Категории коррекционной педагогики

Блок 16 вопрос

Дефектология— (от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики и специальной психологии.

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.

В 1991 году Российская Федерация ратифицировала Конвенции ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых», поэтому возникла необходимость отказаться от использования всех терминов, которые указывают на дефект и носят уничижительный характер.

Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале ХХ века в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

В процессе развития дефектология систематически расширяла сферу своих исследований. Если исходно предметом внимания являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития изучались дети с менее выраженными трудностями, а именно слабовидящие, слабослышащие, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.

Со временем в дефектология выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями).

3 стр., 1138 слов

Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков

... .А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990. 7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. 8. Проект Федерального ... о детях с нарушениями зрения. – М., 1973. 4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990. 5. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных ...

Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с тяжелыми двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями интеллекта.

Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х годов эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий.

Специальная психология

Предметспециальной психологии — отклоняющееся развитие.

Отклоняющее развитие — обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида. (по Лебединскому В, В,)

Неблагоприятные условия м. условно разделить на 5 основных групп, исходя из условий нормального психического развития, на которые указывает Лурия: сохранность структур и функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; адекватное возрасту воспитание и обучение; физическое здоровье; сохранность речевых систем. Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.

Цель специальной психологии —выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями.

Разделы специальной психологии:

10 стр., 4885 слов

Методологические проблемы применения информационных технологий в обучении детей с нарушением развития интеллекта

... , позволят коррекционному педагогу определить основные направления коррекционного воздействия и прогнозировать результат их социализации и адаптации. В представленной работе мы рассматриваем детей с нарушениями развития интеллекта ...

· олигофренопсихология (психология умственно отсталых)

· тифло психология

· сурдо психология

· лого психология

· психология человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата

· психология человека с нарушениями эмоциональной сферы

· психология детей с ЗПР

· психология человека сочетанными дефектами

· психология детейс девиантным поведением

Коррекционная педагогика.

Предмет— специальное (коррекционное) образование.

Разделы коррекционной педагогикивключают специальные (коррекционные) образовательные учреждения

1. для глухих;

2. для слабослышащих;

3. для слепых;

4. для детей с остаточным зрением;

5. для детей с тяжёлой речевой патологией;

6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7. для детей с задержкой психического развития;

8. для детей с нарушениями интеллекта.

Основная цель коррекционной педагогики: выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Объект коррекционной педагогики — личность ребенка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Категории коррекционной педагогики

Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, т. е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.

Коррекция(от лат. correctio — исправление) — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

9 стр., 4280 слов

Основные направления психологической помощи детям с сенсорными нарушениями в развитии

... применять различное коррекционное воздействие для неслышащих детей и неслышащих детей со множественными нарушениями. Для неслышащих детей: необходимость как ... . Научно-методический журн. Российская академия образования. Институт коррекционной педагогики. РАО Издательство «Школа-Пресс» №4 2005. ... , который обозначается, как «экологическая психология». Его приверженцы демонстрируют в своих исследованиях ...

Интеграция (от лат. integratio -восстановление, соединение) — в контексте коррекционной педагогики, это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение — процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.

Социальная адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе; по отношению к детям с нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе,.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector