ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
§ 1. Цели обучения иностранному языку
Под целями понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Они определяются программой — государственным документом и обязательны для каждого учителя. В ней даются конкретные указания по предмету «Иностранный язык» на конечные результаты и промежуточные по годам обучения (классам).
В программе быстрее, чем в учебниках и учебных пособиях, находят отражение изменения, вносимые в школу жизнью. Поэтому учителю в своей работе следует руководствоваться программой, знать ее требования и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними, используя учебно-методические комплекты (УМК.), по которым ведется обучение, существенно не нарушая систему, лежащую в их основе, творчески претворяя рекомендации авторов, исходя из конкретных условий обучения, с учетом особенностей учащихся, своих личностных особенностей и профессионального мастерства.
Практическая цель обучения
Пожалуй, ни по одному из предметов школьного образования нельзя так просто и легко обнаружить невладение им, как по иностранному языку: обратились к человеку на изучаемом им языке, а он не понимает и не умеет говорить на нем; попросили прочитать, что написано, например в инструкции, и это он не может. Сразу делается вывод — не знает, не умеет, школа не в состоянии научить иностранному языку. Действительно ли это так? Или в школе можно сформировать практические умения, которые могут служить «основой для дальнейшего доучивания», если четко представлять себе конечные результаты в изучении этого предмета учащимся и целенаправленно к ним его вести? Постараемся ответить на поставленный вопрос. Для этого сначала рассмотрим специфику предмета «Иностранный язык». Первое, что следует отметить,— язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. В школе иностранному языку нужно обучать, прежде всего как средству общения. При обучении иностранному языку не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, как это имеет место при изучении школьниками других предметов, например: ботаники, химии, физики, биологии. Изучение иностранного языка дает учащемуся возможность овладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях. Эти средства выступают для него в устной и письменной формах. Овладение этими формами общения и должно входить в практическую цель изучения предмета «Иностранный язык».
Обучение аудированию на основе аудиовизуального метода
... обусловлена процессом глобализации, внедрения технических средств при обучении иностранным языкам и стремлением улучшить качество знаний обучаемых. Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи: проанализировать ...
Будучи средством общения, изучаемый язык должен находиться в «состоянии готовности к употреблению» в возникающих и создаваемых ситуациях общения в устной речи и при чтении. Естественно, накладываются ограничения на возможные ситуации и материал, обеспечивающий их реализацию. В обучении иностранному языку в школе в качестве регулирующего, лимитирующего речевое поведение собеседников выступает тема. Она обеспечивает взаимодействие общающихся в содержательном плане (о чем говорить) и минимизирует их в плане выражения (как сказать, какие языковые средства им доступны).
Каким образом, учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах, а именно при понимании речи на слух (аудирование), в собственных высказываниях (говорение), в чтении и письме, что и отражено в Программе по иностранным языкам в качестве планируемых результатов для курса в целом, по этапам и годам обучения. Поскольку иностранный язык обязательный предмет учебного плана, учителю нужно обеспечить устанавливаемый программой минимум требований по названным видам и формам речевого общения по классам. Это серьезная задача, решить которую он может при ясном понимании того, что такое общение на иностранном языке, какое общение ожидается от обучающегося в школе и что ожидают от изучения иностранного языка школьники, чему они в первую очередь хотят научиться.
Под речевым общением понимается словесная передача сообщения (информации) в виде фактов: «Я живу в том доме», «Завтра мы едем на экскурсию»; желаний: «Хочу быть космонавтом», «Хотелось бы поехать к морю»; чувств: «Увлекаюсь спортом», «Не люблю вставать рано»; состояния: «Мне холодно», «Я голоден»; оценки: «Саша, ты мой настоящий друг» и др. В каждом из сообщений передано намерение (интенция) говорящего. Он это делает, чтобы воздействовать на собеседника, вызвать у него соответствующую реакцию.
Речевое общение выполняет различные функции и осуществляется в разных сферах деятельности людей. Оно может выполнять познавательную функцию: сообщить, узнать, описать и другие функции, как-то: выразить согласие/несогласие; выяснить согласие/несогласие; принять предложение или приглашение; выразить удовольствие/неудовольствие; одобрение/неодобрение; понимание/непонимание; сожаление; приветствовать при встрече, знакомить, представлять при знакомстве, прощаться, привлекать внимание, поздравлять. Все названные функции речевого общения могут и должны проявляться при коммуникативно ориентированном обучении и в школе, чтобы обеспечить учащимся элементарный уровень коммуникативной компетенции. Под последней понимается их способность определять свое речевое и неречевое поведение в ситуации общения.
Так на начальном этапе учащийся может научиться понимать звучащую речь на иностранном языке длительностью до одной минуты при активном учении, активном аудировании. Это может быть рассказ, воспринимаемый из уст учителя или в звукозаписи, построенный на усвоенном материале и содержащий фактологическую информацию: кто? где? когда? и эмоциональную информацию — какие чувства он затрагивает, например: любовь к природе, животным, близким людям, книгам, музыке, играм.
14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств
... воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками ... К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и ...
На начальном этапе учащийся может научиться: сообщать собеседнику о себе: кто он, где живет, учится, из кого состоит его семья, чем занимаются члены семьи; описывать внешность своих близких, друзей, школу, квартиру, дом, улицу, город/село, где живет; отвечать на вопросы, задавать вопросы; побуждать собеседника к речевому/неречевому поведению; выражать согласие/несогласие, желание/нежелание, одобрение/неодобрение; здороваться, приветствовать, прощаться; поздравлять с днем рождения/с новым годом; обращаться с просьбой, извиняться, благодарить, отвечать на благодарность.
При речевой активности каждого и группы в целом можно научиться осуществлять речевые акты1 в ситуациях общения, предусматриваемых тематикой этого этапа. На этом этапе закладываются основы овладения чтением и письмом. Учащегося можно научить читать, опираясь на правила чтения, звукозапись, транскрипцию, разметку. Однако не только техника чтения должна быть в центре внимания при обучении чтению, но и понимание слова, словосочетания, предложения, абзаца и текста в целом. Овладение техникой чтения, графикой, орфографией осуществляется на протяжении всего первого года обучения, что обеспечивает школьникам возможность читать дома фабульные рассказы, знакомиться с некоторыми элементами культуры стран изучаемого языка и выполнять письменные задания.
На среднем этапе предусматривается дальнейшее развитие и совершенствование речевых умений аудирования и говорения за счет накопления активной лексики и средств грамматического оформления высказываний в связи с усложнением тематики и речевых ситуаций, расширения сфер общения. Например, учащийся может научиться говорить о погоде, о разных временах года, о предстоящих (прошедших) праздниках, каникулах и о том, как он собирается их проводить; сообщать о достопримечательностях города, села, где он живет или который посетил; говорить о досуге, культурных развлечениях, спорте; рассказывать о школьных делах и т. д.
Повышаются требования к чтению вслух и про себя. Для выполнения этих требований предусматривается достаточное количество материала для чтения. Так, помимо текстов, включенных в параграфы учебников, за два года учащиеся получают около 150 страниц текстов для обязательного домашнего чтения, вынесенных в конец учебника. Целенаправленное, четко организованное чтение может привести к планируемым результатам по формированию этого важного умения.
На старшем этапе основное внимание уделяется сохранению и развитию навыков и умений устной речи за счет усвоения некоторого количества слов и выражений, нужных для беседы по темам, актуальным для учащихся этой возрастной категории, таких, как: выбор профессии, научно-технический прогресс, освоение космоса, борьба за мир, охрана природы. Так, учащийся может научиться называть тип учебного заведения, куда школьник может пойти после 9-го класса и куда он пойдет; говорить, в какой области он хочет работать, кем он хочет стать; сообщать, чем он увлекается, какое участие принимает в социальной жизни (борьбе за мир, охране природы и др.); обсуждать в беседе с учителем, товарищами по классу прочитанное и выражать свое мнение, свое отношение по затронутому вопросу.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ...
... изучить особенности развития и формирования устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Задачи: - определение понятий «речь» и «язык», их дифференциация; - выявление особенностей развития устной речи в норме и у детей ... ёнком на определённом этапе его развития [23]. Одним из ранних этапов развития речи ребёнка, переходный к овладению речью взрослых - речь автономная детская. По своей ...
На каждом этапе (начальном, среднем, старшем) формируются практические умения в аудировании, говорении и чтении, используется и письмо в качестве помощника в овладении коммуникативной функцией иностранного языка. Однако удельный вес каждого из видов речевой деятельности будет различен в зависимости от этапа. Он определяется условиями обучения — уменьшается количество уроков от этапа к этапу. Это влечет за собой увеличение самостоятельной работы учащегося по изучению языка во внеурочное время. Как и всякое умение, речевое умение формируется и развивается только при условии регулярного систематического подкрепления (практики).
На начальном этапе при частых встречах с учителем на уроке предпочтение должно отдаваться устной речи: учащимся нужно больше слышать и слушать иноязычную речь и пользоваться усваиваемым материалом в своих высказываниях. Можно считать общепринятым, во всяком случае при обучении иностранному языку в детской аудитории, что овладение устной речью формирует механизмы речи, облегчает обучение чтению и письму и создает положительную мотивацию изучения этого предмета, поскольку детям хочется в первую очередь научиться понимать и говорить на новом для них языке. Это подтверждается проведенным анкетированием школьников и экспериментальными исследованиями.
На среднем этапе устная и письменная речь занимают в учебном процессе примерно равное место с некоторым перевесом в чтении. Накопление активной лексики и грамматики осуществляется через устную речь в ходе развития и совершенствования речевых навыков по лексическому оформлению высказываний и аудирования иноязычной речи. Большая работа должна проводиться по чтению. Чтение вслух отходит на задний план, уступая место чтению про себя, для овладения которым особую роль приобретает формирование у учащихся потенциального словаря, умение догадываться о значении слов, бытующих в родном языке, слов одного корня, одного происхождения, слов, образованных при помощи аффиксов по словообразовательным моделям, свойственным данному языку, от известных учащимся слов. Это позволяет авторам учебников включать информативные, отвечающие интересам школьников тексты, а учащимся понимать читаемое на основе речевого опыта. Письмо выполняет служебную роль на этом этапе и тесно связано с чтением и устной речью.
На старшем этапе основное внимание уделяется чтению. Оно развивается и совершенствуется в ходе самостоятельной работы учащихся. Устная речь используется при обсуждении тематических текстов учебника и текстов для домашнего чтения. При работе над текстами для домашнего чтения, а также при усвоении языкового материала используется и письмо. В общей учебной работе учащегося по иностранному языку устная речь и письмо занимают очень скромное место в обязательном курсе, что соответствует месту языка в недельном расписании.
Психологические основы методики обучения иностранным языкам в ...
... подчеркнуть, что помимо разработанных стратегий учения когнитивизм дал толчок появлению новых методов обучения иностранным языкам, среди которых можно назвать суггесто-педию и так называемый "молчаливый способ" ( ... свое говорение лишь 10% учебного времени и отдавая остальные 90% речевой деятельности учащихся (отсюда и название метода). При введении материала учитель использует цветные палочки разной ...
Соотношение устной и письменной речи на разных этапах обучения можно наглядно представить следующим образом (УР — устная речь. ПР — письменная речь (чтение).)
Меняется не только удельный вес форм общения, меняются и сами учащиеся от этапа к этапу, от младшего подросткового возраста (10—11 лет) к старшему (12—14 лет) и юношескому (15—17 лет), что оказывает влияние и не может не учитываться при определении планируемых практических результатов по каждому этапу обучения. Усложняется содержание обучения, расширяются возможности по использованию межпредметных связей и общих учебных умений и навыков, приобретаемых школьниками при изучении различных предметов, в том числе и по иностранному языку. Предлагается рассматривать эти этапы как три самостоятельные цикла, каждый из которых — законченный период обучения, с присущей ему целью практического овладения иностранным языком.
Конкретное воплощение практической цели изучения иностранного языка в средней школе происходит на уроке в виде решения оперативных, тактических задач и во внеурочное время в самостоятельной работе учащихся при выполнении различных заданий.
Воспитательная цель обучения
Иностранный язык как дисциплина учебного плана школы вносит свою лепту в воспитание социально активной личности. Изучение иностранного языка способствует формированию диалектико-материалистического мышления, взглядов на окружающий учащегося мир, на место человека в природе и обществе, на характер отношений к среде, в которой он живет, к самому себе, что отражено в примерной тематике устной речи и чтения, например: «Освоение космоса», «Охрана природы».
Изучение иностранного языка помогает нравственному воспитанию, целью которого является воспитание личности. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств личности: патриотизм, гуманизм. Конкретное содержание воспитания названных моральных качеств воплощается в слове — речевых построениях, воспринимаемых и создаваемых учащимися, а также в самой организации учения. Несомненно важная роль в воспитании школьников средствами иностранного языка принадлежит содержательной стороне учебного материала: текстам, упражнениям, зрительно-слуховым наглядным пособиям, используемым в обязательном курсе, на факультативных занятиях и во внеклассной работе. Но не менее важным является и то, как организуется работа учащихся с ними. Так, воспитательное воздействие текста (под которым понимается любое речевое произведение, несущее информацию) может сильно меняться в зависимости от следующих обстоятельств: во-первых, от того, как ученик с ним работает: охотно/неохотно, с интересом/без интереса, самостоятельно/несамостоятельно; во-вторых, какие задания он выполняет, на что они направлены, на формирование каких умений, в какой мере задания носят проблемный характер, дают ли они возможность ученику привлечь собственный жизненный опыт, знания, приобретенные на уроках по другим предметам, и, наконец, в-третьих, готов ли он к выполнению заданий.
Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения ...
... активно происходит накопление и совершенствование креативности. Развитие вербальной креативности в период обучения в вузе является важным фактором конкурентоспособности человека, развития его компетентности. ... как индивидуальные особенности речи, а также как выражение творческих способностей человека посредством языка и индивидуально-логического мышления [15,12]. С. Медник говорит, что вербальная ...
Организация действий учащихся с учебным материалом, их положительный настрой на самостоятельную работу определяется учителем, его знанием учащихся, профессиональным мастерством, пониманием той воспитательной функции, которую может выполнять иностранный язык как учебный предмет. На уроках, в силу специфики предмета, воспитывается чувство коллективизма, так как овладение иностранным языком как средством общения связано с взаимодействием учащихся и учителя через изучаемый школьниками язык; с усвоением учащимися элементарных правил этикета в общении; с воспитанием у них умения внимательно слушать собеседника, с привитием умения вежливо реагировать на просьбы, вопросы собеседника, его замечания, вступать в общение. Таким образом, изучение иностранного языка формирует такую важную сторону личности, как умение осуществлять общение.
Положительное воспитательное воздействие на учащихся оказывает овладение чтением на изучаемом языке. Оно формирует у школьника культуру чтения, умение внимательно вчитываться в слово, словосочетание, предложение, текст, овладевать приемами языковой и контекстуальной догадки, без должного развития которой не представляется возможным научиться читать и понимать речь на слух.
В обучении иностранному языку осуществляется и трудовое воспитание в широком смысле этого слова, формируются навыки интеллектуального труда. Так же как и при изучении других предметов, учащиеся должны овладевать приемами умственного труда, в нашем случае умением работать с учебником, знать, как он построен, как с ним работать; умением работать с лингафонным практикумом, звукозаписью; умением пользоваться словарями, грамматическим справочником, экранными пособиями, статической изобразительной наглядностью (всевозможными картинками); умением осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. По мере продвижения учащегося из класса в класс особое значение приобретает умение работать с иноязычным текстом для домашнего чтения, пользоваться справочным аппаратом и опорами, облегчающими чтение и понимание. Номенклатура средств обучения будет расширяться вплоть до использования видеозаписей и микрокомпьютеров, с которыми учащийся должен уметь работать; будет увеличиваться и объем самостоятельной работы.
Изучение иностранного языка оказывает эстетическое воздействие. На начальном этапе дети с удовольствием слушают иноязычную речь. Им нравится произносить звуки, слова, предложения, вступать в беседу, рассказывать на чужом языке. Они любят разучивать стишки и их читать, петь песенки. На среднем и старшем этапах ребят привлекают современные песни, танцы народов, язык которых они изучают. Эстетическое воспитание можно осуществлять путем знакомства школьников с выдающимися представителями культуры, художниками, архитекторами, поэтами, писателями, музыкантами, артистами, используя для этого репродукции из журналов, открытки и т. д.
Из сказанного о воспитательной цели изучения иностранного языка следует, что обязательные уроки, внеурочная работа в виде консультаций в группах продленного дня, внеклассные занятия на иностранном языке могут и должны обеспечивать достижение главного — формирование социально активной личности.
Фонетический и фонологический подходы к обучению навыкам звучащей речи
... В современной истории к вопросу о месте и роли навыков звучащей речи в обучении иностранному языку неоднократно обращаются лингвисты, методисты и психологи на протяжении не одного десятка ... завязывались первые межкультурные контакты среди носителей разных языков. Необходимо было знание другого языка в целях общения и взаимовыгоды. Первоначально люди изучали языки друг друга, путем жестов объясняя то, ...
Образовательная цель обучения
Во все времена иностранный язык относился к числу предметов большого образовательного потенциала. В чем же заключается его образовательная функция? Она заключается прежде всего в том, что учащийся овладевает вторым языком, следовательно, новым средством для выражения мыслей. Правильное употребление языковых средств обеспечивает возможность понимать друг друга, воспринимать и передавать мысли при общении. Все это развивает учащихся в языковом отношении, обогащает их новыми понятиями, например, что гласные могут быть долгими и краткими (английский и немецкий языки), открытыми и закрытыми (французский и немецкий языки), согласные чистыми и носовыми (французский и английский языки)
Изучение иностранного языка повышает общую языковую культуру выражения мыслей как на иностранном, так и на родном языке при условии хорошо поставленного обучения, а это, в свою очередь, благотворно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся при изучении других гуманитарных и естественных предметов. Оно также развивает логическое мышление учащихся, поскольку само овладение языком связано с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, умозаключение. Например, возможны такие задания:
Прочтите и проанализируйте. — Анализ.
Прослушайте, прочтите и сравните. — Сравнение.
Прочитайте слова, скажите от каких слов они образованы и что означают. — Анализ, умозаключение.
Изучение иностранного языка связано с работой слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Оно оказывает большое влияние на развитие памяти, так как учащемуся нужно запоминать слова, словосочетания, клишированные выражения, схемы построения высказываний и их употребление в общении. Без определенного «вербального инвентаря», хранящегося в памяти, пользование изучаемым языком представляется невозможным.
Изучение иностранного языка вне среды, где на нем говорят, требует использования представлений и воображения учащихся, что делает возможным наряду с реальными ситуациями использование воображаемых и создание учебных ситуаций. Все это позволяет стимулировать общение на изучаемом языке.
Большая роль иностранного языка принадлежит расширению кругозора ученика, повышению его общей культуры. Приобщение к языку — это приобщение к культуре народа, который ее создал, к его духовной жизни.
Учащиеся через язык знакомятся с традициями, географией, историей, литературой, образованием, искусством и многими другими сторонами жизни народов, говорящих на изучаемом языке. Тексты, несущие лингвострановедческую информацию, дают богатую возможность для развития познавательных способностей школьников, интеллектуального и эмоционального воздействия на них через иностранный язык. За годы изучения языка учащиеся узнают много интересного о странах, язык которых они изучают, о городах с их достопримечательностями, о школах, традициях и праздниках, великих людях (путешественниках, политических деятелях, деятелях культуры).
Психологические подходы к исследованию языка и речи
... языка и речи, подчеркивают принципиальное различие в природе языка животных и человека. Язык и речь – понятия не синонимичные. Язык – это система условных символов. Речь – форма и процесс общения, опосредствованного языком. ... значительное внимание уделяется технологиям активного слушания, а в теории и практике обучения – интерактивным методам. Рис. 2. Виды речевых процессов Говорение, или порождение ...
Это далеко не полный перечень того, с чем и кем может познакомиться учащийся, изучая язык, если привлекаются издаваемые для чтения книги разной степени трудности, адресованные школьникам.
Образовательную функцию выполняют и наглядные материалы страноведческого характера: альбомы, диапозитивы, кинофильмы и т.д.
Развивающая цель обучения
Понятие «развивающая цель» введено сравнительно недавно, и вызвано оно тем, что для более эффективного осуществления развития учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо придавать специальную развивающую направленность и включать учащихся «…в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивацион-ную сферы». В литературе по вопросам психологии находим указание на то, что для интенсивного развития мышления следует обеспечивать преподавание на высоком уровне трудности, д. быст-рвм- -темпе, осознание учащимися своих учебных действий.
Развитие связано не только с мышлением, но и с другими сферами личности. В методической литературе последних лет уделяется большое внимание включению мотивационной и эмоциональной сфер личности учащегося при изучении иностранного языка. Разрабатываются приемы обучения, которые позволяют «задействовать» все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную при общении на иностранном языке.
Комплексное решение задач воспитания социально активной личности в большой мере зависит от того, какой уровень умений и навыков может обеспечить современная методика. Проект «Программы развития общих умений и навыков школьников»1 включает четыре группы умений и навыков: 1. Учебно-организационные. 2. Учебно-интеллектуальные. 3. Учебно-информационные. 4. Учебно-коммуникативные. Проследим, формируются ли эти умения и навыки при обучении иностранному языку.
Думается, что при обучении иностранному языку, проводимому по определенной системе, представленной в УМК, можно формировать указанные выше умения и навыки. Учебно-организационные умения и навыки формируются в учебном процессе при использовании разных режимов работы: учитель — класс, учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс и других; в самостоятельной работе учащихся по устной речи (лабораторный практикум, звукозапись и другие средства), в самостоятельной работе по чтению (домашнему чтению) и письму (выполнение письменных заданий); при использовании тестовой методики контроля, осуществлении самоконтроля и самокоррекции. Учебно-интеллектуальные умения и навыки развиваются за счет организации работы с учебным материалом при соответствующей его подаче. Так, умение абстрагироваться формируется при работе с речевыми образцами, типовыми предложениями, речевыми единицами, когда учащийся овладевает грамматикой, идя от частного к общему. Обучение чтению, например на английском языке, по ключевым словам также требует абстрагирования — учащийся идет от конкретных слов к правилу, по которому они читаются. Многие упражнения формируют у учащихся умение дифференцировать, например по признакам числа — единственное/ множественное, рода — мужской/женский (французский, немецкий, испанский), времени, модальности, определенности/неопределенности и т. д. Этому способствует сопоставление языковых явлений родного и иностранного языка, внутри изучаемого языка, периодическая систематизация усвоенного. Умение абстрагироваться формируется при работе с иллюстративным материалом, требующим анализа, синтеза, сравнения, умозаключения. В качестве примеров можно привести материал, выносимый на форзаце учебников, как это теперь принято.
Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях
... одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, ... в решении общих задач, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе ... использованию научно- исследовательской работы студентов. Усовершенствование учебного процесса в вузах Объектом исследования курсовой работы ...
Развитие понятийных форм мышления осуществляется при работе над языковым материалом, например лексикой, идиоматикой языка, когда учащиеся усваивают особенности «языкового сознания» носителей изучаемого языка. Так, русскому «Я хочу пить» соответствует: в англ.— I am thirsty; в нем. — Ich habe Durst; во фр.— j’ai soif; в исп.— tengo sed. Или русскому «ложиться спать» соответствует: в англ.— to go to bed; в нем.— ins Belt gehen; во фр.— se coucher; в исп.— acostarse.
Развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков осуществляется при обучении логичности в построении иноязычных высказываний, при чтении, в ходе решения речевых задач.
Изучение иностранного языка формирует учебно-информационные умения и навыки как при работе над устной речью, так и при чтении. В первом случае учащийся определяет, какую информацию он хочет передать и где ее получить; во втором — что «вычитать» из текста, что ему может помочь, чтобы понять текст (учебник, словарь, справочник).
Для этого ему нужно уметь пользоваться учебником, его справочным аппаратом и другими источниками.
Формирование учебно-коммуникативных умений обусловлено самой природой учебного предмета «Иностранный язык». Устная речь и чтение служат и средством, и целью изучения языка. Овладение иностранным языком предполагает формирование умения строить высказывания различных типов: сообщение, убеждение, описание, одобрение и т. п.; пользоваться разнообразными вопросами, передавать содержание прослушанного, прочитанного в разном объеме.
В заключение следует сказать, что формирование учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений и навыков оказывает развивающее воздействие на школьников.
Заканчивая изложение целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, можно с уверенностью сказать, что изучение этого предмета учащимся вносит определенную лепту в воспитание его как всесторонне развитой и социально зрелой личности и дает ему возможность приобрести практические навыки и умения пользоваться иностранным языком на уровне элементарной коммуникативной компетенции.
Л.№4Цели и сод — Стр 2
§ 2. Содержание обучения иностранному языку
Содержание обучения иностранным языкам составляет одну из важных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос: чему учить? Мы подходим к решению этой проблемы исходя из статуса методики как науки, ее связи с другими смежными науками, что позволяет определить теоретические основы обучения иностранному языку на уровне современных представлений о языке, речи и речевой деятельности.
Определить содержание обучения иностранному языку нельзя без обращения к лингвистике — науке, занимающейся изучением языков как определенных кодовых систем, которыми люди пользуются для общения. Методика же изучает проблемы, связанные с обучением языку — тому коду, который всесторонне исследуется в лингвистике. Так, лингвистика описывает норму языка, т. е. принятые речевые употребления языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Лингвистика изучает узус: как люди пользуются словами и выражениями, когда говорят и пишут. В современной лингвистике высказывается мысль о том, что правильно любое употребление, если оно ясно и точно передает намерение (интенцию) говорящего или пишущего; она исследует стилистические средства, используемые в языке, звуковую, морфологическую, синтаксическую, лексическую стороны языка, а также язык устной и письменной речи.
Для методики преподавания иностранного языка важно разграничение, проводимое в науке, на язык и речь. В лингвистике под языком понимают социально значимый код и правила его функционирования, закрепленные в сознании людей. Иными словами, язык — это система языковых средств, необходимых для общения, и правил их использования. Под речью понимается реализация языковой системы в конкретных актах общения. Понятие речь включает как сам процесс, так и продукты этого процесса — речевые произведения.
Отмечается, что язык и речь, хотя и составляют две стороны одного явления, представляют единое целое и характеризуются свойствами, не контрастирующими, а взаимодополняющими, и оперируют единицами, специфическими для каждой из сторон.
Различают единицы языка и единицы речи. К единицам языка относят: фонемы, морфемы, слова, фразеологические сочетания, микро-(предложения) и макротексты1. Это элементы языка, организованные по формально-семантическому признаку.
К единицам речи относятся ситуативно обусловленные высказывания разной протяженностью. В единицах речи или речевых единицах элементы языка организованы по семантико-коммуникативному признаку. Иными словами, единицы речи непременно соотнесены с конкретной ситуацией общения.
При определении содержания обучения возникает вопрос — чему учить: языку или речи? Начинать ли с обучения языку как системе или с речи — самого процесса использования языка? В настоящее время считается общепринятым начинать с обучения речи, т. е. с овладения учащимися пониманием и воспроизведением высказываний, обусловливаемых ситуациями общения, которые возможны в условиях изучения иностранного языка в школе. Изучение языка как лингвистического явления (феномена) может обеспечить знание системы языка, но оно не ведет к пользованию этой системой в целях общения. Подтверждением служит порочная практика обучения иностранным языкам, когда внимание уделялось обучению системе языка: его фонетике, грамматике, лексике в отдельности. Учащиеся, хотя и знали правила и выполняли лексические, грамматические упражнения, не могли пользоваться словами и грамматическими правилами при решении простейшей речевой задачи.
Обучение готовым фразам, соотнесенным с конкретными ситуациями, а точнее условиями, где возможно их применение, также не может обеспечить владение языком, поскольку владение языком возможно тогда, когда усвоение речевого материала ведет к формированию у учащихся системы языка, когда учащийся может строить высказывания в акте общения в соответствии с правилами, присущими данному языку как в отношении грамматического оформления, так и употребления слов.
Из сказанного следует, что в обучении иностранному языку в школе представляется рациональным строить обучение от речи к языку в процессе организованного целенаправленного общения. Итак, в качестве первого компонента содержания обучения выступает лингвистический компонент, который включает языковой материал: строго отобранный фонетический, грамматический и лексический минимумы и речевой материал, образцы речевых высказываний разной протяженности, ситуативно-тематически обусловленные. Естественно, отбор, последовательность и дозировка языковых средств выражения диктуется потребностью общения. Изучение грамматики, лексики, фонетики обусловливается общением, что ведет к нарушению традиционной очередности развертывания системы языка. Общение же учащихся, как говорилось выше, ограничивается рамками учебного регистра, когда добавление нового материала строго дозировано.
Речевое высказывание в методике обучения иностранному языку принимает вид учебной единицы. Это может быть речевой образец, типовое предложение, модельная фраза, диалог-образец, образец монологического высказывания большей протяженности, чем предложение. В качестве учебной единицы предлагается структурная группа, объединяющая различные по характеру (типу) предложения: утвердительное, отрицательное, восклицательное, вопросительное. Произносятся они с определенной интонацией в зависимости от коммуникативного намерения, правильно оформляются с точки зрения грамматической и лексической нормы языка. Подобная организация лингвистического материала вступает в противоречие с условиями реального общения и ведет к формализму.
На отбор лингвистического содержания обучения иностранному языку оказывает влияние и такая отрасль языкознания, как социолингвистика, изучающая соотношение языка и культуры, языка и общества. Язык является хранителем национальной культуры народа, который на нем говорит. Поэтому обучать иностранному языку нужно не только как способу выражения мыслей, но и как источнику сведений о национальной культуре народа — носителя изучаемого учащимися языка (английского, французского, немецкого, испанского), исходя из того, что язык выполняет две главные функции: коммуникативную — он обеспечивает общение людей, и кумулятивную — культуроносную. Для современной методики обучения иностранному языку характерно стремление включать страноведческие сведения из географии, истории, социальной жизни в содержание обучения — в речевой материал и, в частности, в тексты для аудирования и чтения. Такую методическую позицию обозначили термином лингвострановедение (В. Г. Костомаров, Е. А. Верещагин).
Лингвострановедческое преподавание помогает учащимся знакомиться с природными, историческими реалиями, духовными ценностями и таким образом осуществлять воспитательное воздействие на школьников. Лингвострановедческое преподавание помогает формированию языкового сознания (П. Я. Гальперин).
Таким образом, мы видим, что языковой и речевой материал составляют не только лингвистическое, но и экстралингвистическое содержание обучения (ситуативный контекст, в котором возникает речь).
Например, тема «Школа» позволяет представить ее множеством ситуаций устного и письменного общения — рассказ, беседа о своей школе, о соседней школе, о городской или сельской школе, о школе в стране (странах) изучаемого языка прошлого, настоящего и будущего и т. д.
Определить содержание обучения иностранному языку нельзя без обращения к психологии — науке о закономерностях психического отражения действительности в сознании человека, исследующей душевные свойства, мыслительную деятельность и состояние индивида. Психология занимается строением деятельности и ее формированием. Речь — один из видов деятельности человека. Наука, занимающаяся строением речевой деятельности — психолингвистика, исследует речевое поведение человека, описывает модели умственных процессов, операций, действий, которые происходят при слушании и говорении. В результате осуществления речевой деятельности формируются механизмы речи. Они обеспечивают восприятие при аудировании и чтении и порождение речевых высказываний при говорении и письме.
При обучении иностранному языку осуществляется учебная, познавательная деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают язык, формируются механизмы речи, обеспечивающие его использование в общении. Речевая деятельность должна иметь предмет своей деятельности. Таким предметом является мысль (о чем говорится, о чем говорить).
Речевая деятельность находит реализацию в конкретных действиях и операциях; последние обеспечивают работу соответствующих механизмов речи, ответственных за аудирование, говорение, чтение и письмо.
В деятельностном подходе и при коммуникативно-ориентированном обучении объектом обучения выступает речевое действие. В психологии речевое действие определяется как процесс взаимодействия его компонентов:
- участников общения (кто с кем общается),
- коммуникативного намерения (зачем, с какой целью),
- предметного содержания: темы, ситуации, языковые средства,
- экстралингвистических и паралингвистических средств, используемых для высказывания в конкретной ситуации общения (как общаются).
Диалоги, беседы, тексты (устные и письменные) реализуются только в результате речевых действий. Речевые действия, однако, возможны в том случае, когда владение языковым и речевым материалом доведено до уровня навыков и умений. В ходе изучения иностранного языка у учащихся формируются произносительные, лексические, грамматические, орфографические навыки, навыки техники чтения и письма; на их основе развиваются умения понимать речь на слух, говорения и чтения. Речевые умения составляют творческую деятельность, в которой принимают участие интеллектуальная и эмоциональная сферы при решении речевых задач, воображение и представления слушающего, говорящего, читающего.
Итак, формирование навыков и умений пользоваться изучаемым языком в целях общения составляет психологический компонент содержания обучения иностранным языкам.
Современная дидактика уделяет большое внимание организации активной деятельности самих учащихся по усвоению новых знаний, формированию и развитию умений, управлению учебно-воспитательным процессом, стимулированию познавательной активности, вовлечению их в планирование своей учебной деятельности.
Учащихся следует учить переносу знаний, навыков и умении, приобретенных при изучении родного языка и других предметов, приемам выполнения заданий по письму, чтению, подготовке устного сообщения. Очень важно научить учащихся осуществлению самоконтроля и самокоррекции, а также самоанализу результатов учебной деятельности. И конечно, обязательным условием успешного изучения иностранного языка учащимися выступает умение пользоваться учебником и другими компонентами УМК, а также словарями. Из сказанного следует, что появилась необходимость выделить еще один компонент содержания обучения — методологический — обучение рациональным приемам учения, познания нового языка, формирование навыков и умений им пользоваться в целях устного и письменного (чтение) общения. Нам представляется, что без вооружения учащихся рациональными приемами учения, без умений пользоваться учебником, грамматическим справочником, словарем, звукозаписью и другими средствами обучения научиться языку они не смогут на том уровне, который от них требуется после многолетнего его изучения в школе.
В заключение следует сказать, что современный уровень методической теории обучения иностранным языкам, использование достижений смежных наук позволяет определить содержание обучения. Оно, по нашему мнению, должно включать:
- Лингвистический компонент, объединяющий языковой и речевой материал.
- Психологический компонент, включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком при общении.
- Методологический компонент, связанный с овладением учащимися приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них самодеятельного труда.
Выделенные компоненты должны найти реализацию в курсе обучения иностранному языку в школе.
10