К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и ... в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству ...

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

«Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

ВОПРОС № 2

Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).

4 стр., 1754 слов

Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, ...

... одного объекта на другой. Вопрос№13 Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека. В психологии под эмо­циями понимают ... и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. ...

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.).

В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости).

Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).

Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.

Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Настроение — это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Аффекты — это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.

В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.

Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.

Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Страсть — существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные и негативные. Положительные страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.

8 стр., 3985 слов

02 06.Многократное выполнение действия с целью овладения им или ...

... регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется.. Волей ... Конструктивно-материальная деятельность это планирование своих действий и действий учащихся 1001. Обучение по углубленным ... ученика,называется Попустительским Авторитарным Демократическим Игнорирующим 09 03. Цель образования определяется, исходя из ... Способностей ...

ВОПРОС № 3

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием стресса.

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человека осуществлять свои жизненные цели.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... подбора персонала, ведения переговоров и представительства и т.п. Методы влияния на поведение людей в организации - административные, экономические, социально-психологические. 9. Теория человеческого капитала ... Х среднему человеку свойственно с неприязнью относиться к работе и избегать ее, насколько это возможно. Большинство сотрудников нужно принуждать, контролировать их действия, приказывать им ...

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Понятие воли

Воля — сложнейшее явление в человеческой психологии. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля — высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ — воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля — субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
Функции воли

6 стр., 2631 слов

Аддиктивное поведение личности подростков

... аддиктивное поведение подростков. Предмет исследования: особенности личности подростков в аддиктивном поведении. Цель исследования: изучить аддиктивное поведение личности ... № 63 г. Рязани в количестве 30 человек. Структура работы: работа состоит из введения, двух ... недозволенных связей и содержания сообщений; сфера действий; стрессогенность; повышенная конфликтность; жесткий нормативно-ролевой ...

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

Первая — инициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

Вторая — стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

Третья — ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения.

Воля как процесс — это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности — самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.
Произвольные и непроизвольные

Волевые действия

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

ВОПРОС № 4

Функции воли

Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях — стимулирующей и тормозной.

Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.) .

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева Желание незаметно ... выяснить мотивы. Воспользоваться системой принятия решений. Заверить в правильности принятого решения, помочь провести его в жизнь. Укрепить дружеские отношения Трудные люди Никакой Человек Ваша ...

Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).

Можно указать еще на одну особенность стимулирующей функции. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).

Так, после длительного выполнения неинтересной работы ребенок отказывается продолжать ее. Но достаточно экспериментатору попросить поработать еще, аргументируя это тем, что таким действиям надо будет обучить других детей, что они хотят этого, и ребенок охотно соглашается и долгое время выполняет монотонную работу. В таком случае ребенок увидел себя в роли «учителя» и смысл ситуации для него изменился.

Принуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему — иерархию мотивов — от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Да, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может «сломаться», чтобы дать ему шанс подняться, выдержать осуждение окружающих, если дело, которое осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.

Итак, в понятии «воля» отчетливо прослеживается целостный характер психики человека. По мнению Л. С. Выготского, генеральный путь развития психики пролегает сквозь межфункциональные связи.

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... годы своей жизни, состоял в изучении возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период разработки идеи ... человека с позиции автора курсовой работы с практической точки зрения. 1. Мастер человеческой Души. 2. Цитаты из книги Ориса (Цвелев С.В.). 3. Духовность. 4. Дисгармония личности. ...

Поэтому изучение феномена свободы выводит нас на исследование личности, сознания, самосознания личности, ее мотивов и потребностей, эмоций и мышления, памяти и воображения. В проблеме свободы, как в никакой другой, нужна реализация принципа единства психики.

Заслуга традиционной психологии заключается не только в виду к проблеме воли, но и в определении важных положений, касающихся этого феномена.

  1. Воля является продуктом общественно-исторического развития человека, ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.
  2. Свобода не является врожденной или генетически данной способностью, она формируется в процессе жизни, в реальной деятельности, которая требует определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
  3. Волевая регуляция — это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, своих ценностях и возможностях, на основании которых осуществляются предвидение и оценка последствий активности личности.
  4. Развитие свободы тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоций, мотивационно-смысловой сферой, с развитием сознания и самосознания, личности вообще.

ВОПРОС № 5

Формирование и развитие волевых процессов

Описанный выше процесс, безусловно, не исчерпывает вопроса о борьбе мотивов и осуществления человеком волевого акта Важным является выявление механизмов формирования и развертывания волевых процессов, их психологических логических закономерностей, условий развития индивидуально-неповторимой мотивационной сферы человека В онтогенетическом плане первый акт столкновения разнообразных мотивов разворачивается как сложный, длительный и на дзвичайно энергоемкий для личности процесс Однако после осуществления повторного волевого акта выход из этой борьбы становится для личности все легче, поскольку формируется своеобразный \»образ\» волевым ого деяния, проторюеться путь последовательного развертывания волевых действий Если впервые волевой процесс требует значительной психической энергии и нервных сил, то в дальнейшем он начинает \»механизуватися\», пока не пере идет в неосознаваемый план, который дается человеку как бы сам собой, часто без всяких усилийсиль.

Очень похоже происходит воспитание и обучение детей, когда взрослые пытаются сформировать у них определенные привычки, знания, навыки и т.д., полезны или необходимы с точки зрения требований общественной жизни или индивиду уальних интересов Хотя механизация психических процессов и актов деяния не всегда возможна и не безгранична, она указывает на закономерности возбуждения, проработки и закрепления некоторых видов психической действие льности, на основе чего происходит формирование стиля поведения или действия конкретных личностейі.

Важным фактором формирования и развития волевых процессов личности является \»ожидание успеха\» от осуществления конкретного акта действия или поведения Идея осуществимости и возможности достижения конкретной й цели, на которую направлена ??воля, является важным условием развертывания волевого акта в процессе выполнения личностью любой задачи, ситуации принятия решения и т.п. \»Успех\» при этом предстает в двух качественно х срезах: как индивидуально-психологическое условие оценки результатов собственного деяния, а также как социально-психологическое условие определения социального статуса деятельности, которую реализует личность и кр Итера \»принятие\» результата индивидуального действия с позиции его социальной ценности, необходимости, полезности Соответственно происходит процесс формирования \»мотивации успеха\» личности относительно осуществляемых им действий, а составляющими этого типа мотивации возникают индивидуально-и социально-ориентированные мотививи.

целенаправленности — еще одна существенная характеристика и фактор развития волевых процессов индивида \»Достижение цели\», цели, осуществление идеи и переживания завершенности акта — основа мотивировка действий индивидов ида относительно элементов его поведения или организованной деятельности Цель предстает перед человеком как социально признанный и индивидуально принят компонент деятельности, придает действию смысл и выполняет управляющую функ цию в процессе ее выполнения Как правило, цель того или иного типа действия воспринимается индивидом как некий синтез представлений о: \»образ результата\» деяния, степень завершенности содержания и формы ожидаемого рез ультату, его идеальный и реальный (относительно возможностей самого индивида) предметный проявление Цель деяния встает перед индивидом также в своем эмоциональном, чувственном выражении; есть индивид воспринимает зав ершальну идею своей действующего активности не только через призму ее предметного результата, но и в контексте собственных эмоциональных и чувственных переживаний по поводу предмета своей активности — его привлекательным ости, доступности и индивидуальной необходимости процесса превращения данного предмета Мотивировка конкретного акта действия зависит именно от этих моментов, а элементы индивидуального действия получают св оеридний мотивационный фон — сочетание эмоциональных, чувственных переживаний и представлений индивида об идеале \»успешного действия\» в сложившихсяалися.

Ориентация индивида на завершенность действий — также существенный фактор развертывания его волевых процессов и формирование мотивационной сферы Этот фактор имеет социальный, культурно-привнесенный характер, но в этом и своей характеристике выступает скорее как ориентир организации действенного цикла от начала до логического конца Индивидуально неповторимого содержания данный фактор приобретает только в результате сознательного, скерова ного и насыщенного мотивационным смыслом выбора его \»реальным ориентиром\» своего деяния со стороны самого субъекта Продукт деяние субъекта будет, соответственно, двойной смысл: с одной стороны — это социально- ценный содержание, актуализированный или самостоятельно, творчески создан субъектом, а с другой — индивидуально-ценный смысл, который может возникать в форме накопленного субъективного опыта, знаний, умений или прием а ноги эмоционального эффекта, переживания, чувства в процессе создания т.д. Мотивировка процесса деяния, соответственно, может осуществляться в отношении одного или нескольких, или системы составляющих продукта, ценность которых определяется субъектом прежде всего в индивидуальном аспектекті.

Итак, мотивация активности человека может осуществляться в различных содержательных направлениях, разворачиваться в разной структурной последовательности, с преобладанием социально-либо личностно-ориентированной направленности и Природа волевого акта позволяет выявить элементарные механизмы образования мотивов, а их содержание возникает через анализ и психологическое толкование потребностей человеческого жизненноя.