Составление обобщающей таблицы «Основные этапы развития педагогики»

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра педагогики

по дисциплине «Психология и педагогика»

Исторический

период

Особенности образования

Выдающиеся педагоги и просветители, их идеи и произведения

Зарубежная школа

Российская школа

Зарубежная педагогика

Российская педагогика

Античная педагогика

Начало Средневековья (до XV века)

Эпоха Возрождения

Новое время (вторая половина XVII — XVIII века)

XIX век

XX век

XXI век

Критерии оценки:

Согласно балльно-рейтинговой системе по данной учебной дисциплине максимальная оценка таблицы 10 баллов:

Полнота сведений — 2 балла.

Умение обобщать, выделять главное — 2 балла.

Умение найти информацию и оценить степень реализации педагогических идей ученого в педагогической практике — 2 балла.

Способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками письменной речи — 2 балла.

Аккуратность выполнения работы, соблюдение правил оформления письменных работ — 2 балла.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра педагогики

Темы рефератов с медиа-презентацией

по дисциплине «Психология и педагогика»

1. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности.

2. Формирование мотивов деятельности школьников.

3. Познавательные интересы как мотивы учебной деятельности.

4. Познавательные процессы и способности в обучении.

5. Развитие внимания и памяти школьника.

6. Индивидуальные особенности проявления внимания и их учет в учебно-воспитательной работе со школьниками.

7. Воспитание внимания у учащихся.

8. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе.

9. Особенности внимания школьника.

10. Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения.

11. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся.

12. Развитие мышления школьников.

13. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.

14. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

15. Пути формирования творческого мышления школьников.

16. Воображение в учебной деятельности школьника.

17. Воображение и индивидуальное творчество.

18. Эмоциональная устойчивость школьника.

19. Эмоции и воспитание.

20. Эмоциональная жизнь школьника.

21. Чувства, их развитие и воспитание.

22. Роль чувств в педагогической деятельности.

23. Необходимость учета возрастных особенностей в воспитании чувств.

24. Волевая активность школьников.

25. Воля и ее воспитание.

26. Воспитание воли учащихся в процессе обучения.

27. Развитие и формирование способностей школьников.

28. Формирование общих и специальных, профессионально ориентированных способностей у старшеклассников.

29. Развитие способностей в детском возрасте.

30. Особенности протекания познавательной деятельности у школьников, связанные с различиями в типах темперамента.

31. Формирование характера ребенка.

32. Развитие и формирование личности школьника.

33. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания.

34. Формирование направленности личности школьника.

35. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

36. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

37. Самооценка школьника и ее воспитательное значение.

38. Развитие общения в онтогенезе.

39. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

40. Развитие общения у детей.

41. Организация учебной деятельности в малых группах.

42. Явление деиндивидуализации личности в коллективе, его причины и следствия.

43. Воспитательное влияние коллектива на личность.

44. Пути повышения эффективности деятельности детских групп и коллективов.

45. Практические средства усиления положительных и уменьшения отрицательных влияний коллектива на развитие личности ребенка.

46. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

47. Личностные психологические характеристики современного учителя.

48. Педагогическое руководство формированием знаний, умений, навыков при традиционном обучении.

49. Творческая направленность в деятельности педагога.

50. Соотношение научения и психического развития учащихся.

51. Психологические средства воспитательного воздействия.

52. Психологические теории воспитания.

53. Педагогические способности, их структура и развитие.

54. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поощрений и наказаний детей.

55. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

56. Образование умений и навыков.

57. Умственное утомление школьников в процессе учебной деятельности.

58. Психологическая характеристика учения.

59. Формирование речевого мастерства учителя.

60. Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение.

Критерии оценки:

Согласно балльно-рейтинговой системе по данной учебной дисциплине максимальная оценка реферата с презентацией 10 баллов:

Соответствие содержания теме, обоснование ее актуальности, отражение ее в презентации — 1 балл.

Глубина и полнота раскрытия темы, уникальность текста — 1 балл.

Соответственное отражение содержания реферата в презентации — 1 балл.

Логичность, связность, доказательность — 1 балл.

Обозначение круга научных понятий, правильное использование специальных терминов — 1 балл.

Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение); наличие заголовков к частям текста, их соответствие содержанию; оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, ссылки) — 1 балл.

Представленность в презентации всех частей реферата — 1 балл.

Умение делать выводы, отраженность их в презентации — 1 балл.

Знание правил оформления презентации, умение их выполнять — 1 балл.

Способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками письменной и устной речи — 1 балл.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра педагогики

Подбор и освоение психодиагностических методик

по дисциплине «Психология и педагогика»

Перечень задач,

для решения которых необходимо подобрать диагностические методики,

а затем опробовать их в работе с реальным испытуемым.

1. Изучение особенностей ощущений, восприятия или внимания испытуемого.

2. Изучение особенностей памяти, мышления, воображения или речи испытуемого.

3. Изучение черт личности испытуемого.

Критерии оценки:

Согласно балльно-рейтинговой системе по данной учебной дисциплине максимальная оценка этого вида работы 5 баллов:

Умение подобрать валидную, точную, надежную методику — 1 балл.

Умение обосновать целесообразность своего выбора методики — 1 балл.

Умение анализировать результаты диагностики, формулировать выводы и практические рекомендации — 1 балл.

Умение правильно оформить описание методики и отчет о работе с испытуемым — 1 балл.

Умение изложить устно описание методики и результаты ее применения — 1 балл.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра педагогики

Методическая разработка воспитательного мероприятия

по дисциплине «Психология и педагогика»

Критерии оценки:

Согласно балльно-рейтинговой системе по данной учебной дисциплине максимальная оценка методической разработки воспитательного мероприятия 10 баллов:

Умение выбрать направление воспитания (нравственное, трудовое, физическое, экологическое и т. п.) и обосновать его актуальность — 2 балла.

Умение определить тему, правильно поставить цель и выделить задачи мероприятия — 2 балла.

Содержательность, подробность, грамотность описания содержания мероприятия — 2 балла.

Умение разработать план подготовки (ответственные, задания, необходимое оборудование и т. д.) — 2 балла.

Владение русским литературным языком, навыками письменной речи — 2 балла.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра педагогики

Анализ научной педагогической статьи

(из сборников научных статей кафедры педагогики СамГУ, «Вестника СамГУ» и т. п.)

по дисциплине «Психология и педагогика»

Критерии оценки:

Формируемые компетенции: способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества.

Согласно балльно-рейтинговой системе по данной учебной дисциплине максимальная оценка за данный вид деятельности 8 баллов:

способность выделить сущностное в изучаемом материале, оценить его актуальность — 2 балла;

способность сравнивать, обобщать, классифицировать научные проблемы — 2 балла;

умение доложить о полученных результатах анализа, вести полемику — 2 балла;

способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками устной речи — 2 балла.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра педагогики

Эссе, посвященное деятельности выдающегося педагога или психолога

по дисциплине «Психология и педагогика»

  1. Педагогические и психологические идеи древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля или др.
  2. Ученые эпохи Возрождения: Гуарино Гуарини, Т. Кампанелла, М. Монтень, Т. Мор, Э. Роттердамский, В. де Фельтре и др.
  3. Научные воззрения: Ф. Бэкона, Т. Гоббс, Р. Декарта, В.Ратке.
  4. Гуманизм педагогической системы Я.А.Коменского.
  5. Концепция свободного воспитания в трудах Дж. Локка и Ж.Ж.Руссо.
  6. Представители новой идеологии школьного образования и воспитания в России в первой половине ХVIII в.: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев.
  7. Психологи XIX века: создание психофизики Г. Т.Фехнером; В. Вундт и создание экспериментальной психологии; экспериментально-психологические исследования в Америке (Г.С.Холл, Дж. Кэттелл, Э. Торндайк), Великобритании (Ф.Гальтон), развитие психологической науки во Франции (Т.Рибо, П. Жане, А. Бине).
  8. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци и ее реализация на практике.
  9. Педагогические идеи Ф.А.В.Дистервега.
  10. Педагогические идеи И.Ф.Гербарта.
  11. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины XIX века: Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.
  12. Педагогическая система К.Д.Ушинского.
  13. Эволюция педагогических взглядов и просветительской деятельности Л.Н.Толстого.
  14. Философские обоснования в русской педагогике (на примере творчества Н.А.Бердяева, В.В.Розанова).
  15. Психоаналитическая концепция З.Фрейда.
  16. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
  17. Индивидуальная психология А.Адлера.
  18. Зарубежные педагоги первой трети ХХ века: Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер, Я. Корчак.
  19. Психология как наука о поведении (Дж.Уотсон, Б. Скиннер, Э. Толман, К. Халл).
  20. Развитие психологии в России в конце XIX — начале XX в.: развитие объективной психологии в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева; российские психологи в начале 20 в. (Н.Я.Грот, А.Ф.Лазурский, Н.Н.Ланге, Г. И.Челпанов); философская психология в России 19-начале 20 в. (К.Д.Кавелин, В.С.Соловьев, А.Ф.Потебня).
  21. Педагогические идеи А.С.Макаренко.
  22. Педагогические идеи П.П.Блонского.
  23. Гуманистическая психология и теории личности (А.Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс).
  24. Развитие отечественной психологии в 1920−60-е гг.: С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Б.В.Зейгарник, А.А.Смирнов, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович.

Критерии оценки:

Согласно балльно-рейтинговой системе по данной учебной дисциплине максимальная оценка эссе 10 баллов:

Раскрытие предмета эссе (грамотный, развернутый ответ на поставленный вопрос) — 2 балла.

Обозначение круга научных понятий, правильное использование специальных терминов — 1 балл.

Аргументация основных положений эссе, умение делать выводы — 1 балл.

Иллюстрация научных понятий соответствующими практическими примерами — 1 балл.

Способность дать личную субъективную оценку исследуемой проблеме — 1 балл.

Умение правильно оценивать факты и явления из истории педагогики, а также педагогические инновации — 1 балл.

Способность обобщать, анализировать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому педагогики образования — 1 балл.

Способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками устной и письменной речи — 1 балл.

Способность понимать высокую социальную значимость профессии педагога — 1 балл.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра педагогики

Медиа-презентация, посвященная деятельности выдающегося педагога или психолога

по дисциплине «Психология и педагогика»

  1. Педагогические и психологические идеи древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля или др.
  2. Ученые эпохи Возрождения: Гуарино Гуарини, Т. Кампанелла, М. Монтень, Т. Мор, Э. Роттердамский, В. де Фельтре и др.
  3. Научные воззрения: Ф. Бэкона, Т. Гоббс, Р. Декарта, В.Ратке.
  4. Гуманизм педагогической системы Я.А.Коменского.
  5. Концепция свободного воспитания в трудах Дж. Локка и Ж.Ж.Руссо.
  6. Представители новой идеологии школьного образования и воспитания в России в первой половине ХVIII в.: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев.
  7. Психологи XIX века: создание психофизики Г. Т.Фехнером; В. Вундт и создание экспериментальной психологии; экспериментально-психологические исследования в Америке (Г.С.Холл, Дж. Кэттелл, Э. Торндайк), Великобритании (Ф.Гальтон), развитие психологической науки во Франции (Т.Рибо, П. Жане, А. Бине).
  8. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци и ее реализация на практике.
  9. Педагогические идеи Ф.А.В.Дистервега.
  10. Педагогические идеи И.Ф.Гербарта.
  11. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины XIX века: Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.
  12. Педагогическая система К.Д.Ушинского.
  13. Эволюция педагогических взглядов и просветительской деятельности Л.Н.Толстого.
  14. Философские обоснования в русской педагогике (на примере творчества Н.А.Бердяева, В.В.Розанова).
  15. Психоаналитическая концепция З.Фрейда.
  16. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
  17. Индивидуальная психология А.Адлера.
  18. Зарубежные педагоги первой трети ХХ века: Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер, Я. Корчак.
  19. Психология как наука о поведении (Дж.Уотсон, Б. Скиннер, Э. Толман, К. Халл).
  20. Развитие психологии в России в конце XIX — начале XX в.: развитие объективной психологии в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева; российские психологи в начале 20 в. (Н.Я.Грот, А.Ф.Лазурский, Н.Н.Ланге, Г. И.Челпанов); философская психология в России 19-начале 20 в. (К.Д.Кавелин, В.С.Соловьев, А.Ф.Потебня).
  21. Педагогические идеи А.С.Макаренко.
  22. Педагогические идеи П.П.Блонского.
  23. Гуманистическая психология и теории личности (А.Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс).
  24. Развитие отечественной психологии в 1920−60-е гг.: С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Б.В.Зейгарник, А.А.Смирнов, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович.

Критерии оценки:

Согласно балльно-рейтинговой системе по данной учебной дисциплине максимальная оценка медиа-презентации 10 баллов:

Соответствие содержания теме, обоснование ее актуальности, отражение ее в презентации — 1 балл.

Глубина и полнота раскрытия темы — 2 балла.

Логичность, связность, доказательность — 1 балл.

Обозначение круга научных понятий, правильное использование специальных терминов — 1 балла.

Иллюстрация научных понятий соответствующими практическими примерами — 1 балл.

Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение); наличие заголовков к частям текста, их соответствие содержанию; оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, ссылки) — 1 балл.

Умение делать выводы, представленность их в презентации — 1 балл.

Знание правил оформления презентации, умение их выполнять — 1 балл.

Способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение русским литературным языком, навыками письменной речи — 1 балл.