Курс, социальная работа, заочное отделение

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социально-гуманитарных наук

Экзаменационные вопросы

Социология

курс, социальная работа, заочное отделение

1. Понятие социологии как особой социальной науки. Объект и предмет социологии. Социология и другие науки.

2. Понятие «социального». Социальные связи, действия, отношения, закономерности, законы, нормы, явления, процессы и их специфика. Сфера социологического знания.

3. Структура социологического знания: направления и уровни. Функции социологии в современном обществе. Социология и жизнь. Значение социологии.

4. Понятие, структура, этапы и элементы социологического исследования. Типы и виды социологического исследования. Особенности социальных проблем.

5. Программа социологического исследования: структура и этапы.

6. Метод наблюдения: определение, виды, специфика. Основные достоинства и недостатки. Наблюдение в медицине.

7. Эксперимент в социологии. Функции, виды, специфика. «Тюремный» эксперимент Ф. Зимбардо. «Хотторнский» эксперимент Э. Мэйо. Особенность медицинского эксперимента. Этическая сторона эксперимента.

8. Метод социологического опроса: определение, виды, специфика. Анкетный опрос и его виды. Социологическая анкета, её структура. Методические принципы конструирования анкеты.

9. Типы и виды вопросов в социологическом опросе. Социологические шкалы и измерение.

10. Выборка социологического исследования. Виды и методы выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность.

11. Методы обработки результатов социологического исследования. Анализ и интерпретация эмпирических данных.

12. Интервью как метод сбора социологической информации. Виды и специфика. «Инструкция интервьюеру». Особенность нарративного интервью.

13. Метод социометрии: определение, применение и история возникновения. Методы социодрамы и психодрамы.

14. Метод анализа документов. Виды и типы документов. Количественный анализ (контент-анализ).

15. Качественные методы в социологии. Особенности биографического метода. Метод «фокус-групп»: понятие, виды и специфика.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... исследовательской работы. Тема «Теоретические методы исследования». Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования. Интерпретация(лат. interpretatio) ... и качественной обработке. Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии ... — невозможность) повторного наблюдения. Различается несколько видов наблюдений: В зависимости от позиции наблюдателя выделяются ...

16. Прогнозирование социальных процессов. Валидность, точность, устойчивость прогностической модели. Тенденции и тренды. Значение социологических исследований.

17. Предпосылки возникновения социологии. О. Конт — основоположник социологии и позитивизма. Классификация наук. «Закон трёх стадий».

18. Натуралистическое направление в социологии: «социальный органицизм»; «социальный эволюционизм»; «социальный дарвинизм»; расово-антропологическая школа; «социальный механицизм».

19. Психологическое направление в социологии: «инстинктивизм»; «психология народов»; «интеракционизм»; «групповая психология».

20. Социологическая концепция К. Маркса.

21. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

22. Социология М. Вебера.

23. Социология франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).

Теория социального обмена (Дж. Хоманс и П. Блау).

24. Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс и Р. Мертон).

Символический интеракционизм. Этнометодология. Феноменологическая социология.

25. Неофрейдисткие концепции (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен).

26. Русская социологическая мысль: становление и этапы развития. Основные школы и направления. Натурализм и психологизм.

27. Натуралистические концепции в трудах Л.И. Мечникова, П.Ф. Лилиенфельда. Психологические концепции в трудах Е.В. де Роберти, Н.И. Кареева.

28. Социологические воззрения Н.Я. Данилевского. Этико-субъективная школа П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.

29. Социологическая система П.А. Сорокина. Плюралистическая концепция М.М. Ковалевского.

30. Социологическая концепция народничества (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев)

31. Современные подходы к пониманию общества. Социологический анализ общества. «Атомистическая» теория общества (Дж. Девис).

Теория «социальных групп», «социальных институтов».

32. Функциональный (Т. Парсонс) и конфликтологический подходы (К. Маркс, Р. Дарендорф) к изучению общества. Признаки общества. Типология обществ. Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества.

6 стр., 2606 слов

Психологическая культура личности

... Социальная психология. Москва, 1996.   Журнал «Педагог» №3(2004).   Попова М.В., Формирование психологической культуры личности, Просвещение, 1999   сайт «Формирование психологической культуры личности ... .д. Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В ... своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и ...

33. Концепции постиндустриального общества (Д. Белл, Э. Тоффлер А. Турен, Дж. Гэлбрейт).

Стабильность социальной системы и ее механизмы.

34. Понятие и особенности социальной структуры общества. Историческая, естественная и социальная структура общества. Основные концепции социальной структуры в западной и отечественной социологии. Концепция социальной структуры Э. Гидденса. Классы. Роль среднего класса в социальной иерархии.

35. Социальные группы и социальные институты. Социальные общности: понятие и виды. Этнос. Народ. Народность. Нация. Раса и расизм.

36. Понятие и теория социальной стратификации. Стратификационные модели развитого западного общества. Стратификация в СССР и в современной России. Бедность и неравенство. Депривация. Социальная мобильность: понятие, виды и типы. «Лифты» социальной мобильности (П.А. Сорокин).

Социальная мобильность в современной России. Маргинальность.

37. Общество и культура. Понятие культуры. Культура как базис общества. Базисные элементы культуры. Традиции и ценности.

38. Материальная и духовная культура. Формы и разновидности культуры. Этноцентризм и культурный релятивизм. Образ жизни и стандарты культуры. Особенности потребления и воспроизводства культуры социальными общностями.

39. Язык. Культурно-речевая среда. Культурно-речевая стратификация (литературный язык, народно-разговорный, просторечие, территориальные диалекты, субдиалекты, арго).

Субкультура и субдиалект врачей (психологов).

Особенности молодежной субкультуры.

40. Значение и социальная роль культуры. Функции культуры в обществе. Культура как фактор социальной адаптации, стратификации и мобильности.

41. Понятие личности и ее типология. Макросоциологический уровень анализа личности: нормативная (базисная) и модальная личность. Маргинальная личность. Взаимодействие общества и личности: социальная среда и социальные отношения.

9 стр., 4172 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

... Введение. …………..................................................................... Раздел 1. Теоретические аспекты понятия социальной структуры трудового коллектива     1.1. Понятие социальной структуры трудового коллектива............ 1.2. ... и членов их семей; - удовлетворению потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах; - социальной защищенности отдельных категорий ...

42. Статусная концепция личности. Понятие социального статуса. Главный (основной) статус. Предписанный и достигаемый статус. Статусный набор.

43. Идентификация, престиж, имидж. Проблема социальной идентичности. Виды идентификации: «негативная», «реактивная» и полемическая.

44. Ролевая теория личности. Социальная роль и ее структура. Ролевой набор. Ролевой конфликт и пути его преодоления. Способы снижения ролевой напряжённости.

45. Социализация личности и ее механизмы. Агенты социализации. Теории развития личности: Ч.Х. Кули, Дж. Мида, Ж. Пиаже, Л. Колберга. Теория социализации как постоянного роста Э. Эриксона.

46. Ресоциализация. Социализация молодых и пожилых людей. Институты социализации. Кризис институтов социализации. Адаптация и активность личности. Социализация и индивидуализация. Личность в кризисной ситуации. Российский человек как социальный тип, его основные черты.

47. Отклоняющееся (девиантное) поведение и аномия. Теории девиантного поведения: биологические, психологические, социологические. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Делинквентное, агрессивное, аддиктивное, криминальное, суицидальное поведение. Групповые девиации.

48. Социальный порядок. Социальный контроль. Институты и механизмы социального контроля. Виды социального контроля.

49. Понятие социального процесса. Модели социальных процессов: традиционная, инновационная, интегративная. Социальное состояние: стабильность, застой, кризис.

50. Социальные изменения. Основные теоретические подходы к анализу социальных изменений: эволюционизм; теория эволюции Т. Парсонса, марксизм, теории циклического развития, синергетика. Концепция социального прогресса. Проблемы социального прогресса и регресса, эволюции и революции в социологии.

51. Уровни социальных изменений. Понятие модернизации. Основные подходы к проблеме общественной модернизации. Модели модернизации. Модернизация российского общества.

6 стр., 2534 слов

Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная динамика разводов

... жилищной проблемы. 3. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Что такое понятие "семейная роль", чем определяются ... психических травм 3. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Что такое понятие "семейная роль", чем определяются ...

52. Понятие цивилизации. Теории и типологии цивилизаций (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Особенности современной западной цивилизации. Русская цивилизация.

53. Глобальные проблемы современного общества: истоки, классификации, характеристики и пути решения. «Римский клуб» и его роль в решении глобальных проблем.

54. Понятие конфликта. Социальный конфликт и конфликтная «природа» человека. Т. Гоббс и «война всех против всех». Проблема конфликта в социологических теориях: К. Маркса, Ч. Миллса, Л. Козера, Р. Дарендорфа.

55. Структура социального конфликта. Конфликтогены. Объект конфликта. Причины и повод. Конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций по характеру их возникновения. Типология социальных конфликтов. Динамика социальных конфликтов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

56. Социальные технологии разрешения конфликта. Способы управления конфликтами. Прогнозирование и способы предупреждения конфликтов и конфликтных ситуаций. Особенности деловых и межличностных конфликтов. Конфликты в организациях: природа, динамика, разрешение. Специфика трудовых, социально-политических, этнических и др. конфликтов.

57. Образование как деятельность, социальный институт и социальная ценность. Структура и функции образования. Социологические теории образования. (Э. Дюркгейм, П. Бурдье, Л. Уорд, Т. Парсонс).

Образование как фактор социальной стратификации и мобильности. Образование и социальный статус.

58. Особенности и динамика образовательных ориентаций. Степень удовлетворенности образованием и его престиж у разных социальных групп. Социальный портрет преподавателя и студента. Массовое и элитарное образование, государственное и альтернативное. Коммерциализация образования. Противоречия в современной российской системе образования.

59. Социология молодежи как отрасль социологического знания. Юность: возрастные и социально-психологические аспекты возрастной стратификации. Социализация молодежи: опыт социологического исследования. Ценностные ориентации, интересы и мотивация современной молодежи. Социальные проблемы молодежи. Государственная молодёжная политика.

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... разрешить все конфликты «по-семейному». 7.Структура семьи, система семейных отношений. 8.Семья и брак как социальные институты. Семья выступает в качестве социального института в последней ... — вследствие отказа государственной политики от поддержки общественного здравоохранения.Социально-этические факторы, связанные резкой деформацией социальной структуры общества, деградацией его институтов и как ...

60. Предмет социологии семьи и брака. История формирования семьи и брака. Утопические теории семьи. Семья как социальный институт и малая группа. Социальные функции и ролевая структура семьи.

61. Типологии семьи. Нуклеарная, родственная и расширенная (традиционная) семья. Жизненный цикл семьи. Семья и брак. Формы брака. Основные тенденции развития современной семьи. Кризис семьи и брака как традиционного института социализации. Социальные проблемы молодых семей, многодетных семей, неполных семей, семей, имеющих детей с ограниченными возможностями развития.

62. Семья в зеркале социологии. Мотивы вступления людей в брак. Социальные причины распада семьи. Мотивы разводов, их социальные последствия. Студенческая семья. «Образ» семьи в социологических исследованиях. Принципы взаимоотношения людей в семье. Особенности семейного воспитания.

63. Предмет социологии медицины. Формирование социологических знаний о здравоохранении и медицине. Отечественный и зарубежный опыт. Социальный смысл понятий «здоровье» и «болезнь». Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Роль социально-экономических и экологических факторов в формировании здоровья населения.

64. Здоровье как социальная ценность. Социокультурные факторы заболеваемости. Понятие о «социальных» болезнях. Показатели оценки состояния здоровья населения.

65. Здоровый образ жизни как социальная проблема. Субъекты системы здравоохранения и специфика социальных отношений между ними. Социальная роль и социальный статус врача (клинического психолога).

Социальное взаимодействие врача (клинического психолога) и пациента.

66. Социальные инновации в здравоохранении. Особенности функционирования системы здравоохранения в кризисном обществе. Структура здравоохранения. Социальные аспекты политики здравоохранения. Методика и практика социологических исследований в системе здравоохранения. Система здравоохранения в зеркале общественного мнения.

13 стр., 6175 слов

Структура выпускной квалификационной работы. Кафедра социальной психологии и социологии управления

... государственный университет» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») Кафедра социальной психологии и социологии управления Методические указания по оформлению курсовой, выпускной квалификационной ... . Однако терапевт, как сторонний наблюдатель, может помочь семье увидеть и перепроверить правила, по которым они живут» ... Шварц С. отмечают: «Поскольку правила во многих семьях не объясняются, то никто их не утверждает, и ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector