Социально-педагогическая деятельность в современной обществе

Составлена на основание

Положения о бально-рейтинговой системе

оценки знаний студентов

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

от 01.09.2011

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в специальность» психолого-педагогическое образование профиль: «Психология и социальная педагогика»

Наименование курса

Уровень образования (бакалавриат, магистратура)

Количество зачетных единиц

Основы социальной работы

бакалавриат

2

Посещение аудиторных занятий (семинарских, практических, лабораторных)

За отсутствия на лекции снимаются баллы (2 часа-1 балл) с последующей отработкой (написание реферата по пропущенной теме, заданий выполняемых студентом входе интерактивных лекций)

Для текущего контроля проводятся понятийный диктант или тесты. (если студент имеет отрицательный результат по итогам проверочной работы у него снимается 4 балла, до момента отработки) Для итогового и промежуточного контроля предлагаются разработанные тестовые задания.

Тема

Краткое содержание

Характер и цель

Минимальное кол-во баллов

Максимальное кол-во баллов

1. Социально-педагогическая деятельность в современном обществе

Особенности социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности.

Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла вопросов плана семинара. Составление таблицы

1

2

3.Социальное воспитание как целевая функция социально-педагогической деятельности

Современные социально-педагогические концепции

Деловая игра (разработка и защита концепций)

2

4

4.Профессиональный портрет бакалавра психолого-педагогического образования

Сущность основных понятий

Составление кроссворда. При составлении вопросов, изменять понятия на собственное понимание («своими словами»)15-20 вопросов

2

4

Образовательный стандарт подготовки специалиста.

Творческая работа «Компетенции бакалавра психолого-педагогического образования»

2

6

5. Этика социально-педагогической деятельности

Нравственно-этический кодекс специалиста

«Свод этических законов социального педагога», а также определите слагаемые успеха его деятельности

2

6

Профессионально-этические требования

Работа в микрогруппах с материалом

1

2

6. Роли и функции социального педагога (8 часов)

Деятельность специалиста в различных сферах жизнедеятельности (образовательная система, система помощи и поддержки детства, система профилактики и т.д.)и социальных институтах.

Доклады студентов, с просмотром презентаций

2

6

Доклады студентов

Участие в дискуссии

1

2

Решение ситуации

Деловая игра «Пятый элемент»

2

4

7. Правовое поле специалиста

Личностные и профессиональные качества, имидж социального педагога

Творческая работа: «Составление портрета и имиджа»

2

6

8. Организация, критерии эффективности работы специалиста

Готовность специалиста к профессиональной деятельности.

Проанализировать таб. Р.В. Овчаровой, о критериях эффективности, дополнить собственными предложениями

1

2

Сущность профессиональной деятельности социального педагога.

«Введение в специальность»

Тест по курсу

2

10

ИТОГО

20

54

Самостоятельная работа

Тема

Задание для самост работы

Отчет о сам работе

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

1.Социально-педагогическая деятельность в современном обществе

Посещение библиотеки, составление списков литературы по социальной педагогике

Письменный

Проверка списков литературы

2

4

2.Возникновение и становление социальной педагогики как науки

Составить глоссарий, проанализировать

Письменный.

1

3

3.Социальное воспитание как целевая функция социально-педагогической деятельности

Обзор статей по проблемам научных исследований в области социальной педагогики

Письменный

1

5

4.Профессиональный портрет бакалавра психолого-педагогического образования

Написание Эссе «Почему я выбрал эту специальность»

Письменный

1

2

5.Этика социально-педагогической деятельности

Домашнее сочинение. Допишите утверждения:

По моему мнению, социальный педагог и психолог:

— должен…

— может…

– это…

— необходимо…

Письменный

1

3

6.Роли и функции социального педагога.

Подготовка доклада с презентацией о деятельности специалиста в различных сферах жизнедеятельности

Устный (доклад на семинарском занятии)

1

6

7.Правовое поле специалиста

Обзор правовых документов в области социально-педагогической деятельности

Письменный

Каталог, составление таблицы

2

4

8. Организация, критерии эффективности работы специалиста

Готовность специалиста к профессиональной деятельности

Разработать тест

1

3

9. Сущность профессиональной деятельности социального педагога.

Алгоритм деятельности социального педагога и психолога при разрешении проблемной ситуации

Письменный

3

6

ИТОГО по самостоятельной работе

13

36

ИТОГО ПО КУРСУ

33

90

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Задание текущей аттестационной работы

Продукт

Форма отчета

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Описать деятельность одной из социально-педагогических служб, центров района проживания

Реферат

письменный

2

10

ИТОГО по дополнительному заданию

2

10

ИТОГО

35

100

100 балла- 100%

91-100%- от максимальной суммы — оценка «отлично»

76-90% — от максимальной суммы – оценка «хорошо»

61-75 % — от максимальной суммы – оценка «удовлетворительно», ( «зачтено»).

ИТОГО:

91-100 баллов – оценка «отлично»

77-90 баллов – оценка «хорошо»

61-75 баллов – оценка « удовлетворительно»

Задания для самостоятельной работы:

1.Социально-педагогическая деятельность в современной обществе

Посещение библиотеки для составления списков литературы по социальной педагогике. Списки составляются согласно правилам составления библиографического списка. Количество 10-15 источников.

2. Возникновение и становление социальной педагогики как науки .

Составить глоссарий. Глоссарием называется терминологический словарь. Структура нашего глоссария следующая: термин — определение его сущности — ассоциация, которую вызывает в сознании данный термин. При оформлении глоссария необходимо каждую страницу разделить на три части. Давая определение, обратите внимание на четкость и научность формулировки термина. Ассоциация может быть представлена в виде рисунка, цвета или цветового сочетания (палитры), геометрической фигуры или их сочетаний и т. д. В любом слу­чае необходимо одновременно подключить фантазию и логику.

Например: «Социальное воспитание», «социализация», «социальное становление», «социальное формирование» и т.п.).

Количество понятий 15-20.

3. Социальное воспитание как целевая функция социально-педагогической деятельности.

Подготовить аннотацию 3-5 статей по проблемам социальной педагогики в современном обществе. Источник: журнал «Социальная педагогика», любой номер за 2010 – 2013 год.

Методические рекомендации по составлению аннотаций:

Аннотация – это краткий ответ на вопрос «О чем эта статья?».

Аннотация дает понять найдет ли читатель что-то интересное по теме своей работы. Поэтому в качестве аннотации обычно даются три — пять  предложений, в которых описана область, которой посвящена статья, и выводы.

Как правильно составить текст аннотации? Самый лучший способ – попробуйте рассказать кому-нибудь в трех- пяти предложениях, чему посвящена статья, для чего она написана, какие выводы в ней делаются.

Оформляется аннотация следующим образом: сначала указывается автор статьи, затем её название, далее дается ссылка в каком номере журнала за какой год опубликована статья, далее указываются номера страниц журнала на которых расположена статья (номера страниц указываются в виде интервала, например «с. 26 – 29»).

Далее следует собственно текст аннотации.

4. Профессиональный портрет бакалавра психолого-педагогического образования

Написать эссе на тему: «Почему я выбрал эту профессию»

Методические рекомендации по написанию эссе:

Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Жанр эссе имеет свою специфику — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свою точку зрения соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Эссе должно содержать: обоснование актуальности темы; четкое изложение сути авторского мнения по заявленной проблеме; аргументы и доказательства своей точки зрения (возможно с использованием цитат, статистических данных, результатов исследований); выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. 

При написании эссе следует избегать таких фраз, как «В данном эссе я расскажу о…», «В этом эссе рассматривается проблема…» и т.п. Следует заменить их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, ведь основная цель эссе — заинтересовать, донести до читающих точку зрения автора, заставить задуматься о прочитанном, сделать свои собственные выводы по исследуемым вопросам.

Главное при написании эссе — высказать свою точку зрения.

Объем эссе: 2 – 3 страницы.

5. Этика социально-педагогической деятельности

Написать сочинение, отразив в нем собственные мысли на утверждения:

По моему мнению, социальный педагог и психолог:

— должен…

— может…

– это…

— необходимо…

Объем сочинения: 2-3- печатные страницы.

6. Роли и функции социального педагога

Подготовить реферат и презентацию (в формате powerpoint) о деятельности специалиста в различных сферах жизнедеятельности (образовательная система, система помощи и поддержки детства, система профилактики и т.д.)и социальных институтах. деятельности любой социально-педагогической службы, учреждения, центра Ярославской области.

Структура и содержание реферата.

  1. Ориентировочный объем – 7 – 10 страниц.
  2. Текст должен состоять из краткого введения, основной части и заключения. Во введении приводится анализ существующих подходов к теме, самостоятельная трактовка ключевых понятий темы, выделяется центральная проблема. В основной части дается систематизированное, аргументированное решение проблемы, предлагается анализ рассматриваемого педагогического феномена, объясняется его значение для современного образования. Заключение представляет собой краткие выводы и возможные перспективы рассмотрения темы.
  3. Критерии для оценивания рефератов: знание предмета исследования, логичность изложения, самостоятельность, творческий характер, аргументированность позиции.

Тематика рефератов:

  1. Взаимодействие социального педагога с школой, государственными и общественными организациями
  2. Социальный педагог в школе
  3. Социальный педагог в дошкольном учреждении
  4. Социальный педагог в школе – интернате
  5. Семья и социальный педагог
  6. Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями
  7. Работа социального педагога в учреждении дополнительного образования
  8. Социальный педагог в исправительном учреждении
  9. Работа социального педагога по месту жительства
  10. Социально-педагогическая волонтерская деятельность.
  11. Особенности психолого-педагогической помощи и поддержки детям группы риска
  12. Профилактика девиантного поведения детей.
  13. Психолого-педагогическая помощь в период личностных кризисов.
  14. Работа с детьми сиротами
  15. Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность специалиста с неблагополучной семьей.
  16. Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность специалиста с неполной семьей.
  17. Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность специалиста с молодой семьей.

Методические рекомендации по подготовке презентаций:

Презентация – это образовательный продукт, который представляет собой набор слайдов, на которых информация предъявляется в виде текста, изображения, аудиоматериалов и видеороликов. Слайды готовятся вместе с устным отчетом о достижениях, например, о результатах решения проблемы, выполнения учебного проекта. При этом необходимо выполнение нескольких условий, которые обязательно предполагают все виды рефлексии:

  1. оценить достижения по вектору цель→результат. Если цель достигнута не полностью, определить причины этого;
  2. выявить наиболее значимые достижения, дать оценку их новизне (субъектную или научную);
  3. определить форму, в которой информацию целесообразно представить на слайде (текст, график, рисунок и т.д.) с учетом сложности информации, ее новизны для остальных учащихся класса. Текстовые слайды должны иметь структуру. Существующие программы позволяют достаточно просто менять форму представления информации;
  4. продумать функцию каждого слайда в ходе презентации (иллюстрация, опорный сигнал, пояснение, пример и т.д.) в соответствии с общей целью работы. С учетом этого определить время, необходимое на показ каждого слайда;
  5. подсчитать общее время презентации, в случае необходимости скорректировать количество и содержание слайдов.
  6. продумать возможные вопросы по содержанию выступления и слайдов, подготовить ответы.

7. Правовое поле социального педагога

Обзор законов и положений, обеспечивающих социально-педагогическую деятельность в современных условиях развития общества. Составление каталога 3-5. Результаты представить в виде таблицы:

Название закона

Его номер, дату принятия

Целевая аудитория (для кого может быть применен)

Сущность закона

1

2…

8. Организация, критерии эффективности работы специалиста.

Разработать тест позволяющий определить уровень готовности психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности. Тест должен включать не менее 20 вопросов разных уровней сложности.

9. Сущность профессиональной деятельности социального педагога.

Алгоритм деятельности социального педагога и психолога при разрешении проблемной ситуации. Необходимо описать решаемую ситуацию, схематично изобразить алгоритм действий специалиста, описать какие цели, задачи ит методы использовались на каждом этапе (в виде таблицы)

Название этапа

Цель

Субъекты

Методы

1

2…

Дополнительное задание для самостоятельной работы:

Описать деятельность одной из социально-педагогических служб, центров района проживания. Результат представить в виде реферата (требования к оформлению смотри в теме 6).