Социальная работа как система
Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы. Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно — исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.
В системе социальной работы, как практической деятельности есть следующие элементы:
Объект и субъект социальной работы отвечают на вопрос: кто действует в системе социальной работы и на кого направлено действие?
Основные сферы, социальной работы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы (здравоохранение, образование, общественные места, производство и т. д.), влияют на формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики.
Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.
Методы социальной работы. — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.
Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем
Система социальной работы может иметь общественный характер (как это было в дореволюционной России или в современном опыте скандинавских стран), а также государственный (как это было присуще советской модели социального обеспечения).
В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.
Целесообразно выделить условия эффективности существования системы социальной работы:
культурная и социальная целесообразность социальной работы;
адекватность системы социальным задачам и реальным возможностям общества;
Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...
... детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. ... Задачи работы: 1. Рассмотреть задачи и средства выполнения познавательных действий; 2. Раскрыть развитие воображения в младшем дошкольном возрасте; ...
готовность и подготовленность общества к реализации предлагаемой системы социальной работы.
Институты социальной работы — учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения (социальные службы официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно общественного характера).
Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работы демонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные.
методологические аспекты теории социальной работы
Философским основанием социальной работы, таким образом, являются внутренне присущая человеку способность к альтруизму, а так же практическая потребность самого общества в предельном разнообразии элементов социальной структуры.
Философские ценности социальной работы
Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от ее праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа, кто бы не представлял интересы социально уязвимых слоев населения, — общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека. Философская основа общественных учений и идеалов в конечном итоге образовала не только ценностные концепты индивидуального взаимодействия нуждающегося и помогающего субъектов, но и ценностные ориентации профессиональной социальной работы.
Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, мировоззренческий концепт профессиональной субкультуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.
Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией1.
1. Преимущества индивида по отношению к обществу
Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющие клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Социальный работник стоит на защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих.
2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с
клиентом
Конфиденциальность — средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, так как это может привести к изменению жизненных стратегий клиента, привести к ухудшению его жизненного сценария.
3. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений
Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации, имплицитные концепты взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости, «ты — мне, а я — тебе», не допустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм — основа профессионального взаимодействия. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.
Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...
... и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России? Что ... принадлежность социального работника к их профессиональной группе; - определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; ...
4. Стремление к социальным изменениям, соответствую
щим социальным познанным потребностям
Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизации общественных отношений. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований.
5. Готовность к передаче знаний и умений другим
Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание о ситуации, проблеме, осознание конфликтов и причин неудач являются определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов.
Социальный работник должен не отставать от появляющихся новых знаний, критически проверять их, вносить посильный вклад в развитие профессии.
6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям,
достойное их оценивание
Социальный работник выступает против любых форм дискриминации на основании расовой принадлежности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.
7. Стремление к развитию самопомощи клиента
Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен максимально приложить усилие к тому, чтобы не быть постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен становиться для клиента «костылем», на который тот постоянно будет опираться в трудной жизненной ситуации.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у социальных работников
... ресурсы. эмоциональное выгорание социальный работник Цель данной работы: исследовать симптомы синдрома "эмоционального выгорания" у социальных работников, изучить факторы, влияющие ... работников социальных служб и т.д. Проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам, или клиентам, ...
8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации
Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своихсилах, отсутствием должного внимания со стороны заинтересованных сторон.
9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию длявсех членов общества
Социальный работник должен принимать необходимые меры для доступа всех членов общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости. Профессиональная деятельность направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости.
Социолого-ориентированный подход к социальной работе
Среди социолого-ориентированных моделей теории социальной работы наиболее отчетливо обнаруживают себя, во-первых, те, что формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, что опираются на радикально-марксистские подходы. В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы.
Особенности модели теоретического обоснования социальной работы, опирающейся на системные представления о строении и развитии общества также полезно подчеркнуть. Системные идеи восходят к общей теории социальных систем Берталанфи (1971 г.).
В первоначальном своем варианте эта теория, как известно, была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в спою очередь есть часть сверх систем. Так, человек представлялся как часть общества, но состоящая из циркулирующих систем кровообращения, пищеварения, а также клеток, которые в свою очередь состоят из атомов, включающих в себя еще более мелкие частицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающих социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы.
Сегодня традиционно различают две формы использования теории систем в социальной работе: а) использование положений общей теории систем, о чем было сказано выше; б) разработка и использование экологической теории систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория «модели жизни». Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходит из того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация.
Социальные проблемы (бедность, загрязнение природы, дискриминация и пр.) осложняют условия бытия человека, сокращают возможность взаимной адаптации. Жизненные системы (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.
Курсовая работа Педагогическая система формирования патриотического ...
... общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Главным признаком старшего подросткового возраста, как ... самостоятельной работы. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе ... взрослый мир. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, которые мы хотели бы ...
Главной целью социальной работы в теории экосистем провозглашается обычно усиление адаптивных способностей людей, влияние на их окружение так, чтобы сделать компромиссы человека и среды обитания более адаптивными. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания.
В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он ориентирован как на группы населения, пользующегося спланированной официально централизованной поддержкой, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзьям, соседям, членам семьи, которые в этом нуждаются. Такая помощь бывает либо личная, либо общественная. Личная использует по преимуществу психологические возможности социономов и клиентов. Общественная (социальная) помощь использует воспитание и обратную связь, эффект воздействия специальных учреждений.
В целом же формулировка теоретических оснований социальной работы в контексте общих и экологических систем существенно отличается от абсолютного большинства традиционных подходов, существующих в современной теории социальной работы. Это отличие в главном сводится к тому, что системный подход акцент делает не на индивидуализацию и психическую проблематику клиента, а на социальный подход к оценке проблем его жизни, их типизацию, обобщение.
К числу наиболее существенных слабостей этого подхода к теоретическому обоснованию социальной работы обычно относят его недостаточную технологичность и конкретность в определении путей оказания помощи людям.
Теперь обратимся к радикальной и марксистской моделям обоснования теории социальной работы. Обе эти модели теоретического обоснования социальной работы характеризуются острой критикой традиционных подходов к пониманию сути, содержания, а также общественной значимости социальной работы. Их близость и 70-80-е годы стала очевидной.
Радикальная критика традиционных форм социальной работы уже и 70-е годы привела к обоснованию таких ее форм, как «наделение полномочиями», социальная адвокатура, повышение уровня и развитие самосознания. Обозначилась акцентировка на социальную самозащиту, повышение роли социальной субъектности.
Более длительным радикально-критическим отношением к социальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научного осмысления. В этой связи вполне определенно обозначились три позиции по отношению к социальной работе:
1) прогрессивная позиция, согласно которой социальная работа представляется как положительный фактор перемен, так как она связывает буржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения и нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила, способствующая коллективным действиям, подъему самосознания людей, осуществлению перемен;
2) репродуктивная позиция представляет социальных работников как агентов, служащих, осуществляющих классовый контроль, который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса, всех трудящихся;
Темы контрольных работ по дисциплине «Теория обучения»
... истории образования и педагогической мысли с другими науками (с теорией педагогики, историей общества, историей культуры, философией, психологией, частными методиками). Происхождение воспитания и зарождение ... цель. Воспитательная система в социуме. Виды и значение планов воспитательной работы. Тематика контрольных работ по дисциплине «История педагогики и образования» История образования и ...
3) противоречивая позиция характеризует социальную работу, с одной стороны, как полезное для трудящихся явление общественной жизни, которое дает возможность помогать нуждающимся, содействовать ослаблению капиталистического общества, обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. С другой стороны, социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в капиталистическом обществе, усиливая его, обеспечивая стабильность.
Радикалисты в области социальной работы ориентированы более однозначно. Они исходят из критики «традиционной» (психодинамической) социальной работы или других ее теорий, которые стремятся сохранить, усовершенствовать существующий социальный порядок как должное. Если обобщить радикальную критику традиционной социальной работы, то она в главном характеризуется следующими положениями:
а) объяснения в традиционной социальной работе сводят сложные социальные проблемы к индивидуально-психологическим. Имеется тенденция «найти» виноватого, жертву, возлагая ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение, на плечи клиентов. Она отвлекает внимание от социальных обстоятельств, во многом определяющих проблемы клиента;
б) традиционная социальная работа «повязывает» людей с социальными проблемами, отвлекая их от других дел, тех, которые могли бы помочь избежать трудностей;
в) традиционная социальная работа усиливает эксплуататорское общество, стабилизируя его снятием социальной конфликтности и др.
Однако, несмотря на критику, существуют многочисленные связи между радикальным подходом и традиционными концепциями социальной работы. Во-первых, и те, и другие согласны в том, что общество способствует появлению проблем личности, ее индивидуальной жизни; во-вторых, и те, и другие представляют отношения между людьми и обществом как трансакциональные, взаимные и интерактивные, т.е. дело представляется так, что мы можем оказывать воздействие на наши социальные обстоятельства так же, как и они на нас; в-третьих, оба подхода предусматривают автономность клиента; наконец, в-четвертых, и там, и там признается важность понимания клиентом своих обстоятельств жизни для влияния на них в лучшую сторону.
По преимуществу к социолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы принадлежит и так называемая разрешающая модель. Она предусматривает достижение следующих целей: 1) помочь клиентам увидеть и осмыслить себя как «каузальных агентов», способных к поиску решений существующих проблем; 2) содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему; 3) воспринимать клиентом социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем; 4) помочь воспринимать властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию.
Социолого-ориентированные модели социальной работы обозначили в 70-80-е годы усиление тенденций к ее комплексному осмыслению. И к началу 90-х годов стало возможным говорить о нескольких теоретических подходах к научному обоснованию социальной работы, которые носят разносторонний, no-существу — междисциплинарный, комплексный характер. При этом их целостность представляет уже новое качество рождающейся научной дисциплины — теории социальной работы.
Сталинский тоталитарный режим и общество в послевоенный период (1946–1952 гг.)
... Отныне установка на обновление становится главным мотивом социального поведения и главной причиной нарастания конфронтации общества и власти. Но это в последующем. А ... историки игнорировали субъективно-личностные факторы советской истории. Считалось, что субъективно-социальная история детерминирована политической и экономической (объективной историей). Умонастроения, социально-психологические, ...
Междисциплинарный, интегративный и комплексный характер социальной работы
Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного — области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научного обеспечения решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник. Его практическая деятельность весьма многогранна: на низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) это регуляция межличностных и групповых отношений, организация социального обслуживания населения, коррекция девиантного поведения, предупреждение и локализация конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактика и т.д.; на уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, кроме того, решает и проблемы занятости и миграции, занят осуществлением социоинженерного проектирования, круп: ных инновационных мероприятий в сфере производства и управления.
По своей природе социальная работа, имманентной характери
стикой которой является интегративность, не может опираться на
какую-то одну теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы пронизывают все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы.
Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень их распространения на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности — вот критерии условий, которыми проверяется любая теория, используемая на практике.
В частности, если объяснения, содержащиеся в определенной теории, помогают нам понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то эта теория является адекватной для данной формы практики социальной работы*.
Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в области его социальных прав и гарантий.
В то же время эти направления состоят из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются посредством разных форм и средств в зависимости от социальной ситуации. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не является эффективной.
Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категории, особенностей ее методов, исследованности проблем, составляющих ее основное содержание. Это еще раз подчеркивает междисциплинарный характер.
В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов проявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно использовать арсенал инструментария научного познания в комплексе: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. Это обеспечивает комплексный характер социальной работы.
Социально-педагогическая деятельность в современной обществе
... баллов – оценка « удовлетворительно» Задания для самостоятельной работы: 1.Социально-педагогическая деятельность в современной обществе Посещение библиотеки для составления списков литературы по социальной педагогике. Списки составляются согласно правилам составления библиографического ...
Итак, становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, ме-тодолого-мировозренческое их познание социальной работой как специфической областью социального знания.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, — такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия. Именно такой подход исключает сведение задач социальной работы с точки зрения теории только к обоснованию необходимости социальной помощи и социальной защиты населения.
Духовно-нравственные и социокупьтурные ценности общества и их связь с социальной работой
Возрождение духовно-нравственного потенциала нации на современном этапе российской истории — важнейшая предпосылка политического, экономического и социального прогресса, преодоления самого тяжелого кризиса, переживаемого Россией. В связи с этим исключительно актуально научное осмыслении истоков и путей возрождения традиций духовности общества, способствующих консолидации социальных групп и слоев.
В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Асоциально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все формы общественной жизни, придают особую актуальность решению этих проблем. Сегодня идеи добра и милосердия как никогда необходимы российскому обществу, в котором все более явственно проявляется неравенство людей. Общественность все больше начинает осознавать, что экономика сама по себе лишь средство, а не цель развития, что она выстроена в единую систему общественных отношений, духовной жизни и именно об этой системе должна быть проявлена забота и именно этой системе должно быть уделено внимание.
Нравственность является элементом общественной жизни»в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы, т.е. реально действующие моральные отношения между людьми, вырастают на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которое накладывает определенные моральные санкции на людей, нарушающих своим поведением принятые в обществе нравственные нормы.
Деятельность благотворительных организаций
... благотворительных организаций; -- изучить деятельность благотворительных организаций в России; --определить место благотворительных организаций в системе социальной помощи населению. Глава 1 1.1 Благотворительность: основные понятия Одной из проблем, препятствующих нормальному взаимодействию общества ...
Нравственный прогресс выражается прежде всего в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов, с позиций которых оценивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом.
Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума, общества— экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как благотворительность, милосердие и духовное развитие общества.
Вопросы духовного развития общества, нравственности его членов, благотворительности как проявления высоких патриотических устремлений и гражданских чувств частных лиц, общественных объединений всегда привлекали внимание общественности и исследователей: историков, социологов, философов, — поскольку формирование духовности нации есть краеугольный камень возрождения и укрепления великой державы:
Практическая жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких Духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практической деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. Ведь демократия — это прежде всего уважительная форма отношений людей, процесс создания благоприятного морально-психологического климата в стране с целью строительства и процветания общества.
Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянная забота о сохранений и рационализации использования духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры.
Культура (с лат. — «возделывание») — это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, Средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятельности в целях ее совершенствования и развития, общественного прогресса. Понятие это чрезвычайно многозначно, в связи с чем существует множество вариантов его определения. Культура разделяется на материальную, духовную и социальную — последняя представляет интерес для нашего исследования.
Социальная культура — это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений; воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура — составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума.
Ценности составляют ядро духовного мира человека, объединяют его чувства, мысли, волю в устойчивое целое и играют решающую роль в формировании личности, проявлении его социальной активности.
Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.
Понятие «благотворительность» используется наряду с близки
ми по значению терминами «милосердие», «социальная помощь»,
«социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналогами.
Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п. Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Любая благотворительность является, безусловно, социальной помощью и поддержкой, которые не всегда оказываются благотворительностью. Благотворительность — это, как уже говорилось, особая форма социальной помощи и поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи и поддержки нуждающимся.
В отличие от понятия «благотворительность» в понятии «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие—это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь, больше эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей, нежели рационально-психологическая оценка этих страданий. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной чести, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т.п. С другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире области, где проявляется благотворительность, — милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении, и в отношениях между врагами.
Как социокультурное явление благотворительность имеет в России свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет теоретическую и практическую ценность.
24. Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние
Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
• гуманизм, социальная справедливость;
• системность, непрерывность, преемственность;
• сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так, и по необходимым ресурсам);
• открытость (свободное выражение суждений всех групп и
слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);
• демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
• адресность мер по социальной защите населения
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их
интересов, поддержание целостной общественной системы,
стабильности и порядка;
• прогностическая;
• социальная защита населения;
• управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др.
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.
Механизм реализации социальной политики.
На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:
• субъект социальной политики — государство», представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на
регулирование социальных отношений;
• политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
• объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разно
образных формах проявления;
• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
• предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.
Государственно-правовые основы социальной работы
Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции (Основном законе) Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.
Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет ст. 7 Конституции».согласно которой Российская Федерация провозглашается социальным государством.
Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым. Социальный характер государства предполагает обеспечение каждому гражданину достойного его прожиточного минимума.
В Конституции Российской Федерации закреплены права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы; на отдых; охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальное обеспечение; на образование; государственную защиту семьи.
Административное, гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства также регулируют права, свободы и обязанности граждан, конкретизируют их, дополняют, но не могут противоречить конституционным нормам.
Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус — это правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных Конституцией и другими законами государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Правовой статус гражданина России проявляется посредством равных для всех граждан субъективных прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами.
Субъективное право — это вид и мера возможного поведения правомочного лица.
Гражданство — это устойчивая постоянная правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством.
Правовой статус гражданина Российской Федерации предусматри
вает равные для всех граждан субъективные права и обязанности
(юридические), которые закреплены Конституцией Российской
Федерации:
• личные права и свободы;
• политические права и свободы;
• социально-экономические права и свободы человека и гражданина;
• основные обязанности граждан.
Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами.
Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав или льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.
Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции.
Общественные и благотворительные оргонизации в системе социальной работы
В последние годы наблюдаются значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении
мероприятий по социальной защите населения.
Это свидетельствует о существенных изменениях в общественном сознании членов общества. Появляется осознание значительности личного участия в улучшении материального и духовного благосостояния людей. Деятельность общественных и благотворительных организаций — это проявление социальных инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально-экономической ситуации в стране, состояние системы социальной защиты населения и ее проблемы, стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Цели благотворительной деятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире. Это, например, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Однако по сравнению с ведущими странами мира в российском законе отсутствуют такие направления благотворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозных течений и конфессий и др. Очевидно, что эти проблемы должны в последующем стать предметом законодательного и нормативно-правового регулирования.
Право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане и юридические лица, которые могут индивидуально или объединившись (с образованием или без образования благотворительной организации) свободно выбирать цели этой деятельности и формы ее осуществления.
Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть неправительственной (негосударственной и немуниципальной), некоммерческой. Благотворительные организации создаются в виде общественных организаций (объединений), фондов, учреждений.
Учредителями благотворительных организаций могут быть только физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения не могут быть учредителями благотворительных организаций. Благотворительные организации обязательно должны зарегистрироваться в установленном порядке. Регистрирующий орган осуществляет контроль за их деятельностью.
Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Согласно закону она имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства. Благотворительные организации могут также объединяться в организации и союзы на договорной основе. Обязательное условие их деятельности — расходовать на благотворительные цели не менее 80% своих средств.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая значимость благотворительной деятельности, могут оказывать ее участникам поддержку и помощь посредством предоставлений льгот по уплате налогов, таможенных платежей, передаче в собственность на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества, размещения на конкурсной основе социальных заказов и т.д. В целях взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и благотворительных организаций могут создаваться советы (комитеты).
Их решения носят рекомендательный характер.
Споры между благотворительной организацией, гражданами и юридическими лицами рассматриваются в судебном порядке.
Согласно закону участники благотворительной деятельности имеют право участвовать в международных благотворительных проектах, открывать счета в учреждениях других государств, принимать пожертвования от иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных международных организаций.
Существуют разнообразные организационные формы российского благотворительного движения.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.) наиболее типичными формами общественных (благотворительных) объединений являются общественные организации, фонды, движения, учреждения.
Благотворительная общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения установленных целей.
Благотворительный общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого — формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Благотворительные учреждения — это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, соответствующих интересам участников и уставным целям указанного объединения. Это распространенная форма существования благотворительной организации, обычно предоставляет собой благотворительный центр (например, лечебно-реабилитационный), который непривычен для России. В центре используются различные методики, программы, формы помощи. Большинство программ благотворительных организаций (70%) невозможно реализовать силами и средствами ее участников, поэтому в работу вовлекается широкий актив. Две трети благотворительных учреждений занимаются решением проблем сиротства, широкомасштабной социальной реабилитацией детей-инвалидов, созданием центров адаптации, лечения и т.д. Некоторые учреждения имеют сразу несколько программ (от 2 до 10), но далеко не все из них осуществляются. Большая часть благотворительных учреждений имеет не программу деятельности, а скорее декларации о намерениях, в которых изложены наиболее общие цели и идеи их создателей.
Способы реализации программ можно разделить на три группы:
материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает; взаимопомощь и совместная организация досуга;
создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебной, реабилитационной, социально-педагогической.
Коллектив благотворительной организации — это не только ее штатные сотрудники, но и добровольцы, а также актив тех благотворительных обществ, которые не имеют ни одного оплачиваемого работника.
Штатных работников имеют, например, менее половины московских благотворительных организаций. Наибольшим штатом располагают крупные благотворительные фонды (Российский Детский фонд, Фонд «Дети России», «Дом детей-сирот»).
Для реализации какой-либо программы фонд или общество нанимают на договорной основе специалистов. Благотворительные организации формируют сегодня новый тип работника — профессионала в области социальной работы. Участниками благотворительной деятельности кроме благотворителей являются также добровольцы и благополучатели. Добровольцы — это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).
Благополучатели — это лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь благотворителей.
В организациях, занимающихся социальной педагогикой, — добровольцами являются обычно студенты, которые в процессе благотворительной деятельности получают профессиональную подготовку, возможность самореализации (иногда более конкретно: написание диплома или научной работы).
В ряде случаев добровольными помощниками становятся те, кого организация опекает.
В центрах лечения и реабилитации больных детей добровольцами нередко являются специалисты, которые бесплатно консультируют детей, хотя не состоят в штате.
28.Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных оргонизациях»
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охраны окружающей среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Право на осуществление благотворительной деятельности
Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления
Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.