Материалистическое учение русских революционных демократов.

Филосфские учение о психической деятельности в середине 19 века.

В первой половине 19 века появляется система , призванная нейтрализовать настойчивое стремление натуралистов, материалистически осмыслить открытие естествознания. Наиболее значительной среди них была философия позитивизма, которая провозглашала принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений и требовала от научного мышления ограничеться наблюдаемыми фактами и их постоянными зависимостями.

Програма позитивизма была изложена Огюстом Контом в 6-ти томном «Курсе позитивной философии» (1830 – 1842 год) .

Он предлагал новую классификацию наук , в которой психология отсутствовала, а психические явления в качестве объекта позитивного исследования распределялись между физиологией и социологией.Конт подрвег критике субъективный интроспективный метод т.к. считал его лишенным научной ценности.

Он считал что внутерний мир нельзя познать с помощью интроспктивного анализа а операции сознания можно наблюдать на доступных объективному описанию, фактах социальной жизни (взаимнообщение, взаимодействие).

В этом взаимообщение сознание возникает и социальный организм составляет объективную основу фактов сознания.

Конт перенес модель заимствованую у биологиив область социальной науки: общество – это организм,а семья – мельчайшая его клеточка.

Движущей силой развития общества считал разум , который проходит три фазы эволюции:

· Теологическую

· Метофизическую

· Позитивную

Что характерно и для отдельного индивида и для общества в целом .

Конт рассматривал динамику сознания субъекта в зависимости от объективных форм взаимодействия в сдругими людьми .Важная заслуга это выделение общения как спецефической детермиинанты психического.

Конт считал что научное мышление должно ограничится непосредственно данными феноминами , что вело к агностицизму и субъектевизму .

 

Иррационализм и волютаризм.

Учение Шопенгауэра принадлежит к наиболее реакционным направлениям буржуазной философии.Шопенгауэр противопоставил знания воле, провазгласив её слепым и бесцельно действующим началом сущьностью мира.

Он утверждал что внешние тела и представления о них суть объективации воли.

«Мир как воля и представление.»

Отношение воли к познанию, он выразил словами : «Здоровый слепец несущий на плечах немощного зрячего.»

Бессознательная воля это перводвигатель природы,жизни и человеческого поведения. Представление о бессознательном как слепой мотивазионной силе , которой подчиняется интелект, было воспринято Фрейдом.

13 стр., 6034 слов

Исторические формы позитивизма

... содержанием развивающейся научной теории. Родоначальником позитивизма принято считать Огюста Конта (1798-1857). Испытывая сильное влияние со ... к распространению в общественном сознании идеи ее неограниченных возможностей, ... наиболее влиятельных направлений философской мысли XIX-XX вв., в рамках которой была сделана попытка решить обозначенные выше задачи, является позитивизм. Появление позитивизма ...

Вульгарный материализм.

В середине 19 века в Германии разгорелась дисскусия о природе души между естествоиспытателями защащавших её бессмертие (Вагнер, Либих) и сторонниками материализма (Фохт, Молишотт) — такой примитивный подход назывался вульгарным материализмом .

Ложность их позиций в том, что сам мозг понимался как машина в работе которого нет ничего, кроме тех же энергетических превращений , которые совершаются в общем круговорте природы .Тоесть сознание это лишь физикохимические процессы в нервных центрах и стремление отстоять учениме о том что единство мира состоит в его материальности оказалось ложнонаправленным.

Вульгарные материалисты не видели что в едином материальном мире имеются различные типы дтерминационных отношений.

 

Материалистическое учение русских революционных демократов.

Новый вклад в материалистическое объяснение личности её поведения и сознания внесли русские революционные демократы ( Белинский, Герцен, Добролюбов,Чернышевский) . Они выступили в эпоху назревания крестьянской революции резкого обострения социально классовых противоречий в России.

Коренные преобразования по их замыслу должны провести «новые люди», поведение которых определенно высшим идеалом безкорыстного служения народу . Они отстаивали принцип детерминизма как основу научного мировозрения.

В конце 50-ых – в начале 60-ых годов, разгорелась полемика между журналом «Современник» главным органом демократов и либерально крепостинческой прессой вокруг статьи Чернышевского «Антропологический принцип философии.» В которой доказывалась, что психические акты неотделимы от явлений изучаемых етстествознанием , ни со стороны их сущности, ни со стороны их позноваемости.

Психика — одна из форм жизнедеятельностии она доступна объективному изучению в такой же степени как и другие явления природы. Антропологический принцип выражал материалистическое учение о единстве человека и природы. Чернышевский показал что достижения в области объективного исследования биологического процесса, для психологии выжны в двух отношениях.В положительном плане дают понятия об общем характере тех явлений , которые не изучены естественно научными средствами, а в отрицательном плане : «Никокго дуализма в человеке не видно», что подрывало идеалистическое учение о душе.

Ограниченность учения в том , что оно не смогло дать историкам материалистического объяснения единства и развития человеческой личности, её потребностей и сознания

.

Описательная психология Дильтея.

Вильгельм Дильтей – немецкий философ, психолог. Основоположник описательно психологии ( метод понимания ).

Описательная психология – это психологический метод , который исследует индивидуальное и с помощью понимания и истолкования ,дает возможность определить проявление индивидуального .Её задачей является проникновение в структуру психической жизни и понимания её смысла . В подходе к исследованию «единообразной человеческой природы», Дильтейн отмечает принципиальные различия между традиционной объяснительной психологией и его собственной описательной .

Развитие душевной жизни каждого человека по Дильтею имеет универсальный общечеловеческий характер и испытывает воздействие трех классов условий :

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Важнейшей тенденцией в развитии личности Адлер считал стремление сохранить в ... К. Юнга и А. Адлера в отношении природы человека Адлер. Человек – это единое, самосогласующееся и целостное Люди стремятся компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали ...

1.Состояние и развитие тела .

2.Влияние окроужающей вмизической среды.

3.Влияние окружающего духовного мира.

В истории развития душевной жизни содержится правила, о котором осуществляется формирование и развитие индивидов и индивидуальностей.

Описательная психология должна исследовать особенности человеческой природы сковзь призму индивидуальных особенностей человека.

Дельтей выдвигает новые требования к позновательным процессам:

1.Анализ индивидуальных особеннсотей душевной жизни людей, предмет описательной психологии.

2.Изучение общественых продуктов как средств получения полного и достоверного знания о душевной жизни .

3.Для познания души человека ведущим должен стать эксперимент а остальные средства рассматриваются как вспомогательные .

Дильтей выступил с критикой ассациативной психологии, критикой психологического материализма, концепцией Гербарта,Спенсера и д.р.

Дильтей считал , что нужно проводить анализ целостной душевной жизни , которую нельзя разделить на неестественные состовлющие . Дильтеи исходит из предположения что возможно принципиальное восприятие внутренней жизни человека уже потому , что каждый человек знает собственные душевные состояния — чувства удовольствия, волевой импульс, мыслительный акт и другие.

Он считал что внтурение восприятие, есть ничто иное как именно внутреннее сознание какого либо состояния и процесса . Он считал что содержанием сознания является отношение мира и Я.Дильтей вводит психическое начало в теорию познания предав психическому статуст положительно нагруженной позновательной ценности.

Общее состояние душевной жизни человечества воплощается в культурных системах и яляются предметом психологической науки .В своих работах Дильтей стремится обосновать ,что психологическое является сквозным для всего процесса развития мышления и познания.

Он рассматривает психическое как всеобщее начало развития мышления и познания , тем самым пытаясь развести понятия «субъективное» и «психологическое» . Воспоминания, представления, фантазии, понятия,мотивы и т.д. все это сконцентрировано в душевной жизни, все это коардинируется душой человека – жизненой единицей. Это жизненая единица, есть целая и есть жизнь.

Все психические процессы невероятно сложным образом связанны в действительной жизни и дильтей пытается выяснить природу этих связей . Душевная структурная связь – целевая, которая ведет к достижению полноты жизни, к удволетворения собственной жизни и отклоняя страдания к счастью. Свойста целесообразности Дильтей приписывает исключительно внтуреннему переживанию .

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Он считал что ценностное отношение к реальности, имеет только человек , поэтому целесообразными являются только действия человека, но не всего живого мира.

Чувства являются носителем и источником целеполагания. Дильтей выделил в целостной психической жизни два уровня:

· Душевный . Роднящий все живое как чувствующее

· Духовный. Спецефически человеческий

Человек обладает чувственной целесообразностью, которая выражается в духовной целесообразности , связанной с позновательными ценностями.Дильтей синсуалист и выстраивает свою философию на чувстве как на единственном источнике жизни пораждающем все остальное .

Описательную психологию Дильтей предлагает в качестве основы для наук о духе. Описательная психология не ставит своей целью давать причинные объяснения психических явлений, она лишь описывает переживаемые человеком душевные состояния.

Он считал что описательная психология , являсь представительницей гуманитарного,субъективного подхода к изучению человека необходимо во всех человековеческих сферах т.к. в рамках описательной психологии, становится возможным понимание человеческой субъективности и полноценого развития человеческого в человеке .

Он внес существенный вклад в формирование исторического направления методологии науки . Описательная психология оказала большое влияние на ведущих представителей различных психологических школ 20 века.