Юридическая психология
Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.
Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, в рамках которой изучаются психологические закономерности поведения человека в правовой сфере и разрабатываются рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности юридических и других сотрудников правоохранительных органов.
Юридическая психология – прикладная наука, образовавшаяся на стыке психологии и юриспруденции.
Объекты юридической психологии:
— юристы,
— сотрудники правоохранительных органов (ОВД, ФСБ, прокуратура, юстиции, наркоконтроля, таможенных органов, службы исполнения наказания …),
— правонарушители,
— свидетели и потерпевшие,
— участники гражданского и административного процессов.
Предмет юридической психологии– психические явления, возникающие и проявляющиеся в сфере действия права.
Восприятие /память / интеллект / мотивы / чувства / способности / характер и темперамент.
Задачи юридической психологии:
1. Общая задача юр. психологии:
— получение синтеза юридических и псих-их знаний, раскрытие псих-ой сущности категорий права.
2 Частные задачи:
— исследование псих. предпосылок (условий) эффективности правовых норм,
— псих-ие исследования личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения,
— разработка социально-псих-их основ профилактики преступлений,
— исследование псих-их закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).
Система и содержание юридической психологии
Содержание юридической психологии: проблемы отношений, складывающихся в правоприменительной деятельности, взаимоотношений участников уголовного процесса и судопроизводства. А также мотивации,стимуляции деятельности работникв правоохранительной системы
Система юридической психологии:
— методологический раздел
Изучает предмет, задачи, принципы, систему, методы, историю юридической психологии и ее соотношение с общей психологией.
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение. Наблюдение предполагает ... детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно ...
— правовая психология
Раздел юр. психологии, изучающий аспекты реализации права.
— криминальная психология
Изучает преступления несовершеннолетних, психологию преступных групп, отдельные виды преступного поведения, мотивацию преступного поведения, психологические особенности личности преступника.
— судебная психология
Изучает псих-ие аспекты предварительного и судебного следствия, проблемы судебно-псих-ой экспертизы, психологию участников уголовного процесса.
— оперативно-розыскная психология
Изучает психологические аспекты раскрытия преступлений, составление псих-го портрета личности подозреваемого, подготовку агентов, психологию личного сыска.
— психология юридического труда
Занимается исследованием правоохранительной деятельности + проф. консультация и ориентация, профессиональный отбор, предупреждение профессиональной деформации.
— пенитенциарная (исправительная) психология
Изучает психологию осужденного на лишение свободы, психологию жизнедеятельности в условиях исправительно-трудовых учреждений, психологию реадаптации освобожденного.
Тема 2. Методы юридической психологии.
Метод – нормированная комбинация средств.
Преднаучные методы
Метод упорства (упрямства).
Исследователь упрямо верит во что-либо. Он не расположен к объективному анализу и сравнению. Это рожденная страхом перед неопределенностью вера в правильность некоторого суждения, неподдающаяся никакой критике.
Интуитивный метод.
— способ понимания или знания, характеризующийся как прямой и непосредственный, и возникающий без сознательного размышления или суждения,
— считается, что этот процесс является непосредственным и несколько мистическим,
— он представляет собой реакцию на тонкие сигналы и связи воспринимаемые имплицитно, бессознательного.
Метод авторитета.
— Из авторитетных источников мы узнаем многие важные вещи.
-Любые утверждения специалиста в какой-либо области принимаются слепо, без критики, считаются безупречной истинной.
-Авторитеты могут заблуждаться.
Метод рассуждения.
При получении новых знаний исследователь выстраивает цель рассуждений, используя известные логические правила.
Эмпирический метод.
-Опыт получен непосредственно из факта, считается единственным критерием истины.
-Доверяют только информации, полученный через сенсорный опыт.
-Метод может являться источником ошибок, потому что то, над чем мы экспериментируем представляет собой только небольшую выборку множества потенциальных ситуаций.
Мелик-Пашаев А. — А.С. Пушкин и психология художественного ...
... ”. Беловая рукопись 26 сентября 1835 г.) Эти два описания — счастливая находка для психологии искусства: они позволяют сопоставить два разных состояния человеческой души, две позиции по ... к числу способностей, а какие — нет, изучали первые из них и задавались вопросом: как из их сочетаний возникают высшие формы художественного творчества? И что еще ...
-из пяти преднаучных методов является наиболее приемлемым
Методы научных исследований
Описательные методы
1) наблюдение — метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Виды наблюдения:
— контролируемое
— не включенное (внешнее)
— включенное
— полевое
— лабораторное
— систематическое
— случайное
— открытое
— инкогнито
2) опрос— метод сбора первичной вербальной (словесной) информации, основанный на непосредственном (интервью) или посредственном (анкетирование) взаимодействии между исследователем и респондентом (опрашиваемым).
Виды опроса:
— интервью
Телефонное интервью
— анкетирование:
Интернет — опрос
Анкетирование :
- непосредственное (раздаточное)
- почтовое
- прессовое
Структура анкеты:
— вступление (обращение к респонденту),
— инструкция к заполнению анкеты,
— перечень вопросов:
- содержание
- функциональные
- вопросы-фильтры
- контрольные вопросы
- закрытые вопросы
- открытые вопросы
Интервью состоит из 3 фаз проведения:
1. начало,
Дать возможность респонденту освоится в новой обстановке
Получить о нем общее представление
Получить разрешение записать беседу на диктофон
Предупредить о времени
Установить контакт
2. основная часть,
3. заключение.
3) архивное исследование делится на:
— формальный анализ(контент-анализ)-любое систематическое изучение материала, в ходе которого качественная информация распределяется по заранее определенным легко подсчитываемым категориями
— традиционный анализ — умственные операции, направленные на интерпретацию сведений с представленной точки зрения, на выявление материала, основных мыслей и идей, логических связей и противоречий.
По форме фиксации информации документы делятся на:
— письменные
-протоколы
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. •Система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах ...
Пресса
Личные документы
— статические данные
Генетические методы:
-лонгитюдный (анализируют развитие поведения в различном возрасте одних и тех же субъектов)
-метод поперечных срезов (например,сравнивают группы подростков различного возраста)
Исторические методы
-методы планирования историко-псих.исседования (орг.метод)
-метод сбора и интерпретации фактологического материала
-метод исторической реконструкции
-метод библиометрического анализа
-метод исторического познания
Объективные методы (физиологические)
— выводы о психологии человека делаются на основе измерения телесных реакций и движений, которые считаются связанными с изучаемыми явлениями
-реакции и, соответствующие им, внешние или внутренние движения наблюдаются и записываются с помощью физических приборов
Психологические тесты
-процедуры, с помощью которых можно достаточно точно описывать и количественно оценивать изучаемые психические явления
-являются стандартизированными, их нельзя изменять и необходимо применять так, как это описано в соответствующей инструкции
— составляют основную группу современных методов изучения психических явлений
Классификация тестов (по назначению)
Виды тестов :
1.тесты общего интеллектуального развития
2.тесты отдельных способностей
3.личностные тесты
Классификация тестов (по стимульному материалу)
Виды тестов:
1.бланковые(словесные, рисуночные, проективные)
2.предметные
3.аппаратурные
Тесты интеллекта (общих способностей)
-состоят из нескольких субтестов, предназначенных для измерения смысловой и ассоциативной памяти)
— по результатам выполнения задач вычисляется IQ- количественный показатель интеллектуального развития
Личностные тесты :
— одномерные тесты
-многомерные тесты
— опросники интересов и установок
-самоотчеты
-Проективные тесты
Эксперимент:
— эксперимент-это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы
-различают полевой, естественный и лабораторный эксперимент
-при разработке эксперимента формируется экспериментальные и контрольные группы
-основное внимание в эксперименте уделялось:
А)самим условиям, обычно называемым независимыми переменными и
Б)последствиям или результатам экспериментов, обычно называемыми переменными
Валидность(соответствие)
Надежность
Технический метод
Техническими называются методы, связанные с использованием приборов и устройств для экспериментальных исследований, взаимодействия участников ,а также представления, регистрации и обработки информации о психических явлениях, в том числе медицинских, физических и других средств передачи, регистрации и обработки информации (гомеостат, энцефалограф , полиграф и др.)
Предмет психологии личности. Подходы к изучению личности
... отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных ... процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт личности. 4 Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: ...
Математические методы (не дописано)
Методы и программа исследования в юридической психологии
Принципы научного исследования в психологии
1.объективность.
подход к исследованию человека, характеризующийся свободой и независимостью от ошибочных восприятий, предупреждений или интерпретаций.
2.принцип детерминизм.
исходное положение этого принципа заключено в утверждении, что человеческое поведение протекают не беспорядочно, а по определенным законам.
3.принцип системности.
Предписывает понимать психические явления и их причины как многоуровневый , многокачественный , многомерный и многообразный по своим проявлениям процесс , обусловленный многовариантной системе
4.генетический принцип
Важное требование ,которое предъявляет современная психология к научному исследованию , заключается в обращении к принципу генетического изучения психологических фактов.
5.информационный подход
Означает, что выводы о психическом явлении должны основываться на объективной информации, полученной научными методами из надежных источников.
6.идиографический и морфогеничный подход.
Оллпорт называл подход, который применяется для изучение того,что характерно для единичного случая , идеографическим.
7.номотетичный подход. этот подход состоит в поиске общих закономерностей возникновения и протекания психических явлений с помощью математико-статистического анализа.
8.эмпирический подход.
Эмпирический метод и принцип – это путь познания с помощью непосредственного наблюдения или личного опыта.
Программа психологического исследования
Программа– это стратегический нормативный документ, предназначенный для организации научного исследования и содержащих описании проблемы, представления автора об изучаемом явлении ,предположения о характере элементов и связей объекта исследования.
Проблема– это практическая общественная потребность в знаниях, возникшая вследствие их отсутствия или недостаточности.
Тема 3: Психология преступного и отклоняющегося поведения Вопрос 1. Понятие отклоняющегося поведения.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или моральным нормам.
Виды девиантного поведения:
— непротивоправное аморальное поведение;
— расстройство личности (наличие черт характера или привычек, которые мешают общению с другими людьми; являются стойкими);
— нарушение правил деятельности (нарушение государственных стандартов, определенных правил деятельности, нарушение правил внутреннего распорядка);
Примерная структура характеристик студента и группы
... компетентности Прочее Характеристика На студента 5 курса NNN университета. _______________________________________________ 19_____ года рождения. Фамилия Имя ... Основные педагогические задачи на год и критерии оценки развития коллектива и личности (по направлениям деятельности) Выявленные проблемы развития коллектива Перспек ...
— нарушение общественного порядка на уровне административной ответственности (правонарушения);
— делинквентное поведение – преступное (уголовно-наказуемые действия).
Вопрос 2. Личностные (психологические) детерминанты преступного поведения.
Тревожность, жадность, агрессивность, лживость, психотизм, нейротизм, экстраверсия.
Агрессивность– черта характера человека, охватывающая установку или позицию, готовность к совершению агрессивных действий.
! не путать с агрессией (поведение) !
-выражается в агрессивных действиях ,недовольстве,недоброжелательности и т.д.
-ведущий комплекс в характере некоторых людей
-является результатом обобщения (генерализации)агрессивных действий
-крайние формы поведения агрессивной личности-убийство
Деструктивность – крайнее состояние агрессивности и жестокости, спец. склонность человека к разрушению ценностей и уничтожению людей.
Вандализм – сильное агрессивное стремление к уничтожению культурных ценностей, всего того, что непонятно и неприемлемо.
Причина: фрустрация , высокие показатели экстраверсии и нейротизма ,подражание, подстрекательство , воспитание, агрессивные знаки, возбуждение организма ,влияние наркотиков, болевые воздействия, высокая температура ,теснота ,конфликт, страх, недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ,сексуальная неполноценность ,наказание, месть, власть, психопатии
Лживость– индивидуально психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительности, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Лживость – это также форма поведения, направленного на введение другого в заблуждение ради достижения личных целей.
У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте ,достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности
Лживость обячно наблюдается в обстановке взаимной враждебности ,конкуренции и подозрительности между людьми
Псевдология – патологическая склонность к сообщениям о вымышленных событиях, приключениях, встречах, как правило с целью возвышения собственной личности в глазах окружающих.
Формированию лживости способствуют многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. Это связано с чувством стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих.
Следует отличать ЛОЖЬ от ЛЖИВОСТИ.
Ложь – это намеренное искажение содержания информации, немедленная проверка которой затруднительна или невозможна.
Неправда — это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или его неполном знании о том, о чем он говорит.
Обман – это ложная коммуникация, полуправда с целью выгоды, при которой обманщик сообщает только часть подлинных сведений и ошибочные выводы.
Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...
... Мид, Р. Линтон и др.). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и « ... себе. Это и есть структура личности («теория зеркального Я»). По мнению социологов в формировании личности существуют определёные этапы. ... 1.Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит ...
Типы лжецов:
— манипуляторы;
— актеры;
— общительные люди;
— адаптеры (приспособленцы).
Типы лжи:
— самоориентированная ложь;
— ложь, ориентированная на других;
— явная (грубая);
— преувеличенная;
— тонкая ложь.
Причины лжи:
-чтобы получить преимущество
-Чтобы избежать наказания
-Ради сохранения социальных отношений
-чтобы представить других в более выгодном свете
Невербальные характеристики лжи:
-движения
-лицевые характеристики
-вокальные характеристики
Вербальные характеристики лжи
-негативные высказывания
-правдоподобные ответы
-нерелевантная информация
-черезмерно обобщенные высказывания
-самореференции
-прямые ответы
-длительность реакции
Личность преступника
Личность преступника(в юр. психологии) – совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления.
Изучение личности преступника включает:
- исследование психологических механизмов противоправного поведения;
- мотиваций различных видов прест.;
- роли и соотношения индивидуально-психологических и социально-культурных факторов в формировании личности преступника и противоправного поведения;
- влияние на него устойчивых и ситуативных психических состояний.
Механизм преступного поведение – процесс взаимодействия неблагоприятной для субъекта социальной ситуации и комплекса его психологических свойств.
В общей модели личности преступника неблагоприятными личностными факторами являются:
— дефекты правосознания;
— ценностно-нормативные ориентации;
— специфическая структура мотивационных конструктов;
— некоторые психологические качества: агрессивность, лживость, жадность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, низкий уровень интеллектуального развития, внушаемость, личная упрощенность, наркотизация, алкоголизация и прочие.
Личностные факторы криминального поведения по г. Айзенку:
— экстраверсия
— нейротизм
— психотизм
Психология преступных групп. Психология криминального насилия
... группы несовершеннолетних, молодежи, взрослых и смешанные группы); пол (мужские группы, женские и смешанные по полу). Структура организованных преступных образований, состоящих из нескольких десятков активных членов, ... В криминальной психологии лидеры преступных групп по стилю руководства подразделяются на следующие категории: лидер-вдохновитель — предлагает свою программу, определяет нормы ...
Экстраверт:
- общителен, обращен вовне, имеет широкий круг знакомств, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, весел:
- предпочитает движения и действия, имеет тенденцию к агрессивности;
- не имеют строго контроля чувств, эмоций; склонен к рискованным поступкам;
- на него не всегда можно положиться.
Интроверт:
- спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу;
- сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей;
- планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок;
- контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя;
- обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Экстраверсия.
Считается, что индивиды с высокими оценками экстраверсии испытывают сенсорный голод и их поведение ориентировано на поиск новых и острых ощущений. У экстравертов обнаружена тенденция к низкой возбудимости, поэтому они ищут новые и рискованные виды деятельности.
Нейротизм — стабильность.
Психотизм – склонность к асоциальному поведению, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности. Психотизм тесно связан с криминальной активностью:
— они кажутся безрассудно смелыми и предпочитают все странное и необычное;
— они импульсивны и не склонны к сотрудничеству с другими;
— психическая тугоподвижность и недостаточная чувствительность.
-для них типичны психическая тугоподвижность и недостаточная чувствительность
-по оценкам психотизма можно отличить преступников от людей
Структура личности.
— относительно неизменные характеристики, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время;
— эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики;
— один из наиболее популярных элементов структуры – это черта личности;
— структура личности также может быть описана при помощи типа личности.
Черта личности – устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (Н: импульсивность, честность, робость).
Тип личности – устойчивая совокупность множества различных черт, образующих самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Это более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики, чем черты личности.
Структура личности по З. Фрейду.
Структура личности преступника
Группы черт:
Психология криминальной среды
... обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности досуга. Криминальная субкультура и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения ... никогда не может иметь оскорбительных кличек. Истоки кличек могут отражать различные свойства личности криминальных элементов: имя или сокращенную фамилию ("Леха" -- Алексей; "Боб" -- Бобков; "Савоська" ...
1) социально — демографические данные
(образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, жилищные условия и др.);
2) уголовно — правовые данные
(когда и по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание);
3) медицинские данные
(состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи, в том числе родителей);
4) внешние (физические) данные
(лицо – краткий словесный портрет, телосложение, голос, манеры, одежда, татуировки);
5) жизненный путь
(родители, место жительства, детство, отношения со сверстниками, успехи);
6) образ жизни
(отношения в семье, профессия и специальность, мотивы выбора профессии, удовлетворенность работой);
7) поведение
(нравственно-правовое поведение, поведение в стрессовой ситуации, поведение в состояние опьянения);
8) направленность личности
(доминирующие потребности, материальные ценности, поведение);
9) Способности
(интеллектуальные (общие) способности; специальные способности: организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные);
10) темперамент
(общительность, эмоциональность, работоспособность);
11) характер
(отношение к людям, уважение, доброжелательность, грубость, способность к сопереживанию – эмпатия).
Вопрос 4. Психологическая типология преступников. Цели классификации преступников:
1. информационная поддержка управленческих решений в правоохранительной системе (необходимость обеспечить максимальную безопасность для персонала и осужденных);
2. информационная поддержка режимных решений.
Модель концептуальных уровней:
- эгоцентрический (ориентирован на себя);
- ориентированный на нормы (некритичный, ищущий принятия)
- независимый;
- взаимозависимый;
- ориентированный на «мы».
По степени общественной опасности:
- особо опасные преступники;
- опасные (десоциализированные или пассивные асоциальные) – люди, ведущие паразитический бездомный образ жизни, алкаши. Совершают в основном неквалифицированные преступления. Отсутствие ответственности;
- неустойчивые – лица с частичной криминальной зараженностью. Совершают преступления в основном в интересах состояния.
- ситуативные – совершают преступление потому что попадают в строгую, жесткую зависимость от ситуации.
Данная типология условна. Носит описательный, а не объяснительный характер.
По мотивационному критерию:
- самоутверждающийся тип;
- дезадаптивный (нарушение социальной адаптации);
- алкогольный тип;
- игровой тип;
- семейный тип.
Психиатрическая классификация:
- расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
- сексуальные расстройства;
- расстройства контроля импульсов;
- расстройства развития:
-умственные отклонения,
— аутизм,
— синдром дефицита внимания,
— специфические расстройства (неодекватное развитие учебных, языковых, речевых, моторных навыков).
Психопатическая личность:
— говорливость;
— эгоцентричность;
— склонность к скуке;
— патологическая лживость;
— отсутствие раскаяния;
— эмоциональная тупость;
— вспыльчивость;
— беспорядочные половые связи;
— безответственное родительское поведение;
— совершение многих типов преступления.
Тема 5: Психология криминальной среды и преступных сообществ.
План:
1) Социально-психологическая структура преступных групп;
2) Групповые нормы и взаимоотношения в преступной группе;
3) Психологическая характеристика отдельных видов преступных групп и криминальной субкультуры.
Вопрос 1. Социально-психологическая структура преступных групп.
Преступная группа
– это малая неформальная, замкнутая группа, характеризующаяся общностью антисоциальной направленности, влиянием особых групповых норм и взаимоотношений в процессе функционирования и совершения преступления;
– это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности.
Общественная опасность преступной группы:
— члены преступных групп оказывают друг другу психологическую поддержку, поэтому каждый чувствует себя в группе более уверенно, а это, в свою очередь, способствует принятию решений о совершении более тяжких преступлений;
— группе доступны такие способы совершения преступления, кот. не может использовать преступник одиночка;
— в группе быстрей идет процесс передачи преступного опыта: если им владеет один член группы, то вскоре перенимают и другие;
— возрастает суммарный ущерб от совершенных преступлений, т.е. потерпевшему наносится больше телесных повреждений, похищается большее количество имущества;
— преступная деятельность группы может быть легко расширена как во времени (не обязательно все участники группы действуют одновременно), так и в пространстве (участники группы могут действовать самостоятельно в разных местах);
— в преступной группе возрастают возможности скрытия преступлений и их следов, защиты ее членов от правоохранительных органов, оказание помощи арестованным соучастникам и их близким.
Признаки преступной группы:
— размер;
— состав членов (композиция) по признакам пола, профессии, возраста и др.;
— устойчивость и стабильность личного состава;
— выраженная организационная структура (лидер – активные участники – рядовые исполнители);
— четкая функциональная структура, основанная на дифференциации ролей членов группы (разведка, ответственные за поиск объектов преступного посягательства, совершение преступления, хранение, транспортировка и сбыт похищенного);
— неофициальная структура ролей;
— корпоративная сплоченность и дисциплина;
— высокий уровень общественной опасности;
— групповые нормы отношений.
Типы преступных групп:
1. Случайная группа:
— включает лиц случайно или ситуативно объединившихся для совершения
группового преступления;
— в совершении первого преступления многие его соучастники принимают участие из чувства солидарности, случайно;
— нет четкой психологической и функциональной структур, не выделился лидер;
— решения принимаются коллективно;
— целью объединения является не совершение преступлений, а удовлетворение потребности общения;
— во время совершения преступления многие действия соучастников осуществляются без продуманного плана;
— степень сплоченности членов группы малая, взаимная зависимость, поддержка и защита в случае разоблачения группы и привлечения ее членов к уголовной ответственности проявляются слабо.
2. Преступная группа типа компании:
— более организованы;
— личный состав стабилизирован;
— выражена антиобщественная установка;
— преступная деятельность занимает значительное место и начинает играть ведущую роль;
— нет четких планов преступной деятельности;
— еще не сложилась психологическая и функциональная структуры, но уже имеются отдельные их элементы;
— нет лидера, но сформировано руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов;
— деловые отношения по поводу совершения групповых преступлений приобретает все большее значение;
— межличностные отношения, основанные на эмоциональных связях, выборах, личных чувствах симпатии, играют пока главную роль.
3. Организованная преступная группа:
— стабилизация личного состава;
— вырабатываются свои собственные взгляды, нормы поведения и ценностная ориентация;
— четко выраженная психологическая структура;
— наличие лидера в группе;
— ролевая дифференциация членов в связи с совершением группового преступления;
— развитая функциональная структура;
— ориентирована на совершение преступлений с целью получения крупного преступного дохода;
— количество совершаемых преступлений и их тяжесть увеличивается;
— может существовать специальный денежный фонд («общак»);
— нарушители принятых в группе норм поведения подвергаются преследованию, различного рода «судам» и даже расправам.
4. Преступные организации – это устойчивые управляемые сообщества преступников, занимающиеся преступлениями как бизнесом и создающие систему защиты от социального контроля с помощью коррупции.
— это те же организованные группы, но с более высокой степенью организованности и сплочения.
Признаки преступной организации по А.И. Гурову:
— наличие материальной базы, что проявляется в создании общих денежных фондов, обладании банковским счетом, недвижимостью;
— официальная «крыша» над головой в виде зарегистрированных фондов, совместных предприятий, кооперативов, ресторанов, казино, кафе и т.д.;
— коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц, имеющих почти равное положение;
— устав в форме определенных правил поведения, традиций, «законов» и санкций за их нарушение;
— функционально-иерархическая система – разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, телохранителей, информационной службы, «контролеров» и т.п.;
— специфическая языково-понятийная система, которая включает уголовный жаргон, особенности письменной и устной речи (клички и т.д.);
— информационная база (сбор разного рода сведений, разведка, контрразведка);
— наличие своих людей в органах власти, в судебной и правоохранительной системах.
Специфика криминального сообщества в пенитенциарных учреждениях:
— Лидеры криминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности);
— Середняки («мужики») – считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально, но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению;
— Актив – представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей – не сотрудничать с администрацией. В среде осужденных не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.
— Отверженные – осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется администрацией учреждения. Эта группа не однородна: в нее входят осужденные , допустившие нарушение обязательных криминальных норм (например, те, что воровали продукты питания у своих – «крысятники»); не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые («чушки»); заподозренные в доносительстве («стукачи»); склонные к мужеложству, изгнанные из более высокой страты и т.п.
Нормы общения в преступной группе:
— нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов порядка;
— нельзя принимать пищу за одним столом с пассивным гомосексексуалистами — «опущенными»;
— совершать «подляны», т.е. поступки связанные с притеснением и унижением членов своей группы;
— обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами «козел» или «петух» жестоко избить или даже убить оскорбившего);
— участвовать в воровских «сходках» и «разборах» неправильного поведения других членов группы;
— не совершать «беспредел» в отношении членов группы.
Виды норм в преступной группе:
1. Первая группа норм направлена на регулирование отношений членов криминальной группы с «чужими» (другими группами, работниками ПО органов).
Данные нормы запрещают своему члену группы разглашать перед другими жизнь сообщества, выдавать «своих», доносить на них. Притеснение «чужаков», новичков и слабых, обман педагога почитается за доблесть.
2. Вторая группа норм регулирует межличностные отношения в преступном сообществе, обеспечивая его единство, сплоченность и дальнейшее существование. Это нормы:
— определяют отношения по вертикали, а также по горизонтали;
— регулируют порядок пользования общим имуществом, приобретенным преступным способом;
— устанавливают правила присвоения клички, нанесения татуировок;
— обязывают членов группы знать жаргон, уметь играть в карты, отвечать за данное в группе слово и т.д.
3. К третьей группе относятся санитарно-гигиенические нормы и нормы быта (кто с кем имеет право физического соприкосновения, чтобы не осквернить себя, какую и как носить одежду и обувь, когда и как можно носить одежду, принадлежащую другому человеку, как вести себя после посещения туалета, при приеме пищи и др.).
Санкции групповых норм в криминальных группах:
1) Половые извращения. Цель: унижение, снижение статуса, «опускание».
2) Минирование. Например: принуждение к уборке туалета; поднять в туалете бычок и прикурить его; бросание деперсонализируемого в туалете на пол; минируют пищу в столовой, прикасаясь к тарелке «грязным», «неприличным» предметом; бросание в еду тараканов.
Криминальная субкультура
– совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности.
Элементы криминальной субкультуры:
— нормы,
-ценности,
-жаргон…
Черты криминальной субкультуры:
— криминальная субкультура отличается от культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения между членами группы и другими лицами,
— она прямо, жестко и непосредственно регулирует криминальную деятельность и преступный образ жизни, внося в них определенный «порядок»,
— в ней прослеживается резко выраженное неуважение к общественным нормам поведения,
— внутренняя связь с уголовными традициями,
— скрытность от непосвященных,
— наличие атрибутов группы,
— нечестность.
Средства социальной стигматизации («знаки различия»):
— татуировки («наколка», «регалка», «картинка», «портачка») – нанесение на тело рисунков, надписей, цифр, аббревиатур путем введения под кожу красящих веществ с помощью режущих и колющих инструментов. Распространены татуировки, выполненные путем образования шрамов на поверхности кожи режущими инструментами. В татуировках отражается опыт криминальной деятельности, степень авторитета в уголовной среде. Например, крест означает количество судимостей, срок лишения свободы, свастика – знак неудовлетворения существующим режимом, точка – клеймо за совершенный проступок в группе – наносится насильно, животное (орел – насильник, змея – высокий статус) и т.д.;
— клички (по ним можно судить о положении личности в групповой иерархии);
— система вещественных атрибутов (одежда, обувь, личные вещи, пища, сигареты и др.);
— размещение в пространстве, занимаемом криминальной группой (спальня, столовая, кухня. Например, место у окна ценится больше, чем на проходе или у двери);
Функции криминальной субкультуры:
— стратификационная (нормы и правила определения статуса личности в группеЮ уголовном мире);
— поведенческая («законы», традиции);
— пополнение уголовного сообщества кадрами и работа с новичками;
— опознание «своих» и «чужих»;
— поддержание порядка;
— коммуникация;
— сексуально-эротическая;
— материально-финансовые;
— досуговая.
Психологическое воздействие в профессиональной деятельности юриста
1.общая характеристика психологического воздействия
2.классификация и характеристика методов психологического воздействия
3.психологические приёмы допросов
Психологическое воздействие-это осознанное , преднамеренное ,влияние на психическое состояние чувства ,мысли и поступки других людей с помощью вербальных , паралингвистических или не вербальных психологических средств
Метод, средства, прием а также нормы воздействия
Воздействие реализуется с помощью средств:
1.вербальное средство воздействия
-слово
-язык
-речь(произносимая)
-образ
-знак, символ
-информация
2.параленгвистические средства – это инструменты окружающие, дополняющие речь но не являющиеся речью
— громкость
-скорость
-интонация
-паузы и смешки
3.невербальные средства воздействия
-деньги
-власть
-межличностное отношение
-техническое устройство
-взаимное расположение
-позы
-жесты
-мимика
-направление взгляда
-прикосновения