Методы диагностики раннего детского аутизма.

Основной метод диагностики раннего детского аутизма — динамическое наблюдение за поведением, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса близких людей [2, 3]. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, физическое, неврологическое и другие обследования.

Наблюдение поведения ребенка — самый важный источник информации. Поскольку поведение ребенка с аутизмом очень изменяется в зависимости от ситуации и места, за ним нужно наблюдать как в специально организованной, так и в обычной повседневной среде. Для детей нужно создавать, по возможности, непринужденные игровые и учебные ситуации. К организации непосредственного наблюдения за ребенком с ранним детским аутизмом предъявляется ряд требований:

• присутствие родителей;

• ясный порядок и структура действий;

• ограниченный спектр средовых раздражителей;

• использование знакомого материала;

• применение материалов с высоким побуждающим характером;

• предупреждение опасностей;

• ясная и однозначная коммуникация, при необходимости с использованием дополнительных коммуникативных средств (предметы, фотографии или рисунки, пиктограммы, жесты);

• применение материальных усилителей в зависимости от потребностей (любимые еда, питье, предмет).

В ходе опроса близких людей собирается информация по следующим областям:

наличие аутистической симптоматики в поведении ребенка в различных жизненных ситуациях;

история развития и медицинский анамнез,

функциональный уровень ребенка;

проблемы со здоровьем в семье;

семейная ситуация, социальные данные и предыдущий опыт, связанный с диагностикой и оказанием медицинской и психолого-педагогической помощи.

Диагностика раннего детского аутизма включает три этапа.

Первый этап — скрининг.

Выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации.

Скрининг — быстрый сбор информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска из общей популяции детей, оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике и оказании необходимой коррекционной помощи. Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять педагоги, врачи-педиатры и сами родители. Перечислим основные индикаторы раннего детского аутизма, наблюдение которых требует дальнейшей углубленной диагностики ребенка [1, 2, 3].

Индикаторы аутизма в раннем возрасте:

21 стр., 10447 слов

Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем ...

...  ретроспективный анализ данных историй развития детей с синдромом раннего детского аутизма, данных видеозаписей поведения таких детей на ранних этапах развития;  динамический анализ хода ... развития и угрозы формирования синдрома детского аутизма; -  обобщить собственный опыт психологической коррекции нарушений аффективного развития детей с аутизмом раннего возраста и     ...

• отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;

• отсутствие фразы из двух слов в 2 года;

• отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста) в 12 месяцев;

• потеря речевых или социальных способностей.

Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:

• отсутствие речи или задержка ее развития;

• особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический;

• трудности в имитации действий;

• выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;

• отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста;

• необычная реакция на сенсорные раздражители;

• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

Индикаторы аутизма в школьном возрасте:

• отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;

• большой интерес к неодушевленным предметам;

• отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;

• наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;

• неспособность поддерживать диалог;

• увлеченность одной темой;

• выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;

• сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;

• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

В мире уже давно разработан и широко используется следующий стандартизированный скрининговый инструментарий: CHAT — Шкала для раннего распознавания аутизма, STAT — Скрининговый тест аутизма, ADI-R — Диагностическое интервью для родителей.

Например, СНАТ — короткий скрининговый инструментарий, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев.

Первая часть теста включает девять вопросов для родителей, которые фиксируют, демонстрирует ли ребенок определенные виды поведения:

социальную и функциональную игру, социальную заинтересованность в других детях, совместное внимание, а также некоторые моторные навыки (указательный жест, необычные движения).

Вторая часть теста содержит вопросы по наблюдению за пятью короткими видами взаимодействия исследователя с ребенком, которые позволяют специалисту сравнить фактическое поведение ребенка с данными, полученными от родителей.

Положительный результат скрининга должен сопровождаться углубленным дифференцированным обследованием.

Второй этап — собственно дифференциальная диагностика, т.е. углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута. Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учитель-дефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр.

21 стр., 10461 слов

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной ... поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении ...

За рубежом в качестве основного инструментария дифференциальной диагностики аутизма используются ADOS Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений, CARS — Рейтинговая шкала детского аутизма. К примеру, CARS — стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях (взаимоотношения с людьми, имитация, эмоциональные реакции, коммуникация, перцепция, тревожные реакции и страхи и др.).

И, наконец, третий этап — диагностика развития: выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности должны приниматься во внимание при организации и проведении индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Диагностику развития ребенка с ранним детским аутизмом осуществляет учитель-дефектолог. С этой целью за рубежом используется стандартизированный тест PEP-R — Профиль развития и поведения ребенка. PEP-R

состоит из двух шкал: развития и поведения. В частности, по шкале развития оценивают уровень функционирования ребенка по отношению к его сверстникам в семи областях (подражание, перцепция, мелкая моторика, крупная моторика, зрительно-моторная координация, познание; коммуникация и экспрессивная речь).

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.

Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Предлагаемые конспекты можно использовать воспитателям и психологу ДОУ.

Основные цели

1.Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

2.Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

3.Создать обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

4.Оказывать помощь в осознании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Тема занятия «Знакомство»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

5 стр., 2446 слов

Дополнительные ситуационные задачи

Больной 23 лет, студент, в течение 2 недель жалуется на сниженное настроение, утрату интересов, неуверенность в себе, нарушение сна, плохой аппетит. Несмотря на возникшие трудности в освоении учебной программе и постоянную обеспокоенность своим состоянием продолжает учёбу в институте. Каких-либо психотравмирующих событий, предшествующих этому состоянию, не было. Какие симптомы описаны? Каким ...

Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.

Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.

Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Развивать мимическую мускулатуру.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру общения.

Развитие толерантности детей

Виды деятельности: игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.

Оборудование:

пособие « Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.

Приветствие.

Участники встают в круг и берутся за руки.

 Психолог: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами! предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»

Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).

А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»

Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза, дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.

Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).

Психолог: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие артисты. Будете изображать эмоции героев.

Удовольствие

Рано утром на рассвете

      умываются мышата,

И котята и утята,

     и жучки и паучки…

Гнев

Ты один не умывался,

    и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки…

 — Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?

Страх

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу муху в уголок

Поволок…

Ужас

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит

Ухмыляется…

Удивление

Вдруг откуда-то летит,

Маленький Комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик…

Радость

То-то стало весело

 То-то хорошо!..

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

 — Кому легко было изображать героев? Кому трудно?

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

 Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку ... продолжайте ... ребенком. Методика «Кактус» (Приложение А) 2. Тест неоконченных предложений - моя семья – это… - мне очень нравится, ... ребенку. Игры, ... игра, ... ребенку возможность ... ребенок ... ребенком, ... игры: взрослый просит детей ... детей ... ребенка ... игр, ... ребенок ... ребенок ... детьми ... ребенок ... Ребенок в этой игре ... ребенок ... Ребенку ... ребенка. ... Ребенок ... Ребенок может ... Ребенок ... ребенка ... ребенок проецирует ...

 Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

 Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

 Если нравится тебе, то делай все.

Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает психолог).

Релаксация. Прогулка в лес.

 — Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).

Рефлексия

— Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.

Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересн

ое занятие.

А теперь мы улыбнемся,

 Дружно за руки возьмемся,

 И какие же слова,

 Говорим мы уходя?..

Тема занятия «Я радуюсь»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование у детей представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость посредством интеграции разных видов деятельности.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.

Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Совершенствовать умение определять причинно-следственные связи.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру общения.

Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.

Развитие толерантности детей

Виды деятельности: продуктивная, игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи, объяснение, беседа), практические (рисование), игра (хороводная), релаксация.

Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги А4, разделенный на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями, «диск музыкой,

магнитофон.

 Ход встречи. Приветствие.

 — Ребята, я рада встрече с вами, я рада вас видеть. Начнем занятие.

 Покажите своё настроение, улыбнитесь друг другу.

Детский сад – наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нем.

Вместе будем мы играть,

Веселиться, рисовать.

 — Каждое утро в нашем детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Разминка

* мимическая (с использованием соответствующих пособий);

— улыбнитесь, как солнышко;

— нахмурьтесь, как тучка;

— рассердитесь, как два барана, столкнувшись на мостике;

— изобразите испуганного зайчика;

— на расслабление и напряжение рук – упражнение «Ладошка-шарик»: дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка, солнышко (пальцы в стороны, напряжены) дождик (пальцы расслаблены).

— голосовая разминка «У меня все получится!»: Детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

 Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

 Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

 Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

 Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

 Если нравится тебе, то делай все.

(После игры все дети садятся за столы.)

 — Дети, сегодня у меня прекрасное настроение, мне приятно, я радуюсь … И я подумала о том, как много разных ситуаций могут вызвать у нас такие чувства. Они могут быть особыми для каждого человека, но есть такие, которые вызывают положительные эмоции у многих или даже у всех людей. Мне интересно: когда бывает радостно именно вам? Предлагаю нарисовать четыре ситуации, когда вы ощущаете радость. Пусть каждый из вас сделает четыре рисунка, которые являются продолжением фразы «Я радуюсь, когда…».

 — А теперь мы узнаем о том, чему радуется каждый из нас. Покажите, что вы нарисовали, и расскажите, когда вам приятно и вы испытываете чувство радости.

(Рисунки каждого ребенка вывешиваются на стенд, и каждый ребенок рассказывает о своих ситуациях).

Оказывать поддержку детям, затем в конце вывешиваю свой рисунок. Прокомментировать стенд, показать общность и индивидуальность продемонстрированных ситуаций.

Релаксация «Море»

Психолог: рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну).

По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд).

 Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду (совершает поочерёдные волнообразные движения вперёд).

Они ныряют вместе и по очереди (выполняют одновременные и поочерёдные волнообразные движения рук).

Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения).

Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются).

Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Рефлексия.

А теперь мы улыбнемся,

 Крепко за руки возьмемся,

 И какие же слова,

 Говорим мы, уходя?..

 (Дети сами находят слова прощания)

 

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... его агрессивность. Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его ... движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок ...