Кафедра 13М
Конфликтология пн 8.30
Темы рефератов
Особенности межличностных конфликтов. Классификация межличностных конфликтов
Литература
1. Анцупов А.Я. Баклановский «Конфликтология в схемах и комментариях»
2. Гришина Н.В. «Психология конфликта»
3. Леонов «Конфликтология»
4. Хасан «Психология конфликта и переговоры»
Доп:
5.
Для реферата:
1)Гришина Н.В. Психология конфликта ( www.koob.ru/grishina_n_v/psihologiya_konflikta)
2)Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений
3)Леонов Н.И. Конфликтология: учебное пособие ( www.koob.ru/leonov/konfliktologiya)
4) Утлик Э.П. Психология личности
5)Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры
6)Ворожейкин И.Е., Кабанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология
7)Гришина Н.В. Я и другие.
8)Конфликтология под ред.Кармина А.С.
9) Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешить конфликты.
10)Основы конфликтологии под ред. В.Н. Кудрявцева
11)Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения.
12) Юридическая конфликтология Отв.ред. В.Н. Кудрявцев
Тема 1. Основа конфликтологии
- основные понятия К
- методологические принципы К
- виды конфликтов
- причины возникновения конфликтов
- структура конфликтов
- функции конфликтов
- основные периоды и этапы в развитии конфликтов
Определения:
Конфликтология– это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Конфликт– противоборство субъектов социального взаимодействия, которые характеризуются взаимными несогласиями и взаимным нанесением ущерба.
Предмет конфликта– это то из-за чего возникает противоборство (ресурсы, власть, права, обязанности и.т.д.)
Стороны конфликта– субъекты социального взаимодействия находящиеся в состоянии конфликта.
Структура конфликта– взаимосвязь необходимых и достаточных элементов характеризующих конфликт.
Динамика конфликта– развитие конфликтной ситуации во времени и по интенсивности эмоционального взаимодействия конфликтующих сторон.
Функции конфликта – значение и последствия конфликта для конфликтующих сторон.
Переговоры в ситуации конфликта. Модели ведения переговоров
... 1. Ведение В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: * теоретико- ... данные этапы более подробно. Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны ... взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. ...
Конфликтогены– сигналы конфликта, которые проявляются в форме высказываний, выражений и отдельных действий, провоцирующие стороны вступать в противоборство.
Методологические принципы:
- Принцип всеобщей связи – все компоненты взаимосвязаны
- Принцип единства и борьбы противоположностей –
- Закон отрицания отрицания – можно проследить от низшего уровня к высшему
- Переход от количества в качество(поиск закономерностей в развитии конфликтов)
- Принцип системного подхода
- Принцип конкретно исторического подхода
- Принцип объективности
- Принцип междисциплинарнгости (связь с другими науками)
- Принцип личностного подхода
Виды конфликтов:
Анцупов, Шепилов
- Конфликты с участием людей
А)Социальные
- Межличностные
- Между личностью и группой
- Межгосударственные
- Между двумя группами
Б)Внутриличностные
- Между «хочу» и «могу»
- Между «хочу» и «хочу»
- Между «нужно» и «хочу»
- Между «нужно» и «не хочу»
- Между «нужно» и «нужно»
- Зооконфликты
Емельянов
1) По сфере проявления
- Экономические
- Семейно-бытовые
- Социально-бытовые
- Идеологические
- по степени длительности и напряженности
- бурные и быстротекущие
- острые длительные
- слабовыраженные вялотякущие
- слабовыраженные быстротекущие
3) по субъектам конфликтного взаимодействия
- Внутриличностные
- Межличностные
- Межгрупповые
- Личность – группа
4) по социальным последствиям:
- Конструктивные
- Деструктивные
5) по предмету:
- Реалистичные (предметные)
- Нереалистичные (беспредметный)
Шепилов
- ресурсный конфликт(в основе материальные потребности)
- статусно-ролевой (социальные потребности)
- конфликт идей норм и принципов (духовные протребности)
фильм «волна» немецкий?
Причины конфликтов:
Анцупов
- объективные – независящие от людей.
- Ограниченность ресурсов
- Недостаточная разработанность нормативно-правовых актов для урегулирования конфликтов
- Стереотипы взаимодействий между людьми
- организационно-управленческие
- Функциональные – неравномерное распределение обязанностей
- Структурные – несоответствие структуры организации ее деятельности
- Ситуативно-управленические – ошибки руководства к подчиненным
- Личностные – качества сотрудников, психические, функциональные мешающие взаимодействию в коллективе и выполнению обязанностей
- социально-психологические
- психологическая несовместимость
- стремление к власти (некоторых сотрудников)
- конкурентный характер взаимодействия
- различия в способах оценки результатов деятельности
- искажение информации
- личностные – личностные особенности мешающие общению в коллективе
- низкая конфликтоустойчивость
- низкий уровень эмпатии (сопереживания)
- тип темперамента, акцентуация характера
- завышенный или заниженный уровень притязаний
- низкий уровень социально-психологической компетенции (не видение выбора)
Структура конфликта:
Анализ конфликта из произведения А. Вампилова «Свидание»
... студент 3) другие участники: сапожник, усиливающий эмоциональное напряжение. Психологические составляющие конфликта Мотив сторон: Удовлетворение потребности в любви, дружбе, уважении (мотив афиллиации), ... прием манипуляции (апеллирует к личности оппонента, стремится вызвать сострадание). Эскалация конфликта: с началаперехода от латентного к активному противоборству, все возможности компромисса ...
Конфликт состоит из объективных и психологических составляющих.
Объективные:
1) участники конфликта
- Основные участники – стороны
- Группы поддержки и другие участники (подстрекатели, организаторы, медиаторы)
2) предмет конфликта – про что спор
3) объект конфликта – истинная причина
4) макро(среда в обществе) и микро(в ближайшем окружении) среда
Психологические:
1)мотивы сторон
2)конфликтное поведение – действие участников в конфликте
Тактика поведения в конфликте:
Жесткая
- Физическое насилие – захват и удержание, побой
- Психическое насилие – шантаж, давление, гипноз,
Нейтральная
- Создание коалиций
- Демонстрация отношения в виде тона, мимики
Мягкая
- Дружелюбие,
- отказ от своих претензий позиций,
- уступка,
- избегание
Статистические данные в психологии
- Первичная статистика – подсчет среднеарифметического подсчета моды, медианы, анализ частотных распределений.
Мода – наиболее часто встречаемый вариант.
2 2 3 4 8 10 2 3 11 12
2 2 2 3 3,(3,5-мода) 4 8 10 11 12
Медиана – середина.
2)Вторичная статистика
Корреляционный анализ – связь, анализ связимежду исследуемыми переменными.
Сравнение – метод позволяющий оценить различия между исследуемыми признаками.
Дисперсионный анализ – позволяет выявить влияние или зависимость исследуемых переменных друг на друга.
Регрессионный анализ – метод позволяющий изучить влияние нескольких переменных на одну зависимую.
УспУ=Аг0,04+Ин0,005-Эк0,06
Факторный анализ – метод позволяющий свести большое количество исходных переменных к значительно меньшему числу факторов имеющих исходный смысл.
1 и 2 бывают параметрические (критерии которые используются для оценки значимости различий при нормальном распределении) и непараметрические(при не нормальном рапределении).
Критерий Колмогорова-Смирнова оценивает критерием К-Z
В корреляционном анализе коэф.
г-Присона (нормальное распределение), r– Спирмена(не нормальное)
Критерии сравнения:
t– Стьюдента : длязависимых,независимыхпеременных и дляодной выборки.(для нормального распределения)
tкритерий для одной выборки позволяет сравнивать уровень выраженности переменной с заданным значением.
t– критерий для независимых выборок- позволяющий сравнивать исследуемые переменные между 2 независимыми выборками.
t– критерий для зависимых выборок – позволяющий сравнивать исследуемые переменные между 2 зависимыми выборками.
U– Манна-Уинти – позволяет сравнивать исследуемые переменные у 2 независимых выборок, если распределение не нормальное.
Т – Вилкоксона – критерий для зависимых выборов при ненормальном распределении.
Н – Краскалла-Уолеса – для независимых выборок, в случае, когда выборок 3 и более и распределение не нормально.(однородность трех и более выборок)
Х2– Фридмана – для 2 и более зависимых выборок при ненормальном распределением.
р-уровень— Уровень значимости – р≤0,05 – средний уровень (95%); р≤0,01 – высокий уровень (99%); р≤0,001 – очень высокий (99,9%).
-0,23 ур.корреляции |
0,001 ур.значимости |
Конфликты в трудовой сфере
Трудовой конфликт – столкновение мнений и интересов в трудовой сфере
Причины:
Поляризация участников(хозяев и наемных рабочих)
Противоречие интересов(условия, время, оплата)
Регулирование трудовых отношений
Индивидуальный конфликт
Задержка з\п
Ущерб
Непредоставление отпуска
Перевод на должность, увольнение
Наложение дисциплинарных взысканий и др.
Коллективный конфликт
Коллективная неудовлетворенность условиями труда
Участники: профсоюзы и начальство
Причины: установление новых условий труда
Невыполнение ранее установленных условий труда
Борьба:
Забастовки – полное прекращение работы (юрид. запрещены), пульсирующая забастовка (часть предприятия бастует, далее по цепочке), итальянская забастовка (выполнение мер безопасности по инструкции – замедление процесса производства).
митинги —
пикеты
схема трудового конфликта (В.С.Столбун)
1)юридическая причина
2)формирование недовольства – причина собрания коллектива
3)формулировка несогласия (письменное, устное) — время забастовок
4)меры урегулирования (разные) – причина разрешения или новой волны конфликта
5)юридическое действие — причина разрешения или новой волны конфликта
Внутригрупповой конфликт – столкновение между личностью и группой
Всегда есть лидер конфликта – негативный лидер.
Конфликт – позитивное конструктивное явление.
Конфликт может укрепить группу или разобщить ее.
Упражнения – телеграф, почта, животное
7