РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: Коммуникативные навыки – 1
По специальности: 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов: 54, из них:
Практические занятия — 36 час.
СРС – 18 час.
Курс 1
Семестр 2
Алматы, 20———-
Рабочая программа составлена на основании ТУП («КН-1» для специальности «Общая медицина» 051301, от 18 июня 2007 г.) в соответствии ГОСО 2006.
Составители: к.м.н., доц. Асимова Т. А.
Обсуждена на заседании кафедры
Прот № _______ от «_____» __________ 20 ____ г.
Зав. каф.
Д.м.н., проф. Алтынбекова Г. И.
Обсуждена на ЦМС
Прот. № _________ от «_____» ______________ 20 _____ г.
Председатель
_______________________________________
1.7 Сведения о преподавателях:
Асимова Т. А. – к.м.н., ст. преподаватель, завуч кафедры, научные интересы – мед. психология, психиатрия, наркология.
1.8 Контактная информация:
Кабинет занятий по коммуникативным навыкам находится в здании университета, на 4 этаже кааб. № 26
Раб. Тел. 261-21-95, дом. Тел. 252-75-79, сот. тел. 8-777-244-90-25 (завуч кафедры)
1.9 Политика дисциплины:
Студент должен выполнять требования кафедры:
- Присутствовать на занятиях в медицинских халатах
- Не пропускать и не опаздывать по не уважительной причине
- Пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем
- Отключать на занятиях мобильные телефоны
- Иметь при себе студенческий билет
- Пользоваться дополнительной литературой
- Активно участвовать в учебном процессе
- Все задания семинарских занятий должен оформлять и выполнять соответственно требованиям
- Выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки
Пропущенные занятия подлежат отработке в соответствии с внутренними правилами Университета
Студент, не сдавший все рубежные контроли к зачету не допускается.
Программа
Введение
Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -1» направлена на изучение основных принципов эффективного общения с пациентом, членами его семьи, коллегами, что важно не только для понимания течения заболевания пациента как процесса, но и для понимания мышления пациента, его мнения, ощущений и ожиданий и принятия наилучшего решения в отношении каждого пациента. Коммуникативная компетентность необходима врачу для успешного взаимодействия с коллегами и эффективной работы в команде специалистов здравоохранения для оказания квалифицированной медицинской помощи. Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.
Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления
... элемент 1.1. Рабочая программа учебной дисциплины Комарова Н.М. Психология управления. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014 г.(рукопись, электронная версия) Кафедра государственного права, ИИП, ... 4 5 6 1. Аудиторная: Лекции 4 4 Лабораторные работы Практические занятия 10 10 Итого: 14 14 2. Внеаудиторная: Самоподготовка: Самостоятельное изучение разделов ...
Цель дисциплины
Формирование и развитие навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях (в условиях стационарной, амбулаторной и неотложной медицинской помощи)
2.3 Задачи обучения:
— усвоение студентами понятий о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе и коммуникативной компетентности врача;
— формирование понимания значимости навыков эффективного и бесконфликтного общения с пациентами, родственниками пациентов и коллегами;
— формирование представления о психологических требованиях к личности врача;
— правильное построение и ведение медицинского интервью с пациентами;
— формирование навыков эффективного и бесконфликтного общения с пациентами, родственниками пациентов и коллегами;
— определение барьеров и решение проблем, препятствующих эффективному общению врача и пациента;
— определение психологических типов пациентов и применение эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом.
Конечные результаты обучения
Студент должен:
Знать:
— принципы эффективного общения с пациентами, родственниками пациентов и коллегами;
— основные виды общения, которые используются врачом в профессиональной деятельности;
— структуру построения медицинского интервью;
— барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию врача и пациента;
— методы эффективного общения между врачом, пациентом и родственниками пациента в трудных ситуациях;
— основные требования к личности врача;
— важность непрерывного совершенствования коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача.
Уметь:
— применять принципы эффективного общения с пациентами, родственниками пациентов, коллегами;
— выбрать и использовать соотвествующую модель медицинского интервью, ориентированную на пациента;
— устанавливать первоначальный контакт с «пациентом» на отношениях взаимопонимания и доверия;
— определять проблемы обращения пациента к врачу;
— внимательно выслушать пациента и ясно отвечать на вопросы пациента;
— использовать методы вербального и невербального общения с пациентом;
— использовать вопросы открытого и закрытого типа при проведении медицинского интервью;
— формировать эффективные взаимоотношения с пациентом, родственниками пациента;
— правильно информировать пациента в доступной форме;
— проявлять чуткость, заботу и сострадание при общении с пациентом, членами его семьи;
— проявлять внимание и уважение к личной жизни, комфорту и безопасности пациента;
— соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;
— понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача
Владеть навыками (в условиях ролевой игры):
— построения и проведения эффективного медицинское интервью с «пациентом»;
— применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между «врачом» и «пациентом», «родственниками пациентов» и коллегами;
— документирования данных о «пациенте» по завершению медицинского интервью.
2.5 Пререквизиты дисциплины:казахский/русский язык,основы психологии, основы права, информатика.
2.6 Постреквизиты дисциплины:введение в клинику – 2, коммуникативные навыки – 2, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, психиатрия, наркология, неврология, скорая неотложная медицинская помощь.
Тематический план
Задания для самостоятельной работы студентов
№ | Тема | Часы | |
Форма проведения – СРС | |||
1. | Взаимоотношения «врач — медицинская сестра- пациент» | ||
2. | Роль и ответственность врача в обществе | ||
3. | Профессиональная деформация врача | ||
4. | Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности | ||
5. | Особенности межличностного общения с коллегами | ||
6. | Факторы возникновения конфликтов и пути их разрешения | ||
Итого часов: |
Литература
На русском языке:
Основная:
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001 г.
2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
Дополнительная:
1.Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
2.Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
На английском языке:
Основная:
1.Kurtz, Silverman, Drapets. Teaching and Learning Communication skills in Medicine. – 2-nd Edition, 2004
Дополнительная:
1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine. – Edinburgh London N-Y Oxford, 2004.
2.10 Методы обучения и преподавания.
—Проведение практических занятий: устный опрос, решение тестовых заданий, демонстрация видео записей медицинского интервью для обсуждения, анализа и оценки различных примеров интервью врача с пациентом (примеры правильного и неправильного общения пациентом); работа в малых группах, ролевые игры, моделируемые консультации: коммуникативное общение друг с другом (студент-студент), с симулируемыми пациентами, с реальными пациентами под наблюдением преподавателя и обратной связью от студентов и преподавателя.
— Формы организации СРС: работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, видеозапись студентами собственных интервью и/или подбор видео–аудио записей интервью врача с пациентом, которые могут быть использованы как основа для самооценки и обсуждения в группе; ведение дневника с записями о приобретаемых коммуникативных навыках, описание своего индивидуального отношения и размышления по каждой пройденной теме; постановка ролевых игр; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
Методы оценки знаний и навыков учащихся
· Текущий контроль: осуществляется во время практического занятия и СРС.
Цель – систематическая проверка усвоения теоретического материала, умения использовать теоретические знания на практике.
Практических занятий
— устный опрос (студент обязан приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
— тестирование проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение изучения данной темы;
— проверка решений ситуационных задач проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение изучения данной темы;
— оценка коммуникативных навыков при общении друг с другом (студент-студент), с симулированными пациентами, с реальными пациентами методом устной обратной связи, через прямое наблюдение преподавателем с помощью оценочного листа.
СРС
— защита рефератов, докладов, эссе, кроссвордов, рецензий по темам, демонстрация презентаций.
Требования к каждому виду СРС описаны в методических указаниях по СРС.
Баллы студент зарабатывает при правильном решении тестов и ситуационных задач, активном участии в учебном процессе, защите тем СРС.
Рубежный контроль: коллоквиум в виде тестирования и устного опроса.
Итоговый контроль: дифференцированный зачет, включающий тестирование и оценку коммуникативных навыков студента через прямое наблюдение преподавателем с помощью оценочного листа.