Конспекты конфликтология

Кафедра 13М

Конфликтология пн 8.30

Темы рефератов

Особенности межличностных конфликтов. Классификация межличностных конфликтов

Литература

1. Анцупов А.Я. Баклановский «Конфликтология в схемах и комментариях»

2. Гришина Н.В. «Психология конфликта»

3. Леонов «Конфликтология»

4. Хасан «Психология конфликта и переговоры»

Доп:

5.

Для реферата:

1)Гришина Н.В. Психология конфликта ( www.koob.ru/grishina_n_v/psihologiya_konflikta)

2)Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений

3)Леонов Н.И. Конфликтология: учебное пособие ( www.koob.ru/leonov/konfliktologiya)

4) Утлик Э.П. Психология личности

5)Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры

6)Ворожейкин И.Е., Кабанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология

7)Гришина Н.В. Я и другие.

8)Конфликтология под ред.Кармина А.С.

9) Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешить конфликты.

10)Основы конфликтологии под ред. В.Н. Кудрявцева

11)Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения.

12) Юридическая конфликтология Отв.ред. В.Н. Кудрявцев

Тема 1. Основа конфликтологии

  1. основные понятия К
  2. методологические принципы К
  3. виды конфликтов
  4. причины возникновения конфликтов
  5. структура конфликтов
  6. функции конфликтов
  7. основные периоды и этапы в развитии конфликтов

Определения:

Конфликтология– это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликт– противоборство субъектов социального взаимодействия, которые характеризуются взаимными несогласиями и взаимным нанесением ущерба.

Предмет конфликта– это то из-за чего возникает противоборство (ресурсы, власть, права, обязанности и.т.д.)

Стороны конфликта– субъекты социального взаимодействия находящиеся в состоянии конфликта.

Структура конфликта– взаимосвязь необходимых и достаточных элементов характеризующих конфликт.

Динамика конфликта– развитие конфликтной ситуации во времени и по интенсивности эмоционального взаимодействия конфликтующих сторон.

Функции конфликта – значение и последствия конфликта для конфликтующих сторон.

23 стр., 11247 слов

Переговоры в ситуации конфликта. Модели ведения переговоров

... 1. Ведение В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: * теоретико- ... данные этапы более подробно. Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны ... взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. ...

Конфликтогены– сигналы конфликта, которые проявляются в форме высказываний, выражений и отдельных действий, провоцирующие стороны вступать в противоборство.

Методологические принципы:

  • Принцип всеобщей связи – все компоненты взаимосвязаны
  • Принцип единства и борьбы противоположностей –
  • Закон отрицания отрицания – можно проследить от низшего уровня к высшему
  • Переход от количества в качество(поиск закономерностей в развитии конфликтов)
  • Принцип системного подхода
  • Принцип конкретно исторического подхода
  • Принцип объективности
  • Принцип междисциплинарнгости (связь с другими науками)
  • Принцип личностного подхода

Виды конфликтов:

Анцупов, Шепилов

  1. Конфликты с участием людей

А)Социальные

  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгосударственные
  • Между двумя группами

Б)Внутриличностные

  • Между «хочу» и «могу»
  • Между «хочу» и «хочу»
  • Между «нужно» и «хочу»
  • Между «нужно» и «не хочу»
  • Между «нужно» и «нужно»
  1. Зооконфликты

Емельянов

1) По сфере проявления

  • Экономические
  • Семейно-бытовые
  • Социально-бытовые
  • Идеологические
  1. по степени длительности и напряженности
  • бурные и быстротекущие
  • острые длительные
  • слабовыраженные вялотякущие
  • слабовыраженные быстротекущие

3) по субъектам конфликтного взаимодействия

  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Межгрупповые
  • Личность – группа

4) по социальным последствиям:

  • Конструктивные
  • Деструктивные

5) по предмету:

  • Реалистичные (предметные)
  • Нереалистичные (беспредметный)

Шепилов

  1. ресурсный конфликт(в основе материальные потребности)
  2. статусно-ролевой (социальные потребности)
  3. конфликт идей норм и принципов (духовные протребности)

фильм «волна» немецкий?

Причины конфликтов:

Анцупов

  1. объективные – независящие от людей.
  • Ограниченность ресурсов
  • Недостаточная разработанность нормативно-правовых актов для урегулирования конфликтов
  • Стереотипы взаимодействий между людьми
  1. организационно-управленческие
  • Функциональные – неравномерное распределение обязанностей
  • Структурные – несоответствие структуры организации ее деятельности
  • Ситуативно-управленические – ошибки руководства к подчиненным
  • Личностные – качества сотрудников, психические, функциональные мешающие взаимодействию в коллективе и выполнению обязанностей
  1. социально-психологические
  • психологическая несовместимость
  • стремление к власти (некоторых сотрудников)
  • конкурентный характер взаимодействия
  • различия в способах оценки результатов деятельности
  • искажение информации
  1. личностные – личностные особенности мешающие общению в коллективе
  • низкая конфликтоустойчивость
  • низкий уровень эмпатии (сопереживания)
  • тип темперамента, акцентуация характера
  • завышенный или заниженный уровень притязаний
  • низкий уровень социально-психологической компетенции (не видение выбора)

Структура конфликта:

3 стр., 1171 слов

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова «Свидание»

... студент 3) другие участники: сапожник, усиливающий эмоциональное напряжение. Психологические составляющие конфликта Мотив сторон: Удовлетворение потребности в любви, дружбе, уважении (мотив афиллиации), ... прием манипуляции (апеллирует к личности оппонента, стремится вызвать сострадание). Эскалация конфликта: с началаперехода от латентного к активному противоборству, все возможности компромисса ...

Конфликт состоит из объективных и психологических составляющих.

Объективные:

1) участники конфликта

  • Основные участники – стороны
  • Группы поддержки и другие участники (подстрекатели, организаторы, медиаторы)

2) предмет конфликта – про что спор

3) объект конфликта – истинная причина

4) макро(среда в обществе) и микро(в ближайшем окружении) среда

Психологические:

1)мотивы сторон

2)конфликтное поведение – действие участников в конфликте

Тактика поведения в конфликте:

Жесткая

  • Физическое насилие – захват и удержание, побой
  • Психическое насилие – шантаж, давление, гипноз,

Нейтральная

  • Создание коалиций
  • Демонстрация отношения в виде тона, мимики

Мягкая

  • Дружелюбие,
  • отказ от своих претензий позиций,
  • уступка,
  • избегание

Статистические данные в психологии

  1. Первичная статистика – подсчет среднеарифметического подсчета моды, медианы, анализ частотных распределений.

Мода – наиболее часто встречаемый вариант.

2 2 3 4 8 10 2 3 11 12

2 2 2 3 3,(3,5-мода) 4 8 10 11 12

Медиана – середина.

2)Вторичная статистика

Корреляционный анализ – связь, анализ связимежду исследуемыми переменными.

Сравнение – метод позволяющий оценить различия между исследуемыми признаками.

Дисперсионный анализ – позволяет выявить влияние или зависимость исследуемых переменных друг на друга.

Регрессионный анализ – метод позволяющий изучить влияние нескольких переменных на одну зависимую.

УспУ=Аг0,04+Ин0,005-Эк0,06

Факторный анализ – метод позволяющий свести большое количество исходных переменных к значительно меньшему числу факторов имеющих исходный смысл.

1 и 2 бывают параметрические (критерии которые используются для оценки значимости различий при нормальном распределении) и непараметрические(при не нормальном рапределении).

Критерий Колмогорова-Смирнова оценивает критерием К-Z

В корреляционном анализе коэф.

г-Присона (нормальное распределение), r– Спирмена(не нормальное)

Критерии сравнения:

t– Стьюдента : длязависимых,независимыхпеременных и дляодной выборки.(для нормального распределения)

tкритерий для одной выборки позволяет сравнивать уровень выраженности переменной с заданным значением.

t– критерий для независимых выборок- позволяющий сравнивать исследуемые переменные между 2 независимыми выборками.

t– критерий для зависимых выборок – позволяющий сравнивать исследуемые переменные между 2 зависимыми выборками.

U– Манна-Уинти – позволяет сравнивать исследуемые переменные у 2 независимых выборок, если распределение не нормальное.

Т – Вилкоксона – критерий для зависимых выборов при ненормальном распределении.

Н – Краскалла-Уолеса – для независимых выборок, в случае, когда выборок 3 и более и распределение не нормально.(однородность трех и более выборок)

Х2– Фридмана – для 2 и более зависимых выборок при ненормальном распределением.

р-уровень— Уровень значимости – р≤0,05 – средний уровень (95%); р≤0,01 – высокий уровень (99%); р≤0,001 – очень высокий (99,9%).

-0,23 ур.корреляции

0,001 ур.значимости

Конфликты в трудовой сфере

Трудовой конфликт – столкновение мнений и интересов в трудовой сфере

Причины:

Поляризация участников(хозяев и наемных рабочих)

Противоречие интересов(условия, время, оплата)

Регулирование трудовых отношений

Индивидуальный конфликт

Задержка з\п

Ущерб

Непредоставление отпуска

Перевод на должность, увольнение

Наложение дисциплинарных взысканий и др.

Коллективный конфликт

Коллективная неудовлетворенность условиями труда

Участники: профсоюзы и начальство

Причины: установление новых условий труда

Невыполнение ранее установленных условий труда

Борьба:

Забастовки – полное прекращение работы (юрид. запрещены), пульсирующая забастовка (часть предприятия бастует, далее по цепочке), итальянская забастовка (выполнение мер безопасности по инструкции – замедление процесса производства).

митинги —

пикеты

схема трудового конфликта (В.С.Столбун)

1)юридическая причина

2)формирование недовольства – причина собрания коллектива

3)формулировка несогласия (письменное, устное) — время забастовок

4)меры урегулирования (разные) – причина разрешения или новой волны конфликта

5)юридическое действие — причина разрешения или новой волны конфликта

Внутригрупповой конфликт – столкновение между личностью и группой

Всегда есть лидер конфликта – негативный лидер.

Конфликт – позитивное конструктивное явление.

Конфликт может укрепить группу или разобщить ее.

Упражнения – телеграф, почта, животное

7