43-Понятие о памяти. Виды и закономерности. Развитие памяти

Вопрос № 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.

Памятьпроцессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Накопление материала в памяти осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память входит в структуру интеллекта и является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находим у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции, однако первые попытки объективного исследования памяти были предприняты лишь в конце XIX в.

В отечественной психологии исследованиями памяти занимались: Блонский П.П., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Зинченко П.И., Лурия А.Р., Смирнов А.А., Житникова Л.М., Истомина З.М., Самохвалова В.И., Петров Я.И., Мальцева К.П., Гнедова Н.М., Шлычкова А.Н. и многие другие.

В зарубежной психологии значительный вклад в изучение проблем памяти внесли Эббингауз, Робинсон, Фуко, Лешли, Ховлэнд, Андервуд, Ричардсон, Постман, Рау, Мейман, Лайон, Хенмон, фон Ресторф, Пиллсбери, Зигель, Занфорд, Дженкинс, Харровер, Розенцвейг, Хайер, Гликсман, Жане П., Зейгарник.

Существует много оснований для классификации видов человеческой памяти, например по времени сохранения материала; по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору; по участию волевых процессов.

По времени сохранения информации выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Основанием для такой классификации является различное место этих форм во временной последовательности преобразования информации: от поступления ее на чувствительные входы до возникновения неповреждаемого и всю жизнь сохраняющегося следа.

7 стр., 3286 слов

Основной строительный материал организма человека — это

Вариант 1. 1.Синонимом понятия « календарный возраст» является: а) паспортный в) зубной б) биологический г) костный 2. В каком из перечисленных случаев вы в первую очередь посоветовали бы человеку тренировать кратковременную память? а) человек забыл иностранный язык после долгого отсутствия практики б) учение забыл часть стихотворения, хорошо выученного в прощлом году в) девочка забыла номера ...

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это – память-образ. Система иконической памяти идеально отвечает своему назначению – удерживает в течении короткого времени весь материал, обеспечивая процессам распознавания образов возможность извлечения и выбора.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2).

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти, которая, в отличии от мгновенной, позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней следов.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. В оперативной памяти присутствует смесь из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Основные характеристики оперативной памяти: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность и помехоустойчивость. Объем оперативной памяти — показатель количества запоминаемого и сохраняемого в ней материала. Этот термин был введен Н.И.Жинкиным, обозначает, что мнемические процессы, обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Долговременная память способна хранить информацию в течении практически неограниченного срока. Эта информация может воспроизводится человеком сколько угодно раз без её утраты. Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, ме­сяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувствен­ном, эмоциональном и интел­лектуальном.

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование особенностей памяти и способности человека.

... II. Экспериментальное исследование особенностей памяти и способности человека. 2.1 Методика оценки оперативной зрительной памяти 2.2 Методика оценки оперативной слуховой памяти 2.3 Методика исследования опосредованного ... остаточное впечатление, возникшее от прямого восприятия стимулов. Это память - образ. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение ...

По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной и других видов памяти. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстановится преимущественно зрительный образ; у другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего – двигательные: текст закрепляется лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Ей нередко обладают люди с высоким эйдетическим восприятием, способные в течении достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Впервые эйдетические образы описал в 1907 г. венгерский врач Урбанович, используя при этом для их обозначения выражение «субъективные наглядные образы». Содержание зрительной памяти быстро стирается, длительность ее варьирует от доли секунды до нескольких секунд в зависимости от интенсивности стимула, контраста с фоном, длительности стимуляции.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

... мысль - при запоминании, и при воспроизведенении материал обычно ... структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная ...

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Человек с яркой двигательной памятью, сомневаясь, как пишется слово, должен написать его, так как образ слова у него «в пальцах», в движении руки. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.

Наряду с сенсорными выделяются и другие функциональные виды памяти. К ним относятся эмоциональная, образная, логическая, вербальная, механическая память.

Эмоциональную память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоциональная память предполагает воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное состояние возникло впервые. Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления хранятся дольше всего [9].

При механической памяти запоминание и воспроизведение совершается на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе усвоения тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени. Для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого. Особенности логической памяти проявляются прежде всего в запоминании только смысла текста. Запоминаемое может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом. В процессе вычленения смысла происходит раскрытие сути подлинника, то есть переработка текста в более обобщенных понятиях.

13 стр., 6065 слов

Изучение процессов запоминания

... он вывел основные кривые заучивания (запоминания материала).      Таким образом, процесс запоминания является одним из свойств памяти. Изучение процесса запоминания и применение  его свойств на практике ... отмеченных фактов – об особой роли, которую играет речь в процессах запоминания и воспроизведения, - дает возможность сделать следующие выводы:     1. То, ...

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную.

Непроизвольное запоминание составляет большую часть памяти, во всяком случае его удельный вес в формировании нашего индивидуального опыта достаточно велик. При непроизвольном запоминании материал фиксируется в памяти непреднамеренно. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1. сильные и значимые физические раздражители (звуки выстрела, яркий свет прожектора)
  2. то, что вызывает повышенную ориентировочною деятельность (прекращение или возобновление действия, необычность явления)
  3. раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы)
  4. раздражители имеющие особую эмоциональную окраску
  5. то, что более всего связано с потребностями человека
  6. то, что является объектом активной деятельности

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно на максималь­но продолжительный срок с целью последующего воспроизве­дения или просто узнавания. Важное условие успешности произвольного запомина­ния — установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, эксперимен­тально выяснилось, что если предложить испытуемым запом­нить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на резуль­тативности запоминания будет весьма и весьма заметным. Испытуемые, которые собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизве­дут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Условиями успешного произвольного запоминания являются:

8 стр., 3915 слов

Память как репродуктивный и продуктивный процесс

... [5, с. 103-107] Глава 2. Практическая часть. Исследование динамики процесса заучивания. Запоминание — процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ... субъекта (какова цель – запомнить точно или уловить суть); -особенностями запоминаемого материала (стихотворение будет воспроизводиться репродуктивно, а прочитанный роман – продуктивно); -экспериментальными ...

  1. Осознание значимости и смысла запоминаемого материала.
  2. Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала.
  3. Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа.
  4. Содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания.
  5. Эмоционально-эстетическая насыщенность материала.
  6. Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта
  7. Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

Еще одним самостоятельным, не зависимым от других способом функциональной организации памяти является ее разделение на декларативную и процедурную.

Декларативная память предназначена для поддержки мыслительных процедур, основанных на процессах оперирования с понятиями. В результате декларирования происходит определение одних объектов через другие, в частности через объекты, представляющие собой части данных объектов.

Процессуальная память во много противоположна декларативной. Можно сказать что ее предназначение – ответ на вопрос «как?»: как пользоваться объектом, как вести себя в определенных условиях или при решении той или иной задачи.

6 стр., 2818 слов

Восприятие, память(псих.ч-к)

... запоминания в этих группах неодинаковы. Через час по-сле заучивания в одной из групп материал был удержан памятью ... обозна-чающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово (“тиф ... 4 Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Опреде-лите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, ...

Кроме видов памяти, выделяют еще ее процесс. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и детальности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, узнавание, а также сохранение и забывание материала.

Запоминание – процессы организации (кодирования, удержания) вновь поступающей информации.

Сохранение — процессы активного или пассивного преобразования запомненной информации.

Забывание — процесс обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал. Физиологическая основа забывания – торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям (проактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее).

Может быть полное, частичное, длительное, временное.

Реминисценция – отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное.

Воспроизведение – процесс восстановления ранее запомненного материала. Внутри процесса воспроизведения выделяют процессы припоминания и процессы воспоминания.

Припоминание позволяет произвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого, а воспоминание – непроизвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого.

Узнавание – это процесс идентификации объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними. Выделяют также запечатлевание — это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. У человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста.

Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы:

1)фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации;

2)фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии. Причем хранение – это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций;

3)фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы. Выделяют три категории мнемические процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации и различные формы сообщений о зрелище или событии, участником или свидетелем которого был индивид. Вторую категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле. Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материла на основании уменьшения числа повторений.

Теории памяти. В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых представителями различных наук.

Наиболее разработанной психологической группой теорий является так называемое ассоциативное направление. Представители этого направления считают, что в основе механизмов памяти лежат ассоциации — связи, возникающие между двумя (или несколькими) одновременными или непосредственно друг за другом следующими впечатлениями, при которых актуализация одного из них влечет появление другого (или других).

Т.е. запоминая событие, мы записываем в структурах памяти зрительный образ, звучание, запахи, свои эмоциональные реакции на воспринимаемое, двигательную реакцию, понятия, сопровождающие восприятие. Позже, при актуализации хотя бы одной из частей этой структуры мы по ассоциации вспоминаем многие другие детали события.

Сторонники этих теорий выделяют три группы ассоциаций:

* по пространственно-временной смежности (пошли в театр и встретили там приятеля);

* по сходству (стол-стул);

* по контрасту (мальчик — девочка).

На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти.

Наиболее решительная критика велась с позиции так называемого гештальтизма. Основное понятие этой новой теории – понятие гештальта – обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Гештальтизм противопоставляет прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала.

В современной науке все большее значение приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе, и процессов памяти (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

Рефлексология. Представители этой теории (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.) считают основой памяти условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным материалом. Стойкость условно рефлекторных связей зависит от целей деятельности и связанных с ними стимулов.

Физическая теория памяти. Эта теория строится на утверждении, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя определенный след, который становится еще более значительным при повторном следовании импульса по этому же пути.

Биохимические теории памяти. С точки зрения этой теории процесс запоминания делится на две фазы. На первой фазе в нервных клетках происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая в них обратимые изменения. Считается, что эта ступень лежит в основе кратковременной памяти. Вторая фаза возникает непосредственно после первой. Во время второй фазы в клетках происходят необратимые изменения, служащие основой долговременной памяти.

Химическая теория — любой стимул вызывает перегруппировку белковых молекул нейронов — ДНК и РНК, увеличивая в них содержание РНК, которая, как известно, служит основой онтогенетической памяти. При повторном стимуле РНК резонирует на знакомый сигнал и это служит основой памяти.

Улучшить запоминание можно:

* тренируя память как можно чаще;

* представляя материал в виде наглядного зрительного образа;

* четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет храниться этот материал;

* составляя предварительный план запоминаемого материала;

* устанавливая смысловые связи с известной информацией;

* используя специальные мнемонические приемы: так, запоминая расположение цветов радужного спектра, достаточно выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

* используя реминисценцию — отсроченное воспоминание. Явление реминисценции заключается в том, что если воспроизведение материала происходит не непосредственно после запоминания, а через несколько дней, то качество воспроизведения в этом случае намного выше. Связано это, видимо, с тем, что материал, заложенный на хранение, продолжает бессознательно обрабатываться, включается в структуру прошлого опыта, а также устанавливаются многочисленные аналогические связи с другим материалом.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности НС. Любой, вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней след в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а так же их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Память человека носит осмысленный характер. Рубинштейн выделяет закон воспроизведения по функциональному признаку. Не отрицая, что ассоциации играют роль в элементарных формах памяти, Рубинштейн считает, что они не являются главной основой высших форм памяти человека. Анализ, систематизация и осмысливание включаются в воспроизведение и влекут за собой перестройку процесса запоминания; смысловые связи имеют определенное значение в запоминании осмысленного материала. Но запоминание не всегда строится на смысловых связях; не всякий материал допускает такое запоминание (№ телефонов).

В тех случаях, когда нет объединения материала в смысловое целое, в основе запоминания лежит объединение материала в структурное целое. Под структурой понимается членение и объединение материала посредством его ритмизации, симметричного расположения и т.п. С этим связано и то, что при прочих равных условиях обычно особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части. Однако при запоминании смыслового материала его формальная структура подчинена смысловому делению и смысловым связям материала. Четкая расчлененность и связность материала являются существенным условием эффективного запоминания.

Запоминание материала зависит не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности – ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

Память человека носит избирательный характер, который выражается в том, что мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо, интересно. Запоминание человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль ее особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определенного задания. Но установки могут быть и неосознанными, что приводит к непроизвольному запоминанию.Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность.

Не подлежит сомнению, что в запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается – при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально безразличный. Причем в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. При этом следует учитывать и индивидуальные характерологические особенности: при прочих равных условиях одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, другие – неприятного.

Рассмотрим теперь вопрос о развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание. Доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Выготский считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниям человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи человек оказался способен подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. По Выготскому, мышление ребенка во многом определяется памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать. Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Непроизвольная память начинает сменяется произвольной. В подростковом возрасте коренным образом меняется отношения между памятью и мышлением. Память интеллектуализируется, само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить».

Леонтьев экспериментально показал, как непосредственное запоминание с возрастом замещается опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и усвоения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным». Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности6 сначала они выступают как внешние, а затем становятся внутренними.

43-Понятие о памяти. Виды и закономерности. Развитие памяти — Стр 2

В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Леонтьев вывел «параллелограмм развития памяти», который показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого. Обе кривые обнаруживают тенденция к сближению с возрастом.

«Принцип параллелограмма представляет собой не что иной, как выражение того общего закона, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков».

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ

1) Закон ассоциаций – согласно ему человек ассоциативно связывает различного вида информацию и принято выделять 3 вида ассоциаций: 1. ассоциация по смежности (без существенной проработки информации – простой вид связи); 2. ассоциация по контрасту (связь двух противоположных явлений – основано на логическом приеме противопоставлений); 3. ассоциация по сходству (требует сложной переработки информации, выделении существенных признаков из воспринимаемого объекта и сопоставление с тем, что хранится в памяти).

2) Фактор края – первая и последняя по поступлению информация запоминается лучше всего.

3) Закон Б.В.Зейгарник – человек запоминает гораздо лучше незавершенное действие, чем завершенное.

4) Реминисценция – дополнительное воспоминание, казалось бы, забытой информации.

5) Закон забывания – открыт Г.Эббингаузом.

Рубинштейн выделяет следующие уровни памяти: 1 Элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение; 2)такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как воспроизведение. Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица) Далее память различается 1)по быстроте запоминания; 2)по его прочности или длительности; 3)по количеству или объему запоминаемого материала; 4)по точности.

Условия эффективного запоминания. Закономерности заучивания.

1. Зависимость запоминания от задач и их содержания. Лучше запоминается то, что имело жизненно важное содержание, то есть то, что связано с интересами, потребностями и целями. Оно носит активный избирательный характер.

2. Запоминанию способствует осмысление материала, а также его обобщение и систематизация. Материал требует анапитико-синтетического разбора.

3. Важно связывать то, что заучивается с ранее приобретенными знаниями.

4. Полезно наглядное представление связей (схемы, чертежи, таблицы).

5. Особо значима роль повторения при запоминании. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько правильной организацией (разнообразие повторений, сравнивание прежнего материала с новым, обобщение, воспроизведение материала в процессе заучивания).

Концентрированное повторение менее эффективно, чем распределенное во времени (Эббингауз).

6. Зависимость запоминания от количества и качества материала — по мере увеличения материала время, необходимое для заучивания, увеличивается не прямо пропорционально объему заучиваемого, а значительно больше. Зрительные образы предметов запоминаются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов; стихи запоминаются лучше, чем проза.

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ явление зависимости эффективности запоминания материала от меры законченности действия. 3. э. назван по имени открывшей его ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН (1850 -1909) — немецкий психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями по психологии памяти (1885).

Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в следующем. Составив множество трехбуквенных бессмысленных слогов и образовав из них ряды различной длины, Э. прочитывал их под метроном, пытаясь запомнить предъявленный материал. Кажущаяся простота и механистичность процедуры эксперимента привели, однако, к открытию множества феноменов из области психологии памяти. Э. обнаружил т. н. «фактор края», т. е. лучшее запоминание первых и последних слогов ряда, объясняемое Э. фактом «тормозящего влияния» представлений слогов в сознании друг на друга (в середине ряда торможение имеет место с двух сторон, а по краям — только с одной стороны).

Были выведены также кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят отчетливо нелинейный характер. Кроме того, Э. установил факт увеличения скорости запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным. Его последователь А. Иост, пользуясь приемами Э., открыл закон влияния распределения одного и того же количества повторений во времени (напр., по дням) на эффективность запоминания (закон А. Йоста).

Разработанные Э. методики до сих пор используются в эмпирических и прикладных исследованиях процессов памяти.

6