Интернет-практикум по курсу ПСИХОДИАГНОСТИКА

Задания по курсу ПСИХОДИАГНОСТИКА для студентов 3 курса заочного отделения

 

1) Контрольная зачетная работа.

Список вопросов (выдается индивидуально каждому), на которые необходимо ответить, пользуясь прослушанными лекциями и первым разделом учебника: Зоткин Н.В. Основы психодиагностики. – Самара, 2007.

На основе ответов на вопросы будет поставлен зачет по курсу за весенний семестр.

Для допуска к зачету также необходимо отработать пропущенные занятия.

Выполненную работу можно сдавать в рукописном, печатном или электронном виде (эл.адрес: nvzotkin@yandex.ru).

 

2) Контрольная работа «Подбор психодиагностических методик для решения поставленной задачи».

Работа содержит две ситуации, к каждой из которой нужно подобрать 5-6 психодиагностических методик и дать описание обоснования выбора данных методик для решения данной задачи. Для выполнения работы можно воспользоваться любой доступной психодиагностической литературой и интернет-источниками.

Содержание работы выдается индивидуально каждому.

Выполненную работу можно сдавать в рукописном, печатном или электронном виде (эл.адрес: nvzotkin@yandex.ru).

Рекомендуемая литература:

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2006.

Психологическая диагностика / Под ред. М.К.Акимовой и К.М.Гуревича. — СПб., 2008.

 

3) Самостоятельная практическая работа по ознакомлению с психодиагностическими методиками (интернет-практикум).

Задание приведено ниже.

 

4) Сбор диагностического материала по графическим проективным методиками.

Обе методики желательно провести перед началом осенней сессии и принести материалы на первое занятие. Заранее интерпретировать методики не нужно.

Содержание заданий по проективным методикам описано ниже.

 

5) На основании выполненных двух контрольных работ, двух практических работ (описанных выше), (отработки пропущенных занятий) и экзаменационной работы по окончанию лекций осеннего семестра будет выставлена экзаменационная оценка по курсу Психодиагностика.

6 стр., 2579 слов

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

... для всех студентов – «Методика проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» ( ... организации и методики преподавания технологии, разработки документации, необходимой для перспективной и текущей работы преподавателя технологии. Тематика к.р. 3-го курса является стандартной ...

 

 

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П.Королева

Психологический факультет

 

Зоткин Н.В.

Интернет-практикум по курсу ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

По каждой из пятнадцати методик необходимо представить полученный результат в электронном или печатном виде и ответить на три вопроса:

1) Что происходит? (ответ на основе приводимой интерпретации);

2) Чем это вызвано? (причины такого проявления тестируемого качества);

3) Что будет дальше? (предполагаемые последствия для вас, если качества будет сохранятся на выявленном уровне).

Выполненную работу можно сдать в печатном или электронном виде (эл.адрес: nvzotkin@yandex.ru).

 

I. Обязательные психодиагностические методики:

 

1. Опросник 16PF Р.Кеттелла: http://psytests.org/cattell/16pfA.html или

2. Опросник Г.Айзенка: http://psytests.org/eysenck/epiA.html

3. Цветовой тест М.Люшера: http://psytests.org/luscher/fullcolor.html

4. Самоактуализационный тест: http://psytests.org/shostrom/sat.html

5. Волевой самоконтроль: http://psytests.org/emotional/volsam.html

6. Тест «Социального интеллекта» Дж.Гилфорда и М. Салливена: http://psytests.org/iq/guilford/guilford.html

7.Тест на интеллект Г.Айзенка: http://psyline.retter.ru/iqauz/start.php

8. Тест на интеллект Дж.Равена: http://psyline.retter.ru/raven/start.php

9. Методика диагностики межличностных отношений (тест Т.Лири)

http://psytests.org/interpersonal/leary.html

10. Методика изучения самоотношения (МИС)

http://psytests.org/personal/mis.html

11. Поведение в конфликтной ситуации Томаса: http://psytests.org/interpersonal/thomas.html

12. Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Спилбергера-Ю.Ханина: http://psytests.org/psystate/spielberger.html

13. Тест Смысложизненных ориентаций: http://psytests.org/personal/tso.html

14. Опросник Мотивации достижения Мехрабиана: http://psytests.org/emotional/matsM.html

15. Опросник враждебности Басса-Дарки: http://psytests.org/aggression/bussdurkee.html

 

Все тесты носят ознакомительный характер, для профессионального психологического тестирования используются специальные методические руководства и специализированные программы.

 

II. Методики рекомендуемые для самостоятельного ознакомления.

 

1. Локус контроля (ЛК): http://psytests.org/personal/usk.html

2. Темперамент (Формула темперамента Белова):

3. Ориентационная анкета (диагностика направленности личности):

http://psytests.org/personal/bassA.html

4. Тест эмоционального интеллекта Холла: http://psytests.org/emotional/hall.html

5. Диагностика типа поведенческой активности С.Джекинса: http://psytests.org/emotional/jas.html

7. Опросник Мотивации аффиляции Мехрабиана: http://psytests.org/emotional/maff.html

8. Опросник Уверенности в себе Рейзаса: http://psytests.org/emotional/rathus.html

9. Шкала маккивеализма личности: http://psytests.org/interpersonal/machiv.html

10. Методика изучения родительского отношения (PARI): http://psytests.org/family/pari.html

11. Тест-опросник удовлетворенности браком (ТОУБ): http://psytests.org/family/oub.html

5 стр., 2226 слов

Психодиагностика Тест ФПП 2014.doc

... психодиагностики состоит в том, что он … разработал первый прототип личностного опросника выдвинул идею стандартизации тестов заложил основы метода свободных словесных ассоциаций психика человека Какой из ... методик: КОТ, прогрессивные матрицы Равенна 16 Кеттелла, MMPI (и его модификации) Опросник 16 Кеттелла, КОТ MMPI, прогрессивные матрицы Равенна Установите соответствие между методиками и ...

12. Опросник Шмишека-Русалова на акцентуации характера http://psytests.org/leonhard/sm80.html

13. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова http://psytests.org/temperament/ofdsi.html

14. Пятифакторный личностный опросник: http://psytests.org/bigfive/5pfq.html

 

 

ЗАДАНИЕ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ПРОЕКТИВНЫМ МЕТОДИКАМ

РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО

 

Данную работу необходимо выполнить на двух-трех испытуемых (желательно, разного пола и возраста (с 16 лет и старше), отдельно с каждым из них и на себе. Желательно, чтобы это были хорошо знакомые вам люди, которые добровольно согласятся вам помочь, но нельзя в качестве испытуемых брать близких людей.

1) Обследование:

Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный. Ручкой или фломастером рисовать нельзя. Цвет не интерпретируется, поэтому желательно не пользоваться цветными карандашами. Лист бумаги формата А4, альбомный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Далее можно уточнить, что нежелательно брать кем-то придуманное животное (из книг, мультфильмов, фильмов или компьютера); вымершие животные тоже не подходят.

 

2) После завершения процесса рисования на отдельном листе записываются:

I. Инициалы испытуемого, его возраст, пол, род занятий (профессия), семейное положение, актуальная жизненная ситуация.

II. Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняется происхождение, пол, возраст, габариты, уточняется предназначение необычных органов, а также органов, носящих агрессивный характер. Выяснить все непонятное в рисунке.

III. Вопросы:

1) Название животного.

2) Пол животного.

3) Возраст животного.

4) Продолжительность жизни животного.

5) Где живет (среда обитания).

6) Чем питается.

7) Способ передвижения.

8) Способ размножения (семейно-брачные отношения).

9) Есть ли друзья или родственники? Кто они?

10) Есть ли враги? Кто они?

11) Каков характер животного?

12) (Каков характер животного, каков интеллект, каковы габариты)

YI. Попросить описать «Один день из жизни животного».

 

Также обратите внимание на то, какой рукой испытуемый выполняет рисунок.

 

РИСУНОК СЕМЬИ

(Кинетический рисунок семьи)

 

Испытуемый: ребенок в возрасте 6-12 лет.

Цель применения методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15×20см или 21×29 см, ручку, простой карандаш ТМ, ластик.

3 стр., 1395 слов

Виды личностных опросников

... методы. Основными методами выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые также называются методиками. Они обладают особенностями: а) позволяют собрать диагностическую ...

При необходимости ребенку говорят, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оцениваются.

Инструкция к методике «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью».

Инструкция к методике «Кинетический рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью, которая занимается каким-либо делом».

При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. Время выполнения задания обычно длится около 30 минут. Итак, ребенку предлагается нарисовать семью, не наводя его на мысль — кого или что он может нарисовать. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» — не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется».

Необходимо отметить порядок появления персонажей и предметов. Существует большая психологическая разница между отношением автора к тому персонажу, кого он нарисовал первым, и к тому, кто будет нарисован последним, или кого вообще «забудут» нарисовать («просто не поместилось»).

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

1) последовательность рисования деталей;

2) паузы более 15 секунд;

3) стирание деталей;

4) спонтанные комментарии ребенка;

5) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе.

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.