Развитие познавательных процессов и личности младших школьников
Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна:
1) ученики должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести весьма значительный объем знаний по математике, родному языку, природоведению;
2) расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка;
3) происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности;
4) должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение к учебе, высокие общественные мотивы учения.
Развитие ощущения и восприятия младшего школьника
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий.
Восприятие в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной недостаточности.
Наиболее характерная черта восприятия – его малая дифференцированность. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы (путают буквы «ш» и «щ», слова «поставил» и «подставил», изображения на картинке ржи и пшеницы, пятиугольники и шестиугольники).
Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии.
Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не воспринимается.
Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет – значит что-то делать с ним, взять, потрогать его. Воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника.
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников
... учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих,- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень ... Глава I. Теоретические основы проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников .1 Понятие учебной мотивации Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, ...
Для восприятия учащихся I-II классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию.
Развитие восприятия как познавательного процесса предполагает овладение процедурой наблюдения. Перед взрослыми стоит задача обучения младших школьников операциям анализа, сравнения свойств предметов, выделения существенного и выражения его в слове. Необходимо учить детей сосредотачиваться на предметах, независимо от их внешней привлекательности, это ведет к избирательности восприятия по содержанию, а не по внешней форме.
Характеристика внимания младшего школьника
Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания.
Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Поскольку интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, то каждый учитель стремится сделать урок интересным, занимательным. Однако, учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным, иначе вырабатывается привычка относиться со вниманием только к интересному.
К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Важно менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.
Процесс обучения ставит ребенка в условия, требующий от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Активная деятельность на уроке, четкая организация его учителем – необходимые условия совершенствования внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.
Общение со сверстниками и взрослыми
Общение со взрослыми.Специфическими чертами общения младших школьников со взрослыми являются подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи.
Общая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила.
Общение со сверстниками.Общение со сверстниками очень важно, потому что тесно связано с учебными действиями, и только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действовать в условиях обучения в школе.
3 стр., 1388 слов
Исследовать влияние тревожности на социальный статус младшего ...
... детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Цели и задачи исследования. Цель исследования: выявление влияния тревожности у детей младшего школьного возраста (8-10 лет) на социальный статус среди сверстников. ... гипотезу о том, что тревожные дети не обладают высоким социальным статусом в группе сверстников. Этапы исследования 1. Диагностика уровня тревожности школьника по методике Филлипса. 2. ...
Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как характеристика личности. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках.
Развитие личности
Источником развития личности являются ее потребности. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности — в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя».
Наиболее важными для младших школьников является мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности – дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждают выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.
Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости.
К ним относятся:
Ø произвольностьпсихических процессов и действий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов);
Ø внутренний план действий(как прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять действия «про себя»);
Ø соподчинение мотивов деятельности(как доминирование мотива «надо» над мотивом «хочу»);
Ø рефлексия(как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности);
Ø самосознание(как проявление новой внутренней позиции школьника) и его продукт – самооценка.
Центральной функцией самосознанияявляется осознание своего желания и действиякак способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практически реализовать.
Показателем развития самосознания является самооценка(как представление и отношение к себе).
Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия.
Самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом.
В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости,т.к. оценка деятельности переносится ими на личность.
Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников.Так, дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьников, как правило, завышенная самооценка.
Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников
... индивидуальной деятельности ребенка, аффективная - благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения ... самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку. В тех случаях, когда взрослые ... в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [ ...
Формирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств.