Объект, предмет цели коррекционной педагогики и специальной психологии

Объект, предмет цели коррекционной педагогики и специальной психологии

План

1.объект, предмет, методы, задачи и цели

2.отрасли специальной психологии и педагогики.

3юсвязь с другими науками

4.основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики

Литература

1.Агаева. Терминологический словарь по к.п. и с.п.

2.Гонеев основы кор. Пед.

3.Зайцев, Кукушин, Ларин

4.основы спец. психологии Кузнецова

5.Пожар психология аномальных детей

6.мпециальная педагогика Назарова, пенин

  1. понятие

Спец. педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Дефектология – наука о психофизических особенностях развитии детей с физическими и психическими недостатками.

Дефектология содержит ряд разделов:

-специальная педагогика

-специальная психология

-тифлотехника

-сурдотехника

Объект спец. пед.- специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический …

Субъект изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования,- человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий следствие этого особые образовательные потребности.

Предмет – теория и практика специального образования, включающая изучение особенности развития и образования человека с ОВЗ и жизнедеятельности, особенности становления и социализации его как личности, нахождение наилучших путей, средств, условий, обеспечивающих коррекцию психофизических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и его образования в целях социальной адаптации, интеграции в общество и обеспечение ему возможности максимально независимой жизни.

Цель – определение условий обучения и воспитания, адекватно учитывающие особенности развития ребенка с ВОЗ и максимально способствующие преодолению имеющихся у него отклонений.

При подборе системы и методов обучения ребенка с отклонениями развития учитываются:

-возраст

-время возникновения дефекта

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

... предмет всего только одной главы общей педагогики. Отсюда непосредственно следует, что все вопросы этой трудной главы должны быть пересмотрены в свете общих принципов педагогики. Основное положение традиционной специальной педагогики ... путей для образования условных связей со средой. Эти органы — глаз и ухо,— называемые в физиологии рецепторами или анализаторами, а в психологии органами восприятия ...

-глубина поражения

-место поражения

Разделы:

Сурдопедагогика – наука о закономерностях развитии, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабовидящих, оглохших).

Тифлопедагогика – наука о закономерностях развития, …с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).

Логопедия — …детей с нарушениями речи при сохранном слухе.

Олигофрения — …детей с умственной отсталостью

Связь с другими науками.

  1. с педагогикой
  2. психологией
  3. физиологией
  4. дефектологией
  5. специальной психологией
  6. социологией
  7. невропатологией
  8. патологической анатомией
  9. патофизиологией
  10. общая и медицинская генетика
  11. психопатология
  12. детская психиатрия
  13. отоларингология
  14. патопсихология

Задачи:

— выявление и учет детей с проблемами в развитии

— разработка методов ранней диагностики аномалии развития, системы профилактической, коррекционной =, реабилитационной работы, по предупреждению аномалии детства

— изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченной возможностей жизнедеятельности

— определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта

— определение, обоснование и построение педагогических классификации аномалии.

— изучение закономерности специального образования лиц с ограниченными возможностями

— разработка коррекционных и реабилитационных программ, а так же форм, методов, средств специального обучения и воспитания

— изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования.

— исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений.

Методы:

— наблюдение

— обследование

— беседа

— эксперимент

— анализ результатов деятельности детей

— социологические и психологические методы исследования

К аномальным (от греч. Anomalus – неправильный)

Относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к общему нарушению развития.

Дефект (от латинского defectus– недостаток)

Психические и или физические недостаток одной или несколько функции, нарушающее развитие ребенка только при определенных обстоятельствах.

Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.

Аномальных считается дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающегося в специальном обучении и воспитании.

Принципы:

  1. п. коррекционной направленности, обучения и воспитания.
  2. п. комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
  3. п. ранней медико-сихолого-пед. коррекции нарушенных функции.
  4. п. достижения уровня общеобразовательной проф-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
  5. п. дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
  6. п. непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Специальная психология

– раздел психологии посвященный изучению психологических особенности детей с различными отклонениям в развитии, нарушения в развитии у которых связны с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, механизмы и ... Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

СП изучает закономерности псих. Развития нормального и аномального ребенка:

— определенная последовательность стадии развития психики.

— наличие сензитивных периодов в развитии псих функций

— последовательность развития всех псих. Процессов

— роль деятельности в псих развитии

— роль речи в формировании высших псих функции

-ведущая роль обучения в псих развитии

Объект – психика человека, механизмы псих. Развития человека, находящегося под воздействием различных групп патогенных факторов, а так же закономерности протекания компенсаторных и коррекционных процессов

Семинар — образование детей с ограниченными возможностям

  1. принципы специального образования
  2. методы обучения
  3. методы воспитания
  4. формы организации специального образования. Дополнительные формы, вспомогательные формы.
  5. характеристика специальных школ с 1 – 8 вид.

Субъект – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно -соц. Развитии а так же лица старшего возраста имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

Направления:

— псих. – умственно отсталых – олигофренопсихология

— псих. Глухих и слабослышащих – сурдопсихология

— психология слепых и слабовидящих – тифлопсихология

— псих. Детей с недостатками речи

— псих. Детей с ЗПР

— псих. Слепоглухих

— психология лиц с недостатками ОДА

Спец. психология связана с областями психологии:

— детская, возрастная, педагогическая психология

-психофизиология

— нейропсихология

— общая психология

Патопсихология – изучает изменения псих. Деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных псих. Или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями вызванными не текущими болезненными процессом а отдаленными последствиями органических повреждений или нарушений формирования псих функции в результате крайне неблагоприятных социальных условий.

Клиническая психология – имеет дело с психологической проблемой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается псих аспектами профилактики заболеваний, диагностикой псих болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, псих коррекции, способствующей выздоровлению.

4 стр., 1789 слов

Области или сферы псих. развития

... Закономерности психического развития.   1. Неравномерность - психического развития. Колебательный характер носит линия псих. развития; есть периоды ...   Подходы к пониманию психического развития в зарубежной психологии. В систематике возрастных этапов оправданно использовать ... движущие силы и механизмы психического развития.   Факторы – это причина, порождающая что-либо.   Факторы: ...

Психиатрия — область клинической медицины, изучающая проявления, причины и механизм развития псих болезней, разрабатывает методы из лечения, профилактики и организации помощи больным.

Задачи:

  1. изучение закономерностей и особенностей псих развития детей и взрослых с различными псих физ недостатками в разных условиях, и в условиях коррекционного обучения.
  2. создание методов и средств псих диагностики нарушений развития
  3. разработка средств псих коррекции недостатков развития
  4. псих обоснование содержание и методов обучения и воспитания в системе спец образовательных учреждений
  5. псих оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях
  6. псих изучение социальной адаптации лиц с недостатками
  7. псих коррекция дезадаптации
  8. разработка диагностических методик (актуальная задача)

Методы:

-индивидуальный групповой лабораторный псих эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создание условий, выявляющих какой-либо псих факт.

— наблюдение – целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получение суждений о псих явлениях.

— изучение продуктов деятельности

— анкетирование – группа психодиагностических методик, где задания представлены виде вопросов или утверждений и предназначены для получение данных со слов обследуемого.

— проективные методики – предназначены для диагностики личности.

— обучающий эксперимент – это форма естественного эксперимента, который характерезуется тем что изчение псих проессов происходит при их целенаправленном формировании.

— условно — рефлекторные методики

Основные категории:

— специальное образование

-коррекционно-воспитательная работа

— специальное обучение

— реабилитация

— абилитация

— лица с ограниченными возможностяим

— аномальные дети

— дефект

— коррекция

— компенсация

— деривация

27.02.2012

Тема: Причины и виды нарушения развития. Классификация дефектов.

План:

1.классификация нарушений в развитии человека, по вызывающих их причинам

2. проблема в развитии нормы

3. развитие психики аномальных детей.

1.Классификация нарушений в развитии человека, по вызывающих их причинам

— По иточнику происхождения:

1.эндогенные – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма

2.экзогенные – возникающие по причинам, лежащим вне организма.

— По структуре дефекта

— По времени возникновения

1.врожденные

2.приобретенные

— По способу возникновения

1.социальные

2.стихийные

Причины эндогенных нарушений

Инфекционные болезни нервной системы: менингит, энцифалит, как следствие: ЗПР, задерка моторного развития.

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, пневмония, выраженные физиологические патологии.

Причины экзогенных:

Черепно-мозговые травмы (сотрясение, ушиб) как следствие патологии движений, психики, интеллекта.

Нарушение вследствие органических расстройств:

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... специализации и проф. подготовки работников. Недостатки: нарушение принципа единоначалия, подчиненные получают задания от ... среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и ... производительности труда: здравый смысл предполагающий поиск причин допустимых ошибок, отчетливо поставленные цели, компетентная ...

Умственная отсталость, глухота, ДЦП, расстройство голоса, дислалия, алалия, афазия, дисграфия, аутизм.

Нарушение вследствие функциональных расстройств:

ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротичнские, и т.д.

Причины врожденных нарушений.

Последствие заболеваний матери:

-токсоплазмоз

-врожденная краснуха

-внутриутробные инфекции НС

-невесомость резус-фактора крови матери и плода

-химические вещества и радиоактивные излучения, влияющие на общее развитие плода

Наследственные генетические поражения

-нарушение хромосомных наборов родителей

— алкоголизм, наркомания

Причины приобретенных нарушений

  1. приородовые нарушения:

— асфиксия

— внутричерепные родовые травмы

2. послеродовые травмы

— инфекционные болезн нервной системы, миненгит, энцифаолит, корь, грипп

-черепно-мозговые травмы

Нарушение социального характера – ЗПР, неврозы, соц. Запущенность

2. Проблема в развитии нормы

Норма предполагает сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворяя свои потребности, отвечая требованиям социума соответственно ее возрасту и полу.

Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры

Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение только с сравнении с собственным развитием.

Условия нормально развития ребенка

1.нормальная работа головного мозга и его коры

2.нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, норм. Тонуса нервных процессов.

3. сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром

4. систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и общеобразовательной школе.

Первичный дефект

Частные и общие нарушения функции ЦНС, несоответствие возрасту, нарушений межфункциональных связей.

Являются следствием недоразвития или повреждения мозга.

Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушение умственной работоспособности, мозговых дисфункции.

Вторичный дефект. Возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Факторы возникновения вторичного дефекта

-социальная депривация

-игнорирование

-вытеснение

-компенсация

-гиперкомпенсация

-астенический тип

По времени воздействия патогенного фактора:

-пренатальные (до родов)

-натальные (в период родов)

-постанальные (после родов – 3 лет)

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

-биологические (наследственность, отклонения, инфекционные, токсикозы, гипоксия)

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

-генетические (недостаток или избыток хромосом)

-соматические (невропатии)

-социальные

-индекс повреждения головного мозга

-ранние, до 3-х лет, средовые воздействия

Основные закономерности нормального развития

-цикличность псих развития

-неравномерность псих развития

-развитие отдельных псих функции на базе сформированных ранее

-пластичность нервной системы

-соотношение биологических и соц факторов в процессе псих развития.

Общие закономерности отклоняющегося развития (Лубовский)

-снижение способности к приему, переработке, хранению и использовании инфо

-трудность словесного опосредования

-замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности

-риск возникновение состояний соц-псих дезадаптированности.

Классификация видов психического дизонтогенеза

1.вариант псих недоразвития (олигафрения)

Причины:

А.эндогенные

Б.экзогенные

Психолог структура дефекта при олигофрении обусловлена недоразвитием мозга в целом

-недоразвитием моторики

-недоразвитие восприятия

-недоразвитие внимания

-недоразвития речи

-недостаточность эмоциональной сферы

-иерархичность нервно психического недоразвития

2 вариант ЗПР

Причины:

1.пренатальные факторы: заболевание матери, хронические саматогенные, нарушения обмена веществ, интоксикации, несовместимость крови по резус фактору.

2.натальные факторы: механическое повреждение плода, асфиксии , соц факторы псих и эмоц депривация

Лебединская выделяет 4 фактора ЗПР

1.ЗПР конституционного генеза

2.ЗПР соматического генеза

3. психогенного генеза

4.ЗПР целебрально-органичского генеза

3 вариант. Поврежденное псих развитие.

Классификация деменций

-органическая деменция

-эпилептическая деменция

-шизофреническая деменция

В отличии от олигофрении деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте после 3 лет нормального развития.

Важным признаком деменции является полная или частичная малообратимая или необратимая или необратимая утрата раннее приобретенных знаний и практического опыта.

3 вариант дефицитарное псих развитие.

Связано с тяжелым нарушением отдельных систем: зрения, слуха, речи, ОДА

Первичны дефект ведет к недоразвитию функции, связанных с ним наиболее тесно и к замедлению развития других связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном

5 вариант. Искаженное псих развитие

Синдром раннего детского аутизма (РДА)

Л.Каннер выделил симптомы РДА

-аутизм

-специфика двигательной сферы

-своеобразие нарушения речи

Первые признаки аутизма проявляется в 1 – 2 года наибольшее выражение находят в 3-5 лет.