Философия марксизма, социально-исторические условия его возникновения

Возникновение марксизма как целостной теоретической систе­мы, отражающей интересы пролетариата, было подготовлено пред­шествующим развитием капитализма.

Марксизм — это целостная система представлений о сущности и судьбах капиталистического способа производства и будущем раз­витии общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из трех взаи­мосвязанных частей:

а) диалектико-материалистической философии, исследующей универсальные законы развития природы, общества и человечес­кого мышления и разрабатывающей метод исследования обществен­ных процессов;

б) политической экономии, которая есть результат применения диалектического материализма к исследованию производственных отношений капиталистического способа производства;

в) теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитие общества.

Основная проблема, исследуемая в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», — проблема отчуждения труда. У Маркса она прямо связана, с одной стороны, с типом собственности на средства производства, а с другой — с самой личностью человека, с гуманистической направленностью экономического прогресса. Маркс выстраивает систему отчуждения, основными этапами ко­торой являются: 1) отчуждение человека от средств производства (частная собственность на средства производства) и как следствие отчуждение человека от самого продукта своего труда; 2) отчужде­ние человека от самого процесса труда, превращение труда в при­нудительный труд для другого ради поддержки собственной жизни. В результате происходят отчуждение человека от его родовой сущ­ности (экономический эгоизм и индивидуализм) и, наконец, самоотчуждение человека. Сама жизнь человека становится лишь сред­ством к жизни, ее целью — самоподдержание.

Цепь этих логических рассуждений Маркса, по-видимому, от­ражает развитие капиталистических производственных отношений на начальных стадиях эволюции капитализма. Что касается совре­менного капитализма, то он создал достаточно развитую систему социальных гарантий и для большинства населения обеспечивает удовлетворение нормальных в пределах той или иной страны по­требностей. Вопрос, поставленный Марксом в его первой политэкономической работе и актуальный до сих пор, — вопрос о пре­одолении самоотчуждения человека имеет много вариантов, один из которых дан в более поздних работах Маркса и Энгельса.

14 стр., 6745 слов

Состояние человека в труде

... человека; 2) разработка психолого-педагогических методов и средств формирования личности и профессиональной подготовки трудящихся для сферы материального производства; 3) разработка психологических основ научной организации труда ... техники, систем «человек --техника», 'необходимых условий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сфере материального производства, обеспечивают реальную ...

14. Западная философия XX в.: основные идеи и представители

Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад в становление и развитие техногенной цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.

2. Характеристика основных направлений философии ХХ века

В целом западная философия ХХ века представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу. Рассмотрим лишь некоторые, наиболее распространенные и влиятельные течения современной западной философии.

2.1. Неопозитивизм и аналитическая философия

Позитивизм ХХ века называют неопозитивизмом. Это одно из наиболее распространенных и влиятельных направлений современной западной философии. Неопозитивизм возник в конце 20-х годов XX века и продолжил линию классического позитивизма 30-ых годов Х1Х в.

Представлен Расселом, Осином. Наибольшее развитие получил в англоязычных странах и представлен несколькими школами: логическим позитивизмом, синтаматическим позитивизмом, прагматизмом.

Целью позитивисткой школы стало создание философии, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук. озникновение неопозитивизма связывают с развитием естествознания, стремлением понять трудности его роста. Общими гносеологическими проблемами возникновения позитивизма следует считать, во-первых, относительность знаний и, во-вторых, процесс математизации и формализации наук.

Неопозитивизм пытался решить актуальные философско-методологические проблемы, например, такие как роль знаково-символических средств научного мышления, взаимоотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса.В своих исследованиях неопозитивисты трактуют процесс формализации знаний как независимость логических связей от объективной действительности. Что ведет к изгнанию содержательного смысла из формализованных теорий, к отрицанию эвристической ценности человеческих знаний. Единственным критерием применимости формализованных теорий были объявлены их удобство, простота и т.п.».

2.2. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм

Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939).

Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1912), «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая. Согласно Фрейду, психика подразделяется на три уровня: «Оно» — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; «Я» — сознание субъекта; «Сверх – Я» — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. «Я», по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между «Оно» и «Сверх-Я».

12 стр., 5827 слов

Философия и наука ХХ века

... всего этого состоит их опыт. Вот бытие человека и должна изучать философия существования или экзистенциализм. Кьеркегор подчёркивал иррациональный момент: мы не в состоянии познать что ... деятельности Гуссерль обозначил термином феноменология. Таким путём Гуссерль хотел превратить философию в точную науку. Духовные акты должны быть описаны таким способом, который освобождал бы их ...

2.3. Философия человека: Экзистенциализм

Среди школ философии ХХ века особое место занимает экзистенциализм. Экзистенциализм — это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроения и т.д Идеи экзистенциализма восходит к воззрению датского философа С. Кьеркегора и философии жизни. Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 1905- 1907 годов. После I мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии.

К наиболее ярким представителям этого философ «кого течения относят Марселян, Сартра, Бердяева, Шестова и др.

Это сложное философское течение. Его представители определяли задачу философии — наниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования).

Экзистенциалисты считают, что человек помимо своей воли заброшен в мир, который ему чужд. Поэтому в нем преобладает страдание в любой форме. Мир страшен ему тем, что он бессмысленен и непостижим.Человек живет прежде всего эмоциями, а поэтому реагирует на окружающее эмоционально.

Наиболее надежный способ постижения мира — интуиция. Проблему свободы экзистенциалисты рассматривают следующим образом: свобода есть независимость настоящего от прошлого, а будущего — от настоящего. Свобода не трактуется как свобода деятельности, а лишь как свобода выбора или отношения субъекта к независимому от него окружению. То есть, можно либо свободно смириться со своим положением , либо столь же свободно не принимать своего положения. А посему, задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить отношение к нему.

Религиозное направление экзистенциализма — в мистическом общении с Богом.

15. Позитивизм и его эволюция.

о всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)

 

П — фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.

 

 Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

 

3 этапа в эволюции позитивизма:

 

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) — Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

 

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) — Мах, Авенариус.

 

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) — Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое ...

... - М.,1983. - Т.4. Ауэрбах Э. Мимесис. - М.,1976. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. - М.,1990. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1977. - С.228-242. ...

 

Основатель поз О.Конт (1798-1857).

его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи этой работы:

 

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень — наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика — социология)

 

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.

 

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов… б)Метафизическая — бог становится субъстанцией… в) Позитивная стадия — это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

 

4.Позитивные науки — попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел — человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

 

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках).

Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором — топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод — физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. — соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физпредполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь — Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

 

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

 

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил, но без метафизики. (т.к. метаф — это попэткасудитьо мире вещей, кот непознаваемы).

Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека.

 

Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений — этот поток — основа закона сохранения.

 

Он пытается применить идею эволюции при рассмотртеор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.