Характеристика внимания младшего школьника

Развитие познавательных процессов и личности младших школьников

 

Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна:

1) ученики должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести весьма значительный объем знаний по математике, родному языку, природоведению;

2) расширяется кругозор, расширяются и развиваются познава­тельные интересы ребенка;

3) происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формиру­ются способности к активной, самостоятельной, творческой дея­тельности;

4) должна формироваться учебная направ­ленность, ответственное отношение к учебе, высокие обществен­ные мотивы учения.

 

Развитие ощущения и восприятия младшего школьника

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственно­го познания окружающего мира – ощущений и восприятий.

Восприятие в начале обуче­ния отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной недостаточности.

Наиболее характерная черта восприятия – его малая дифференцированность. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и сме­шивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предме­ты (путают буквы «ш» и «щ», слова «поставил» и «подставил», изображения на картинке ржи и пшеницы, пятиугольники и шестиугольники).

Это связано с возрастной слабостью аналити­ческой функции при восприятии.

Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не вос­принимается.

Восприятие учащихся в начале младшего школьного возрас­та тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет – значит что-то делать с ним, взять, потрогать его. Воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника.

13 стр., 6322 слов

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников

... учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих,- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень ... Глава I. Теоретические основы проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников .1 Понятие учебной мотивации Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, ...

Для восприятия учащихся I-II классов характерна ярко вы­раженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию.

Развитие восприятия как познавательного процесса предполагает овладение процедурой наблюдения. Перед взрослыми стоит задача обучения младших школьников операциям анализа, сравнения свойств предметов, выделения существенного и выражения его в слове. Необходимо учить детей сосредотачиваться на предметах, независимо от их внешней привлекательности, это ведет к избирательности восприятия по содержанию, а не по внешней форме.

 

Характеристика внимания младшего школьника

Возрастная особенность внимания младших школь­ников – сравнительная слабость произвольного внимания.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Поскольку интерес – главная побудительная причина непро­извольного внимания, то каждый учитель стремится сделать урок интересным, занимательным. Однако, учеников надо постепенно приучать быть вниматель­ными и по отношению к тому, что не вызывает непосредствен­ного интереса и не является занимательным, иначе вырабатывается привычка относиться со вниманием только к интересному.

К возрастной особенности внимания относится и его сравни­тельно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второ­классники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Важно менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

Процесс обучения ставит ребенка в условия, требующий от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Активная деятельность на уроке, четкая организация его учителем – необходимые условия со­вершенствования внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной дея­тельности.

 

Общение со сверстниками и взрослыми

Общение со взрослыми.Специфическими черта­ми общения младших школьников со взрослыми явля­ются подчинение поведения и действий ребенка опре­деленным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ре­бенку для принятия учебной задачи.

Об­щая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила.

Общение со сверстниками.Общение со сверстни­ками очень важно, потому что тесно связано с учебны­ми действиями, и только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действо­вать в условиях обучения в школе.

3 стр., 1388 слов

Исследовать влияние тревожности на социальный статус младшего ...

... детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Цели и задачи исследования. Цель исследования: выявление влияния тревожности у детей младшего школьного возраста (8-10 лет) на социальный статус среди сверстников. ... гипотезу о том, что тревожные дети не обладают высоким социальным статусом в группе сверстников. Этапы исследования 1. Диагностика уровня тревожности школьника по методике Филлипса. 2. ...

Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как харак­теристика личности. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках.

 

Развитие личности

Источником развития личности являются ее потребно­сти. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности — в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооцен­ке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя».

Наиболее важными для младших школьников яв­ляется мотивы, связанные с миром взрослых и с новы­ми видами деятельности – дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чув­ствительными к оценке взрослых, побуждают выпол­нять их требования), а также мотивы личных достиже­ний (самолюбие, самоутверждение), которые проявля­ются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.

Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости.

К ним относятся:

Ø произвольностьпсихических процессов и дей­ствий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов);

Ø внутренний план действий(как прогностичес­кая способность, проявляющаяся в умении пла­нировать и выполнять действия «про себя»);

Ø соподчинение мотивов деятельности(как доми­нирование мотива «надо» над мотивом «хочу»);

Ø рефлексия(как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соот­ветствия замыслу и условиям деятельности);

Ø самосознание(как проявление новой внутрен­ней позиции школьника) и его продукт – са­мооценка.

Центральной функцией самосо­знанияявляется осознание своего желания и действиякак способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практи­чески реализовать.

Показателем развития самосознания является са­мооценка(как представление и отношение к себе).

Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифферен­цируются, растет психологический словарь. В ней ребенок подчерки­вает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия.

Самооценка зависит от успеха, которого ребенок до­бивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельно­сти, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом.

В значительной степени на са­мооценку влияет оценка школьной успеваемости,т.к. оценка деятельности переносится ими на личность.

Другим важным фактором самооценки является вхож­дение в группу сверстников.Так, дети с хорошим со­циометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьни­ков, как правило, завышенная самооценка.

18 стр., 8887 слов

Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

... индивидуальной деятельности ребенка, аффективная - благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения ... самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку. В тех случаях, когда взрослые ... в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [ ...

Фор­мирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касаю­щиеся индивидуально-психологических качеств.