Карта анализа конспекта тренингового занятия

Практическое занятие

Тема «Проведение тренинга педагогического общения»

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы требования к проведению тренером упражнений (зданий) на трененговом занятия?

2. Каковы критерии оценки проведения транингового анятия занятия?

Учебно-исследовательские задания по изучению темы

При подготовке к занятию

Задание 1. Оформить конспект тренингового занятия по разработанному на предшествующем занятии сценарию в соответствии с требованиями.

Учебно-исследовательские задания по изучению темы

На занятии

Задание 1. Осуществить взаимооценку конспектов тренингового занятия, заполнить оценочные листы и представить рекомендации по доработке.

Задание 2. Осуществить микропреподавание – проведение одного задания по разработанному конспекту.

Литература.

Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга /И.В.Вачков. — М.: Издательство «Ось-89», 2003.– 245с.

Березников, А. Обратная связь в групповой работе с подростками / А.Березников. // Журнал практического психолога. — !999, №3.

Ли, Д. Практика группового тренинга. /Девид Ли. — СПб.: Питер, 2002.– 224с.

Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга/О.В.Евтихов. – СПб.: Издательство «Печь», 2005. – 256 с.

Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга /Т.В.Зайцева.- СПб.: Речь, 2002.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг /Г.И.Марасанов. – М.: «Когити-Центр», 2001. – 251 с.

Никандоров, В.В. Антитрениг /Н.Н.Никандров. – СПб.: Речь, 2003.

Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения. /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга /В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.

Рейс, Ф. 500 лучших советов тренер /Фил Рейс, Бренда Смит. у. – СПб.: Питер, 2002.

Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 204 с.

Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: /В.В.Щетинина.–Тольятти:ТГУ,2007– 64с.

Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. /Ю.Н.Емельянов, Е.С.Кузьмин. – Л., 1983.

Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста. /А.С.Прутченков. – М., 1993.

Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. /В.Г.Ромек– СПб.: Речь, 2003.

17 стр., 8405 слов

Тренинг педагогического общения 2

... отбора дидактического материала для моделирования, проектирования и конструирования тренингового занятия; разработки методических материалов для проведения тренинга педагогического общения, ориентированного на подготовку воспитателя детей дошкольного возраста к ... Тема 14. Невербальное поведение педагога 2 2 Тема 15. Выразительность речи педагога 2 2 Тема 16. Стили педагогического общения 2 2 Тем

Карта анализа конспекта тренингового занятия

Сведения о разработчике: _________________________________ (Ф.И.О, гр.)

Тема занятия:_________________

Анализ проводил: _________________________________(Ф.И.О, гр.)

Критерии и показатели оценки К-во баллов
1. Представленность и полнота всех структурных компонентов конспекта занятия
1.1 Характеристика тренинга: и название, характеристика группы, длительность, место проведения, цель, перечень заданий.  
1.2 Характеристика структурных частей (содержание работы) во вводной части.  
1.3 Характеристика структурных частей (содержание работы) в основной части.  
1.4 Характеристика структурных частей (содержание работы) в заключительной части.  
1.5 Характеристика структурных частей заданий.  
Всего:  
2. Степень и качество разработки содержания занятия
2.1 Определение названия тренинга: отражение содержания тренинга, краткость.  
2.2 Постановка целей и задач: конкретность, диагностичность, грамотность формулировок, полнота задач и их соответствие цели.  
2.3 Оптимальность выбора методов: обеспечение групповой динамики, соответствие задачам тренинга.  
2.4 Комплектование заданий, упражнений (в разных участях занятия): оптимальность количества, соответствие содержания цели и задачам занятия.  
2.5 Четкость, достаточность, лаконичность инструкции к заданиям.  
2.6 Оптимальность количества и содержания в определении вопросов для анализа и рефлексии (в заданиях и при подведении итогов).  
Всего:  
3. Степень и качество характеристики условий  
3.1. Организация пространства: оптимальность предложенных условий и полнота их характеристики.  
3.2. Материал и оборудование: целесообразность, полнота характеристики, оптимальность предложенного способа предъявления.  
Всего:  
4. Соблюдение требований к оформлению.  
4.1. Соблюдение требований к оформлению заданий.  
4.2. Соблюдение общих требований к оформлению конспекта.  
Общая оценка  

Примечание: оцените каждый пункт: 0 баллов — показатель не прояв-
ляется, проявляется иногда и слабо выражен;.

1 балл — показатель проявляется
редко и недостаточно выражен.; 2 балла — проявляет-
ся часто и достаточно выражен.

3 балла — проявляет-
ся всегда и ярко выражен.

Выводы и рекомендации.______________________________________________________________________________________________

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. «Речь педагога на учебном занятии»

1. Целенаправленность речи.

2. Связность и убедительность изложения.

3. Развернутость и доступность высказываний, адаптиро-
ванность стиля речи к аудитории слушателей.

4. Логическая четкость и завершенность высказываний.

5. Ясность и отчетливость формы изложения материала.

6. Интонационная выразительность речи.

7. Образность речи.

8. Использование приемов слушания для поддержания ин-
тереса к материалу.

9. Речевая подготовка преподавателем аудитории к пред-
стоящему восприятию учебного материала.

10. Использование педагогом приемов «совместного мыш-
ления» (риторические вопросы, обращения, предоставление
аудитории права собственного вывода).

11. Сочетание вербальных и невербальных способов обще-
ния на занятии.

2. «Эмоциональная окрашенность учебного процесса»

I. Преподаватель на занятии:

а) направленность эмоций преподавателя (на себя, на сту-
дентов, вовне);

б) интенсивность эмоциональных проявлений в течение
учебного занятия;

в) устойчивость эмоциональных реакций;

г) адекватность эмоционального состояния преподавате-
ля педагогической реакции на деятельность студенческой
аудитории;

д) доброжелательность реакции педагога на эмоциональное
возбуждение аудитории;

е) эмоциональная выразительность приемов вербального
общения со студентами;

ж) эстетика проявлений языка телодвижений;

з) методические приемы, используемые преподавателем
на занятиях для возбуждения экспрессивного поведения сту-
дентов;

и) имидж преподавателя как способ повышения эмо-
ционального тонуса занятия;

к) эстетика обстановки учебного помещения в качестве
фактора, стимулирующего эстетические проявления студентов.

II. Студенты:

а) частота эмоциональных проявлений;

б) форма эмоциональных проявлений;

в) стремление к эмоциональному контакту с препода-
вателем;

г) способы выражения негативного отношения к препо-
давателю;

д) устойчивость эмоциональных реакций студента в ответ
на действия педагога.

3. «Психологический комфорт учебного занятия»

I. Создание преподавателем эмоционального фона учебного
занятия:

1. Приемы эмоционального настроя на учебное занятие.

2. Создание ситуации успеха в ходе изложения материала.

3. Способы повышения познавательного интереса к за-
нятию.

4. Дидактические средства и оборудование учебной ауди-
тории.

5. Приемы снятия барьеров негативной психологической
установки на учебном занятии.

6. Поведенческий аспект деятельности преподавателя.

7. Внешность педагога.

II. Педагогическое общение преподавателыя на учебном занятии.

1. Моделирование пдеагогом ситуаций общения о студентами.

2. Оргпнизациоонвые приемы общения со студентами.

3. Приемы, направленные на поднятие ролевого статуса перподавателя в ситуации общения.

4. Стиль общения.

5. Способы педагогичеасокго взаимодействия.

6. Приемы выхода из конфликтной ситуации.

7. Изменение деятельности преподавателя в соответствии

с изменением деятельности студентов.

Ключ к обработке результатов аспектного анализа

0 баллов выставляется тогда, когда показатель не прояв-
ляется, проявляется иногда и слабо выражен.

1 балл выставляется тогда, когда показатель проявляется
редко и недостаточно выражен.

2 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся часто и достаточно выражен.

3 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся всегда и ярко выражен.

В соответствии с результатами самооценки возможно опре-
деление уровня осуществления каждого этапа или всей дея-
тельности в целом по формуле

К == К(1)

К(2)

где: К(1) — фактическое количество баллов; К(2) — максимально возможное количество баллов.

К: оптимальный — до 0,8 балла;

допустимый — до 0,6 балла;

критический — ниже 0,3 балла.

Аспектный анализ коммуникативной культуры педагога на занятии

Методика оценки коммуникативных способностей педагога

№ П/П Характеристики вербального и невербального поведения преподавателя Уровни
низ- кий ниже сред- него сред- ний выше сред- него высо- кий выс- ший
Речь Преподаватель говорит грамотно, убедительно, содержательно; использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте студентов.
Голос С помощью голосовых интонаций и модуляций педагог про-являет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к студенту
Выразительные движения Педагог использует так называемое помогающее поведение, т. е. широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучаемым и облегчения усвоения ими учебного материала
Передвижения в пространстве аудитории В течение учебного занятия педагог передвигается по аудитории, оказывается перед студентами, за их спиной, стоит или сидит рядом со студентом и т. д.
Эмоции Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает преподавателю заражать аудиторию своей энергией, вовлекать студентов в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового.
Воздействия Педагог изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации студентами (оптическую, акустическую, кинестетическую).
  Наблюдательность Преподаватель постоянно видит и слышит каждого студента, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения в его внешнем облике и внутреннем состоянии.
Форма поведения Преподаватель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы студенты могли больше говорить на занятии сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться мнениями.
Виды взаимодействия Педагог использует разные приемы взаимодействия: а) педагог — группа: педагог объясняет материал всем, задает вопросы, отвечает на вопросы студентов; б) педагог — студент: педагог объясняет что-то студенту, спрашивает его, отвечает на его вопросы; в) студент — студент: преподаватель просит одного студента объяснить что-либо другому или организует совместную работу студентов в малых группах, г) педагог — студенты: студенты работают самостоятельно, а педагог чутко наблюдает, когда, кому и какая помощь нужна.
Паузы Педагог организует короткие перерывы в работе студентов для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения, усталости.

Обработка материалов:по окончании учебного занятия оцени-
вающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей преподавателя. Выявляются порядковые структуры поведенческих тенденций, уточняется, какие характеристики доминируют, какие депревируются, какие требуют поддержки, какие — коррекции и т. д.

Карта-схема самоконтроля (контроля) педагогических
воздействий педагога

(Л.М. Митина Психологическая диагностика коммуникативных способностей педагога)

Выяснить, как педагог строить педагогический процесс:

1. Строится педагогический процесс как диалог или как монолог?

2. Педагогический процесс характеризуется односторонностью или обратной связью?

3. Отличается ли воздействие педагога богатством репертуара или монотонностью и однообразием?

4. Превалируют ли информирующие, организующие, дисциплинирующие или оценивающие методы?

5. Оценка учащихся гибкая или стереотипная?

Время урока в минутах Воздействие и тип воздействия Сумма воздействий за урок 5 10 10 10 10
Информирующие
Монологические: описание; пересказ; повествование; сведения; иллюстрация; демонстрация.  
Диалогические: доказательство как цепочка рассуждения; сокращенная аргу-ментация; опровержение (прямое и косвенное); предположение, гипотеза; раздумья; диспут, обсуждение; риторический вопрос.  
Диалогические
Монологические: прямой односложный вопрос; прямой развернутый вопрос; исправление ошибок; опровержение мнения ученика; отказ от аргументации; прерывание ответа; игнорирование молчанием в ответ на вопрос ученика; не- согласие и дополнение; несогласие и конфронтация (спор).  
Диалогические: просьба высказать свое мнение; согласие; согласие и дополнение; согласие и повторение слов ученика; несогласие и возражение с критерием; принятие предложений; обсуждение предложений и просьб; наводящий вопрос; полемика.  
Организующие
Монологические: требование; напоминание о требовании; принуждение, т.е. санкционирование (приказ, распоряжение, команда)  
Диалогические: предложение; поручение; просьба; ответ; подсказка; помощь; инструктирование.  
Оценивающие
Монологические: указание; перечисление оценок; предупреждение об отметке; выражение своего удовлетворения выполненной работой; критика без критерия; сарказм; пренебрежительная оценка способностей ученика; предвзятая оценка; замечания в процессе ее выполнения; сравнительная оценка ученика с присутствующими  
Диалогические: пожелание; критика недостатков с критерием; просьба высказать самооценивающее суждение; просьба высказать взаимооценку (по отношению к товарищу); оценка общего состояния класса, ученика; самооценка учителя; самоисправление в случае неточности; сравнительная оценка успехов учеников-прошлых и настоящих.  
Дисциплинирующие
Монологические: прямое требование; предупреждение о наказании; называние имени нарушителя дисциплины; санкции (обвинения, угроза, крик, злословие, повышение интонации); сарказм, едкая ирония.  
Диалогические: порицающие замечания; намек; пауза; шутка; смех; товарищеская ирония  

Обработка данных. Чем больше 1) сумма воздействий диа-
логического типа по сравнению с суммой воздействий мо-
нологического типа и 2) сумма информирующих, контро-
лирующих и организующих воздействий по сравнению с
суммой оценивающих и дисциплинирующих, тем выше уро-
вень мастерства педагогического общения педагога.

 

 

Установление позитивного контакта в начале выступления. (какие техники использованы?)

Позиционно-ролевое влияние преподавателя.

Информационно-речевое воздействие преподавателя на студентов.

Использование диалогового взаимодействия преподавателя со студентами.

Использование преподавателем методов и приемов

Осуществление самопрезентации преподавателя в ходе занятия.

Осуществление эмоционально-положительной взаимосвязи преподавателя со студентами.