время мотив: он делает стандартным уроки, чтобы исследования получить хорошую самок отметку, теперь пустынный в этом смысл обследуемые приготовления заданий.
Сами смены по себе знания, иностранным которые ученик вредными получает в школе, первое могут быть сознании для него качестве лишь средством учитель для достижения формирование других целей (получить вытесняют аттестат, избежать настоящее наказания, заслужить золотое похвалу и т.д.).
25
В однако этом случае закономерности ребенка побуждает средний не интерес, любознательность, времени стремление к овладению обеспечивать конкретными умениями, один увлеченность процессом являются усвоения знаний, обеспечения а то, что него будет получено можжевельник в результате учения. Выделяют прием несколько типов становятся мотивации, связанной методическими с результатами учения:
· мотивация, педагог которая условно диагностика может быть средний названа отрицательной. Под свою отрицательной мотивацией которую подразумевают побуждения параметров школьника, вызванные отдельно осознанием определенных есть неудобств и неприятностей, удовольствием которые могут мотивация возникнуть, если сознании он не будет учиться (укоры познавательном со стороны родителей, обосновать учителей, одноклассников находится и т.п.).
Такая освещая мотивация не приводит хорошо к успешным результатам; мощный
· мотивация, своими имеющая положительный дерево характер, эта главной мотивация выступает ссылок в двух формах. Зная варан тип мотивации, золотое учитель может изящное создать условия варан для подкрепления мотивация соответствующей положительной сурок мотивации.
Если это изящное мотивация, связанная знакомые с результатом учения, определения то условиями для песчаный ее поддержания могут чтобы быть поощрение, отдельно показ полезности тушканчик усваиваемых знаний игровой для будущего, федор создание положительного автора общественного мнения мотивации и т.п.
Если это небольшая мотивация, связанная должен с целью учения, угадай то условиями для связанная ее поддержания могут определении быть информация которым о достигнутых результатах, пробуждение понимание и формирование познавательных настоящее интересов, проблемная уметь методика.
Для поддержания пальма мотивации, связанной соотносить с процессом учения, кедр важны живая приобретенные и увлекательная организация активность учебного процесса, какие активность и самостоятельность изящное учащихся, исследовательская полярная методика, создание цель условий для рекомендаций проявления их способностей.
Косвенно счет об учебной мотивации классе свидетельствует уровень уважать реальной успешности красиво учебной деятельности.
Сюда дидактическая относятся обычные игровой показатели школьной учитель успеваемости, посещаемости только и главное — показатели внутренне сформированности учебной частей деятельности школьников.
В играть процессе учения выявлять тип мотивации нужно меняется. На изменение средство мотивации влияют дарья различные причины: классе новые установки варан ученика (например, него стремление обходить говорит или преодолевать форма трудности), длительные должен удачи или актуальность неудачи в процессе свою учебных занятий, связанные выбор жизненного рассмотреть пути и др.
Ряд степи отечественных и зарубежных главной психологов и педагогов белый придают огромное ормирование значение изучению ходе и формированию внутренней пример мотивации (стремлению соответствии к накоплению опыта, пока мастерства, умений, ерепел знаний).
Познавательный необходимо интерес — сильный степная внутренний ……..
1. Верглес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2016. — 256 с.
2. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. — Спб.: Владос, 2013. — 512 с.
3. Волкова Н.В., Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. — Спб.: Владос, 2010. — 344 с.
4. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. // Преподавание истории в школе — 2009. — №8.
5. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. — РСФСР: Издательство Академии педагогических наук РСФСР , 1953. — 206 с.
6. Гуружапова В.А. Педагогическая психология. Базовый курс. Учебник. — М.: Юрайт, 2014. — 496 с.
7. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 2. — C. 42 — 45.
8. Ершова О.Ю. Использование приемов развития мотивации // Преподавание истории в школе. — 2009. — № 6.
9. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
10. Иоффе А.Н. Мотивации в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. — 2009. — №6.
11. Канарская О.В. Теоретические основы формирования положительной учебной мотивации (инновационный подход).
СПб., 2002. — 408 с.
12. Кроль В.М. Педагогика. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 с.
13. Куклина Е.Н., Мазниченко М.А., Мушкина И.А. Основы учебно-исследовательской деятельности. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2017. — 186 с.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. — М.: Академический проект , 2015. — 432 с.
15. Нартова О.В. Изучение и формирование мотивации учащихся // Воспитание шк. — 2008. — №3.
16. Мандель Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2016. — 152 с.
17. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
18. Педагогические технологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2016. — 113 с.
19. Петрова Е.А., Орлова Л.М., Гамезом М.В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России , 2009. — 512 с.
20. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении / П. И. Пидкасистый — М.: Просвещение, 1992. — 260 с.
21. Розов Н.Х., Попков В.А., Коржуев А.В. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2016. — 162 с.
22. Руденко А.М. Методика воспитательной работы. Учебное пособие. — М.: Феникс, 2015. — 288 с.
23. Ситаров В.А. Дидактика. Пособие для практических занятий. — М.: Академия, 2008. — 352 с.
24. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Ижевск: «Удмуртия», 1981. — 296 с.
25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. — М.: Академия, 2013. — 288 с.
Смотреть похожие работы * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного. |
|
|
|