МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
«Утверждаю»
Начальник
Московского университета
МВД России
генерал-лейтенант полиции
Н.В.Румянцев
« ___ »_____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
для курсантов факультета подготовки следователей, факультета подготовки дознавателей, международно-правового факультета, обучающихся по специальности
030901.65 — «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Москва – 2012
Рабочая учебная программа дисциплины «Социология» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 — «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Рабочая учебная программа подготовлена:
-Гусевым Н.Н., доцентом кафедры, кандидатом философских наук, доцентом;
-Лощаковым Д.Г., доцентом кафедры, кандидатом философских наук, доцентом.
Рецензенты:
1. Новик В.К., профессор кафедры социологии Военного университета Министерства обороны РФ, кандидат исторических наук, профессор.
2. Аблеев С.Р., начальник кафедры философии Московского университета МВД России, доктор философских наук.
Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:
— на заседании кафедры социологии и политологии «21» февраля 2012 г. Протокол заседания кафедры № 2;
— на заседании методического совета Университета «__»_______ 2012 г. Протокол №___;
— на заседании ученого совета Университета «__»________ 2012 г. Протокол №___.
Цель и задачи дисциплины.
Цель преподавания дисциплины — обеспечить обучающихся социальными знаниями и навыками, необходимыми для ориентации в жизни общества, формирования личностной, гражданской позиции, осознанного и эффективного выполнения ими своих профессиональных обязанностей по реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охране общественного порядка, предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и других правонарушений.
Задачи дисциплины:
1.Дать обучающимся знания в области истории и методологии социологической науки, ознакомить их с современными социологическими концепциями и течениями.
Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления
... 1.1. Рабочая программа учебной дисциплины Комарова Н.М. Психология управления. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014 г.(рукопись, электронная версия) Кафедра государственного ... знаний, а также требует применения фундаментальных положений данного направления науки, тем самым, обуславливая достижение студентами необходимого уровня профессионализации. Дисциплина ...
2.Сформировать у обучающихся научное социологическое представление об обществе как сложной социокультурной системе, о социальных проблемах современного российского общества и тенденциях его развития.
3.Выработать у обучающихся понимание значения общественных факторов социализации личности, ее социальных ролей и причин девиантного поведения.
4.Способствовать формированию у обучающихся понимания причин социальных конфликтов и способов их разрешения в интересах обеспечения общественной безопасности, а также навыков толерантного поведения в многосоставном полиэтничном обществе.
5.Привить обучающимся элементарные навыки самостоятельного сбора и оценки первичной социологической информации, научного анализа общественных проблем, в том числе связанных с профессиональной деятельностью.
Место дисциплины в структуре ООП.
Учебная дисциплина входит в цикл – гуманитарный, социальный и экономический С.1.1.7. Её преподавание и изучение основывается на общекультурном развитии и социально-психологических характеристиках обучающихся, позволяющих успешно осваивать гуманитарные, социальные и экономические дисциплины, осознании ими смыла своей будущей профессиональной деятельности специалиста в области правового обеспечения национальной безопасности. Преподавание и изучение социологии опирается на знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися в результате изучения учебных дисциплин «История», «Философия», «Логика». Для овладения социологическими знаниями обучающимся необходимо знание истории России и всеобщей истории, предоставляющих необходимый иллюстративный и фактический материалы. Изучение социологии требует знания обучающимся законов и категорий социальной философии, умение применять эти законы и категории для познания сущности, взаимосвязи, взаимообусловленности и противоречивости разнообразных общественных явлений и процессов, их анализа и оценки. Обучающиеся должны обладать развитым логическим мышлением, владеть приемами построения суждений и умозаключений, навыками аргументации и доказательства. Необходимыми являются также умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, другими источниками информации, поиска и анализа социальной информации, оценки ее содержания и характера.
Учебная дисциплина «Социология» предшествует учебным дисциплинам: «Политология», «Криминология», «Психология конфликта», «Семейное право», «Этнопсихология», «Основы теории национальной безопасности».
Требования к результатам освоения дисциплины. Преподавание и изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
Преподавание и изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
а) общекультурных:
— способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1) — в части, касающейся представлений о факторах социальной стабильности и безопасности, знания социальных ролей сотрудника правоохранительных органов;
изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность ...
... ее как «искусство, требующее от педагога глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической деятельности, основных ее ... и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самовоспитания и самообразования. В связи с этим актуальной проблемой системы ...
— способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2) — в части, касающейся представлений о факторах социализации и социальной адаптации личности;
— способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3) – в том числе на основе знания социально-стратификационной и национально-этнической структур российского общества, понимания значения процессов внутренней интеграции для обеспечения национальной безопасности;
— способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4) — в части, касающейся понимания сущности социального взаимодействия, социальных процессов и знания их разновидностей;
— способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5) – в том числе на основе знания своих социальных статусов и ролей в социальных организациях, понимания сущности социальных институтов и содержания корпоративных интересов;
— способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6) – в том числе на основе понимания сущности социальных и правовых институтов, природы и факторов делинквентного и девиантного поведения;
— способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7) — в том числе на основе знания своих социальных статусов и ролей в социальных организациях, понимания сущности социальных институтов и содержания корпоративных интересов, а также понимания социального и этнического состава российского общества, значения процессов внутренней интеграции для обеспечения социальной стабильности;
— способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9) — в части, касающейся знания основных концептуальных социологических парадигм в понимании общества и социальных процессов, а также представления об эмпирических методах сбора социологической информации;
-способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11) – в том числе на основе понимания процессов социальной адаптации и социализации;
— способность осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14) — в части ведения полемики и дискуссии по проблемам функционирования и развития общества и его институтов;
— способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16) – в том числе касательно первичной социальной информации.
б) профессиональных:
— способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11) – в том числе на основе социальных характеристик личности и солидарного социального взаимодействия;
— способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-27) – в части касающейся первичной социальной информации.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
— предметную область, теоретические и методологические основы, законы и понятийно-категориальный аппарат социологии, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности (ОК-2;ОК-4; ОК-9);
— мировоззренческие, методологические и логические основыюридического мышления (ОК-1; ОК-2;ОК-4;ОК-5;ОК-9;ОК-11);
— основные компоненты общественной системы, их функции и причины дисфункций, стратификационную структуру общества (ОК-4; ОК-7;ОК-9);
— основные социальные институты, обеспечивающие социализацию личности и воспроизводство социальных отношений, стабильность и безопасность общества, социальные факторы национальной безопасности, закономерности и тенденции развития общества (ОК-1; ОК-3;ОК-4;ОК-5);
— методологические принципы и методы прикладной социологии, возможности применения социологических знаний в профессиональной сфере (ОК-2;ОК-3;ОК-4;ОК-5;ОК-7;ОК-9;ОК-11;ОК-16).
уметь:
— применять социологические знания в профессиональной сфере методикунаучно-аналитической работы к различным социальным объектам (ОК-2;ОК-3;ОК-4;ОК-5;ОК-7;ОК-9;ОК-11);
— определять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации (ОК-2;ОК-3;ОК-4;ОК-5;ОК-7;ОК-9;ОК-11);
— анализировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов, природу и возможные пути предупреждения девиантного поведения в различных группах социального риска (ОК-2;ОК-3;ОК-4;ОК-5;ОК-7;ОК-9;ОК-11);
— правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей (ОК-2;ОК-3;ОК-4;ОК-5;ОК-6;ОК-7;ОК-9;ОК-11);
— применять социологические знания в социальном взаимодействии с представителями различных социальных общностей (ОК-2;ОК-3;ОК-4;ОК-5;ОК-7;ОК-9;ОК-10;ОК-11).
владеть:
— основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием социологических знаний (ОК-2;ОК-4;ОК-5;ОК-9);
— навыками научного мышления ; навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-2;ОК-4;ОК-9; ОК-14);
— навыками толерантного поведения; навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-1;ОК-7;ОК-11).
Объем (трудоемкость) дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Контрольная работа (КР) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | 10 | 10 |
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Практикум | ||
Подготовка к контрольной работе | ||
Другие виды самостоятельной работы | 12 | 12 |
Курсовая работа | ||
Реферат | ||
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет | ||
Промежуточная аттестация зачет | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
Содержание дисциплины.
Содержание разделов (тем) дисциплины.
Раздел I. Методологические основы социологии и ее структура.
Тема 1. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук.
Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук. Соотношение социологии с социальной философией, историей, психологией, политологией и другими науками о человеке и обществе. Структура социологического знания: эмпирические исследования, теории среднего уровня (специальные и отраслевые), теоретическая социология (общесоциологическая теория).
Фундаментальные и прикладные исследования в социологии. Методы социологической науки и ее функции. Значение изучения социологии для будущих сотрудников органов внутренних дел.
Социология права как отраслевая социологическая теория, ее предмет и методы. Социальная обусловленность и социальная эффективность права. Правоохранительная деятельность в системе социального контроля. Взаимодействие общей социологии, криминологии, социологии права, социологии девиантного поведения в исследовании криминальной сферы.
Тема 2. Классические социологические теории.
Основные направления современной социологии.
Классические школы социологии XIX — нач. XX вв. О.Конт -основоположник социологии, основатель позитивистской социологической школы. Развитие идей Конта в рамках позитивистской социологии конца XIX — начала ХХ вв. (Г.Спенсер, Г.Тардт, Ф.Тённис, Э.Дюркгейм).
Марксистская социологическая теория. Общие черты и различия марксистской и позитивистской социологии. Антипозитивистское направление в социологии. «Понимающая социология» М.Вебера. Методологическое значение идей классических школ для современной социологии.
Основные направления развития социологии в постклассический период. Эмпирическая социология в США («Чикагская школа», У.Томас и Ф.Знанецкий, П.Лазерсфельд).
Теоретическая социология ХХ века. Макросоциологические (структурные) и микросоциологические (интерпретивные) парадигмы. Основные концепции макросоциологии: структурный функционализм Т.Парсонса, Р.Мертона, социология конфликта Л.Козера, Р.Дарендорфа. Основные микросоциологические теории: символический интеракционизм Дж.Г.Мида, Г.Блюмера, Э.Гоффмана, теория обмена Дж.Хоманса, П.Блау. Перспективы развития Западной социологии (теория коммуникативной деятельности Ю.Хабермаса).
Особенности развития социологии в России.
Тема 3. Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов.
Изучение социальных фактов – основная функция эмпирической социологии. Значение социальной информации для повседневной жизнедеятельности общества и управления им. Использование социологической информации в деятельности органов охраны правопорядка. Сбор социологической информации. Сравнительный анализ методов сбора данных в эмпирической социологии (наблюдение, опрос, социально-психологическое тестирование, изучение документов, социальный эксперимент) и возможность их применения в исследовании криминальной сферы. Принцип соответствия методов сбора социологической информации задачам, предмету и концепции исследования.
Социологическое исследование как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Этапы социологического исследования. Программа социологического исследования, её структура и функции. Основные понятия выборочного метода в социологии. Виды выборок. Разработка анкеты (опросного листа).
Обработка первичной социологической информации. Основные направления социологических исследований, проводимых в интересах органов охраны правопорядка. Исследование мнения населения о деятельности правоохранительных органов.
Раздел II. Основы социологического анализа общества.
Тема 4. Общество и его структура.
Основные социальные институты.
Категории «население», «общество» и «социальная система» в социологии. Общество как социокультурная система. Типы социальных систем. Социальные и социетальные системы. Понятие мировой системы. Функции социальных систем.
Социальное действие, его основные признаки. Взаимодействие как простейшее социальное явление и его структурные элементы. Классификация основных форм социального взаимодействия. Социальное отношение как сложный вид социального взаимодействия, его характерные признаки.
Социальный институт — организованная система связей и социальных норм, традиций и ценностей, стандартизированных образцов поведения, возникших в процессе удовлетворения важнейших общественных потребностей. Понятие институционализации и её этапы. Признаки, функции и виды социальных институтов. Социальные институты семьи и брака. Понятия «брак» и «семья» в социологии. Брак и родство как основания семьи. Функции семьи. Стадии жизненного цикла семьи. Исторические формы брака и типы семьи. Гендерная идентичность в современном обществе. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений в России. Национальная безопасность как социальный институт. Социальный институт охраны правопорядка. Общественное мнение как институт.
Сущность, структура и виды социальных общностей, условия их возникновения, сохранения и распада. Массовые и групповые общности. Большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Организованные социальные группы (социальные организации), их характерные черты и структура. Бюрократическая организация, её достоинства и недостатки.
Социальная структура общества, её элементы и основания классификации.
Тема 5. Личность в системе социальных связей.
Понятие личности в социологии и основные подходы к её изучению. «Личность» в социологии и юридических науках. Социализация личности как процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей, сложившихся в обществе образцов и стереотипов поведения. Факторы, механизмы и этапы процесса социализации. Проблема ресоциализации и её место в деятельности органов внутренних дел.
Статусно-ролевая концепция личности. Социальный статус личности в группе, позиция группы в социальной структуре общества. Виды социальных статусов: предписанный и достигаемый статус, главный и второстепенный, формальный и неформальный. Статусный профиль личности. Проблема несовпадения и несовместимости социальных статусов. Понятия социального пространства и социальной дистанции. Социальная роль, ролевое ожидание и ролевое исполнение. Социологическая характеристика личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации. Причины возникновения и пути разрешения ролевых конфликтов.
Тема 6. Социология девиантного поведения.
Девиантное поведение личности и основные подходы к его определению. Девиантное и делинквентное поведение. Девиантное поведение как полидетерминированное явление. Социокультурные и естественно-биологические предпосылки девиантного поведения.
Девиантное поведение и проблемы адаптации личности к социальным нормам и ролям. Социальное расслоение и конкуренция как источники девиантного поведения. Социальная дезорганизация как фактор девиантного поведения. Гендерные и возрастные аспекты девиации. Причины роста девиантного поведения в период юности. Стигматизация как фактор девиантного поведения. Классификация форм девиантного поведения в социологии. Типология индивидуального поведения Р.Мертона. Тенденции эволюции девиантных форм поведения в современном российском обществе.
Тема 7. Социальное неравенство:
основания и механизмы социальной стратификации.
Естественные различия и социальное неравенство между людьми. Депривация. Понятие социальной стратификации. Основные категории стратификационного анализа: социальный слой, социальная группа, класс.
Социально-дифференцирующие признаки. Влияние общественного разделения труда, отношений собственности и власти на место социальных субъектов в общественной иерархии. Социальный статус и социальная роль.
Исторические формы социальной стратификации — рабство, касты, сословия, классы, — их характерные признаки. Классовая система социальной стратификации. Динамика социально-классовой структуры российского общества. Формы социального неравенства и феномен бедности в современной России. Маргинальные слои российского населения, их состав и криминогенный потенциал. Тенденции развития социально-классовой структуры российского общества. Место работников органов внутренних дел в социально-классовой структуре российского общества в советский период и в настоящее время. Корпоративные интересы работников правоохранительных органов и их соотношение с интересами других социальных и профессиональных групп населения.
Социальная мобильность и ее виды. Каналы социальной мобильности в «открытом» и «закрытом» обществах.
Тема 8. Национально-этническая структура общества.
Этнос как социальная общность, его признаки и условия формирования. Взаимосвязь этнических общностей с другими типами социальных общностей: социально-демографическими, территориальными, расовыми, религиозными. Понятие этнической группы и диаспоры. Исторические типы этнических общностей. Общие и особенные признаки рода, племени, народности, нации. Многообразие подходов к определению нации. Влияние политических, экономических, социальных и культурных условий на формирование нации и национального самосознания.
Типология межэтнических отношений. Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Этнический фактор в современном мире. Феномен «этнического возрождения» и его возможные социальные и политические последствия. Этноцентризм как социокультурный феномен. Проблема национализма.
Этнический состав населения и современное состояние межнациональных отношений в Российской Федерации. Этнический состав и проблемы межнациональных отношений региона.
Тема 9. Социально-демографическая структура общества.
Понятие народонаселения. Основные демографические показатели общества: численность населения, плотность, пол, возраст, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, брачность, разводимость, характер и уровень миграции. Абсолютные и относительные показатели народонаселения. Факторы, влияющие на изменение численности и состава населения.
Социально-демографическая структура общества и ее виды. Половозрастная пирамида населения. Воспроизводство населения как исходное условие существования общества. Основные типы воспроизводства населения. Теория «демографического перехода». Влияние демографических процессов на экономическое, политическое и культурное развитие общества. Молодежь как специфическая социально-демографическая общность. Демографическая ситуация в современной России. Причины низкой рождаемости и изменения структуры смертности. Миграция населения. Влияние социально-демографической ситуации в России на экономическое, социальное и политическое развитие страны, на уровень и характер преступности. Угроза депопуляции и проблема демографической безопасности. Перспективы развития демографической ситуации в России.
Тема 10. Социальные изменения и социальные процессы.
Социальные изменения и социальная стабильность как условия функционирования и развития общественных систем. Типология социальных изменений. Концепции социального прогресса. Инновация как простейший тип социальных изменений. Совместимость инноваций с существующей культурой, экономическими и социальными отношениями и их социальный эффект.
Факторы сохранения социальной стабильности. Понятие «безопасность социальной системы» и ее разновидности (экономическая, интеллектуальная, экологическая, социально-демографическая, военная, информационная и др.).
Криминализация общества и безопасность. Место правоохранительных органов в обеспечении социальной безопасности современного российского общества. Общественное мнение как фактор массовых социальных изменений в современном индустриальном обществе.
Социальный процесс как сложный массовидный тип социальных изменений. Виды социальных процессов и особенности их протекания.
Социальные движения как разновидность социальных изменений. Типология и основные источники возникновения массовых социальных движений. Жизненные циклы и условия развития социальных движений. Факторы, влияющие на участие индивидов в социальных движениях. Социальные процессы и движения в современном российском обществе и перспективы их развития.
Тема 11. Социальный конфликт.
Конфликт как вид социального процесса. Источники и причины социального конфликта, его структура, субъекты и участники. Роль социальной дифференциации и распределения социальных статусов в генезисе социального конфликта. Конфликтогенный потенциал социальных общностей. Типология и функции социальных конфликтов. Конфликты на основе противоположных интересов, ценностей, целей. Внутрипоколенный и межпоколенный конфликты. Стадии социального конфликта. Основные направления и средства предотвращения социальных конфликтов. Формы и принципы разрешения общественных конфликтов.
Межэтнический конфликт как разновидность конфликта социального. Этнические общности как субъекты конфликта. Особенности и виды межэтнических конфликтов, формы их протекания. Основные пути недопущения конфликтов на национальной почве в полиэтничном обществе и возможные способы их разрешения. Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межэтнических конфликтов.
Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов (Р) и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||
Р1 | Р2 | |||||||||||
1. | Политология | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
2. | Криминология | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Этнопсихология | + | + | + | + | |||||||
4. | Психология конфликта | + | + | + | + | |||||||
Семейное право | + | |||||||||||
6. | Основы теории национальной безопасности | + | + | + | + | + |
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
№ темы | Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы | Л | С | ПЗ | ЛР | КР | Всего ауд. | СР | Всего |
Раздел I. Методологические основы социологии и ее структура | |||||||||
1. | Предмет социологии и ее место в системе общественных наук. | 0.5 | 4.5 | ||||||
2. | Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. | ||||||||
3. | Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов. | 0.5 | 4.5 | ||||||
Раздел II. Основы социологического анализа общества | |||||||||
4. | Общество и его структура. Основные социальные институты. | ||||||||
5. | Личность в системе социальных связей. | ||||||||
6. | Социология девиантного поведения. | ||||||||
7. | Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. | ||||||||
8. | Национально-этническая структура общества. | ||||||||
9. | Социально-демографическая структура общества. | 0.5 | 4.5 | ||||||
10. | Социальные изменения и социальные процессы. | 0.5 | 4.5 | ||||||
11. | Социальный конфликт. | ||||||||
Реферат | |||||||||
Подготовка к зачету | |||||||||
Зачет | |||||||||
Итого: |
Лабораторный практикум.
Рабочим учебным планом выполнение лабораторного практикума по данной дисциплинене предусмотрено.
Тематика рефератов.
1. Современные представления о предмете и структуре социологического знания.
2. Соотношение предметов изучения социальной философии, социологии, криминологии и социологии девиантного (отклоняющегося) поведения.
3. Социология права как отраслевая социологическая теория.
4. Позитивизм как методологическая основа социологической науки X1X века. Концепция О.Конта.
5. Социально-организмическая теория общества Г.Спенсера.
6. Социологическая концепция марксизма
7. Понятие «социального факта» в теории Э.Дюркгейма.
8. «Понимающая социология» М.Вебера.
9. Бихевиоризм в психологии и социологии XIX в.
10.Социология религии М.Вебера.
11.Теория социального действия М.Вебера.
12.Концепция социального взаимодействия П.А.Сорокина.
13.Русская социология в конце XIX — начале XX вв.
14.Социологическая концепция П.А.Сорокина.
15.Структурно-функциональный метод в американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон).
16.Теории межличностного взаимодействия в западной социологии ХХ века.
17.Основные направления использования эмпирических социологических исследований в юридических науках.
18.Сравнительный анализ познавательных возможностей различных методов сбора первичной социологической информации.
19.Процесс институционализации и его этапы.
20.Общественное мнение как социальный институт.
21.Национальная безопасность как социальный институт.
22.Право как социальный институт.
23.Охрана правопорядка как социальный институт.
24.Семья как социальный институт и социальная группа.
25.Сравнительный анализ теорий происхождения семьи и брака в социологии.
26.Формы брака и типы семьи в доиндустриальных обществах.
27.Семейно-брачные отношения в России в конце XIX — начале XX века.
28.Эволюция семейно-брачных отношений в России в советский период.
29.Социологический анализ современной городской семьи.
30.Современное состояние семейно-брачных отношений в России.
31.Концепция «идеальной бюрократии» Макса Вебера и её актуальность в современном российском обществе.
32.Проблема личности в социологической теории К.Маркса.
33.Использование статусно-ролевой концепции личности для создания «социального портрета» обучающегося высшего учебного заведения правоохранительной системы России.
34.Проблемы ресоциализации лиц, вернувшихся из мест заключения.
35.Проблемы аномии в современном российском обществе.
36.Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.
37.Социальные и психолого-педагогические факторы девиантного поведения.
38.Проблемы социальных отклонений в работе Э.Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд».
39.Проблема социального неравенства в социологии.
40.Социальная стратификация в доиндустриальных обществах.
41.Сравнительный анализ классовообразующих признаков в социологических концепциях К.Маркса и М.Вебера.
42.Концепция социальной стратификации П.А.Сорокина.
43.Современные теории социальной стратификации.
44.Классы и социальные слои в постсоветском российском обществе.
45.Феномен бедности в современной России.
46.Маргинальные городские слои в современной России: социологический анализ.
47.Стабилизирующие и дестабилизирующие факторы в развитии социальной структуры современного российского общества.
48.Теория социальной мобильности П.А.Сорокина и её применение для анализа расслоения в России 90-х гг. XX в.
49.Многообразие подходов к определению сущности нации: сравнительный анализ.
50.Теория культурно-национальной автономии: прошлое и настоящее.
51.Теория этноса Л.Гумилёва.
52.Этапы развития русской нации и проблемы возрождения национального самосознания русских в современной России.
53.Этническая структура населения Российской Федерации.
54.Социальные проблемы развития «малых народов» в современной России.
55.Этно-национальные проблемы Московского региона.
56.Причины проявления национализма в современной России.
57.Социально-демографическая структура общества. Основные демографические показатели и их социологическая интерпретация (на примере России в XXI в.).
58.Современная социально-демографическая ситуация в России.
59.Социально-демографическая структура населения Московского региона.
60.Сравнительный анализ демографической политики в различных странах.
61.Сравнительный анализ основных видов социальных изменений (реформа, революция, циклические изменения) на примере истории российского общества.
62.Реформы в России и проблема дисфункции социальных институтов.
63.Институт охраны правопорядка как фактор поддержания социальной стабильности в обществе (на примерах из истории России).
64.Социальные процессы в современном российском обществе и возможные альтернативы его дальнейшего развития.
65.Миграционные процессы: сущность, причины, влияние на социальную стабильность.
66.Общественное мнение как объект социологического исследования.
67. Массовые социальные движения в России в 80-90-х годах XX века.
68.Источники и причины социального конфликта
69.Типология, функции и стадии развития социальных конфликтов на примере России.
70.Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов.
Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.
2. Борцов Ю.С. Социология: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3. Социология: учебник / В.Н. Лавриненко, Ш.А. Астанина, Л.М. Путилова [и др.]; науч. редактор В.Н. Лавриненко, 4-е изд., перераб. и доп. – М: Проспект, 2011.
б) дополнительная литература:
1. Социологический словарь / отв.ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. — М.: Норма, 2008.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.4: Общество: Статика и динамика. — М., 2004.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.5: Социальная структура. — М., 2004.
4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008.
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник.- М.: Проспект, 2009.
6. Фролов О.С. Общая социология: учебник.-М.: Проспект, 2008.
7. Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие с альбомом схем. — М., 2007.
в) программное обеспечение:
тестовые программы «Стеллус».
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: «Яндекс», «Google», «Rambler».
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Классная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Изучение дисциплины «Социология» осуществляется в форме учебных занятий проводимых профессорско-преподавательским составом кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; консультация преподавателя. Предусматриваются разнообразные формы индивидуальной работы и работы в группе: коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклад, научное сообщение и их обсуждение и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения, реализуется принцип единства обучения и воспитания.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
-прослушивание лекционного курса и ведение конспекта лекций;
-чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
-получение социологической информации из интернет-ресурсов;
-участие в обсуждении вопросов семинарских занятий, выступления с докладами и научными сообщениями;
-подготовка реферата.
В процессе преподавания раскрываются методологические основы социологии и комплексно реализуются макро — и микросоциологические парадигмы. Изложение и усвоение социологической проблематики опирается на единство их общетеоретической и эмпирической составляющих, использование содержания и выводов отраслевой социологии. Предусматривается содержательная связь учебного курса «Социология» с актуальными проблемами современного российского общества и использование в качестве аргументально-иллюстративной базы результатов прикладных социологических исследований.
Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестаций.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся ипринятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
-на занятиях;
-по результатам выполнения контрольной работы;
-по результатам выполнения тестовых заданий;
-по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
-по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
-по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.
Предварительная аттестация обучающихся проводитсяпреподавателемв целях подведения итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по специальности в форме зачета.
Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.
Перечень вопросов
для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) по всему курсу.
1. Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
2. Объект и предмет социологии. Отличие социологии от других наук изучающих общество.
3. Структура социологического знания и методы социологии. Виды социологических теорий.
4. Взаимосвязь социологии, педагогики и психологии. Социология права как отраслевая социологическая теория.
5. Взаимодействие теоретической социологии, криминологии, социологии девиантного поведения, а также педагогики и психологии девиантного поведения в изучении криминальной сферы.
6. Функции социологии. Значение изучения социологии для будущего специалиста в области педагогики и психологии девиантного поведения.
7. Прогностическая и регулятивная функции социологии и их использование в деятельности органов внутренних дел.
8. Классические школы в социологии второй половины ХIХ – начала ХХ вв., их сравнительный анализ.
9. Становление и развитие социологической науки в России.
10. Развитие эмпирической социологии в первой половине XX века («Чикагская школа» в США).
11. Макросоциологические теории общества второй половины XX в. (на примере одной из концепций).
12. Микросоциологические теории общества второй половины XX в. (на примере одной из концепций).
13. Задачи прикладной социологии. Основные области применения эмпирических социологических исследований в органах внутренних дел.
14. Основные направления социологических исследований, проводимых в системе правоохранительных органов.
15. Программа социологического исследования, ее структура и функции.
16. Выборочный метод в социологии. Разновидности выборки.
17. Сравнительный анализ методов сбора первичной социальной информации.
18. Наблюдение как метод сбора первичных социальных фактов и его применение в деятельности правоохранительных органов.
19. Изучение документов как метод сбора первичной социальной информации и его применение в деятельности правоохранительных органов.
20. Опрос как метод сбора первичных социальных данных. Виды опроса и особенности его применения.
21. Общество как объект научного познания. Основные подходы к изучению общества в социологии.
22. Социальная структура общества и основания ее типологии.
23. Социальное взаимодействие как простейшая модель социального явления, его структура и основные формы.
24. Социальный контакт как простейший вид социального взаимодействия, его признаки и виды.
25. Процесс институциализации и его этапы.
26. Признаки, функции и виды социальных институтов. Охрана правопорядка как социальный институт.
27. Общественное мнение как социальный институт.
28. Брак и семья как социальные институты.
29. Исторические формы брака и типы семьи.
30. Семья как социальный институт и социальная группа.
31. Функции семьи и её жизненный цикл.
32. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений в России.
33. Понятие и виды социальных общностей, условия их возникновения и распада.
34. Массовые социальные общности, их отличительные черты и виды.
35. Социальных группы. Отличие групповых общностей от массовых.
36. Большие социальные группы, их отличительные признаки и типология.
37. Большие социальные группы в современном российском обществе.
38. Малые социальные группы, их основные черты и роль в процессе социализации индивида.
39. Социальные организации (организованные социальные группы), их отличительные черты и виды.
40. Особенности социальной организации бюрократического типа, ее сильные и слабые стороны.
41. Социальная стратификация как структурированное неравенство. Социальная стратификация и социальная дифференциация.
42. Социальная мобильность, её виды и механизмы. Социальная мобильность в современном российском обществе.
43. Рабство и касты как исторические формы социальной стратификации, их элементы в современном обществе.
44. Сословия как историческая форма социальной стратификации. Элементы сословности в современном обществе.
45. Классы как историческая форма социальной стратификации. Классовая структура индустриально-развитых стран и современного российского общества.
46. Подходы к пониманию социальных классов и их роли в обществе.
47. Маргинальные социальные слои города и их криминогенный потенциал. Маргинальные слои в современной России.
48. Социальная стратификация в советском и современном российском обществах.
49. Социальное расслоение в современном российском обществе: основные элементы и тенденции развития социальной структуры.
50. Формы социального неравенства, противоречия между классами и социальными слоями в современной России. Феномен бедности в ХХI веке.
51. Место работников правоохранительных органов в социально-классовой структуре российского общества в советскую эпоху и в настоящее время, их корпоративные интересы.
52. Этнические общности: характерные черты и исторические типы.
53. Нация как исторический тип этнической общности.
54. Этнический состав населения и основные проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации.
55. Этноцентризм как социокультурный феномен. Причины проявления национализма в современной России.
56. Особенности и виды межэтнических конфликтов, возможные способы их разрешения. Роль правоохранительных органов в предупреждении и разрешении межэтнических конфликтов.
57. Социально-демографическая структура общества. Основные демографические показатели современного российского общества.
58. Основные типы воспроизводства населения, их смена в процессе индустриализации общества.
59. Миграция населения и ее влияние на социальные процессы. Миграция в современном российском обществе. Проблема незаконной миграции.
60. Основные тенденции воспроизводства населения в современном российском обществе и проблема его демографической безопасности.
61. Современная демографическая ситуация в России и возможные перспективы ее развития.
62. Понятие личности в социологии и основные подходы к ее изучению. Личность в социологии, педагогике и психологии.
63. Статусно-ролевая концепция личности как инструмент социального познания.
64. Социологическая характеристика личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации.
65. Виды и иерархия социальных статусов в современном российском обществе.
66. Социализация: факторы, механизмы и этапы социализации индивида.
67. Юность как этап социализации индивида. Причины девиантного поведения в юности.
68. Статусный профиль личности. Проблема несовпадения и несовместимости социальных статусов.
69. Адаптация личности к социальным нормам и ролям. Проблема классификации девиантного (отклоняющегося) поведения в социологии.
70. Ресоциализация личности. Социальные категории населения современного российского общества, нуждающиеся в ресоциализации.
71. Проблема ресоциализации и ее место в деятельности правоохранительных органов.
72. Социальный статус сотрудника правоохранительных органов.
73. Ролевой конфликт. Основные социальные роли, выполняемые сотрудником правоохранительных органов, их иерархия.
74. Девиантное поведение личности и основные подходы к его изучению.
75. Классификация форм девиантного поведения.
76. Социальные изменения и социальная стабильность. Факторы сохранения социальной стабильности.
77. Социальная стабильность и национальная безопасность.
78. Виды и факторы социальных изменений. Социальные изменения в современном российском обществе.
79. Социальные процессы, их структура и типология.
80. Социальные процессы в современном российском обществе и возможные альтернативы его дальнейшего развития.
81. Массовые социальные движения, их «жизненные циклы» и условия развития. Социальные движения в России в постсоветский период.
82. Конфликт как вид социального процесса, его разновидности, функции и стадии развития.
83. Социальные конфликты в современной России.
84. Роль правоохранительных органов в предупреждении и разрешении социальных конфликтов.