Исторические формы позитивизма

План

Введение

Глава 1. Позитивизм. Исторические формы позитивизма

1.1 Предпосылки возникновения позитивизма

1.2 Классический позитивизм — первая историческая форма позитивизма

1.3 Эмпириокритицизм (махизм) — вторая историческая форма позитивизма

1.4 Неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма

Глава 2. Влияние позитивных идей на развитие науки и медицины

2.1 Влияние позитивных идей на развитие науки и медицины

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Решающая роль в становлении и развитии современной цивилизации принадлежит науке, которая на протяжении последних трех столетий остается одной из ведущих отраслей человеческой деятельности. Открытия XVII-XVIII веков привели к распространению в общественном сознании идеи ее неограниченных возможностей, способности решить коренные проблемы устройства мира и человеческого бытия. Как следствие, возникла проблема обоснования научного знания и науки в целом, что закономерно проявилось в развитии и последовательной смене систем взглядов, образующих философию науки. В центре внимания последней стоят вопросы, которые касаются целей и стратегии научного исследования, обоснования критериев оценки и контроля познавательных действий и получаемых с их помощью результатов. Кроме проблемы обоснования научного знания перед философией стоит вопрос возможности самого познания. В свою очередь, решение этих задач способствует и обусловливает дальнейший научно-технический прогресс.

Одним из наиболее влиятельных направлений философской мысли XIX-XX вв., в рамках которой была сделана попытка решить обозначенные выше задачи, является позитивизм. Появление позитивизма в 30-е — 40-е гг. XIX века явилось ответом на неспособность западноевропейской философии XVII-XVIII вв. создать такую философскую систему, которая соответствовала бы потребностям науки тех лет. Само возникновение и эволюция этого самостоятельного философского течения неотделимы от развития научного знания XIX века. Позитивизм определил вектор умонастроений исследователей в области естественных и точных наук, а также послужил основой развития современной социологии и психологии, что подтверждает актуальность изучения данной темы.

19 стр., 9199 слов

Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. ...

... прогнозов, их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания соц. психологической помощи. ... Социально-психологическая комплектность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и ... акцентуации характера. (конспект) 20 38. Виктимология как наука. Виктимность (википедия) 21 39. Социально-психологическая классификация ...

Проблема изучения позитивизма в его исторических формах неоднократно поднималась отечественными и зарубежными исследователями. В России к их числу можно отнести П.С. Шкуринова, В.В. Лесевич, А.А. Богданова. На рубеже XX-XXI вв. в отечественной науке отмечается усиление внимания к вопросам роли позитивистских идей в развитии специальных научных дисциплин, например, в правоведении (Пищулин А.В., 2010) и психологии (Мальцев А.А., 2006, Юревич А.В., 2005).

За рубежом, в свою очередь, позитивизм в своей третьей и четвертой исторических формах (неопозитивизм и постпозитивизм) все еще остается актуальным философским течением. К числу его последователей можно отнести Майкла Фридмана (Michael Friedman) и Франческо Бароне (Francesco Barone).

Объект исследования в данной работе: позитивизм в первых его трех исторических формах как философское течение.

Предмет исследования: причины появления позитивизма и вклад этого философского течения в развитие современной науки.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность позитивизма как направления развития философской мысли и дать характеристику его влияния на развитие современной науки и медицины в частности.

Задачи, которые планируется решить для достижения поставленной цели:

1. Раскрыть предпосылки возникновения позитивизма как отдельного направления философской мысли и дать краткую характеристику классического позитивизма, эмпириокритицизма и неопозитивизма как его первых трех исторических форм;

2. Обосновать влияние позитивизма на науку и медицину.

Методологическая основа исследования представлена группой теоретических методов. При решении поставленных задач из их числа предполагается использовать аналитический и исторический методы. Будут выполнены поиск и анализ литературных источников по указанной проблематике.

Глава 1. Позитивизм. Исторические формы позитивизма

1.1 Предпосылки возникновения позитивизма

Научные достижения XVII — XVIII вв. и развитие науки как особого вида человеческой деятельности поставили перед западной философией XIX века ряд новых задач. Важнейшая из них как раз и состояла в поиске обоснования взаимоотношений между традиционной философией и наукой, но в рамках традиционной схоластической мысли она не могла быть решена.

Практическое применение научных методов анализа неизменно приводило в то время к накоплению новых знаний. В результате они стали восприниматься как идеальный образец для любой познавательной деятельности. Декарт, Гоббс, Спиноза и ряд других исследователей сделали попытку использовать научный метод в решении традиционных философских («метафизических») проблем Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. — М.: Новое знание, 2004. С. 312. Как результат, между старой философией и новой механико-математической наукой назрел конфликт. Он проявился в том, что исследователи эпохи Позднего Просвещения потеряли доверие к философии и закономерно попытались полностью освободиться от ее «диктата». Наука на рубеже XVIII-XIX вв., по мнению С. Кьеркегора, вынужденно подошла к осознанию того, что философия не может претендовать на строго научное решение «человеческих» проблем История философии: Запад — Россия — Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в. / Под ред. Мотрошиловой Н.В. — М.: «Греко-латинский кабинет», 2000. С. 198. Но для ученых того времени было свойственно отождествлять бытие реальное с той картиной мира, что описывается с помощью ими же введенных в практику терминов механико-математического естествознания. Это, в свою очередь, противопоставило понятия идеального и материального, субъекта и объекта, «первичных» и «вторичных» качеств Там же. С. 198-205. Остальная часть бытия, которая не могла быть исследована и характеризована в этих терминах на данном этапе, получала статус «субъективного». Этот конфликт, в свою очередь, явился причиной появления эмпирического, объединившего сторонников этой идеи, рационалистического философских течений.

11 стр., 5211 слов

Реферат по философии на тему «Постпозитивистская философия науки» Оглавление

... -методологический динамизм Лакатоса и его последователей. Рассмотрим основные направления постпозитивистской философии науки, в мыслях их представителей. К. Поппер родоначальник постпозитивизма Родоначальником постпозитивизма ... постпозитивизм», а также сводит его к временному смыслу, как возникшее после позитивизма. Анализ литературы показал, что термин «постпозитивизм» употребляют в более узком ...

С задачей критики «метафизики» последовательно пытались справиться французская и немецкая классическая философия. Французские мыслители XVIII века, развивая идеи эпохи Просвещения, осуждали идеализм старой «метафизики» за ее тесную связь с религией Бельская Е.Ю., Волкова Н.П. История и философия наука: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2007. С. 241.. Явные несоответствия между утверждениями традиционной философской мысли и результатами научного познания того времени считались доказательством столь скептической позиции. Однако французский материализм сам по себе был основан на метафизических методах исследования Там же. С. 241 — 257.. Соответственно, в его рамках невозможно было последовательно решить философские проблемы, выдвинутые ходом прогресса естествознания XVIII в.

Представители немецкой классической философии продолжили развивать тезис о неуместности традиционной метафизики. Э. Кант выступил как против рационалистической, аналитической философии XVII — XVIII вв., так и против основных критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов) Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. — М.: Новое знание, 2004. С. 317. В его работах была последовательно разработана новая априористская и формалистическая «трансцендентальная философия», — своеобразная «метафизика знания». Гегель, по мнению исследователей, противопоставил «отрицательной метафизике» XVII — XVIII вв. строго научное знание, которое совпадало с диалектичностью мышления Там же. С. 314 — 318.. Но на практике реализация его тезиса о «разумной метафизике» привела к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля современные ему естествоиспытатели восприняли лишь спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты наукой.

Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимаемые в течение XVII-XVIII вв. западноевропейской философией попытки создать систему, которая соответствовала бы веяниям науки тех лет, оказались безуспешными. Появление позитивизма как философского течения, определявшего единственно возможным источником нового знания результаты специальных наук, было закономерной реакцией на этот кризис.

10 стр., 4767 слов

Философия позитивизма 2

... В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание ... и обычаями. Таковы основные идеи социальной статики. Ведущая идея социальной динамики Конта − представление об общественном прогрессе, первичным фактором которого является нравственное совершенствование. ...

1.2 Классический позитивизм — первая историческая форма позитивизма

Позитивизм как самостоятельное философское течение оформился в 30-е — 40-е гг. XIX в. Основная причина его появления заключалась в необходимости поиска обоснования взаимоотношений философии и науки того времени. Единственный выход, который нашли представители первой (классической) исторической формы позитивизма, — полный отказ от любого рода метафизических абстракций в пользу исследования чистого или «позитивного» знания Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. — М.: Новое знание, 2004. С. 312. Как следствие, позитивисты пришли к выводу, что философия как отдельная наука не имеет права на существование, поскольку не может претендовать на содержательное исследование любых сфер реальности. Как отдельное философское течение позитивизм противостоит интуиционизму, который признавал интуицию в качестве источника познания.

Позитивизм в своем развитии прошел четыре стадии: классический позитивизм, махизм или эмпириокртитицизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Эта эволюция, по мнению исследователей, происходила в направлении «все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму» Барулин В.С. Социальная философия. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 14.. На каждом новом историческом этапе позитивисты все больше ориентировались на науку, но этот процесс сопровождался постепенной утратой контактов с действительным содержанием развивающейся научной теории.

Родоначальником позитивизма принято считать Огюста Конта (1798-1857).

Испытывая сильное влияние со стороны агностицизма и скептицизма эпохи Позднего Просвещения, О. Конт ориентировался на тезисы французских философов о способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Основные идеи классического позитивизма О. Конта изложены в шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), а также в работах «Дух позитивной философии» (1844) и «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

В понимании О. Конта, любые попытки «приспособить» метафизическую проблематику к духу научности являются заведомо бессмысленными Барулин В.С. Социальная философия. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 14-16.. Как следствие, наука не нуждается в философии как некой структуре, стоящей над ней. Но для адекватного познания действительности недостаточно частных научных дисциплин. Существует объективная потребность в раскрытии связей между отдельными науками, в создании их системы, за которой, по мнению О. Конта, можно сохранить название «философия». Эта «новая» философия должна опираться на совершенно новые методы исследования, отличные от методов «старой» философии, при этом не может быть ограничений в степени общности формулируемых в них закономерностей Там же. С. 20-22.. Таким образом, по мнению исследователей, «новая» философия О. Конта сводиться лишь к синтезу общих выводов из естественных и общественных наук.

Новая «научная» философия в работах О. Конта также отвергает как идеализм, так и материализм, поскольку не имеет дела с «метафизическими» проблемами. Как следствие, научная деятельность для позитивистов первой генерации должна сводиться к описанию наблюдаемых явлений. Объяснение этих явлений бессмысленно, т.к. оно возможно только в рамках классической метафизики. Иными словами, реализация этого тезиса О. Конта должна означать полный отказ от причинности в науке и возможности раскрытия объективных связей.

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

... 20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений. Третья форма, Логический ... как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики; проблемами метафизики – учением о действии и ... и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории ...

К числу достижений О. Конта можно отнести осуществленную им классификацию наук по принципу естественной иерархии Буржуазная философия кануна и начала империализма: Учеб. Пособие / Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. — М.: Высшая школа, 1977. С. 187.. Согласно ей, в основе всего научного знания лежит математика, которая занимается определением неизвестных величин через соотношение их с известными. Задача астрономии состоит в том, чтобы применить математические законы к описанию движения тел Солнечной системы. Физика, по мнению О. Конта, отличается от предшествующей ей астрономии тем, что в перечень научных методов она включает, помимо наблюдения и вычисления, эксперимент История философии: Запад — Россия — Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в. / Под ред. Мотрошиловой Н.В. — М.: «Греко-латинский кабинет», 2000. С. 203.. Задача ее как науки, — описать явления природы, при которых частичный состав тел остается неизменным (вес, теплота, звук, свет и электричество).

Химия изучает явления, которые характеризуются изменениями в составе веществ. Выше всех в иерархии наук находятся биология и социология. Биология имеет специфическим предметом изучения органические или живые тела. Социология, в свою очередь, занимается вопросами строения и развития человеческой общественности.

Введение термина «социология» и выделение ее в качестве отдельной научной дисциплины также можно считать одним из наиболее значимых достижений О. Конта. Его социологическая концепция включает три взаимосвязанных раздела: социальную статику, социальную динамику и политикуБарулин В.С. Социальная философия. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 26. . Социальная статика имеет объектом своего изучения государственные институты, к которым О. Конт причислил семью, государство и церковь. Т.е. семья, а не человек является для сторонников классического позитивизма первичным элементом общества. Семья по О. Конту выполняет функцию преодоления эгоизма как природного качества человека; государство как общественный институт должно заниматься порождением общественного духа. Церковь в соединении с государством, обеспечивающие «материальное» и нравственное влияние на массы, должны представлять собой идеальную структуру правления Барулин В.С. Социальная философия. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 27-35.. Реализуя эту идею, задача «научной социологии» заключается в том обеспечить фундамент данной реорганизации. Последний тезис составляет суть позитивистской социальной политики.

Социология периода классического позитивизма в качестве своей идеологической основы имеет т.н. «закон трех стадий». Последний представляет собой отражение «социальной динамики» О. Конта Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — СПб.: Пневма, 2008. С. 477.. Сравнивая умственное отдельного человека в различные возрастные периоды и развитие всего человечества, философ отметил, что они последовательно проходят через три общих состояния: теологическое (или фиктивное), метафизическое (или абстрактное) и позитивистское. В теологическом состоянии человек (и человеческое общество примерно до начала XIV в.) в силу преобладающего воображения и дефицита знаний представляет мир явлений антропоморфно, т.е. видит в них произвольные действия выдуманных самим же богов. В метафизическую стадию (или до XVIII века включительно для общества) человек пытается заменить сверхъестественные факторы в объяснении природы причинами и абстрактными сущностями. На третьей стадии (позитивной) согласно О. Конту единственной формой знания будет знание научное, фундаментом которого будет опыт.

13 стр., 6348 слов

Раздел 1. Проблема философии и науки в позитивизме.

... ф-ф, родоначальник позитивизма. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Единственный источник знания – опыт. Всю человеческую историю и, соответственно и философию разделил на три стадии ...

Развитие позитивизма классического периода было продолжено в трудах английских философов — Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

Позитивизм Джона Стюарта Милля (1806 — 1873) испытал сильное влияние со стороны традиций английского эмпиризма XVIII — XIX вв Осипова Н.Г. Социально-политические взгляды Джона Стюарта Милля / Социология и политология. Вестник Московского университета. — 2000. — №3. С. 164-175.. Основу философии в его понимании составляет психология, которая утверждает, что «реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях» Мальцев А.А. Позитивизм в истории психологии // Вопросы психологии. — 2006. — №5. С. 73-77.. Как и О. Конт, Милль считал, что задача науки — установить только законы явлений, не касаясь при этом их причин. Опыт при этом объявлялся единственным источником познания, а единственно возможным приемом познания — индукция. Индукция, в свою очередь, согласно Миллю, лежит в основе всех логических умозаключений и математических аксиом. Раскрытию сути этого принципы посвящен его важнейший трактат — «Система логики силлогистической и индуктивной» (1830-1843).

Логика Милля, по мнению исследователей, часто расширяется до масштабов гносеологии и позиционируется как методология социальных наук. Среди последних, основополагающей Милль считал психологию, — «единственно образцовую индуктивную науку» Там же.. Все прочие общественные науки, по мнению философа «…неизбежно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить разновидности социального поведения конкретных людей с помощью общих законов найденных индуктивно…» Там же..

В качестве практической задачи социологии Милль видел поиск законов, согласно которым любое данное состояние общества вызывает другое, следующее за ним и замещающее его. Таким образом, эти социальные законы могут позволить сформулировать определенные правила деятельности, которые будут отвечать требованиям этих законов. Т.е. Милль в этом утверждении дал исчерпывающую характеристику сущности социальной политики.

К числу значительных научных работ Дж. С. Милля можно также отнести его трактат «О свободе» (1859), в котором философ впервые сформулировал принципы буржуазного индивидуализма, трактат «Утилитаризм» (1861), где были выдвинуты обновленные представления об этике утилитаризма и изданные посмертно «Три эссе о религии: Природа. Польза религии. Теизм» (1874).

Еще одним крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер (1820 — 1903).

6 стр., 2553 слов

Философия 44

... Гемпель и др. тоже внесли значительный вклад в развитие теории познания и философии науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка ... знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. п. Историки философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителямиэтого течения ...

В своих трудах он в равной степени опирался на результаты научных открытий XIX века и работы философов классического периода позитивизма. Вслед за О. Контом Г. Спенсер пытался доказать несовместимость науки и религии; философия же в его понимании должна была представлять собой «познание на ступени максимального обобщения» Барулин В.С. Социальная философия. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 14-15.. В отличие от предшествовавших ему позитивистов он впервые попытался четко детерминировать базу философии, — набор наиболее общих принципов, которые постигла наука того времени. Это принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения и силового сопротивления, которые вместе можно объединить в общий принцип «непрерывного перераспределения материи и движения» Там же. С. 14-21.. Последний есть закон эволюции.

Термин «эволюция» был употреблен Г. Спенсером за два года до Ч. Дарвина — в 1857 г и представлял собой характеристику всей Вселенной. Три закона описывают эволюцию по Г. Спенсеру: закон перехода от менее связанной формы к более связанной, закон перехода от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию и закон перехода от неопределенного к определенному Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 555-559. Философ выделил также три фазы «эволюции»: неорганическую, органическую и сверхорганическую, плавно переходящие друг в друга. Каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой фазе.

Составной частью сверхорганической эволюции по Г. Спенсеру является эволюция социальная Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 555-559.. Последняя, по мнению специалистов, представляет собой «взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий» Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 260-267.. Предмет изучения социологии в понимании Г. Спенсера — «эволюция в ее наиболее сложной форме», которая применительно к обществу выражается в «возрастании общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации» Там же.. Описываемый процесс характеризуется термином «прогресс». Причина прогресса в обществе — разделение общественного труда.

К числу основных трудов Г. Спенсера можно отнести следующие: «Основные начала» (1862), в котором изложены принципы бытия, «Основания биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания психологии» (1879 — 1893), «Основания социологии» (1876 — 1896), «Основания этики», «Социальная статистика».

Подводя итог, следует выделить причины, которые лежали в основе последующей критики классического позитивизма и обусловившие его трансформацию в эмпириокритицизм.

Для своего времени, как уже было сказано выше, появление позитивизма было оправдано неспособностью философской мысли найти параллели между традиционной метафизикой и результатами научных открытий. Позитивизм делал акцент на научный метод и поиск общих законов явлений. Отказ О. Конта признать за наукой право исследования причинности, как и отрицание возможности раскрытия объективных, закономерных связей выглядели вполне логично, поскольку эти понятия означали для философов XIX века лишь описание цепи последовательных событий. К тому же раскрытие причинности (сути) явлений не могло быть вполне достигнуто в границах того объема знаний, который был накоплен ко времени создания позитивизма. Однако исследователи видят в работах ранних позитивистов, особенно О. Конта, непоследовательность Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 260-267.. Отказываясь от традиционной метафизики, в основу классического позитивизма была положена «субъективно-идеалистическая тенденция», которая роднила его с юмизмом, а также «многие элементы естественнонаучного материализма эпохи Просвещения» Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. — М.: Новое знание, 2004. С. 317.

8 стр., 3934 слов

Философия 97

... исследованию хотя и различных, но взаимосвязанных частей единого объективно реального мира.  В философии науки наиболее типичными представителями С. были логические позитивисты, многие из которых после 1960 ... Ортега-и-Гасет и др. Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных и неопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. ...

Таким образом, в последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме вошел в стадию кризиса. Кроме изначальных упущений классических позитивистов, свой вклад в этот процесс привнёс прогресс естественнонаучного знания, который обесценил многие синтетических обобщений, считавшиеся в позитивизме неоспоримым приобретением науки Там же. С. 317-319.. Интенсивное развитие психологических исследований, которые поставили вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий мир, революция в физике на рубеже XIX—XX вв. невольно заставили философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки.

1.3 Эмпириокритицизм (махизм) — вторая историческая форма позитивизма

позитивизм классический позитивный медицина

Основоположниками второй исторической формы позитивизма считаются австрийский физик и философ Э. Мах (последователей которого называют махистами) и швейцарский философ Р. Авенариус (ввел термин «эмпириокритицизм»).

Эмпириокритицизм или философская система «чистого опыта» продолжает в целом традиции классического позитивизма в его резком противопоставлении областей науки и философской «метафизики» Буржуазная философия кануна и начала империализма: Учеб. Пособие / Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. — М.: Высшая школа, 1977. С. 200.. Его сторонники также стремились ограничить философию изложением данных опыта с целью выработки естественного понятия о мире, указывали на необходимость борьбы в науке с засильем метафизических подходов. Но в отличие от позитивистов классического периода, которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя.

Термин «эмпириокритицизм” Р. Авенариуса, который означает критику опыта как «данности мира познающему субъекту, зафиксированную в его сознании с помощью утверждения и высказываний», следующим образом поясняет этот тезис Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 268. . Согласно его воззрениям опыт есть единство индивида с его нервной системой и окружающей средой. Цель «новой философии» состоит в том, чтобы очистить опыт от «бесплодных фантазий» вроде поиска причинности или описания души, которые есть не более чем «продукты умственной деятельности» человека Там же. С. 270.. То есть опыт, синтез которого произведен с меньшими силами, является более эффективным. Наименьшая трата сил, по мнению Р. Авенариуса, составляет суть принципа, которым должна руководствоваться философия, «становясь критикой чистого опыта» Там же. С. 272.. Таким образом, принцип наименьшей траты сил приводит к развитию научного знания, предполагающего непрерывность его роста. Э. Мах назвал этот принцип «экономией мышления» История философии: Запад — Россия — Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в. / Под ред. Мотрошиловой Н.В. — М.: «Греко-латинский кабинет», 2000. С. 213.. Согласно его воззрениям, в целях экономии мышления в центре наук должно стоять описание, а ядром описания должен быть анализ ощущений.

7 стр., 3059 слов

2000 Г. Тема № 20: Философия XX века. План

... реальности, не имеет право на существование. Сам позитивизм претендует на роль философии науки. Наука же с точки зрения позитивизма имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями ... характеристике некоторых основных направлений и школ зарубежной философии хх века. 2.1. Позитивизм. Одно из основных направлений философии нашего столетия - позитивизм, хотя истоки его уходят в сравнительно далекое ...

Позитивизм во второй своей исторической форме в центре внимания видит проблемы, которые классические позитивисты считали «метафизическими». К числу последних относятся природа познания, опыт, проблема субъекта и объекта, природа «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и ряд других. Причиной, побудившей философов заниматься анализом такого рода проблем, заставило дальнейшее накопление научных знаний и развитие науки в целом. Сторонники Э. Маха и Р. Авенариуса определили вектор развития позитивизма на некоторое сближение его с философией Д. Юма и субъективным идеализмом Д. Беркли Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 290. При этом махисты в стремлении лишить науку мировоззренческого значения все больше следовали по пути субъективного идеализма, а эмпириокритицисты обращались к позициям субъективно-идеалистического феноменализма. Последние, уделяя философской проблематике больше внимания, чем позитивисты XIX в., максимально усилили «антиметафизическую» направленность позитивизма, обвиняя даже его создателей (О. Конта и Г. Спенсера) в склонности в своих утверждениях следованию метафизическими принципам.

Таким образом, в развитии второй генерации позитивизма вновь возник внутренний конфликт. С одной стороны, его сторонники в центр внимания поместили вопросы, которые считались «метафизическими» для классических позитивистов. С другой стороны, они обвинили самих классических позитивистов в следовании метафизическим принципам.

Кризис усилился на рубеже XIX — XX вв., когда в ответ на бурное развитие естествознания позитивизм ответил усилением негативного характера своей концепции Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 287-298.. Классические позитивисты, хотя их теория была непоследовательной (см. выше), внесли положительный вклад в познание в виде обобщения результатов научного исследования. Последователи второй исторической формы позитивизма (прежде всего махисты), настаивая на элиминации из науки всех «метафизических фикций», определили молекулярно-кинетическую теорию строения материи как пытающуюся характеризовать причинность, а, значит, как не имеющую право на существование. Ориентирование махистов на феноменалистические, описательные теории резко противоречили главным тенденциям в развитии естествознания. То есть методологические рекомендации позитивистов второй исторической школы оказались бесполезными в XX веке Там же..

Критике современных исследователей подвергается также отождествление науки у эмпириокритиков с описанием непосредственно данного в общественных дисциплинах. Последнее означает принятие существующих социальных отношений и сложившейся системы ценностей в качестве не подлежащей критике. Как следствие, подобная позиция стала защитой системы буржуазных общественных отношений.

Но с другой стороны позитивизм второй исторической формы имел и определенные практические успехи. Махизм, в частности, способствовал раскрытию проблемы связи между абстрактными теоретическими понятиями и эмпирическими данными. На рубеже XIX-XX вв., как уже было сказано выше, произошла очередная смена парадигм в естествознании. Соответственно, возникла потребность вновь ответить на вопрос о том, насколько обоснованы в опытных данных проводимые наукой логические построения. В работах Э. Маха, в частности, представлена критика представлений Ньютона об абсолютности пространства и времени, которая определенным образом способствовала в дальнейшем созданию и обоснованию релятивистской теории. Критику механистического понимания причинности Э. Маха также можно считать значительным достижением.

1.4 Неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма

Третий этап в развитии позитивизма — неопозитивизм является широко распространенным современным философским течением. Его история начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени.

Возник неопозитивизм в так называемом «Венском кружке», который образовался под руководством М. Шлика (1882 — 1936).

В него входили также Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и ряд других философов. Кроме «Венского кружка» существовали еще берлинское «Общество эмпирической философии» (Г. Рейхенбах), львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский) и кружок неопозитивистов в Англии (Дж. Райл).

Термин «неопозитивизм» является лишь описательной характеристикой третьей исторической формы позитивизма. Более распространённое его наименование — «аналитическая философия». Встречаются также термины «логический атомизм», «логический позитивизм» и «логический эмпиризм». Исследователи сходятся во мнении, что неопозитивизм в равной степени продолжает развивать идеи как классического позитивизма, так и эмпириокритицизма Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. — М.: Новое знание, 2004. С. 316.

Если охарактеризовать в общих чертах аналитическую философию, то основными ее принципами можно считать отказ от решения традиционных философских проблем и сосредоточение на частных логико-методологических исследованиях и анализе языка науки.

Крупнейшими представителями зарубежной аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951).

К достижениям первого можно отнести применение логического анализа к исследованию основ математики Лега В.П. История западной философии. Часть 2. Новое время. Современная западная философия, 2-е изд. М.: ПСТГУ, 2009. С. 219. Смысл этого анализа заключался в уточнении смысла слов и предложений, которые составляют знание и в преобразовании менее ясных положений в более ясные. Его теория изложена в фундаментальном труде «Начала математики» (1910) и трактатах «Анализ сознания» (1921) и «Исследование значения и истины» (1940).

Развивая метод логического анализа, Б. Рассел применил его к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Л. Витгенштейн продолжил исследование метод логического анализа в своем «Логико-философском трактате» (1921).

Он представлял мир как совокупность фактов, — событий, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 324-330.. События по Л. Витгенштейну описываются элементарными высказываниями или «логическими атомами». Таким образом, высказывания о фактах, которые формируют представление о мире, есть содержание знания о мире.

Термин «философия» в работах Л. Витгенштейна получает новое определение, — «деятельности по логическому прояснению мыслей» Там же.. Исследователи высказывают мнение, что согласно Витгенштейну даже «демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности» Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 324-330..

К числу несомненных достижений Л. Витгенштейна можно отнести также создание лингвистического анализа. Последний рассмотрен в трактате «Философские исследования». Язык согласно философу есть средство отношения к миру, а не логический «двойник», ему противоположный. Важное значение при этом приобретают т.н. «языковые игры», которые рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Таким образом, философия у Л. Витгенштейна выступает еще и как средство научения мышления.

Среди крупнейших представителей австрийской школы неопозитивизма следует отметить М. Шлика, Р. Карнапа и Г. Райхенбаха. Их учение составляет основу т.н. логического позитивизма (логического эмпиризма).

В своих трудах вслед за эмпириокритиками конца XIX века они продолжили усиливать негативный характер позитивистской концепции. В то же время психологизм и биологизм махистской философии ими отбрасывается.

Логический позитивизм австрийской школы пытался опираться на реальные проблемы, которые были обозначены развитием науки первой половины XX века. К числу последних исследователи этого философского течения относят осмысленность научных утверждений, возможность опытной проверки абстрактных теоретических положений, соотношение содержательных и формальных компонентов научной теории Там же.. Разработанная представителями логического позитивизма методология научного исследования является несомненным их достижением. Австрийцы дали описание типов научной теории, выделили и зафиксировали некоторые виды научных определений, которые актуальны и для современных логико-методологических исследований.

Еще одним достижением представителей логического позитивизма можно считать вклад в разработку логического аппарата. Это, например, логическая семантика как учение о значении и отношениях между знаками (между словами и предложениями и тем, что они означают) и вероятностная логика. Хотя данный логический аппарат рассматривался ими, по мнению исследователей, как средство философского анализа, он может быть включен и в область специально-научного исследования.

Основной принцип неопозитивизма, который объединял представителей всех направлений в его рамках — это принцип верификации. Он заключается в сравнении всех положений науки с фактами опыта, или в «сравнении предложения с действительностью, в указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно» Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. — М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 250.. Предложение или гипотеза только тогда может быть верифицировано, когда его истинность доказывается с помощью опыта и связанного логического доказательства. Исходя из этого, большинство проблем традиционной философии, к числу которых относилось бытие, сознание, идея, Бог, не подлежат верификации. Следовательно, неопозитивисты считают эти проблемы «псевдопроблемами», которые не могут иметь достоверного научного решения. Все «псевдопроблемы» должны быть исключены из философии.

Идеи неопозитивизма, вслед за идеями классического позитивизма, и эмпириокритицизма также не избежали критики. Исследователи отмечают, что основная философская программа аналитической философии и логического эмпиризма, выраженная в принципе верификации, в тезисе о сводимости содержания истинных теоретических утверждений к констатации эмпирических данных и в утверждении о бессодержательности положений логики, находится в противоречии с практикой современного научного познания Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. — М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 250-251.. Ход эволюции всего неопозитивизма, по их мнению, свидетельствовал об этом. Оказалось, что любая попытка последовательного осуществления неопозитивистских установок в ходе аналитической деятельности неизбежно приводила к тому, что в разряд «метафизических» утверждений наряду с явно бессмысленными попадают и такие, «при отсутствии которых рассыпаются теоретические построения в большинстве специальных областей знания».

Таким образом, неудовлетворенность качеством и свойствами процесса установления истинности научных утверждений в рамках неопозитивизма с помощью принципа верификации, т.е. в результате их эмпирической проверки, послужило поводом для отказа от него со стороны представителей «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

Глава 2. Влияние позитивных идей на развитие науки и медицины

2.1 Влияние позитивных идей на развитие науки и медицины

Позитивизм во всех своих четырех исторических формах (включая постпозитивизм) способствовал распространению идеи о научном методе как единственном средстве научного познания. Сама наука рассматривалась позитивистами в качестве средства преобразования мира. Для сторонников этого философского течения характерна также вера в силу научной рациональности и прогресс. Все эти особенности, в том числе и последовательный отказ позитивизма от рассмотрения традиционных метафизических проблем, привели к резкому ускорению научного прогресса в XIX — XX вв.

Влияние позитивных идей на развитие современной науки можно определить как решающее. Во всех исторических формах позитивизм давал для нее инструменты для решения проблем, возникавших вследствие смен парадигм научного восприятия.

В своей первой исторической форме позитивизм позволил впервые классифицировать все науки в иерархическом порядке, в основе которого лежал принцип увеличения набора научных методов, применимых для решения тех или иных научных задач в рамках данной науки. В свою очередь это позволило исследователям первой половины XIX века корректно определять границы своих научных исследований путем правильной постановки исследовательского вопроса и, одновременно, отказа от решения сугубо метафизических задач, не имевших практической отдачи. В отношении развития медицины вклад классического позитивизма состоит в том, что О. Контом и его последователями был правильно сформулирован предмет изучения биологии и выделение социологии в качестве отдельной науки. Последняя в описаниях основоположника позитивизма представляет собой трехкомпонентную структуру, составные части которой вплотную примыкают к области знаний современной дисциплины «общественное здоровье» (социальная статика и социальная динамика).

Система индуктивной логики, представленная в работах Дж.С. Милля представляла собой эффективный инструмент для аналитических научных исследований своего периода. К числу идей, значительно повлиявших на развитие научной мысли XIX века, разработанную классическими позитивистами, можно отнести и теорию эволюции. Г. Спенсер сформулировал три ее закона, которые не потеряли определенной доли актуальности и сегодня. Кроме этого, он определил понятие предмета изучения социологии, — «эволюция в ее наиболее сложной форме», которая применительно к обществу выражается в «возрастании общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации» (см. выше).

Представители эмпириокритицизма также способствовали прогрессу науки второй половины XIX века. Теоретические работы Э. Маха помогли, в частности, разрешению противоречий между абстрактными теоретическими понятиями, в большом количестве сформулированными к тому времени, и новыми эмпирическими данными. В большей степени это повлияло на развитие современной физики.

Аналитическая философия XX века, являющаяся продолжением классического позитивизма и эмпириокритицизма, дала современной науке два важнейших инструмента — логический и лингвистический анализ. В отличие от эмпириокритицизма представители этого философского течения вновь вернулись к рассмотрению реальных научных проблем. Разработанная ими научная методология, ряд научных определений составляют основу современных логико-методологических исследований. Представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель также внесли значительный вклад в развитие теории познания. Они оказали определяющее влияние на формирование понятий о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно отметить справедливость высказанного в начале реферата тезиса о значительном влиянии позитивизма во всех его исторических формах на развитие современной науки.

В основе возникновения позитивизма лежали неспособность западноевропейской философии рубежа XVIII-XIX вв. обосновать научные открытия эпохи Просвещения, а также непрерывное развитие научного метода. Результатом явилась потеря доверия со стороны исследователей к традиционной метафизике, которая стала восприниматься как учение, не имеющее отношение к реальным и строго научным проблемам.

Появление позитивизма, в котором провозглашались принципы освобождения познания от мировоззренческой интерпретации, признания необходимости упразднения традиционной философии и заменой ее на «новую», имеющую единственную задачу в виде обзора системы знаний и поиск «третьего пути», отличного от материализма и идеализма, явилось вполне закономерным явлением. Классический позитивизм, уже в своей идее имея ряд непоследовательностей, был воспринят благожелательно и нашел достаточное число сторонников. Это учение было поддержано в определенной степени сторонниками атеизма в науке, поскольку принимало идею о Боге как метафизическую и, соответственно, антинаучную. Позитивизм в своей первой исторической форме внес решающий вклад в развитие современной социологии.

Позитивизм в стадии эмпириокритицизма уже не мог претендовать на то, чтобы стать базой новой парадигмы в науке. Причина этому кроется в нежелании его сторонников исследовать понятие причинности, которое стало определяющим в исследованиях второй половины XIX века. Развивая научный метод и дав науке новые инструменты, эмпириокритицизм, по сути, свел ее основные достижения к категории «метафизических», т.е. не имеющих смысла.

Аналитическая философия XX века реабилитировала позитивизм. Предложенные его сторонниками логический и лингвистический методы являются основой современного научного исследования. Впервые язык стал восприниматься как средство отношения к миру и как метод обнаружения возможностей.

Неопозитивистами была в определённой степени реабилитирована философия, которая стала у них выступать как средство научения мышлению. Если позитивисты первых двух школ безапелляционно «отбросили» все метафизическое, а вместе с тем и понятие причинности, то последователи аналитической философии ввели принцип верификации. Последний впервые позволил четко детерминировать категории, относящиеся к научным (т.е. таких, для которых истинность может быть доказана опытно и с помощью опыта логического доказательства) и псевдонаучным (не подлежащим верификации, следовательно, не существующим).

В заключении стоит отметить, что прогресс позитивизма сегодня не остановился. Развивается новая «четвертая историческая форма позитивизма» — постпозитивизм. Стоит ожидать, что ряд упущений первых трех позитивистских школ в ее рамках будут устранены и наука получит новый взгляд на возможность познания, будут обоснованы новые научные методы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин В.С. Социальная философия. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. — 560 с.

2. Бельская Е.Ю., Волкова Н.П. История и философия наука: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2007. — 335 с.

3. Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. — М.: Новое знание, 2004. — 336 с.

4. Буржуазная философия кануна и начала империализма: Учеб. Пособие / Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. — М.: Высшая школа, 2007. — 424 с.

5. Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. — М.: КРОН-ПРЕСС, 2009. — 656 с.

6. Гайденко П. История новой европейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2010, — 456 с.

7. Делокаров К.Х. Позитивизм О. Конта, наука и эпоха Просвещения // Огюст Конт: взгляд из России. М., 2009. — С. 4-12

8. Дергунова Н.В. Свобода: от мечты к реальности. Очерки по истории западноевропейского классического либерализма. — Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2000. — 227 с.

9. Западная социология: учебное пособие / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. — СПб.: Издательство «Ольга», 1997. — 372 с.

10. История философии: Запад — Россия — Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в. / Под ред. Мотрошиловой Н.В. — М.: «Греко-латинский кабинет», 2011. — 448 с.

11. Козлова М.С. Был ли Л. Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманию природы философии).

Доклад на Научной конференции: Интерпретация и перевод как способ бытия философского текста. МГПУ, январь 1999. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/hp/hp5/1.pdf (Дата обращения: 18.01.2012).

12. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. М.: Мысль, 1971. — 790 с.

13. Лавриненко В.Н. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., — испр. и доп. — М.: Юристъ, 2014. — 511 с.

14. Лега В.П. История западной философии. Часть 2. Новое время. Современная западная философия, 2-е изд. М.: ПСТГУ, 2009. — 455 с.

15. Мальцев А.А. Позитивизм в истории психологии // Вопросы психологии. — 2006. — №5. — С. 73-77.

16. Милль Д. Огюст Конт и позитивизм / Пер. И.И. Спиридонов. — Изд. 3-е. — М.: ЛКИ, 2007. — 170 с.

17. Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1976. — 584 с.

18. Осипова Н.Г. Социально-политические взгляды Джона Стюарта Милля / Социология и политология. Вестник Московского университета. — 2009. — №3. — С. 164-175.

19. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. — 2010. — №3. — С. 120-132.

20. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — СПб.: Пневма, 2008. — 692 с.

21. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / пер. с англ. Под ред. Н.А. Рубакина. — Мн.: Современный литератор, 1998. — 1408 с.

22. Философия и методология науки / под ред. Купцова В.И. — М.: Ин-т «Открытое общество», 1996. — 397 с.

23. Хрусталев Ю.М. Этюды философских идей и мыслей. — М.: ВУНМЦ, 1998. — 268 с.

24. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 416 с.

Размещено на