ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7

1.1. Характеристика понятия «профессиональное мастерство педагога дошкольного образовательного учреждения» 7

1.2. Сущность управления повышением профессиональное мастерство педагогов 14

1.3. Деятельность руководителя по организации повышения квалификации педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения 38

Выводы по 1 главе 40

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 42

2.1. Изучение профессионального мастерства педагогов в МБДОУ № 288 дошкольном образовательном учреждении 42

2.2. Целенаправленная методическая работа в МБДОУ № 288 по повышению квалификации педагогических работников 46

Выводы по второй главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 59

ВВЕДЕНИЕ

В условиях обновления содержания образования возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

7 стр., 3256 слов

Документация педагога социального учреждения образования

Нормативно-правовая база (регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества, государственные, региональные, внутришкольные документы) - Приложение 1 Планирование работы педагога социального, отчётно-аналитическая документация: аналитический отчет работы педагога социального за предыдущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования - Приложение 2 план работы ...

Условием успешной социализации детей дошкольного образовательного учреждения является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы ДОУ акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности является развитие профессионального самосознания педагогов и определение путей и средств его профессионального саморазвития.

В связи с модернизацией образования в России, педагогические работники ДОУ нуждаются в повышение квалификации или профессиональной переподготовке. Механизмы, действующие в школе сегодня, не решают этой проблемы в полном объёме. Единственной системой способной подготовить учителя к введению новых стандартов является система повышения квалификации, профессиональной переподготовки в силу присущих ей качеств: гибкость к изменениям, ориентации на существующий спрос и индивидуализацию обучения, ориентацию на последние достижения в науке и технике; использование эффективных методов, технологий и средств обучения. Все вышесказанное объясняет актуальность данной работы.

Цель исследования: разработать и экспериментальным путём проверить эффективность организационно-педагогических условий повышения профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы повышения профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения в педагогических, психологических исследованиях, нормативных документах.

2. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия, эффективно влияющие на повышение профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

5 стр., 2028 слов

организационно-педагогические особенности управления повышением профессионального мастерства педагогических работников в ДОУ.

... психологической служб дошкольного учреждения, включение в методическую работу педагогов Объект исследования: процесс повышения профессионального мастерства педагогических работников в ДОУ. Предмет исследования: организационно-педагогические особенности управления повышением профессионального мастерства педагогических работников в ДОУ ...

3. Экспериментально проверить организационно-педагогические условия повышения профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: процесс управления повышением профессионального мастерства педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: организационно-педагогические условия повышения профессионального мастерства педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: процесс повышения профессионального мастерства педагогических работников ДОУ, возможно, будет эффективно осуществляться при реализации следующих организационно-педагогических условий: использовании инновационных подходов к управлению методической работой, формирования профессиональной среды, способствующей успешному творчеству педагогов.

Источниками информации для написания работы по теме «Деятельность руководителя образовательного учреждения по повышению профессионального мастерства педагогических работников» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных этой тематике, справочная литература и прочие источники информации.

Нормативно-правовую основу исследования составляют: Закон РФ «Об образовании» (от 1.07.1992 г., с последующими изменениями и дополнениями), Концепция дошкольного образования (16.06.1989 г.), Концепция раннего детского возраста (1994 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (11.02.2002 г., приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовании».

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, изучение опыта работы, систематизация, анализ, синтез; эмпирические: опытная работа, наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, экспертное оценивание; методы математической статистики.

7 стр., 3222 слов

Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности

3.1. Профессиограмма педагога Как мы уже отмечали, учитель в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения этих функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама специфика педагогического труда предъявляет к нему, к его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами. Попытка ...

Этапы исследования: (2012 – 2013 гг.).

I этап: ориентировочно-поисковый (2011 – 2012 гг.).

Анализировалась философская, психолого-педагогическая литература, определялись методологические и теоретические основы исследования, цель, объект и предмет исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, уточнялся понятийный аппарат.

II этап: констатирующий (2012 г.).

Разрабатывалась программа исследования, определялись и уточнялись показатели оценивания уровня профессиональной квалификации педагогов. Проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

III этап: формирующий (2012 г.).

Выявлялись и апробировались педагогические условия, способствующие более эффективной организации процесса повышения профессионального мастерства педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении.

IV этап: аналитико-обобщающий (2012 — 2013 г.).

Проводился сравнительный анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось оформление материалов исследования.

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из 2 глав, заключение, список литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Характеристика понятия «профессиональное мастерство педагога дошкольного образовательного учреждения»

Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Педагогическая теория оценивает педагога, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен обл…….

9 стр., 4292 слов

Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2013 г.)   В соответствии с подпунктом 34) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алехина ИВ. Самоменеджмент в деятельности учителя: Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования педагогических работников. — Брянск, 2010. – 342с.

2 Аралова М.А. Формирование коллектива / М.А. Аралова. – М.: Знание, 2010. – С.29.

3 Блауберг, И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский , Э. Г. Юдин. — М.: Знание, 2009. — 48 с.

4 Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. — М.: Мысль, 2008. — 214 с.

5 Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент. / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский . — М.: Педагогика, 2011. — 267 с.

6 Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. — М., 2010. – 452с.

7 Вульфов, Б. З. Профессиональная карьера учителя // Мир образования. — 2012. — № 1. — С. 48–51.

8 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2011. — 479 с.

9 Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. — М., 2002. – 411с.

10 Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого учителя // Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / М–во образования Респ. Беларусь, Нац. ин–т образования, Ассоц. педагогов–исслед.— Минск, 2012. — С. 13–20.

11 Загвязинский. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 2009. — 160 с.

12 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999. – 390с.

13 Иванова СП. Современное образование и психологическая культура педагога. — Псков, 1999. – 465с.

14 Ильин Г.Л. Психология педагогического управления: Учеб. пособие. — М., 2008. – 490с.

15 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М., 2007. – 534с.

16 Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. — СПб., 2008. – 548с.

17 Князева Н.Н. Педагогическая деятельность и творчество учителя: Учеб. пособие. — Омск, 2006. – 243с.

14 стр., 6843 слов

Программы учебной и производственных практик Специальность050706- Педагогика и психология

... психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию ... . - 256 с. Педагогическая практика: Учеб. пособие для студентов пединститутов. /Под ред. В ... воздействие личности учителя и его деятельности на уроке Воспитательное воздействие личности учителя, внешность ...

18 Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность. — М., 2008. – 529с.

19 Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. — М., 2001. – 312с.

20 Кузьменкова О.В. Диагностика и развитие личности учителя: Метод, пособие. — Оренбург, 2009. – 355с.

21 Кухарев, Н. В. Стимулирование педагогического творчества / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. — 144 с.

22 Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя учебного специального учреждения: Инструктивно-методическое направление/ Л.С. Маркова. — М, 2009. – 479с.

23 Психологические основы творческой деятельности педагога: Учеб.-метод. пособие. — Пятигорск, 2009. – 147с.

24 Развитие творческой активности школьников / Под ред. A . M . Матюшкина. — М., 2001. – 326с.

25 Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. — СПб., 2009. – 386с.

26 Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. — М., 2011. – 435с.

27 Степаненков, Н. К. Педагогика: Учеб. пособие / Н. К. Степаненков; Бел. гос. пед. ун–т. — Минск: Изд. Скакун, 2008. — 448 с.

28 Сластенин, В. А. Формирование творческой личности будущего учителя // Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 79–85.

29 Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М., 2007. – 422с.

30 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 2001. – 358с.

31 Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. — М., 2005. – 423с.

32 Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. — Казань: Изд–во Казан. гос. ун–та, 2009. — 317 с.

33 Чинкина, Н. Ш. Помогите учителю стать творцом // Нар. образование. — № 3. — 2010. — С. 120–125.