Содержание
Введение
Глава 1. Гибкость
1.1 Гибкость как ценное качество танцора
1.2 Возрастные и физиологические особенности развития гибкости младшего школьника.
Глава 2.Результаты и методы исследования
2.1 Методы исследования.
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность: Актуальность выбранной темы обусловлена: сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте, наличие тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества; (А.П. Матвеев 2003 г.) большими педагогическими возможностями гимнастических упражнений, которые широко представлены в учебной программе по физическому воспитанию для начальной школы.
Объект: процесс развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Предмет: средства, способы и методы развития и совершенствования гибкости у детей младшего школьного возраста посредством хореографии.
Цель: теоретическая разработка и апробация комплекса средств и методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста посредством хореографии.
Задачи:
выявить степень разработанности исследуемой темы в научной, специальной и учебно-методической литературе;
сделать теоретический анализ существующих методик по проблеме исследования; разработать и реализовать комплекс упражнений, направленных на эффективное развитие гибкости у детей младшего школьного возраста под средством хореографии;
проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
Изучение и анализ научно-методической литературы.
Педагогические наблюдения.
Анализ литературы.
1. Гибкость
1.1 Гибкость как ценное качество танцора
Одним из ценных двигательных качеств танцора является гибкость. Учёные и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармонического развития.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... функций, личностных образований и произвольного поведения. § 3. Развитие психических функций Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, ... благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ...
Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга. (В.И. Лях, 2013г.).
Таким образом, гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.
Термин «гибкость» более применяем, если иметь ввиду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин «подвижность». (Ж.К. Холодов, 2001).
Гибкость имеет большое значение в спортивной деятельности. Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости в плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.
Недостаточно развитая гибкость у танцора ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.
Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем — ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смешение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшённой вентиляции лёгких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперёд и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.
Гибкость — это рациональная работа мышц. При отсутствии в них запаса подвижности, им трудно выполнять амплитудные двигательные действия.
С точки зрения морфункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: (Холодов Ж.К.,Кузнецов В.С.2013 г.)
— Активную, пассивную, смешанную;
— Общую и специальную;
— Динамическую и статическую.
Активная гибкость — движения с большой амплитудой за счёт мышечных усилий, т.е. проявление гибкости, происходит без посторонней помощи, самостоятельно.
Пассивная гибкость — выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнёра, внешнего отягощения, тренажёров).
Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называют «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счёт снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А.,1990).
Общая гибкость — высокая подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата.
Специальная гибкость — амплитуда движений проявляется при выполнении конкретного двигательного действия.
Возможности элементов акробатики в развитии гибкости у детей
... уверенность в успешном выполнении движений. Для развития гибкости Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина ... движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, ... статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. ... Состоят из движений (и бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его ...
Статическая гибкость — подвижность, проявляемая в позах в неподвижном положении тела.
Динамическая гибкость — подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении. Проявление гибкости зависит от ряда факторов:
Анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;
Способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, т.е. степень совершенствования межмышечной координации;
Состояние нервно-мышечной системы. Как известно, мышцами управляет нервная система. Движение в суставах осуществляется за счёт мышц, которые под действием нервных импульсов изменяют свою длину. Поэтому, от того, насколько чётко нервная система координирует процессы возбуждения и торможения, протекающие в мышцах, и будет зависеть гибкость. Занимаясь упражнениями на развитие гибкости, т.е. развивая силу мышц (синергисты) и способность их удлиняться (антогонисты), мы тем самым заставляем их адаптироваться к новым условиям работы, подготавливаем нервно-мышечную систему к более высоким амплитудам движения.
Эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движения и делают их менее изящными;
Общее функциональное состояние организма. Под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции её увеличивают, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают;
Внешние условия — время суток, температура воздуха, наличие разминки;
Пол. У женщин гибкость также выше, чем у мужчин. Это зависит от особенностей строения женского скелета, малой массы и силы мышц, а вследствие этого большей их податливостью к растяжению. Установлено, что гибкость женщины на 10 % выше, чем у мужчины. Интересно, что в раннем детском возрасте у мальчиков и девочек гибкость находится практически на одном уровне, главным образом потому, что их мышцы имеют примерно одинаковое развитие. Максимальный прирост гибкости у девочек наблюдается в период 9-12 лет, у мальчиков 10-13 лет;
Возраст человека. У детей гибкость выше, чем у взрослых. Подвижность в суставах, как и любое другое физическое качество, можно начать развивать в любом возрасте и достичь при этом неплохих результатов, но важно помнить, что гибкость, как, ни какое другое физическое качество теснейшим образом связано с возрастом и поэтому, чем раньше начатье развивать, тем больших результатов можно достичь.
Доказано, что главным фактором, ограничивающим, полную естественную амплитуду движения (гибкость) в суставе является сопротивление мягких тканей:
2% обеспечивает кожа;
10 %-сухожилия и связки;
41% -мышечные ткани и их длина. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «Длинная» мышца даёт возможность проявлять полную свободную амплитуду.
У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:
— преобладание в костной ткани органических элементов воды, которые делают скелет гибким и эластичным;
— сочленение костей подвижно в этом периоде развития;
— постепенное замещение костной ткани хрящевой;
— усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны);
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, активность во время ... пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у ...
— слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
— кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;
— недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объём мышечной ткани 27.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6до 8 лет и от 9 -11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.
В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:
— успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
— с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.
Реализуя данные задачи, считается недопустимым чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда необратимым деформациям суставных структур. Данные отклонения способствуют нарушению в формировании некоторых двигательных навыков, развитию плоскостопия, неправильной осанке, и некрасивой походке. Повышенная гибкость без достаточной мышечной силы может вызвать неустойчивость суставных соединений, приводящих к повреждениям суставов. Чрезмерно гибкие несущие суставы — коленный, голеностопный и тазобедренный становятся нестабильными и восприимчивыми к вывихам и травмам.
1.2 Возрастные и физиологические особенности развития гибкости младшего школьника
В рамках данной работы далее следует обратиться к рассмотрению возрастных и физиологических особенностей развития младшего школьника.
Младшему школьному возрасту соответствует возраст ребёнка — 7-11 лет.
В хореографии, как и в других видах деятельности для достижения максимальных результатов в процессе обучения и воспитания используют возрастной подход.
Возрастной подход — это учёт и использование закономерностей развития личности ребёнка (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых.
Рассмотрим возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.
К 7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению. О нём надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознаёт своё поведение и может сравнивать себя с другими.
Развитие креативности младших школьников
... развитие личности младших школьников. Предмет исследования: процесс развития креативности младших школьников. Гипотеза: творческое мышление детей младшего школьного возраста предполагает развитость беглости, гибкости, ... Стандартезированная диагностическая методика для исследования творческого и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста - тест креативности Торранса. 2. Качественный ...
У него формируется ряд новых психологических образований:
— Стремление к общественной значимости;
— Способность управлять своим поведением;
— Умение делать простые обобщения;
— Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления. У них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес.
Окостенение опорно-двигательного аппарата происходит постепенно, но костная система всё ещё богата хрящевой тканью, поэтому кости достаточно мягкие, гибкие, недостаточно прочные, легко поддаются как благоприятным, так и не благоприятным факторам воздействия. Окостенение будет проходить в течение всего младшего детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы.
В младшем школьном возрасте заканчивается формирование свода стопы.
Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.
Мышечная система интенсивно развивается, мышечный тонус укрепляется. Укрепление мышечного тонуса является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.
В младшем школьном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается. Увеличивается сила сердечных сокращений. Повышается работоспособность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление и становится в пределах 80/50-110/70 мм.рт.ст.
По мере развития ребёнка уменьшается частота дыхания и нарастает глубина дыхания, следовательно, улучшается лёгочная вентиляция.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.
Быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает и процесс возбуждения — младшие школьники в высокой степени возбудимы.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно переходит в процесс обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью.
К концу младшего детства восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, поэтому весь учебный процесс подчинён воспитанию культуры внимания.
Мышление у детей этого возраста развивается от эмоционально- образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще..», ( К.Д. Ушинский), и призывал опираться в этом возрасте на эти особенности детского мышления
Большую роль в развитии ребёнка этого возраста играет память. Мозг в этот период обладает большой пластичностью, однако учащиеся не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения. Немалых усилий стоит педагогам выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации труда
Становление личности ребёнка младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками, новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов.
Младшее возрастное звено представляет большое поле для развития нравственных качеств личности, этому способствует податливость и известная внушаемость учащихся, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется учитель.
Глава 2. Результаты и методы исследования
2.1 Методы исследования
гибкость школьник хореография растягивание
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движения доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть — упражнения на растягивание (Холодов,2001).
Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела.
Основными ограничителями размаха движений являются мышцы — антагонисты, чем лучше способность мышц — антагонистов растягиваться в движениях с большей амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать их упругими и эластичными — задача упражнений на растягивание.
Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от использующихся растягивающихся сил. При применении внешних сил упражнения на растягивание называют пассивными.
Пассивные упражнения на гибкость включают:
Движения, выполняемые с партнёром;
Движения, выполняемые с отягощение (резиновый эспандер);
Пассивные движения с использованием собственной силы;
Движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела (станок, шведская стенка, лавочка и т.д.).
Они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений. (Матвеев,1991)
Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или статического (удержания позы) характера.
Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы.
При использовании в качестве растягивающей силы напряжение мышцы, упражнения носят название активных. Активная гибкость развивается в 1.5-2 раза медленней пассивной.
В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости преобладают активные упражнения, так как в реальных условиях жизнедеятельности гибкость, главным образом, проявляется в активных формах.
Активные упражнения в растягивании используют преимущественно в динамическом режиме, но при необходимости усиления воздействия включают выраженные статические моменты с фиксацией звеньев тела в положениях, соответствующим крайним точкам амплитудам движений. Например — пружинистые наклоны с фиксацией и притягиванием туловища руками к выпрямленным ногам. (Матвеев)
К активным движениям с полной амплитудой относятся:
Махи ногами и руками;
Наклоны и вращательные движения туловищем.
Кроме выше перечисленных в физической практике упражнений встречается немало движений, эффект которых обеспечивается, как внутренними, так и внешними силами, такие упражнения называются смешанными или активно-пассивными. Примером таких упражнений является пружинистые движения в шпагате.
По некоторым экспериментальным данным (Е.П. Васильев) в период интенсивных воздействий на развитие гибкости целесообразны следующие пропорции различных растягивающих упражнений :
40-45 % -активные-динамические;
20%- статические;
35-40 — пассивные.
В занятиях с детьми младшего школьного возраста доля статических упражнений должна быть меньше, динамических — больше.
Ближайший эффект от растягивающих упражнений зависит от соблюдения методических правил (Ю.В. Менхин.)
Предварительное функциональное разогревание, применение упражнений, вызывающих достаточную теплопродукцию;
Серийность (многократное повторение) и постепенное усиление растягивающих импульсов (до лёгких болевых ощущений);
Комплексность в подборе средств и рациональное расположение в структуре занятия (как правило, в первой половине основной части).
Воздействуя на гибкость в процессе физического воспитания и обеспечение её поступательного развития и долгого сохранения, различают следующие режимы направленного воздействия на гибкость:
1. Развивающий режим — это массированное применение растягивающих упражнений в системе различных методов и форм организации.
2. Поддерживающий режим — умеренное выполнение упражнений на растягивание, с целью предотвращения реадаптационного ухудшения гибкости.
В процессе специального развития гибкости используются следующие методы:
Метод повторного упражнения;
Метод статического растягивания;
Метод совмещения с силовыми упражнениями;
Игровой и соревновательные методы.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, когда упражнения на растягивание применяются многократно сериями. Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц — растягиваться, при многочисленных повторениях. Начинают движения с небольшой амплитуды, и постепенно увеличивают до максимума. Пределом оптимального числа повторений является уменьшение размаха движений или возникновение болевых ощущений. (О.К. Грачёв,2005)
В зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся, количество повторений в серии дифференцируется.
Также в практике физического воспитания необходимо применять методы статического растягивания. При использовании данного метода, предварительно расслабившись, занимающиеся выполняют упражнения и удерживают конечное положение от 5 секунд до нескольких минут. (В.И. Лях, 1999)
Метод совмещения с силовыми упражнениями. В данном случае если на какую-то мышцу делать много силовых упражнений, то эта мышца после продолжительной силовой работы укорачивается на 30 % и более. Создаётся — эффект «сократительной задолженности». Далее, если он закрепляется, от тренировки к тренировке, то силовые возможности этой мышцы снижаются, и она остаётся укороченной и в состоянии покоя. Поэтому в идеале приветствуется одновременное развитие и силы, и гибкости. (О.К.Грачёв.2005)
В качестве методов совершенствования гибкости, особенно в работе с младшими школьниками используется игровой и соревновательный методы. Они позволяют повысить интерес к выполнению упражнений на растягивание и улучшить эмоциональный фон занятия. (А.П. Матвеев)
В младшем школьном возрасте особая осторожность необходима при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата у детей 7-11 лет ещё очень нежны и легко травмируются.
Из всех сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Поэтому вначале надо развивать подвижность именно этих суставов. Объём и интенсивность упражнений на гибкость должна повышаться постепенно. (А.М.Шлемин, стр.169)
По мнению (А.П. Матвеева), у детей младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют 40% времени, отводимого на уроке, а на выполнение статических упражнений — 20%.
Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая нужна для овладения техникой изучаемого двигательного действия и этот уровень развития гибкости обозначается как запас гибкости.
Достигнутый уровень гибкости следует поддерживать повторным воспроизведением упражнений необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками в детском хореографическом коллективе упражнения на развитие гибкости надо включать постоянно и в большом объёме.
В отличие от других физических качеств гибкость начинает регрессировать очень рано. Причина её кроется в постепенном окостенении хрящевых тканей у воспитанников, в упрочении их связочного аппарата и в уменьшении эластичности их связок.
Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому учёные считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят «Пока позвоночник гибок, тело молодо».
Установлено, что естественный подвижный регресс во всех суставах наступает в 10-11 лет. Этому естественному регрессу гибкости можно противодействовать усиленным развитием той же гибкости, но начатой в более раннем возрасте. Специальными исследованиями показано, что у детей младшего школьного возраста гибкость поддаётся направленному улучшению значительно лучше, чем у подростков 13-14 лет. Принято считать, что данный возраст, младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для направленного роста амплитуды движений во всех главных суставах.
Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата используют различные формы воздействия на эти отделы:
Для лучезапястного сустава — сгибание, разгибание, вращение;
Для плечевого сустава — вращение, маховые движения в различных направлениях и плоскостях, вис на гимнастической стенке, приседание в висе стоя сзади, размахивание в висе, наклоны вперёд с хватом за рейку гимнастической стенки, пружинистое отведение рук, « мост», выкрут с гимнастической палкой;
Для мышц туловища — прогибание, наклоны назад, наклоны вперёд, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища;
Для тазобедренного сустава — глубокие приседы на полной ступне в положении ноги врозь, глубокие приседы в положении широкого выпада вперёд и в сторону, наклоны вперёд в положении седа, стоя у опоры — махи ногами вперёд, в сторону, назад, шпагат поперечный, продольный.
Задачу развития гибкости у воспитанников младшего школьного возраста важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить учеников с названием частей тела, с движениями, которые они совершают. Воспитанники должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движения, повороты и вращения. Названные движения должны быть освоенными. (Лях, стр.10)
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных данных.
2. Педагогический эксперимент.
3. Тестирование.
4. Математическая обработка данных.
Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология. Был проанализирован 51 источник. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте были использованы следующие тесты:
1. Оценка гибкости производилась по общепринятой методике — измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак «+») было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный — расстояние выше изолинии (знак «-«) (таблица 1).
Измерения были проведены в начале учебного года и в конце учебного полугодия как в контрольной.
2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался циркуль, который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир.
Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики.
Таблица 1. Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Параметры / Оценка |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
|
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см). |
+15 |
+ 5 |
0 |
— 5 |
|
Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведенной кисти (град). |
70 |
90 |
95 |
100 |
|
Угол туловища к горизонту в по при наклоне вперед в положении сидя (град). |
5 |
15 |
25 |
35 |
|
Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град). |
182 |
180 |
178 |
175 |
|
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
|
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
|
2.2 Результаты исследования
Таблица 2. результаты теста на период (сентябрь).
Ф.И. |
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см). |
Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведенной кисти (град). |
Угол туловища к горизонту в по при наклоне вперед в положении сидя (град). |
Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град). |
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град) |
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град) |
|
Юсова А. |
+15 |
70 |
5 |
182 |
180 |
180 |
|
Козьмина Ю. |
+10 |
95 |
35 |
180 |
180 |
180 |
|
Степанова В. |
+15 |
70 |
25 |
180 |
178 |
178 |
|
Зимина А. |
0 |
90 |
15 |
178 |
175 |
180 |
|
Булгакова Е. |
0 |
100 |
35 |
175 |
172 |
175 |
|
Горбенко Д. |
-5 |
100 |
25 |
178 |
172 |
172 |
|
Шкиткина А. |
0 |
95 |
35 |
175 |
172 |
172 |
|
Таблица 3. Результаты теста на период (декабрь).
Ф.И. |
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см). |
Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведенной кисти (град). |
Угол туловища к горизонту в по при наклоне вперед в положении сидя (град). |
Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град). |
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град) |
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град) |
|
Юсова А. |
+15 |
70 |
5 |
182 |
180 |
180 |
|
Козьмина Ю. |
+15 |
70 |
15 |
180 |
180 |
180 |
|
Степанова В. |
+15 |
70 |
5 |
180 |
180 |
178 |
|
Зимина А. |
+5 |
70 |
5 |
182 |
180 |
180 |
|
Булгакова Е. |
+5 |
95 |
15 |
180 |
180 |
180 |
|
Горбенко Д. |
0 |
95 |
25 |
178 |
175 |
172 |
|
Шкиткина А. |
+5 |
95 |
15 |
175 |
172 |
178 |
|
Период — сентябрь:
Период — декабрь
Анализ полученных данных показал что после применение данных упражнений в течение нескольких месяцев у детей улучшилась гибкость.
Заключение
Результаты анализа научно-методической литературы показали, что наиболее благоприятным возрастом для развития гибкости является младший школьный возраст.
Одним из эффективных средств развития гибкости являются упражнения стретчинга. Исходя из данных анализа литературы, стретчинг является неотъемлемой частью ритмической гимнастики. Упражнения на растягивание снимают усталость и психоэмоциональные нагрузки, увеличивают гибкость и улучшают кровообращение, повышают активность и настроение, восстанавливают силы и предохраняют от стрессов, помогают сохранить осанку, здоровье, молодость, красоту.
Методически правильная организация тренировочного процесса, направленного на развитие гибкости, призвана обеспечить наилучший результат, как с физической, так и с психологической стороны. Используемая грамотно, данная методика становится существенным дополнением к общему тренировочному процессу танцора. Она способствует не только развитию гибкости опорно-двигательного аппарата, но и учит контролировать движения любой части тела и устойчивости внимания.
Конечно, гибкость сама по себе не заменяет танца, но без должной гимнастической подготовки существенного успеха в танце добиться вряд ли удастся. Следовательно, в хореографии развитии гибкости необходимо для раскрытия возможностей своего тела, для более выразительного исполнения танца и совершенного владения своим телом. Хорошее владение гибкостью значительно обогащает и расширяет рамки движения танцора, позволяет в совершенстве овладеть новыми и сложными формами технических действий.
Список литературы
1. Л.П. Матвеев Теория и методика физической культуры. — М: Физкультура и спорт 2003 г
2. В.И. Лях, Гибкость и методика ее развития — Физкультура в школе 2013г
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С Теория и методика физического воспитания и спорта. -М: Академия, 2013г.
4. Ашмарин Б.А., Виленский М.Я. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов. М.: Просвещение, 2005
5. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе — М: Владос — Пресс, 2003г.
6. Журавин, М. Л. Гимнастика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М. Л. Журавин, Н.К. Меньшикова.-4-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 448с.
7. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. — М: Физкультура и спорт, 2009г.
Приложение
Комплекс упражнений для воспитания гибкости. Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание. Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий. Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном «разогревании» мышц, их растяжимость увеличивается. Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.
1.И.п. — Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
— Круговые движение головой вправо.
— Круговые движения головой влево.
2.И. п. — Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1.- Круговые движения руками вперед. 2..- Круговые движения руками назад.
4.И.п. — Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1. — Отведение рук в стороны.
5.И. п. — Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
— Наклоны туловища вперед.
— Наклоны туловища назад.
6.И.п. — о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
— Вращательное движение голени вправо.
— Вращательное движение голени влево.
7.И.п. — о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
— Вращательное движение голени влево.
— Вращательное движение голени вправо.
Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.
1.И.п. -о.с.
— Рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз.
— Рывки руками, правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.
2.И.п. — о.с. Руки перед собой.
— Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз.
— Наклоны туловища назад 10 раз.
3.И.п. — Сидя на матрасе руки, перед собой.
1. — Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.
4.И.п. — Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади.
1. — Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера. 5. И.п. — Ноги на ширине плеч, руки на полу. 1. — Приседание на шпагат.
При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) — должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) — 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.
Размещено на