Кейс №37 Психология младшего школьника. Ведущая деятельность и основные психические новообразования.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

У дошкольника имеется две сферы социальных отношении: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется: «ребенок – учитель», «ребенок-родитель».

В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... Назовите причины такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю и родителям по общению с таким ребёнком. ВАРИАНТ ... для всех детей здесь благоприятный «эмоционально-психологический климат». Какие дети в классе обычно занимают благоприятное положение среди сверстников? Назовите методы изучения межличностных отношений в классе. ...

Компоненты учебной деятельности:

1. Мотивация.

2. Учебная задача.

3. Учебные операции.

4. Контроль и оценка.

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. 4. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время ... такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Развитие восприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким ...

Самосознание. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.

Описание. С приходом в школу ребенок оказывается в новой социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений со взрослыми (родителями и педагогом) и сверстниками. Новый социальный статус обуславливает и формирование особенностей личности младшего школьника. В приведенных ниже фрагментах текста представлены эпизоды жизни ребенка младшего школьного возраста. Фрагмент 1. Первоклассница Маша хвастается перед маминой гостьей: «У меня все отметки есть: единица, двойка, тройка, четверка и пятерка. А у Нины — только четверки и пятерки… » Фрагмент 2. — Что тебе больше всего нравится в школе? — спрашивает папа у Вадика. — Больше всего — переменки. Там можно бегать и играть. Фрагмент 3. Однажды семилетний Саша явился из школы и торжественно сообщил: «А мы сегодня букву «о» проходили!» Значимости этого события для ребенка можно было только удивиться, так как к поступлению в школу он уже бегло читал и неплохо владел письмом. А с какой уверенностью он несколько позднее отстаивал непогрешимость Нины Ивановны, которая «лучше знает, как надо писать», когда родители попытались утверждать, что в тетрадке сына она неверно исправила «зайчонок» на «зайченок». Фрагмент 4. «Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» – спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а… хороший! – иронически восклицает мальчик. – Только двойки получает!».

Задание 1. Какие особенности дошкольного периода сохраняются в начальной школе? В чем это проявляется в представленных текстах?

У детей с приходом в школу появляется адаптация. Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Разница между дошкольником и школьником — не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям — взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний. Но у школьника остаются и признаки дошкольника. Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку.

Если ты чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят — ведь ты старался.

2 стр., 892 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

... нами условий, для благоприятного сопровождения родительства в семье с младшими школьниками. Цель исследования: разработка программы сопровождения родительства в семье с младшими школьниками. Объект исследования – сопровождение родительства. Предмет ... психол. – 1985. — №5. – С.110 — 116. 14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Сфера, 2001. – 184 с. 15. Гуссерль, Э. ...

В данных текстах от дошкольного периода осталось такое качество, как любовь к играм. Ребёнок ещё серьёзно не осознаёт, что он пришёл в школу учиться, а не играть. Так же дети ещё не понимают свои оценки. Учебный процесс проходит у них в форме игры.

Важен только конечный результат, а способы действия усваиваются проходя, незаметно для самого ребенка. Умеет ли дошкольник управлять собой? Произвольность ему не чужда. У шестилетки она проявляется, например, в том, что он может, стремясь участвовать в общей игре, заставить себя выполнять не нравящуюся ему роль или намеренно заучивать наизусть стихотворение, чтобы прочитать его на празднике. Но сколько-нибудь длительное напряжение произвольного внимания, восприятия, памяти ему еще не по плечу.

Понять для дошкольника — это значит наглядно представить себе ситуацию, о которой идет речь, вообразить ее. В школе работа воображения четко направляется заданными рамками. Логика не дает выйти за пределы разумного. Здесь же — у дошкольника, этих логических ограничений еще нет, и возможным оказывается иногда самое невероятное.(1,2 пример)

 2. Какая особенность взаимоотношений первоклассников со взрослыми проявляется в приведенных примерах?

Первоклассники со взрослыми общаются хорошо, не грубят и не показывают свой характер, отвечают на вопросы. Но ставят себя выше своих одноклассников, что является особенностью данного возраста. Учитель — самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех пример. Для ученика важно показать всю значимость, что он как взрослый теперь тоже занимается важным делом и должен делать его хорошо.

 3. Какие действия взрослого в каждой из описанных ситуаций могут быть стимулировать развитие младшего школьника?

1ситуация. объяснить, что в отметках главное не количество, а качество. Женщина должна похвалить ребёнка, и сказать, что не все оценки, которые она получает – хорошие. Лучше всё – таки получать 4 и 5.

2 ситуация. игра – основной вид деятельности младшего школьника. Нужно проводить как сюжетно ролевые игры, где ребенок получает важные социальные навыки, так и дидактические, где выработка учебных навыков.

3 ситуация. нужно хвалить ребенка, и отмечать что даже маленькие победы очень важны. Родители должны похвалить ребёнка за его старательность и любознательность в учёбе, то есть создать ещё большую мотивацию.

4 ситуация. рассказать, что хороший человек не только должен хорошо учиться, а обладать набором других качеств Здесь нужно сказать мальчику, что от того, хороший сосед или нет, не зависит от оценок.

 Рекомендуемая литература: Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, — 1994. – 192 с. (глава «Как дошкольник становится школьником?»)

 

Кейс №38 Психологическое содержание подросткового возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования. См.кейс № 39

Описание После родительского собрания мама одного из учеников класса обратилась к классному руководителю со следующей проблемой. «Моему сыну Саше 14 лет. Неожиданно в нем проснулось чувство бунтарства, какого я никогда не встречала у детей, — говорит мама. — Он не признает никаких правил и, кажется, ненавидит всю нашу семью. Он приходит в ярость, когда мы пытаемся заставить его соблюдать дисциплину. В конфликтных ситуациях он неуправляем».

17 стр., 8046 слов

Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового ...

... профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков. Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы ...

Задание.  Представьте, что вы классный руководитель мальчика, и его мама попросила вас ответить на следующие вопросы:

1.С чем связаны изменения, происходящие в поведении подростка?

Главная причина кроется в физиологических изменениях, вернее, в перестройке организма. Это настоящая гормональная буря, которая в ответе за все перепады настроения, беспричинные слезы и повышенную агрессию со стороны подростка. Начинается она примерно в 6-7 классе. Именно в этот период появляются первые подростковые проблемы: прыщи, ломка голоса, непропорциональное развитие тела. Стихнет эта буря лишь тогда, когда закончится биологический переход из ребенка во взрослого, примерно к 16–18 годам.

К основным семейным причинамизменения подросткового поведения в сторону бунтарства относятся: Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность. Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе. Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми. Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети. Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки

2 стр., 773 слов

Особенности общения подростков с родителями

... взаимоотношения подростков и родителей имеют большое значение, так как даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Не всегда родители различают, ... социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие ...

Главные биологические причины: Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам». Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.

Личностные причины: Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными. Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением. Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человека в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи. Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.

Ситуативные причины.

Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем.

Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление. Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.

16 стр., 7721 слов

Психология подростка и юношеского возраста

... подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, ... протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований ... двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики ...

2. Какие потребности возраста удовлетворяются в данных действиях?

Подростковый бунт – очень важный в жизни подростка период, когда он осознает свое Я, свои потребности, свое право на личную территорию и начинает эти права реализовывать и отвоевывать у взрослых свое пространство, устанавливая собственные законы в отношениях, часто через конфликт, демонстрируя агрессивное, раздражающее поведение.

При некоторых обстоятельствах, например, при очень жестких родителях, при сильной зависимости, или безусловной любви и лояльности по отношению к кому-то из родителей, подросток не проживает подростковый бунт, а значит, не входит во взросление вовремя. И получается из него инфантильный взрослый, который не умеет защищать свое мнение, добиваться своих целей, часто становится жертвой обмана или манипуляций, не знает, кем он хочет быть, с кем он хочет быть, и продолжает жить по указке родителей.

4. Какова должна быть стратегия поведения взрослых?

Метод преодоления подростковой агрессивности будет зависеть в первую очередь от конкретного случая — особенностей самого ребенка, степени и вида агрессии и причины, которая ее вызвала. Поэтому подход к решению такой проблемы должен быть сугубо индивидуальным. Однако есть несколько универсальных правил поведения родителей, которые помогут не только исправить ситуацию, но и могут использоваться в качестве профилактических мер по предупреждению агрессивного поведения у подростка.

Рекомендации для взрослых: 1)Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения: зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров. Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы — его главный ориентир для подражания. Хотите сделать его лучше — начните с себя. Будьте положительным примером. 2)Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, можете «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты. 3)Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы — такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку. 4)Станьте для своего трудного подростка лучшим другом. Вполне естественно, что далеко не все дети имеют идеальный набор качеств — ум, красоту, здоровье, силу, сообразительность, талант. Поэтому поддерживайте в вашем подрастающем человеке именно то, что у него есть. Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами — проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим. 5)Оберните его бурлящую энергию в нужное русло. Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор — хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании.  6)Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.

3 стр., 1258 слов

Влияние стиля поведения на успешный результат деятельности

... Целью данной работы считаю изучить влияние стиля поведения на успешный результат деятельности. Задача работы: Показать как влияет стиль поведения на результат деятельности, а так же различные стили делового ... мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная ...

 Рекомендуемая литература:  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Глава 9 «Подростковый возраст в свете разных концепций». — С. 172-173. Электронная библиотека RoyalLib.

 

Кейс №39 Психологическое содержание юношеского возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования

Хронологические рамки (возрастные границы).

15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.

Физическое развитие. Явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.

Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.

Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.

Речь  более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.

Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

15 стр., 7437 слов

Социализация детей с задержкой психического развития в среду ...

... взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. [3, 25]. По мнению Ф.А.Мустаевой социализация – это процесс развития человека во взаимодействии ... З.Фрейд, Э.Эриксон, П.Фулкье. В отечественной науке вопросами социализации в общей системе формирования нового человека занимались Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, ...

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).

Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни», которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.

Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.

Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Описание. Георгий рассказывает: «Мне 16 лет, но я бы не сказал, что для меня это время светлых надежд на будущее. Дело, конечно, не во времени, а во мне. Я не могу радоваться жизни, потому что не рад самому себе. Я ненавижу свои детские фотографии, а в течение последних двух лет не фотографируюсь вовсе. Если бы я мог, то обезобразил бы свою физиономию: белую, нежную, как у девочки кожу, родинку на щеке, опалил ресницы, которые слишком длинные и закручиваются, как у Мальвины. Но лицо – это еще полбеды. Я слаб, у меня порок сердца, поэтому мне противопоказаны физические упражнения. Результат – узкие плечи, неразвитые мышцы. Прибавьте ко всему тонкие кисти рук, длинные пальцы. Картина, по-моему, получается полная. Я — женоподобен настолько, что девушки не обращают на меня внимания вообще, видимо, принимая за своего (или за свою?).

Конечно, кому нужен когда-то подававший надежды пианист, жалкий тип с хрупкой фигурой, который через лужу вряд ли перенесет девушку. Но я хочу быть нормальным парнем, которого уважают друзья и любят девчонки».

 Задание 1. О каких психологических особенностях юношеского возраста идет речь в этом рассказе юноши?

Усложняются кри­терии «маскулинности» и «фемининности», в которых все боль­шую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появ­ление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т. д.).

Именно соответствие идеа­лизированному стереотипу «маскулинности — фемининности» служит главным критерием, по которому юноша оценивает свое тело и внешность.«Маскулинность» ассоциируется прежде всего с физической силой и спортивными достижениями.

Юноши — настоящие рабы «нормы». Они убеждены в том, что на все случаи жизни должны быть универсальные правила, и очень боятся в чем-то отстать от сверстников.Половые стереотипы распространяются не только на внеш­ность, но и на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Мужская роль и маскулинные качества традиционно ценятся выше. Од­ностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверен­ность мальчика в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам ха­рактера).

 2. Охарактеризуйте состояние Георгия с точки зрения психологического содержания юношеского возраста.

В словах Георгия прослеживается озабоченность юноши своим внешним видом и его несоответствием со стереотипными установками в среде своих сверстников. Остро стоит проблема «маскулинности», «мужественности». У Георгия, как у большинства юношей, проявляется недовольство свои внешним видом, физическим развитием. Он стремится познать себя и, поэтому приходит к саморефлексии.

Недовольство развитием своих мужских внешних проявлений влияет и на отношение к женскому полу. А юношеский возраст характеризуется появлением темы любви и специфических отношений со сверстниками, а также установлению взаимоотношений с лицами противоположного пола.

Все это ведет к желанию стать как все, отвечать тем убеждения, стереотипам и социальным установкам, отражающим идеальный образ парня, которого уважают друзья и кем и интересуются девчонки.

3. Какие условия может создать учитель для полноценного самоутверждения Георгия в социуме?

Для реализации этой цели необходимо действовать в следующих направлениях:

— предупреждение возникновения конфликтных ситуаций; — развитие социального интеллекта; — повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе; — определение сциально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе; — моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности с учащимися; — профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Рекомендации для педагогов по развитию благоприятных взаимоотношений в коллективе: — содействовать взаимодействию учеников разных полов, культурных и социально-экономических характеристик; — создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях; — обеспечивать возможности для совершенствования речи; — предлагать развивающую и досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков; — предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.

В ходе воспитательного взаимодействия учащиеся должны овладевать комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющих человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Рекомендуемая литература: Кон И.С. Психология юношеского возраста. Глава VII. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли.