Категории коррекционной педагогики

Блок 16 вопрос

Дефектология– (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики и специальной психологии.

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.

В 1991 году Российская Федерация ратифицировала Конвенции ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых», поэтому возникла необходимость отказаться от использования всех терминов, которые указывают на дефект и носят уничижительный характер.

Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале ХХ века в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

В процессе развития дефектология систематически расширяла сферу своих исследований. Если исходно предметом внимания являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития изучались дети с менее выраженными трудностями, а именно слабовидящие, слабослышащие, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.

Со временем в дефектология выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями).

3 стр., 1138 слов

Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков

... – М., 1998. 6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990. 7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. 8. Проект Федерального Закона «Об ... Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992. 3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973. 4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., ...

Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с тяжелыми двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями интеллекта.

Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х годов эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий.

Специальная психология

Предметспециальной психологии – отклоняющееся развитие.

Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида. ( по Лебединскому В,В,)

Неблагоприятные условия м. условно разделить на 5 основных групп, исходя из условий нормального психического развития, на которые указывает Лурия: сохранность структур и функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; адекватное возрасту воспитание и обучение; физическое здоровье; сохранность речевых систем. Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.

Цель специальной психологии –выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями.

Разделы специальной психологии:

· олигофренопсихология (психология умственно отсталых)

· тифло психология

· сурдо психология

· лого психология

· психология человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата

· психология человека с нарушениями эмоциональной сферы

· психология детей с ЗПР

· психология человека сочетанными дефектами

· психология детейс девиантным поведением

Коррекционная педагогика.

Предмет– специальное (коррекционное) образование.

Разделы коррекционной педагогикивключают специальные (коррекционные) образовательные учреждения

1. для глухих;

2. для слабослышащих;

3. для слепых;

4. для детей с остаточным зрением;

5. для детей с тяжёлой речевой патологией;

6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7. для детей с задержкой психического развития;

8. для детей с нарушениями интеллекта.

Основная цель коррекционной педагогики: выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Объект коррекционной педагогики — личность ребенка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта Пенькова В.А. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников Носкова Л.П. Развивающие занятия с детьми 1 - 2-ой коррекционной подготовительной группы (на математическом ...

Категории коррекционной педагогики

Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, т.е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.

Коррекция(от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

Интеграция (от лат. integratio –восстановление, соединение) – в контексте коррекционной педагогики, это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.

Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе; по отношению к детям с нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе,.