Конечные результаты обучения. Дисциплина: Коммуникативные навыки – 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Дисциплина: Коммуникативные навыки – 1

По специальности: 051301 «Общая медицина»

 

Объем учебных часов: 54, из них:

Практические занятия — 36 час.

СРС – 18 час.

Курс 1

Семестр 2

 

Алматы, 20———-

 

Рабочая программа составлена на основании ТУП («КН-1» для специальности «Общая медицина» 051301, от 18 июня 2007 г.) в соответствии ГОСО 2006.

Составители: к.м.н., доц. Асимова Т. А.

 

Обсуждена на заседании кафедры

 

Прот № _______ от «_____» __________ 20 ____ г.

 

Зав. каф.

Д.м.н., проф. Алтынбекова Г. И.

 

Обсуждена на ЦМС

Прот. № _________ от «_____» ______________ 20 _____ г.

 

Председатель

_______________________________________

 

1.7 Сведения о преподавателях:

Асимова Т. А. – к.м.н., ст. преподаватель, завуч кафедры, научные интересы – мед. психология, психиатрия, наркология.

1.8 Контактная информация:

Кабинет занятий по коммуникативным навыкам находится в здании университета, на 4 этаже кааб. № 26

Раб. Тел. 261-21-95, дом. Тел. 252-75-79, сот. тел. 8-777-244-90-25 (завуч кафедры)

1.9 Политика дисциплины:

Студент должен выполнять требования кафедры:

  1. Присутствовать на занятиях в медицинских халатах
  2. Не пропускать и не опаздывать по не уважительной причине
  3. Пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем
  4. Отключать на занятиях мобильные телефоны
  5. Иметь при себе студенческий билет
  6. Пользоваться дополнительной литературой
  7. Активно участвовать в учебном процессе
  8. Все задания семинарских занятий должен оформлять и выполнять соответственно требованиям
  9. Выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки

 

Пропущенные занятия подлежат отработке в соответствии с внутренними правилами Университета

Студент, не сдавший все рубежные контроли к зачету не допускается.

 

Программа

Введение

Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -1» направлена на изучение основных принципов эффективного общения с пациентом, членами его семьи, коллегами, что важно не только для понимания течения заболевания пациента как процесса, но и для понимания мышления пациента, его мнения, ощущений и ожиданий и принятия наилучшего решения в отношении каждого пациента. Коммуникативная компетентность необходима врачу для успешного взаимодействия с коллегами и эффективной работы в команде специалистов здравоохранения для оказания квалифицированной медицинской помощи. Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.

12 стр., 5540 слов

Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления

... элемент 1.1. Рабочая программа учебной дисциплины Комарова Н.М. Психология управления. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014 г.(рукопись, электронная версия) Кафедра государственного права, ИИП, ... 4 5 6 1. Аудиторная: Лекции 4 4 Лабораторные работы Практические занятия 10 10 Итого: 14 14 2. Внеаудиторная: Самоподготовка: Самостоятельное изучение разделов ...

Цель дисциплины

Формирование и развитие навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях (в условиях стационарной, амбулаторной и неотложной медицинской помощи)

2.3 Задачи обучения:

— усвоение студентами понятий о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе и коммуникативной компетентности врача;

— формирование понимания значимости навыков эффективного и бесконфликтного общения с пациентами, родственниками пациентов и коллегами;

— формирование представления о психологических требованиях к личности врача;

— правильное построение и ведение медицинского интервью с пациентами;

— формирование навыков эффективного и бесконфликтного общения с пациентами, родственниками пациентов и коллегами;

— определение барьеров и решение проблем, препятствующих эффективному общению врача и пациента;

— определение психологических типов пациентов и применение эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом.

Конечные результаты обучения

Студент должен:

Знать:

— принципы эффективного общения с пациентами, родственниками пациентов и коллегами;

— основные виды общения, которые используются врачом в профессиональной деятельности;

— структуру построения медицинского интервью;

— барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию врача и пациента;

— методы эффективного общения между врачом, пациентом и родственниками пациента в трудных ситуациях;

— основные требования к личности врача;

— важность непрерывного совершенствования коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача.

Уметь:

— применять принципы эффективного общения с пациентами, родственниками пациентов, коллегами;

— выбрать и использовать соотвествующую модель медицинского интервью, ориентированную на пациента;

— устанавливать первоначальный контакт с «пациентом» на отношениях взаимопонимания и доверия;

— определять проблемы обращения пациента к врачу;

— внимательно выслушать пациента и ясно отвечать на вопросы пациента;

— использовать методы вербального и невербального общения с пациентом;

— использовать вопросы открытого и закрытого типа при проведении медицинского интервью;

— формировать эффективные взаимоотношения с пациентом, родственниками пациента;

— правильно информировать пациента в доступной форме;

— проявлять чуткость, заботу и сострадание при общении с пациентом, членами его семьи;

— проявлять внимание и уважение к личной жизни, комфорту и безопасности пациента;

— соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;

— понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача

Владеть навыками (в условиях ролевой игры):

— построения и проведения эффективного медицинское интервью с «пациентом»;

— применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между «врачом» и «пациентом», «родственниками пациентов» и коллегами;

— документирования данных о «пациенте» по завершению медицинского интервью.

2.5 Пререквизиты дисциплины:казахский/русский язык,основы психологии, основы права, информатика.

2.6 Постреквизиты дисциплины:введение в клинику – 2, коммуникативные навыки – 2, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, психиатрия, наркология, неврология, скорая неотложная медицинская помощь.

Тематический план

Задания для самостоятельной работы студентов

Тема Часы  
Форма проведения – СРС  
1. Взаимоотношения «врач — медицинская сестра- пациент»
2. Роль и ответственность врача в обществе
3. Профессиональная деформация врача
4. Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности
5. Особенности межличностного общения с коллегами
6. Факторы возникновения конфликтов и пути их разрешения
Итого часов:

Литература

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001 г.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1.Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2.Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1.Kurtz, Silverman, Drapets. Teaching and Learning Communication skills in Medicine. – 2-nd Edition, 2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine. – Edinburgh London N-Y Oxford, 2004.

2.10 Методы обучения и преподавания.

Проведение практических занятий: устный опрос, решение тестовых заданий, демонстрация видео записей медицинского интервью для обсуждения, анализа и оценки различных примеров интервью врача с пациентом (примеры правильного и неправильного общения пациентом); работа в малых группах, ролевые игры, моделируемые консультации: коммуникативное общение друг с другом (студент-студент), с симулируемыми пациентами, с реальными пациентами под наблюдением преподавателя и обратной связью от студентов и преподавателя.

Формы организации СРС: работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, видеозапись студентами собственных интервью и/или подбор видео–аудио записей интервью врача с пациентом, которые могут быть использованы как основа для самооценки и обсуждения в группе; ведение дневника с записями о приобретаемых коммуникативных навыках, описание своего индивидуального отношения и размышления по каждой пройденной теме; постановка ролевых игр; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.

Методы оценки знаний и навыков учащихся

· Текущий контроль: осуществляется во время практического занятия и СРС.

Цель – систематическая проверка усвоения теоретического материала, умения использовать теоретические знания на практике.

Практических занятий

— устный опрос (студент обязан приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);

— тестирование проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение изучения данной темы;

— проверка решений ситуационных задач проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение изучения данной темы;

— оценка коммуникативных навыков при общении друг с другом (студент-студент), с симулированными пациентами, с реальными пациентами методом устной обратной связи, через прямое наблюдение преподавателем с помощью оценочного листа.

СРС

— защита рефератов, докладов, эссе, кроссвордов, рецензий по темам, демонстрация презентаций.

Требования к каждому виду СРС описаны в методических указаниях по СРС.

Баллы студент зарабатывает при правильном решении тестов и ситуационных задач, активном участии в учебном процессе, защите тем СРС.

Рубежный контроль: коллоквиум в виде тестирования и устного опроса.

Итоговый контроль: дифференцированный зачет, включающий тестирование и оценку коммуникативных навыков студента через прямое наблюдение преподавателем с помощью оценочного листа.