Философский уровень методологии педагогики.

Методологические основы современной педагогики: сущность, функции, уровни. Методы педагогического исследования. Педагогическая диагностика в деятельности учителя и классного руководителя.

1. Понятие «методология педагогической науки».

Любая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определённые исходные положения, дающие объективное истинное представление о феноменах, которые она изучает.

В роли таких положений выступают методологические знания.

Термин «методология» — греческого происхождения , и в буквальном переводе означает знание о способе (познавательной и практической деятельности), или — учение о правилах мышления (и в науке, и в практике).

Первым методологом, — по мнению КраевскогоВ.В. – методологическим Адамом, — очевидно был человек, который стал задавать себе вопросы: «Что я делаю такое? К чему это может привести?»

На первых порах некоторые черты методологии просматривались в геометрии, которая давала предписания как изучать окружающий мир.

Затем методологические подходы, отвечающие на вопрос –как изучать?- находим в работах философов древности (Платон, Аристотель и др.),- где с философских позиций даётся универсальная логическая система познания окружающего мира (правда, в зависимости от своих философских позиций –материализма или идеализма).

Далее, с развитием естествознания, ряд учёных (Галилей, Декарт и др.) утверждают, что в основе познания мира лежит опыт – пр.эмпиризма.

Ряд других философов (Кант, Гегель и др.) рассматривают закономерности самого мышления, говоря *о восхождении от абстрактного к конкретному, *о противоречивости развития бытия и мышления и так далее.

Таким образом, задолго до появления научной категории «методология», ряд методологических основ, предписаний были заложены (сформулированы) в трудах философов прошлого при разработке философской теории познания (гносеологии) окружающего мира.

В основе диалектического метода познания реальной действительности лежат принципы: *связи теории и практики; *познаваемости реального мира; *детерминированности (взаимозависимости) всех явлений; *взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Философские знания об окружающем мире и его познании всегда выступают методологической основой любых научных исследований.

Сегодня понятие методологии педагогики разные авторы в разных учебниках определяют как :

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... Методологические основы исследования •Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики. •Общие методологические принципы научного исследования. Частные методологические ... возможности различных методов. •Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование ...

— учение о принципах построения и способах научно-познавательной деятельности;

— совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании педагогической действительности;

— учение о методах научного исследования;

— учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, т.е. о педагогическом познании;

— систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение о самой этой системе;

— учение о методах научного познания педагогической действительности и её преобразовании;

— учение о применении диалектики к процессу образования;

— системное изложение теоретических идей (философских, психологических, педагогических), которые выступают как руководящие ведущие принципы в практической и научно-педагогической деятельности;

— концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях; (Кочетов А.И.)

— умение педагога рефлексировать в терминах педагогической науки (Краевский В.В.) – то есть отвечать на вопросы: каковы цели деятельности? , каков может быть конечный результат? , какие методы целесообразнее использовать для получения результата?- и т.д.

Все эти определения не противоречат друг другу, а лишь дополняют сущностное понимание такой сложной категории и одновременно – отрасли научного знания, как методология педагогики.

На основе вышеизложенного, выделим два основных аспекта понимания методологии педагогики :

1. Методология педагогики понимается как системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической педагогической деятельности.

Такое понимание МП имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или позиции педагога.

2. Методология педагогики понимается как нормативное знание о способах организации научно-педагогического исследования, его программе, логике, основных характеристиках, методах исследования и определения качества исследовательской работы.

Таким образом, можно сказать, что Методология Педагогики есть научное учение о самой науке педагогике, закономерностях её развития, категориальном аппарате, основаниях и структуре педагогической теории, принципах подхода и способах добывания педагогических знаний.

Она направлена на совершенствование научной педагогической деятельности.

Методология педагогики выполняет ряд функций :

познавательную – получение новых знаний об эффективности методов исследования, о тенденциях развития науки, о способах построения теорий и концепций и пр.

критическую – выделение «белых пятен» в науке и предложение путей их устранения,

рефлексивную – анализ собственного учения о научно-педагогическом исследовании и научно-педагогической деятельности.

2. Уровни методологии педагогики

Выделяют 4 уровня методологии педагогики: *философский, *общенаучный, *конкретнонаучный, *технологический.

20 стр., 9861 слов

Психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов

... человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, ... подхода к педагогической деятельности. Задачи педагогической практики: Изучить психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов, ее ...

1. Философский уровень методологии педагогики.

На этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика. При этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Этот уровень определяет также общие принципы познания и категориальный аппарат педагогики.

Основные философские направления, выбираемые исследователями:

А) Экзистенциализм (философия существования).

Основной тезис – «Человек есть то, что он сам из себя сделает». Основное понятие –«существование» (экзистенция), т.е. индивидуальное бытие человека. Считается, что в человеке изначально заложены способности – к познанию, к творчеству, к нравственному поведению. Но только от него самого зависит их развитие и реализация., а не от внешнего воздействия. Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь. И воспитание понимается как самовоспитание. Объектом познания является не внешний мир, а внутренний мир самого человека, проходящего через кризисные ситуации, в которых он сам делает выбор своего дальнейшего пути.

Ведущая роль в обучении отводится гуманитарным предметам, а в воспитании- развитию «человеческого в человеке» через самовоспитание, саморазвитие, самообразование, саморегуляцию и пр.

Экзистенциальный подход предполагает обращение к изучению внутреннего мира человека, его ценностно-смысловой сферы, а также различных форм проявления его внутренне обусловленной активности (самовоспитание и пр.).

Этот подход лежит в основе пед.концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы.

Б) Прагматизм. (греч. Прагма – опыт, дело).

Основной тезис – «Школа – инструмент жизни». Основное понятие – опыт, дело. Школа должна не столько давать знания, сколько готовить ребёнка к жизни в обществе. Отсюда – приоритет практических методов обучения, позволяющих ребёнку проявлять свою активность и получать знания через практическую деятельность. Ещё одна важная идея – идея уникальности каждого человека. Отсюда – задача всемерного развития способностей через всевозможные упражнения и практики.

Идея уникальности привела к возникновению учения педоцентризма (ребёнок , как солнце,- в центре образовательного процесса, и вокруг него «вращается» всё: педагоги, содержание и средства образования и пр.,- для развития его способностей и удовлетворения его интересов и потребностей.

Основоположник – Дж.Дьюи (амер.).

Популярна в США и Зап.Европе.

В) Бихевиоризм (от англ.= поведение).

Основной тезис – «Улучшать человеческое поведение». Основное понятие — стимул-реакция. Поведение человека определяется внешними стимулами, которые заключены в окружающей человека социальной среде. Задача образования – приобщение человека к нормам общества через создание условий, стимулирующих «желательное» поведение, и закрепление его с помощью поощрений.

На первое место выходят не внутренние факторы становления человека, как в экзистенциализме, а создание внешних условий воспитания и обучения.

13 стр., 6151 слов

Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности ...

... проверить следующую гипотезу: «Чем старше человек, тем он менее агрессивен и несдержан» Задачей исследования является выявление связи между агрессивным, враждебным поведением людей и их возрастом. Для этого ... Доктор H. Parens, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует ...

Идеи Б. лежат в основе некоторых теорий организации воспитывающей среды, программированного обучения и пр.

Г) Диалектический материализм.

Основной тезис –«Бытие определяет сознание». Основное понятие – формирование. Личность развивается в деятельности. Считается, что цели образования задаются извне – обществом и и государством, что всё в мире имеет причинно-следственную взаимообусловленность. Воспитание рассматривается как целенаправленное формирование заданных качеств. Всё находится в развитии и всё управляемо. Пример – советская педагогика, традиционные концепции образования, они – технологичны, связаны с организацией деятельности детей.

Д) Религиозная (идеалистическая) философия.

Основной тезис –«Воспитание –подготовка к вечной жизни». Основное понятие – духовность. В человеке есть духовное начало, через которое он связан с Богом. Духовная жизнь человека связана с поиском смысла жизни, своего места в мире и пр. Задача педагога – научить различать добро и зло, делать правильный выбор. Особое значение придаётся нравственному воспитанию. Считается, что становление человека определяется не материальными условиями его жизни, а внутренними закономерностями его духовного развития и действием невидимых сил добра и зла. Приоритет воспитания над обучением. Приоритет самовоспитания над воспитанием извне. Убеждение во врождённом характере основных человеческих качеств (это роднит с экзистенциализмом).

В целом, на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение.

2. Общенаучный уровень методологии педагогики

Этот уровень представляет собой систему подходов к пониманию педагогической действительности, применяемых во всех или во многих научных дисциплинах. На этом уровне определяются этапы и элементы научного исследования (объект, предмет, проблема, тема и т.д.), избираются общие способы изучения педагогических феноменов. При этом , выбранный подход является тем углом зрения, той «призмой», сквозь которую исследователь смотрит на изучаемые явления.

Общенаучные подходы : *системно-структурный, * функциональный, * деятельностный, *целостный.

А) Системно-структурный подход.

Этот подход к изучению педагогических явлений предполагает, что изучаемое явление предстаёт перед исследователем , во-первых, как некая структура, и изучается по структурным элементам, а во-вторых,- как система. Анализируются элементы системы, их взаимосвязь и взаимообусловленность; встроенность системы в более общую систему, или имеющиеся подсистемы; зависимость системы, её устойчивость, динамичность и так далее.

Системный подход (метод системного анализа) требует рассматривать все явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии, в движении. , а так же с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие; рассматривание функциональных, структурных, причинно-следственных и иных связей. Изучение личности с точки зрения системного подхода предполагает изучение всех её качеств во взаимосвязи и во включённости в разнообразные виды деятельности.

7 стр., 3224 слов

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших ...

... методистов, психологов, учителей. Поэтомутемой исследования мы выбрали методы изучения музыкальных произведений крупнойформы ... мышление доспособности образа творческой деятельности и заинтересованных отношений сдуховным ... методы решают в музыкальномвоспитании школьников. Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательнойшколы. Внижеследующей главе мы хотели бы осветить подходы к изучению ...

Системный и структурный подход не отделимы друг от друга. При этом под структурой понимается строение и внутренняя форма организации изучаемого объекта, опирающаяся на устойчивые связи и законы его функционирования.

Б) Функциональный подход.

Функция – есть внешнее проявление свойств объектов в системе отношений. Её можно рассматривать как роль в отношениях человека с обществом (функция гражданина, семьянина, родителя и пр.).

И тогда при таком подходе личность понимается как система социальных отношений , или совокупность ролей; и тогда изучение личности идёт именно с этих позиций, то есть исследуются вопросы: как эффективнее подготовить учащегося к взаимодействию с обществом: к трудовым, межличностным и другим отношениям.

При исследовании системы при функциональном подходе выявляются функции (задачи) каждого элемента системы и всей системы в целом.

В) Деятельностный подход.

Он требует изучения педагогических процессов через призму основных компонентов деятельности : потребности, мотивы, цели, действия, операции, способы регулирования, контроль и анализ достигаемых результатов. Основная идея – личность формируется и проявляется в деятельности. Для формирования какого-либо качества необходимо включение человека в деятельность, соответствующую этому качеству (трудолюбие – в трудовую деятельность и пр.).

И изучить эффективность этой деятельности.

Данный подход позволяет выявить возможности формирования способностей и качеств личности в различных видах деятельности.

Г) Целостный подход.

Он предполагает любые явления и объекты исследования изучать целостно, т.е. во всём многообразии их компонентов, функций, отношений, связей и т.п.

Обычно используется при изучении вопросов эффективности учебно-воспитательного процесса ; при организации комплексного планирования и осуществления учебной и внеучебной деятельности; при поиске путей интеграции содержания учебных предметов или преодоления эпизодичности воспитательных мероприятий и т.п.

Среди качеств личности при целостном подходе изучаются стержневые (системообразующие и подчинённые), а также закономерности их формирования.

3. Конкретнонаучный уровень методологии педагогики

Этот уровень методологии представляет собой систему методов, принципов исследования и исследовательских процедур, специфичных для педагогики и применяемых только в этой отрасли научного знания.

Этот уровень объединяет в себе множество подходов, например :

культурологический подход, основанный на понимании содержания образования как культурного опыта человечества, а воспитания – как неотъемлемой части культуры;

аксиологический подход, рассматривающий образование и воспитание как процессы, направленные на присвоение системы ценностей;

средовый подход, в основе которого лежит понимание образования системы условий, необходимых для становления человека;

личностный подход, который учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют на человека опосредованно, преломляясь через его личностный опыт. При этом предполагается, что образование – это активность самой личности, и её необходимо стимулировать.

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...

... Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте. Педагогические ... освоение различных видов деятельности; · самоидентификация ... дисциплиной, пассивностью учащихся. Для "безмятежной" ... формы и методы организации образования ... исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, ...

-и другие.

Множественность подходов необходима для получения достоверного педагогического знания, для выявления наиболее значимых педагогических проблем, для моделирования многообразных педагогических явлений и процессов, для проектирования воспитательных систем и регулирования на научной основе образовательной деятельности.

4. Технологический уровень методологии педагогики.

Это уровень конкретных методов исследования. Он включает набор процедур и методик, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Перечислим основные группы методов педагогического исследования

1)-эмпирические методы— направлены на диагностику состояния исследуемого объекта. Это :

— метод педагогических наблюдений; контент-анализ; изучение передового педагогического опыта и опытническая работа;

— диагностический эксперимент;

— методы опроса: беседа, интервью, анкетирование;

— методы экспертных оценок (рейтинга) и самооценки, педагогический консилиум;

— метод диагностирующих контрольных работ. И др.

2)-теоретические методы –позволяют подняться над реальностью до теоретического обобщения. Это:

— метод теоретического анализа, в том числе –сравнительно-исторического;

— синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование,

-моделирование , мысленный эксперимент и др. 3) —методы количественного и качественного анализа – позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно- следственных связей между явлениями: шкалирование , математические и статистические методы обработки данных и др.

В каждом исследовании должно соблюдаться требование целостности и непротиворечивости уровней методологии.

4. Логика научно-педагогического исследования.

Научным исследованием в педагогике называют систематическое и целенаправленное изучение образовательных явлений и процессов, направленное на получение нового знания о них.

Общая логика организации исследования:

1. Изучение состояния проблемы в науке и практике.

2. Конкретизация собственной проблемы исследования.

3. Определение темы исследования.

4. Определение объекта и предмета исследования.

5. Определение цели и задач исследования.

6. Разработка гипотезы исследования и методологической базы исследования .

7. Выбор методов исследования.

8. Перспективное планирование эксперимента.

9. Создание условий для исследовательской работы.

10. Проведение эксперимента (констатирующий – формирующий- контрольный).

11. Обработка полученных данных.

12. Разработка научной концепции (модели, проекта).

13. Оформление результатов исследования и методических рекомендаций для внедрения в практику.

14. Внедрение в практику.

Принципы качественного научно-педагогического исследования:

3 стр., 1131 слов

Методы нейропсихологической диагностики детей

... диагностике. Ведь, несомненно, что нейропсихология, имеющая свой предмет, задачи и объект исследования, ... процессов, поведения и, наконец, учебной деятельности. Во-вторых, память в силу ... 1]. Цель: изучение методов нейропсихологической диагностики детей. Объект: нейропсихологические методы, направленные на постановку ... их запоминания. Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные ...

— принцип целенаправленности;

— принцип объективности;

— принцип прикладной направленности;

— принцип воспроизводимости;

— принцип системности;

— принцип целостности;

— принцип доказательности и точности;

— принцип динамизма

5. Методы педагогического исследования

1. Эмпирические методы исследования.

А)-. Метод педагогических наблюдений.

Применяется в процессе любого педагогического исследования.

Должен иметь: *цель (что наблюдать), *программу (как наблюдать), *разработанные критерии (что и как фиксировать), *заранее разработанную методику обработки результатов.. Объекты наблюдения: *деятельность учащихся, характер этой деятельности, отношение ученика к этой деятельности, мотивы деятельности и пр., *общение- где, с кем, его характер, стили, эффективность и пр., *конкретные ситуации, *поведение учащихся и пр.

Виды пед.наблюдения: *скрытое или открытое, *выборочное или монографическое, *контролируемое или неконтролируемое, *естественное или лабораторное.

Б) Контент-анализ.

Анализ письменных текстов испытуемого, его произведений, писем, тетрадей, продуктов деятельности по заранее определённой схеме.

В).

Метод диагностирующих контрольных работ.

Письменных или лабораторно-практических. Он позволяет получить оперативную информацию о фактических знаниях учеников, о специальных умениях и навыках учебного труда, и- сделать объективные выводы об уровне подготовленности учащихся на той или иной ступени обучения.

Г).

Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование, тестирование.

Позволяют получить информацию о явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдений и не находят отражения в документах. Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о собственных мнениях, настроениях, поступках и пр.

*Беседа- должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологическое состояние участников, вестись в свободной доверительной форме без записи ответов.

*Интервью- короткая беседа с чёткими, заранее подготовленными стандартными вопросами. Ведётся запись. Применяется при массовых обследованиях.

*Анкетирование. Метод массового обследования. Вопросы должны быть посильными, однозначными, краткими и ясными, вызывать интерес и желание отвечать, не содержать скрытого внушения. Виды вопросов: да-нет; развёрнутый ответ; выбор ответов; продолжить предложение.

*Тестирование. Метод массового обследования. Тесты должны быть: краткосрочными, однозначными, правильными, информационными, удобными и стандартными.

Д), Обобщение независимых характеристик. Суммирование оценок разных экспертов по определённому плану. Формы такого обобщения – малый педсовет, педагогический консилиум, методика парных сравнений.

Е).

Изучение и обобщение передового опыта.

Педагоги-практики нередко интуитивно делают важные педагогические открытия. И если их новшества не будут теоретически осмысленны и обобщены, они так и останутся достижениями новаторов-одиночек.

Ведётся по плану с использованием многих других методов.

Ж).

Педагогический эксперимент.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... Роршаха, тест Люшера, рисуночный тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Комплекс методик по диагностике общего и художественного развития детей по их рисункам Полуянова Ю.А. Приемы исследования художественно-творческой ... Психологическая характеристика художественных способностей (по В.И. Киреенко и В.Меуману). Методы выявления одаренных детей. Работа педагога с одаренными детьми на позициях ...

Специально организованная поисковая педагогическая деятельность с заранее заданными исследовательскими целями: с целью создания нового опыта; с целью проверки гипотезы; с целью апробации модели, проекта и пр. Виды экспериментов:

*Констатирующий (диагностирующий).

Проводится в начале исследования, чтобы выяснить исходное состояние изучаемого объекта.

*Формирующий (созидательно-преобразующий).

Разрабатывается и реализуется на практике новая модель (проект, система и пр.).

Изучаются итоги внедрения.

*Контрольный. Удачно внедрённая модель проверяется в других условиях, другими педагогами.

*Естественный. Исследователь не привносит что-либо извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, внося лишь отдельные элементы.

2. Теоретические методы исследования.

А).

Анализ.

Метод научного исследования путём разложения исследуемого предмета на составные части (признаки, составляющие), чтобы найти в целом- части, в сложном- простое, в едином- многое, в следствии- причину. В том числе – сравнительно-исторический анализ.

Б).

Синтез.

Соединение полученных при анализе частей в целое; рассмотрение целого как сложного смыслового единства.

В).

Моделирование.

Модель заменяет оригинал в более простом для понимания виде. Изучение модели даёт информацию об оригинале. Модель- результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков объекта. Или мысленно представляемый идеальный объект после его планируемого преобразования.

Г).

Общенаучные методы:

*Индукция- обобщение, нахождение по частным фактам и явлениям общих принципов и законов.

*Дедукция- выведение из общих закономерностей частных положений как результат конкретизации.

*Идеализация- образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых на практике.

*Мысленный эксперимент- мысленные операции на моделях объектов, которые отображают реальные процессы.

*Сравнение- выявление сходства и различия между объектами.

*Обобщение- выделение общих свойств класса предметов.

*Ранжирование- выделение главного в явлении и последующих второстепенных фактов по убывающей.

*Классификация- распределение предметов на классы в соответствии с конкретными признаками.

3. Методы количественного и качественного анализа (математические/статистические методы).

Позволяют обработать полученные другими методами данные в процессе исследования .

Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя и классного руководителя

На сегодняшний момент ни у кого не вызывает сомнений оправданность тех мер, которые принимаются во всем мире для поддержания и развития одаренных детей. Именно их творческие и интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере человеческой жизни. 

Мы же считаем, что процесс диагностики педагогом уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учеников своего класса должен стать неотъемлемой частью его развивающей работы с ними.  Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы диагностики.  В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и ,в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.

12 стр., 5702 слов

Психологические тесты как метод исследования

... Психологические тестыПсихологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по ... черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости, скорость принятия решений, быстроту смены настроения и ...

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:  1.Информационную  2. Прогнозирующую  3. Оценочную  4. Развивающую  Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный уровень развития ребенка, выявить уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.  Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития ученика.  Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы: иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.  Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.  Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:  Определить уровни развития ребенка, обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, увидеть норму и отклонения, проанализировать полученные фаты, становить причины изменений, выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;  2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;  3. планирование последующих этапов учебного процесса;  4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;  5. улучшение условий учебы.  Отбирая диагностические методики, учитель должен руководствоваться следующими критериями:  Возраст учащихся, особенности формирования детского коллектива, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия учащихся и педагога. Хотя содержание психодиагностической деятельности (на этапе тестирования) практически не зависит от того, кто сформировал запрос, но на этапе интерпретации результатов возникает проблема перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык её пользователя. Кроме того, перед психологом встают этические проблемы, поскольку он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка.  Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике  В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных:  1) L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:  — оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;  — эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;  — необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;  — ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.  2) Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:  — познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов);  — мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону «социальной желательности»).  3) T-данные (Objective test data) — данные объективных тестов.  По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:  — тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т.д.);  — тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.);  — тесты на восприятие;  — опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.);  — мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.);  — эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.);  — проективные тесты (формализованные личностные тесты).

Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят;  — ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях — индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);  — игры, в которых наиболее полно проявляются люди;  — физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.);  — физические тесты (антропометрические);  — случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.)  Работая с диагностическими методиками, учитель должен придерживаться следующих правил:  1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат  2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности  3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми  4. Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо  5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа  6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.  Выбор методик изучения не должен быть случайным – его необходимо делать в соответсвтии с установленными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.  Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:  Беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, сочинения, социометрия, ранжирование, графический и рисуночный тест.  Метод бесед является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.  Классификация видов наблюдения:  — по времени проведения: непрерывные и дискретные;  — по объему: широкие и узкоспециальные;  — по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).  Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка ил группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.  Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.  Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.  Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребенка.  Также к диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.  Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель младших школьников, необходимы ему для того, чтоб организовать целенаправленную и эффективную индивидуальную работу с учащимися класса. Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов исходя из цели, которая ставились. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные ( итоговые ) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.  Также на современном этапе весьма важной является диагностика интеллектуальной сферы школьников и рассматривается специалистами как весьма актуальная, призванная обеспечить функцию обратной связи, заключающуюся в информировании общества о том, несколько результаты работы системы образования соответсвтуют поставленным пред ней целям и задачам. Таим образом, рассматривая умственное развитие учащихся и как результат, и как предпосылку обучения, можно посредством диагностики этой характеристики оценить следующее:  Эффективность системы образования в целом, также ее отдельных составляющих,  Возможности каждого ученика в усвоении школьных знаний.  Диагностика умственного развития выступает так обязательный этап и средство решения целого комплекса практических проблем, возникающих школе. Признавая ведущую роль обучения в умственном развитии школьников, можно использовать диагностику этой психологической характеристики как средства обратной связи, отражающее особенности и эффективность процесса обучения. Тест интеллекта и умственного развития состоят из заданий, для выполнения которых испытуемый должен владеть теми умственными действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Тестирование умственного развития учащихся позволит оценить используемые программы, учебные пособия и методы обучения с точки зрения степени и особенностей их влияния на эту важнейшую составляющую психического развития.