Практическое занятие
Тема «Проведение тренинга педагогического общения»
Вопросы для обсуждения.
1. Каковы требования к проведению тренером упражнений (зданий) на трененговом занятия?
2. Каковы критерии оценки проведения транингового анятия занятия?
Учебно-исследовательские задания по изучению темы
При подготовке к занятию
Задание 1. Оформить конспект тренингового занятия по разработанному на предшествующем занятии сценарию в соответствии с требованиями.
Учебно-исследовательские задания по изучению темы
На занятии
Задание 1. Осуществить взаимооценку конспектов тренингового занятия, заполнить оценочные листы и представить рекомендации по доработке.
Задание 2. Осуществить микропреподавание – проведение одного задания по разработанному конспекту.
Литература.
Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга /И.В.Вачков. — М.: Издательство «Ось-89», 2003.– 245с.
Березников, А. Обратная связь в групповой работе с подростками / А.Березников. // Журнал практического психолога. — !999, №3.
Ли, Д. Практика группового тренинга. /Девид Ли. — СПб.: Питер, 2002.– 224с.
Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга/О.В.Евтихов. – СПб.: Издательство «Печь», 2005. – 256 с.
Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга /Т.В.Зайцева.- СПб.: Речь, 2002.
Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг /Г.И.Марасанов. – М.: «Когити-Центр», 2001. – 251 с.
Никандоров, В.В. Антитрениг /Н.Н.Никандров. – СПб.: Речь, 2003.
Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения. /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.
Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга /В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.
Рейс, Ф. 500 лучших советов тренер /Фил Рейс, Бренда Смит. у. – СПб.: Питер, 2002.
Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 204 с.
Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: /В.В.Щетинина.–Тольятти:ТГУ,2007– 64с.
Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. /Ю.Н.Емельянов, Е.С.Кузьмин. – Л., 1983.
Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста. /А.С.Прутченков. – М., 1993.
Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. /В.Г.Ромек– СПб.: Речь, 2003.
Тренинг педагогического общения 2
... отбора дидактического материала для моделирования, проектирования и конструирования тренингового занятия; разработки методических материалов для проведения тренинга педагогического общения, ориентированного на подготовку воспитателя детей дошкольного возраста к ... Тема 14. Невербальное поведение педагога 2 2 Тема 15. Выразительность речи педагога 2 2 Тема 16. Стили педагогического общения 2 2 Тем
Карта анализа конспекта тренингового занятия
Сведения о разработчике: _________________________________ (Ф.И.О, гр.)
Тема занятия:_________________
Анализ проводил: _________________________________(Ф.И.О, гр.)
Критерии и показатели оценки | К-во баллов |
1. Представленность и полнота всех структурных компонентов конспекта занятия | |
1.1 Характеристика тренинга: и название, характеристика группы, длительность, место проведения, цель, перечень заданий. | |
1.2 Характеристика структурных частей (содержание работы) во вводной части. | |
1.3 Характеристика структурных частей (содержание работы) в основной части. | |
1.4 Характеристика структурных частей (содержание работы) в заключительной части. | |
1.5 Характеристика структурных частей заданий. | |
Всего: | |
2. Степень и качество разработки содержания занятия | |
2.1 Определение названия тренинга: отражение содержания тренинга, краткость. | |
2.2 Постановка целей и задач: конкретность, диагностичность, грамотность формулировок, полнота задач и их соответствие цели. | |
2.3 Оптимальность выбора методов: обеспечение групповой динамики, соответствие задачам тренинга. | |
2.4 Комплектование заданий, упражнений (в разных участях занятия): оптимальность количества, соответствие содержания цели и задачам занятия. | |
2.5 Четкость, достаточность, лаконичность инструкции к заданиям. | |
2.6 Оптимальность количества и содержания в определении вопросов для анализа и рефлексии (в заданиях и при подведении итогов). | |
Всего: | |
3. Степень и качество характеристики условий | |
3.1. Организация пространства: оптимальность предложенных условий и полнота их характеристики. | |
3.2. Материал и оборудование: целесообразность, полнота характеристики, оптимальность предложенного способа предъявления. | |
Всего: | |
4. Соблюдение требований к оформлению. | |
4.1. Соблюдение требований к оформлению заданий. | |
4.2. Соблюдение общих требований к оформлению конспекта. | |
Общая оценка |
Примечание: оцените каждый пункт: 0 баллов — показатель не прояв-
ляется, проявляется иногда и слабо выражен;.
1 балл — показатель проявляется
редко и недостаточно выражен.; 2 балла — проявляет-
ся часто и достаточно выражен.
3 балла — проявляет-
ся всегда и ярко выражен.
Выводы и рекомендации.______________________________________________________________________________________________
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. «Речь педагога на учебном занятии»
1. Целенаправленность речи.
2. Связность и убедительность изложения.
3. Развернутость и доступность высказываний, адаптиро-
ванность стиля речи к аудитории слушателей.
4. Логическая четкость и завершенность высказываний.
5. Ясность и отчетливость формы изложения материала.
6. Интонационная выразительность речи.
7. Образность речи.
8. Использование приемов слушания для поддержания ин-
тереса к материалу.
9. Речевая подготовка преподавателем аудитории к пред-
стоящему восприятию учебного материала.
10. Использование педагогом приемов «совместного мыш-
ления» (риторические вопросы, обращения, предоставление
аудитории права собственного вывода).
11. Сочетание вербальных и невербальных способов обще-
ния на занятии.
2. «Эмоциональная окрашенность учебного процесса»
I. Преподаватель на занятии:
а) направленность эмоций преподавателя (на себя, на сту-
дентов, вовне);
б) интенсивность эмоциональных проявлений в течение
учебного занятия;
в) устойчивость эмоциональных реакций;
г) адекватность эмоционального состояния преподавате-
ля педагогической реакции на деятельность студенческой
аудитории;
д) доброжелательность реакции педагога на эмоциональное
возбуждение аудитории;
е) эмоциональная выразительность приемов вербального
общения со студентами;
ж) эстетика проявлений языка телодвижений;
з) методические приемы, используемые преподавателем
на занятиях для возбуждения экспрессивного поведения сту-
дентов;
и) имидж преподавателя как способ повышения эмо-
ционального тонуса занятия;
к) эстетика обстановки учебного помещения в качестве
фактора, стимулирующего эстетические проявления студентов.
II. Студенты:
а) частота эмоциональных проявлений;
б) форма эмоциональных проявлений;
в) стремление к эмоциональному контакту с препода-
вателем;
г) способы выражения негативного отношения к препо-
давателю;
д) устойчивость эмоциональных реакций студента в ответ
на действия педагога.
3. «Психологический комфорт учебного занятия»
I. Создание преподавателем эмоционального фона учебного
занятия:
1. Приемы эмоционального настроя на учебное занятие.
2. Создание ситуации успеха в ходе изложения материала.
3. Способы повышения познавательного интереса к за-
нятию.
4. Дидактические средства и оборудование учебной ауди-
тории.
5. Приемы снятия барьеров негативной психологической
установки на учебном занятии.
6. Поведенческий аспект деятельности преподавателя.
7. Внешность педагога.
II. Педагогическое общение преподавателыя на учебном занятии.
1. Моделирование пдеагогом ситуаций общения о студентами.
2. Оргпнизациоонвые приемы общения со студентами.
3. Приемы, направленные на поднятие ролевого статуса перподавателя в ситуации общения.
4. Стиль общения.
5. Способы педагогичеасокго взаимодействия.
6. Приемы выхода из конфликтной ситуации.
7. Изменение деятельности преподавателя в соответствии
с изменением деятельности студентов.
Ключ к обработке результатов аспектного анализа
0 баллов выставляется тогда, когда показатель не прояв-
ляется, проявляется иногда и слабо выражен.
1 балл выставляется тогда, когда показатель проявляется
редко и недостаточно выражен.
2 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся часто и достаточно выражен.
3 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся всегда и ярко выражен.
В соответствии с результатами самооценки возможно опре-
деление уровня осуществления каждого этапа или всей дея-
тельности в целом по формуле
К == К(1)
К(2)
где: К(1) — фактическое количество баллов; К(2) — максимально возможное количество баллов.
К: оптимальный — до 0,8 балла;
допустимый — до 0,6 балла;
критический — ниже 0,3 балла.
Аспектный анализ коммуникативной культуры педагога на занятии
Методика оценки коммуникативных способностей педагога
№ П/П | Характеристики вербального и невербального поведения преподавателя | Уровни | |||||
низ- кий | ниже сред- него | сред- ний | выше сред- него | высо- кий | выс- ший | ||
Речь Преподаватель говорит грамотно, убедительно, содержательно; использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте студентов. | |||||||
Голос С помощью голосовых интонаций и модуляций педагог про-являет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к студенту | |||||||
Выразительные движения Педагог использует так называемое помогающее поведение, т. е. широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучаемым и облегчения усвоения ими учебного материала | |||||||
Передвижения в пространстве аудитории В течение учебного занятия педагог передвигается по аудитории, оказывается перед студентами, за их спиной, стоит или сидит рядом со студентом и т. д. | |||||||
Эмоции Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает преподавателю заражать аудиторию своей энергией, вовлекать студентов в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового. | |||||||
Воздействия Педагог изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации студентами (оптическую, акустическую, кинестетическую). | |||||||
Наблюдательность Преподаватель постоянно видит и слышит каждого студента, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения в его внешнем облике и внутреннем состоянии. | |||||||
Форма поведения Преподаватель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы студенты могли больше говорить на занятии сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться мнениями. | |||||||
Виды взаимодействия Педагог использует разные приемы взаимодействия: а) педагог — группа: педагог объясняет материал всем, задает вопросы, отвечает на вопросы студентов; б) педагог — студент: педагог объясняет что-то студенту, спрашивает его, отвечает на его вопросы; в) студент — студент: преподаватель просит одного студента объяснить что-либо другому или организует совместную работу студентов в малых группах, г) педагог — студенты: студенты работают самостоятельно, а педагог чутко наблюдает, когда, кому и какая помощь нужна. | |||||||
Паузы Педагог организует короткие перерывы в работе студентов для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения, усталости. |
Обработка материалов:по окончании учебного занятия оцени-
вающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей преподавателя. Выявляются порядковые структуры поведенческих тенденций, уточняется, какие характеристики доминируют, какие депревируются, какие требуют поддержки, какие — коррекции и т. д.
Карта-схема самоконтроля (контроля) педагогических
воздействий педагога
(Л.М. Митина Психологическая диагностика коммуникативных способностей педагога)
Выяснить, как педагог строить педагогический процесс:
1. Строится педагогический процесс как диалог или как монолог?
2. Педагогический процесс характеризуется односторонностью или обратной связью?
3. Отличается ли воздействие педагога богатством репертуара или монотонностью и однообразием?
4. Превалируют ли информирующие, организующие, дисциплинирующие или оценивающие методы?
5. Оценка учащихся гибкая или стереотипная?
Время урока в минутах Воздействие и тип воздействия | Сумма воздействий за урок 5 10 10 10 10 |
Информирующие | |
Монологические: описание; пересказ; повествование; сведения; иллюстрация; демонстрация. | |
Диалогические: доказательство как цепочка рассуждения; сокращенная аргу-ментация; опровержение (прямое и косвенное); предположение, гипотеза; раздумья; диспут, обсуждение; риторический вопрос. | |
Диалогические | |
Монологические: прямой односложный вопрос; прямой развернутый вопрос; исправление ошибок; опровержение мнения ученика; отказ от аргументации; прерывание ответа; игнорирование молчанием в ответ на вопрос ученика; не- согласие и дополнение; несогласие и конфронтация (спор). | |
Диалогические: просьба высказать свое мнение; согласие; согласие и дополнение; согласие и повторение слов ученика; несогласие и возражение с критерием; принятие предложений; обсуждение предложений и просьб; наводящий вопрос; полемика. | |
Организующие | |
Монологические: требование; напоминание о требовании; принуждение, т.е. санкционирование (приказ, распоряжение, команда) | |
Диалогические: предложение; поручение; просьба; ответ; подсказка; помощь; инструктирование. | |
Оценивающие | |
Монологические: указание; перечисление оценок; предупреждение об отметке; выражение своего удовлетворения выполненной работой; критика без критерия; сарказм; пренебрежительная оценка способностей ученика; предвзятая оценка; замечания в процессе ее выполнения; сравнительная оценка ученика с присутствующими | |
Диалогические: пожелание; критика недостатков с критерием; просьба высказать самооценивающее суждение; просьба высказать взаимооценку (по отношению к товарищу); оценка общего состояния класса, ученика; самооценка учителя; самоисправление в случае неточности; сравнительная оценка успехов учеников-прошлых и настоящих. | |
Дисциплинирующие | |
Монологические: прямое требование; предупреждение о наказании; называние имени нарушителя дисциплины; санкции (обвинения, угроза, крик, злословие, повышение интонации); сарказм, едкая ирония. | |
Диалогические: порицающие замечания; намек; пауза; шутка; смех; товарищеская ирония |
Обработка данных. Чем больше 1) сумма воздействий диа-
логического типа по сравнению с суммой воздействий мо-
нологического типа и 2) сумма информирующих, контро-
лирующих и организующих воздействий по сравнению с
суммой оценивающих и дисциплинирующих, тем выше уро-
вень мастерства педагогического общения педагога.
Установление позитивного контакта в начале выступления. (какие техники использованы?)
Позиционно-ролевое влияние преподавателя.
Информационно-речевое воздействие преподавателя на студентов.
Использование диалогового взаимодействия преподавателя со студентами.
Использование преподавателем методов и приемов
Осуществление самопрезентации преподавателя в ходе занятия.
Осуществление эмоционально-положительной взаимосвязи преподавателя со студентами.