Исследовать влияние тревожности на социальный статус младшего школьника среди сверстников в МОУ СОШ №25 г. Екатеринбурга

Оглавление

Введение 3

Программа психологического обследования 4

Результаты психологического обследования 6

Проведение психокоррекционной работы 9

Анализ коррекционной работы 19

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 1 24

Приложение 2 29

Приложение 3 33

Введение

Цель отчета: исследовать влияние тревожности на социальный статус младшего школьника среди сверстников и разработать коррекционную программу.

Структура психологической службы в МОУ СОШ №25 г. Екатеринбурга.

Психолог находится в двойном подчинении: с одной стороны, он подчиняется администрации школы, выполняет по отношению к ней роль консультанта. С другой стороны, он подчиняется психологической службе района. На данном этапе развития психологической службы в школе работает два психолога. За каждым из них закреплены параллели классов, в которых психолог проводит все вышеперечисленные виды работы. У каждого психолога есть параллели в начальной школе, среднем и старшем звене. Такое распределение обязанностей объясняется необходимостью взаимозамены, помогает решать проблемы учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую.

Основные этапы в работе психологической службы в МОУ СОШ №25 г. Екатеринбурга.

Психолог начинает работу с анализа имеющихся данных по изученной проблеме. Следующий этап работы — диагностический. За ним следует этап анализа полученных результатов (постановка проблем, задач, прогноз результатов).

Затем следуют коррекционные мероприятия. После этапа коррекции проводится контрольная диагностика, планируется дальнейшая работа.

Взаимодействие психологической службы со службами в МОУ СОШ №25 г. Екатеринбурга.

Психологическая служба активно взаимодействует со всеми службами школы.

В конце каждого учебного года психологи составляют для администрации школы отчет, в котором делается анализ годовой работы, ставятся задачи на перспективу. В свою очередь, психологи планируют работу, исходя из задач текущего года и проблем, решаемых педагогическим коллективом.

7 стр., 3046 слов

Организация работы психологической службы в школе №176

... по ВР, психолог, социальный педагог, медицинский работник. Руководство службой осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Руководитель службы подчиняется директору школы. Диагностика младших школьников. Диагностику младших школьников 4 класса ...

Психологи ведут свою работу, опираясь на помощь кураторов и классных руководителей. Психологи проводят диагностическую работу. Куратор совместно с психологами обсуждают полученные результаты, намечают пути коррекции, непосредственно проводят коррекционную работу с детьми, родителями. Психолог обучает педагогов практическим методам коррекционной работы.

Психологи работают в тесном контакте с социальным педагогом школы: консультируют его в решении личностных проблем детей, проводят беседы с родителями, помогают организовать систему воспитательных воздействий.

Программа психологического обследования

Именно в младшем школьном возрасте чаще всего наблюдаются проявления тревожности. Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь — особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»).

У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования: выявление влияния тревожности у детей младшего школьного возраста (8-10 лет) на социальный статус среди сверстников.

Задачи исследования:

1. проанализировать уровень школьной тревожности

2. выявить межличностные отношения в группе

3. проанализировать результаты

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: 10 учащихся 2 «А» класса школы №4 Екатеринбурга.

Предмет исследования: влияние школьной тревожности на социальный статус у младших школьников (8-9 лет).

Операционализация исследования

Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях

Формирование гипотезы

Согласно предварительному наблюдению можно выдвинуть гипотезу о том, что тревожные дети не обладают высоким социальным статусом в группе сверстников.

Этапы исследования

1. Диагностика уровня тревожности школьника по методике Филлипса.

2. Диагностика межличностных отношений по методике «Социометрия».

Методики исследования:

1. Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.

Тест (приложение 1) состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

2. Социометрия

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.

3 стр., 1331 слов

Исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста ...

... квалифицированную психологическую помощь, вместе с тем, к данной работе будут привлечены и родители и педагоги. Выделенная проблема обусловила выбор темы исследования: сравнительный анализ тревожности и ... дошкольного возраста исследования АВ. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и др. в данных работах рассматривается связь эмоций с коммуникативным развитием ребенка к школе. Также исследовались ...

Отдавая предпочтение тому или иному члену коллектива, работник как бы заявляет: «С этим человеком мне хочется общаться. Он нравится мне больше, чем все остальные».

Если в формальной структуре человека характеризует должность, то с помощью социометрии можно определить его социальный статус, место в неформальной «табели о рангах».

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж. ………………

Заключение

При любом нарушении сбалансированности системы человек-среда недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать значимые устремления в будущем, а также с тем, что новые требования среды могут обнаружить несостоятельность, являются источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, как неопределенное беспокойство представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса.

Список литературы

1. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. — М., 1996. — № 1. — С.23

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.

12 стр., 5762 слов

Особенности психолого-педагогической работы с детьми «группы риска»

... для обеспечения работы с учащимися «группы риска» 2.1. Психолого-педагогическая деятельность с детьми группы риска..11 2.2. Технологии работы с детьми группы риска………………………13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27 СПИСОК ... противоречия, создавая специальные учреждения в разных моделях и формах для детей группы риска, проблема восстановления полноценного детства педагогическими средствами в этих ...

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М. : Изд-во МГУ, 1976.

4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979.

5. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. — 2000. — №5.

6. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. — Л. : Медицина, 1990.

7. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа. 1999, №3, с.60-63

8. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 1988.

9. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997.

10. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение. 1988.

11. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1987.

12. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.

13. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.

15. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000

16. Практическая психология образования / Под ред. И.В .Дубровиной. — М., 1999

17. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. — М., 1990

18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996.

19. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.

20. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989.

21. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка. – М.: Просвещение, 1980, с.92-108.

22. Хомектаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Прогресс, 1999, с.61-242.

23. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Санкт-Арт, 1996.-246с.

Приложение 1

Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса ………………